28/04/24 - 07:07 am


Автор Тема: "Кирпичики": вариант уголовный.  (Прочитано 390 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27439
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
"Кирпичики": вариант уголовный.
« : 19 Август 2019, 16:23:12 »


На этот раз речь пойдет об очень попу­лярной в свое время песне «Кирпи­чики», которая появилась во времена нэпа. У этого романса есть вариант «гражданский», а есть и «уголовный». О нем и поговорим подробно. Хотя приводим здесь и первый.
По Маяковскому
     Уголовный вариант городского романса «Кирпичики» был хитом в блатной среде. Песня про то, как в каком-то городишке и на его окраине действовала «бригада», как сказали бы сейчас. А тут как раз нэп и вся­кие богатые фраера ходят. Какое решение может быть в таком случае? Только «грабь награбленное».
      В принципе, уличный бандитизм во вре­мена нэпа и расцвел, потому что власти негласно поощряли грабеж толстосумов и буржуев - этих нетрудовых элементов. Кроме того, воры и налетчики получали смехотвор­ные сроки - до года. А часто не получали и того - спасало пролетарское происхождение. Вспомним Клима Чугункина из булгаковского «Собачьего сердца». Три судимости - и все условно. Вот что значило тогда правильное происхождение.

     Пресса того времени, даже печатая криминальную хронику, выполняла четкую идеологическую задачу: пробудить чувства злорадства и некоего морального превосходства по отношению к потерпевшим из числа новой буржуазии, новых советских.

Действительно, жертвами краж и ограб­лений часто были имущие граждане. Как пишет известный исследователь блатного жанра Фима Жиганец, «в Питере 1922-1923 годов громкую известность получили дела, связанные с ограблением квартир меховщика Богачева на улице Плеханова, ювелира Аникеева в Чернышевом переулке, убийство семьи мясоторговца Розенберга с Охты, жены владельца мучного лабаза... Од­новременно исподволь проводилась мысль, что уж работяг, мелких советских служащих, власть защитит, а буржуи, нэпманы пусть защищаются сами. То есть уголовникам ненавязчиво указывалось направление, в котором можно было действовать относи­тельно безопасно».

     В стихотворении «Стоящим на посту» Вла­димира Маяковского, обращенном к милици­онерам, поэт прямо проводит эту мысль:

 

Если выудят

миллион

из кассы скряжьей,

новый

с рабочих

сдерет задарма!

 

Мифические Робин Гуды

     Фима Жиганец продолжает: «Преступления против «буржуев» служили в средствах массовой информации чуть ли не объектом любования, подробности таких дел смаковались, по отношению к потерпевшим сочувс­твия практически не высказывалось, скорее наоборот... Поэтому не вызывает удивления, что в 20-е годы в городском фольклоре воз­никают истории и легенды о «благородных разбойниках». Один из них - легендарный Ленька Пантелеев. Но почти в каждом районе Петрограда имелся свой «защитник обездо­ленных». Многие из них, в отличие от Леньки, в действительности не существовали, были плодом народной фантазии. В Коломне ходили слухи о Моте Беспалом, «короле скопского двора» - бесхозного здания, слу­жившего притоном для уголовного сброда. Поэт В. Шефнер рассказывает в своих вос­поминаниях о легенде, согласно которой, Мотя «советской власти вреда не причинял, грабил только "нэпманов-буржуев", бедным же оставлял подарки с записками: "Где Бог не может - там Мотя поможет"». На Васильевс­ком острове якобы гулял Граф Панельный со своей подругой красавицей Нюхой Гопницей. Граф, разумеется, ни в коем разе не позволял себе грабить пролетариев.

     Доктор исторических наук Наталья Лебина справедливо замечает, что все это «можно объяснить влиянием не только традиций город­ских обывательских легенд, но и политической конъюнктуры, требовавшей изображения нэпа явлением совершенно чуждым и враждеб­ным маленькому человеку». Потому людям и вбивалась в головы мысль: грабить богатого позволительно».

     Грабили, как было принято в то время, - то есть до пят. Что и произошло в песне. Брали не только кошелек и какие-то ценные вещи, но еще и всю одежду и даже ботинки. У дам тоже, между прочим. Такие вот Робин Гуды.

