28/03/24 - 21:36 pm


Автор Тема: Бачурин Евгений .  (Прочитано 573 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Бачурин Евгений .
« : 24 Сентябрь 2019, 15:32:10 »














25.05.1934 - 1.01.2015

Евгений Бачурин «Гордый рыцарь»

Евгений Владимирович Бачурин (25 мая 1934, Ленинград) — поэт, бард, художник Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2004)

1951 Окончил среднюю школу в Сочи и поступил в Московский полиграфический институт.
1954 Ушёл из института и поступил в Ленинградский институт изобразительного искусства им. И. Е. Репина на факультет живописи.
1957 Исключён с третьего курса института в связи с дисциплинарными взысканиями и за то, что «косил глазом на Ван-Гога». Возвращается в Москву и продолжает учёбу в Полиграфическом институте.
1959 Закончил Московский Полиграфический институт.
1960—1969 Работал в качестве художника-иллюстратора в периодической печати: журналах «Юность», «Смена», «Наука и жизнь», газете «Неделя» и др., а также в книжных издательствах «Художественная литература», «Детгиз», «Мир», «Прогресс», «Молодая гвардия».
1969 Становится членом Союза художников СССР.
1970 Работает как график-станковист в технике литографии. Периодически занимается живописью.

С 1985 занимается исключительно живописью. Стихи, песни, короткие рассказы пишет с 1967 г. Стихи публиковались в периодической печати — журналах «Юность», «Знамя», «Сельская молодёжь»; в советских и зарубежных сборниках авторских песен; в «Литературной газете», в газетах «Русская мысль» (Париж), «Новое русское слово» (Нью-Йорк), в журнале «Континент» (Париж) В 1980 году вышел его первый диск — «Шахматы на балконе».

Виниловые грампластинки
«Шахматы на балконе» (1980): Ручей; Баллада об утраченной любви; Ты ходи, волна, гуляй; Беседка; Олень; Ты, негаданный-нежданный; Ожидание.
«Дерева» (1982): Благодарность; Жасмин; Чайка Джонатан; Алеют птицы на заре; Пальто; Баллада о гордом рыцаре; Пегасик; Первый менестрель; Надежда; Мы не вольны собой распоряжаться (Романс №4); Крупица; Дерева; Пташечка; Ах, Мышка; Девочка Настя.
«Я предлагаю спеть о том» (1986): Я предлагаю спеть о том; В ожидании вишен; Весенние мотивы; Между нами; Дороженька; Поэт; Над головой; Выслугой лет; Хрупкая планета; Полынь; Первый гром; Прогулка; Посвящение Беранже.
«Я — ваша Тень» (1990): Я — Ваша тень; Осторожность; Я спрошу у Господа; Баллада на четверых; Посвящение Вертинскому; Когда мы будем жить вместе; Душеспасительный романс; Констатация факта; Транспортная баллада; Дерево добра и зла; Баллада о скульпторше; Впередсмотрящий; Взгляд со стороны.
«Пьяный корабль» (1991): Насекомые; А ты не верь; Окно; Псалом; В начале лета; Где ж набраться оптимизма; Непокорные дети; Пьяный корабль; Скоморох; Где вы брали арбузы; Дядя Биль; Восточная песня из Спектакля П«рощай, Гюльсары»; Жил поэт.

Бачурин Евгений 1980 - Шахматы на балконе (LP) (56)
Бачурин Евгений 1982 - Дерева. Диск-гигант (С60-17623-4) (320)
Бачурин Евгений 1989 - Я предлагаю спеть о том... (LP С60 24325 002) (320)
Бачурин Евгений 1990 - Я-Ваша тень. Диск-гигант (С60 30005 009) (320)
Бачурин Евгений 1991 - Пьяный корабль. Диск-гигант (С60 31321 003) (320)
Бачурин Евгений 1997 - Всё про любовь (320)
Бачурин Евгений 2000 - В ожидании вишен (320)
Бачурин Евгений 2000 - Женщина и человек (320)
Бачурин Евгений 2000 - Мешая истину и ложь (320)
Бачурин Евгений 2000 - Ястреб с высоты (320)
Бачурин Евгений 2002 - Годы застолья. Избранное (CD) (320)
Бачурин Евгений 2004 - Юбилейный (CD) (320)
Бачурин Евгений 2005 - Всё про любовь 1997 (CD-ROM mp3) (192)
Бачурин Евгений 2005 - Юбилейный 2004 (CD-ROM mp3) (192)
...........................
ПОД СТАКАН И В ТРАМВАЕ

Член Союза художников СССР. Выставлялся в ФРГ, США, Франции, Японии, Швеции и др. Автор многих пластинок. Поэт и композитор, исполнитель под гитару собственных песен. Самая известная песня: "Дерева".

Автор: Юрий Кувалдин
 Сайт: Независимая Газета 

     Евгений Бачурин родился 25 мая 1934 года в Ленинграде. Долгое время с родителями жил в Сочи. Окончил полиграфический институт. Работал художником в периодической печати. Член Союза художников СССР. Выставлялся в ФРГ, США, Франции, Японии, Швеции и др. Автор многих пластинок. Поэт и композитор, исполнитель под гитару собственных песен. Самая известная песня: "Дерева". Печатался в журналах "Юность", "Знамя", "Наша улица", "Сельская молодежь" и др. Большая книга, вобравшая практически все произведения Евгения Бачурина, "Я ваша тень" выпущена издательством "Книжный сад" в 1999 году. Книга "Дерева, вы мои дерева..." вышла в издательстве "РИПОЛ-КЛАССИК".

- Евгений Владимирович, в СССР была подпольная живопись, подпольная поэзия, подпольная литература... То есть то, что сейчас, условно говоря, называется андерграундом. Вы себя считаете представителем советского андерграунда?

- В какой-то степени, безусловно, да, потому что я не выходил наружу. Я выходил наружу только в качестве художника. И то в качестве художника-иллюстратора. В 60-е годы я был уже несколько известен как иллюстратор в разных довольно модных журналах. Я тогда уже бубнил стихи Маяковского, Сельвинского, Заболоцкого и Хлебникова. И вот однажды я пришел в знаменитый дом на Масловке, где жили художники, к великому футуристу Владимиру Евграфовичу Татлину. Старик принял меня радостно. Маленькая двухкомнатная квартира старого холостяка. На стенах холсты, которые сейчас находятся в лучших музеях мира, - обнаженная девочка, какой-то прозрачный пейзаж, натюрморт с мясом и ножом. Честно говоря, меня мало тогда взволновали эти картины, написанные плазмовыми мазками, странные по рисунку и лишенные внешнего эффекта.

Я в то время ориентировался на классику - Сурикова, Левитана, Врубеля, в крайнем случае, Петрова-Водкина. Вкусы мои были примитивны и старомодны, а требования на вступительных экзаменах строги и ортодоксальны. Татлин показал мне модель знаменитого "Летатлина", сопровождая это стихами своего друга поэта Хлебникова. Я сидел как завороженный. На меня обрушился поток коротких остроумных рассказов. Передо мной сидел человек из мезозоя, странной, неведомой эпохи.

- Но вы стали известны не как художник, а как бард...

- Я знал Алексея Охрименко. Выглядел Охрименко замечательно: с золотыми зубами.

Человек он был, на мой взгляд, чрезвычайно симпатичный. Блатные песни стали неотъемлемой частью советского фольклора. Один из моих слушателей сказал мне: "Старик, знаешь, в чем прогар твоих песен? Их нельзя петь под стакан". Я очень огорчился. Кому не хочется популярности, тем более занимаясь таким общедоступным жанром? Как-то раздался телефонный звонок: "Евгений Владимирович, с вами говорит редактор журнала "К новой жизни" Алексей Охрименко. Не могли бы вы проиллюстрировать нам пару рассказов? Платим нормально". Через несколько дней я принес рисунки, они понравились, и я стал регулярно сотрудничать с этим журналом. Единственно, что вызывало у меня удивление, - это его название. О какой это новой жизни шла речь? Впоследствии, уже сблизившись с Алексеем Петровичем, я узнал, что журнал предназначен для зэков и охранников, что он идет по тюрьмам и зонам, а иллюстрированные мною рассказы читает вслух группам заключенных работник МВД.

Через много лет, сам уже будучи автором известных песен, я встретился случайно с Охрименко в метро. Он обрадовался, увидев меня. Сказал, что слышал мои песни, а потом добавил: "Я ведь сам к этому причастен впрямую. Вы ведь слышали песни про Льва Николаевича Толстого, про батальонного разведчика, про Отелло и Гамлета тоже. Они уже много лет бродят в самых разных кругах. Только автор, к сожалению, остался неизвестным. Да я и сам тогда этого не хотел. Времена были серьезные. А то мне в те поры припаяли бы тоже кое-что, и сидел бы я сейчас среди тех, кому читают эти рассказики под моей редакцией и с вашими картинками". Охрименко умер в конце 90-х уже очень пожилым человеком. Ему так и не удалось выйти на сцену с гитарой, чтобы спеть:

Венецианский мавр Отелло

В один шалманчик заходил.