     От «кирпичиков гражданских» в прямом смысле в песне осталась только угроза героя: он грабил, пугая прохожих кирпичом-кирпичи-ком. Вообще, надо честно сказать, что уголовный вариант не отличается большой художес­твенной ценностью - да и в истории он особо не задержался. Как всегда, не прошел мимо песни Аркадий Северный в свое время. А вот нынешние шансонье что-то ее не жалуют.

Авторы известны

     Редкий случай - прекрасно известны ав­торы песни, правда, только «гражданской» версии. Автор музыки - Валентин Кручинин, слов - поэт Павел Герман, написавший такие шлягеры, как романс «Только раз бывают в жизни встречи», - Последнее танго» и «Марш авиаторов» («Мы рождены, чтоб сказку сде­лать былью...»).

     Говорят, что в 20-е годы по популярности «Кирпичики» стояли вровень со «Стенькой Разиным». К 1925 году, всего через несколько месяцев после написания песни, ее уже пела вся страна. Более того: стали возникать ва­рианты, посвященные злободневным темам: растратчикам, алиментам и проч. Куплетист Каминский выступал даже с номером «Кирпичиада», где показывал, как эту песню испол­няли бы в опере, в русском хоре, на цыганский манер и т.д. Короче, песня на все вкусы и все времена. Действительно, народная.

Евгении Зимородок

«Кирпичики»

(«Гражданский» вариант)

Где-то в городе на окраине

Я в убогой семье родилась,

Горе мыкая, лет пятнадцати,

На кирпичный завод подалась.

На заводе том Сеньку встретила;

Лишь, бывало, заслышу гудок.

Руки вымою и бегу к нему

В мастерскую, накинув платок.

Кажду ноченьку мы встречалися,

Где стена образует проход;

Вот за Сеньку-то, за кирпичики.

Полюбила я этот завод.

...Но, как водится, безработица

По заводу ударила вдруг.

Сенька вылетел, а за ним и я,

И еще двести семьдесят душ.

Тут война пошла буржуазная,

Огрубел, обозлился народ,

И по винтику, по кирпичику

Растаскал опустевший завод…

 

После вольного счастья

Смольного Развернулась рабочая грудь,

Порешили мы вместе с Сенькою

На знакомый завод заглянуть.

 

Там нашла я вновь счастье старое:

На ремонт поистративши год,

По советскому по кирпичику

Возродили мы с Сенькой завод...

 

Запыхтел завод, загудел гудок.

Как бывало, по-прежнему он

Стал директором, управляющим

На заводе «товарищ Семен»...

 

Так любовь мою и семью мою

Укрепила от всяких невзгод

Я фундаментом из кирпичика,

Что прессует советский завод...

 

«Кирпичики»

(«Уголовный» вариант)

Где-то в городе, на окраине,

Где стена образует проход,

Из кино вдвоем с модной дамочкой (2 раза)

Шел шикарно одетый пижон.

 

А навстречу им из проулочка

Трое типов каких-то идут:

«Разреши, браток, папиросочку, (2 раза)

Не сочти ты, товарищ, за труд!»

 

А на дамочке шубка беличья,

А на нем - воротник из бобра;

А как вынул он портсигарчик свой (2 раза)

В ем без малого фунт серебра!

 

Ну, как водится, безработица:

«Скидавайте пальто и пинджак!»

Усадили их на кирпичики (2 раза)

И велели ботинки сымать.

 

Кавалер хотел воспротивиться,

Но с бандитом шутить не моги:

Даст кирпичиком по затылочку (2 раза)

Разлетятся на части мозги!

 

Тут заплакала горько дамочка,

Утирая слезу рукавом:

«Как пойдем мы в ночь непроглядную (2 раза)

В непролазной грязи босиком?!»

И сказал бандит наставительно:

«Выбирайте посуше вы путь –

И по камешкам, по кирпичинам (2 раза)

Доберетесь домой как-нибудь!»

 

Жаль, что не было там фотографа,

А то славный бы вышел портрет:

Дама в шляпочке и в сорочечке, (2 раза)

А на нем даже этого нет!

No comments for this topic.
 

Яндекс.Метрика