Шекспир узнал про это дело

И водевильчик настрочил...

- С кем еще из бардов вы дружили?

- Я хорошо знал Булата Окуджаву. Он первый меня как бы толкнул на это дело... Он уже был знаменитостью. Это был 68-69-й год. И был он у меня в мастерской на улице Чаплыгина. А потом он был на моем дне рождения и поднял бокал в мою честь, и я спел: "Сизый, лети, голубок..." Он поднял бокал за эту песню, сказав, что это песня лучшая за последние 20 лет. Уникальная, удивительная песня. И я помню, что ездили мы с ним к Гердту, где Гердт меня записывал. Не знаю, что из этого получилось, но у Окуджавы был порыв. Как и у других некоторых потом был. Но из порывов ничего не выходит. Порывы - они рвутся, как паруса. Нужна работа машины, постоянная работа... Да. На шторме мало что сделаешь. И Окуджава мне даже, помню, и звонил, и по поводу этой знаменитой моей песенки: "Бежит ручей, и он ничей..." И он мне позвонил и сказал: "Слушай, как там у тебя рассказано, я помню, мне так понравилась эта песня, в мастерской было на Чаплыгина... Там у тебя была такая строчка про хлеб..." Я говорю: "Какой хлеб?" Он говорит: "Напомни текст..." Я начинаю читать текст:
    >
Бежит ручей, и он ничей,

у берегов твоих очей...

Напьешься однажды,

погибнешь от жажды.

Течет ручей с твоих плечей,

и нет ни дней и ни ночей.

Лишь облако в небе,

да дырочка в хлебе...

Окуджава тут восклицает: "А, черт возьми! Вот это замечательно - "дырочка в хлебе"!"

- Евгений Владимирович, при каких обстоятельствах вы написали свои знаменитые "Дерева"?

- Однажды, когда я в те поры жил в Тушино, проезжая на трамвае мимо Покровско-Стрешнева, я увидел озерко, над которым склонились деревья. И это было осенью. Был такой серебристый день, все было очень хорошо... Это был 70-й год. Я вытащил блокнотик и написал... То есть можно сказать, что песня "Дерева" написана мною в трамвае:

Дерева, вы мои дерева,

Что вам головы

гнуть-горевать.

До беды, до поры

Шумны ваши шатры,

Терема, терема, терема...
..................
Талант от Бога
В доперестроечные времена, в Московском Союзе композиторов, я был некоторое время председателем бюро комиссии массовых жанров. Боже мой, какое количество бездарностей и нахалов приносили нам свои "сочинения" для их последующей реализации со ссылкой на мнение Союза. И если из сотен песен находилась лишь одна, не лишенная дарования, мы единодушно ее поддерживали.

Однажды я получил довольно неожиданное письмо от народного артиста, известного композитора, профессора Московской Консерватории Анатолия Николаевича Александрова, музыканта безупречного вкуса и мастерства. В письме этом он просил прослушать на нашей комиссии какого-то художника, сочиняющего самодеятельные песни. Звали его Евгений Бачурин. Отказать мэтру было невозможно и пришлось назначать прослушивание.

Вошел молодой худощавый брюнет с гитарой. Наше бюро, состоящее из известных мастеров песенного жанра, уже приготовилось к очередной потере времени. Бачурин взял гитару и слегка хрипловатым, но приятным голосом запел (кажется, это была песня "Дерева"). Буквально через несколько тактов равнодушие и скука исчезли и мы внимательно, с интересом, дослушали песню до конца (а бывало, прерывали автора уже через несколько строчек). Очарование мелодии, оригинальность и красота гармоний, превосходные стихи нас просто покорили. И спето было очень хорошо, и сыграно на гитаре весьма профессионально.

Затем по нашей просьбе Евгений исполнил еще несколько своих песен. Мы были очарованы, а темпераментный Эдуард Колмановский предложил сразу же рекомендовать Бачурина в члены нашего Союза. Многие его поддержали.

- Дайте, пожалуйста, ноты, - попросили.
- А у меня нот нет.
- Тогда принесите завтра.
- А у меня вообще записанных песен нет.

Я не стану производить музыковедческий анализ произведений Бачурина, но замечу, что любая из его песен достойна профессионального анализа, поскольку они при легкости восприятия, конструктивно, мелодически и ритмо-гармонически весьма необычны, новаторски и заслуживают внимания музыковедов.

К сожалению, в Союз композиторов Евгений Бачурин так и не был принят.

Тексты популярных в наше время песен, будучи оторваны от мелодии, оказываются, как правило, малограмотной чепухой, пошлятиной. Песенные же тексты Бачурина можно печатать без музыки как стихи. И они покажутся прекрасными, а уж с музыкой!..

Я присутствовал на нескольких авторских концертах Евгения. Народ у нас, скажем прямо, не особо сентиментальный. Но частенько после какой-либо песни я видел слезы на глазах у слушателей - то ли от созданного песней настроения, то ли это было слезами радости от настоящего высокого Искусства.

Мы слышим его фамилию реже, чем смертельно надоевших, бездарных эстрадных и телевизионных "звезд". Это потому, что одно из характерных черт его является скромность, а покупать себе славу он считает для себя постыдным. У него своя, преданная ему аудитория разного возраста. И песни, которые он пишет сейчас, не потеряли своего обаяния, только стали чуть-чуть сложнее, ближе к жанру баллады, а мастерства еще прибавилось. Он в полной творческой форме. И признаться честно, слушая какую-нибудь его песню, иногда завидуешь:
- Ах, черт, почему же не я ее написал!

Никита Богословский,
Народный артист СССР
Москва
4.09.2001
.........................................
Это Евгений Бачурин сказал, что «мы живем в ожидании вишен», что «обретаем красоту лишь налету», что «коль искать защиты, так от себя самих». Наградой за эти слова было не официальное признание, но чуткая и преданная любовь его народа, не мешающая маэстро встречать свою 70-ю осень как прежде в неустанном философски-меланхолически-азартном кружении.

Из андеграунда своей мастерской Евгений Владимирович появляется с десятком пластинок и дисков, с двумя недавно изданными книгами стихов, нот и репродукций картин, хранящихся в запасниках Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В мире авторской песни ему принадлежит ниша элитарного классика. Этот таинственный образ начал складываться в 70-ые годы, когда «песнями с мольберта» известного художника-оформителя «Юности» и «Науки и жизни» заслушивались Анастасия Цветаева, Андрей Тарковский, Максим Шостакович, Никита Богословский. Бачурин и тогда пел о «свободе без края и дна», о просторах души, полных отваги.

Свою первую песню он написал в 1967 году. «Бежит ручей, и он ничей», – пропел Бачурин и сразу же оказался вне традиции, сложившейся к этому времени в жанре авторской песни, а позднее продолженной последователями у костров и палаток. Наибольшую популярность в ту пору ему принесли «Дерева», прозвучавшие в телефильме «Лика» в исполнении Евгении Симоновой.

Все эти годы Евгений Бачурин продолжал существовать особняком. Разбрасывая афоризмы, он констатировал, что «осторожность превыше всего» и что «мы не вольны собой распоряжаться», что «нам нужны драконы, которым мы верны» и «нет прошедшему возврата», что «мы теряем друзей своих поутру вдруг, не умея за них заступиться». Его взгляд художника-философа замечал, как «в объятьях замирают ссоры», как «от страха сгорбилась душа», как «ликует звук и дышит светотень».

Хрупкая и грустная Бачуринская планета, возникшая не по велению, а по случаю, живет дуновеньями, дыханием и биением крыл. Она сложена из крупиц, придорожного прибоя трав, лукавых глаз растений. По ней бежит ручей, шумят дерева, мчат олени и, «не жалея ни сердца, ни подков», скачет пегасик. «Ты кто? Кто ты есть, откуда и зачем ты?» - часто спрашивает автор, и по этому вопросу настраиваются здесь голоса обитателей: «Я - крупица, я - чайка с волнореза, я – облако над горизонтом, я – из трав златотканый ковер, я - ваша тень, я – человек».

Создатель многомерного мира, Евгений Бачурин и сам остается личностью многоликой, пограничной и во многом потаенной. Вот уже несколько десятилетий его имя сопровождают легенды и даже курьезы. Некоторые его песни, например, приписывают народному творчеству. Пророчества других сочинений принесли ему славу провидца. Наверное, именно необыкновенные способности автора, отмеченные некогда самим Адольфом Мессингом, позволили ему служить одновременно по ведомству трех муз. Бачурин – композитор и исполнитель, член Пен-центра, Союзов художников и писателей.

А если Вас до сих пор мучает сакраментальный вопрос – кто же такой Бачурин? – сходите на его концерт и посмотрите, как этот овеянный легендами человек выходит на сцену, чтобы петь свои вселенские колыбельные, странной красоты гимны и вальсы протеста.

Светлана Потёмкина (опубликовано с сокращениями в газете «Литературная Россия» от 29.10.2004 г.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Бачурин Евгений .
« Ответ #1 : 23 Август 2020, 15:24:13 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика