28/03/24 - 21:45 pm


Автор Тема: Гульшан ВИА (эстрадный оркестр)  (Прочитано 690 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Гульшан ВИА (эстрадный оркестр)
« : 14 Февраль 2020, 14:17:33 »




ВИА ГУЛЬШАН ЭЙ,САНАМ

год создания - 1964

руководители -
Михаил Муравин, Орифшо Орифов
 
Душанбе. ГКР и ТВ Таджикинстана.


         В мае месяце 1964 года решением Совета Министров при Государственном комитете по радиовещанию и телевидению Таджикистана был организован эстрадный творческий коллектив под названием "Гульшан". Его первым художественным руководителем стала Лайло Шарипова, а музыкальным руководителем - пианист и композитор Михаил Муравин.
         Формирование репертуара "Гульшана" основывалось, прежде всего, на таджикских народных мелодиях. Инициатива эстрадной обработки фольклорных мелодий принадлежит композитору Ю.Тер-Осипову, вслед за которым пошли молодые композиторы - Д.Дустмухаммедов, А.Салиев, Ф.Бахор и другие. Аранжировкой народной музыки начинают заниматься и ведующие музыканты оркестра - Ю.Лядов, Ю.Пулатов и З.Нишанов. В эстрадных обработках звучат такие популярные народные мелодии, как "Дилбари джон", "Сакина", "Чехраи зебо", "Гулумой", "Чакра чакидан гирад" и другие. Удачно дебютировали в первых концертах "Гульшан" совсем юные в то время певцы Б.Маматкулов и А.Солиев. Таджикские композиторы делали свои первые попытки по написанию эстрадных. Можно назвать такие замечательные песни как "Кабутари сафед" и Мавджигул" Д.Дустмухамедова, "Мухаббат" З.Шахиди, "Мухаббат" Ш.Сайфиддинова, "Муи тиллоранг" С.Хамраева.
         С 1967 г. руководителем Государственного эстрадного оркестра "Гульшан" становится выпускник Бакинской консерватории, солист театра оперы и балета им. С.Айни Орифшо Орифов, а музыкальным руководителем сначала Юрий Лядов, а с 1978 г. - Юрий Пулатов. "Гульшан" в 1976 г. был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола республики, а затем лауреата Государственной премии Таджикистана им. А.Рудаки. В 1978 году на конкурсе исполнителей советской песни республик Средней Азии и Казахстана (в г. Ташкенте) исполнение песни композитора З.Миршакар "Ситора" (сл. А.Шукухи) солистской оркестра "Гульшан" Махфират Хамракуловой, принесло ей звание лауреата. Сама песня была признана в числе лучших, исполненных на конкурсе. Значительное место в репертуаре оркестра занимают песни Ю.Лядова - "Гулхои Душанбе" (сл. Б.Фаруха), "Пиала" (сл. А.Шукухи), "Эй, нури ман" (сл. Дж.Руми). Последней из них особую популярность снискало исполнение талантливой солисткой Мукаддас Набиевой. В её репертуаре было много песен, таких как "Ситораи ман" З.Шахиди, "Садои дил" (К.Яхъяев), "Мухаббат" Ш.Сайфиддинова, а также народных "Боди сабо", "Чакра чакидан гирад", аранжировку которых осуществил Ю.Лядов. Плодотворное сотрудничество связывает с "Гульшаном" композитора К.Тушинка. Для этого коллектива им создано большое количество произведений, таких как "Нозанин" - фантазия, "Навои кухистон" - фантазия для эстрадного оркестра, "Парафраз" для оркестра.
.....................................
Автор: Манижа КУРБАНОВА, Asia-Plus
Пик славы вокально-инструментального ансамбля “Гульшан” пришелся на 80-е годы прошлого века. Теперь у молодежи другие кумиры, но любимые шлягеры ВИА “Гульшан” и сегодня живут в сердцах многих таджикистанцев. Одним из “золотых голосов” этого коллектива всегда был народный артист Таджикистана Умар ЗИЕЕВ. Его песни пели не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Сегодня Умар Зиеев - гость “АП”. В эти дни он отмечает свой 55-летний юбилей и 30-летие творчества на сцене.
- Умар Хайруллоевич, как вы пришли в ансамбль “Гульшан”? Я задаю этот вопрос потому, что знаю: у вас нет специального музыкального образования...
- Да, я окончил Таджикский политехнический институт по специальности инженер-механик. В студенческие годы при институте создался ансамбль, и я там пробовал петь. Однажды на репетицию пришел художественный руководитель тогда уже известного ансамбля “Гульшан” народный артист Таджикистана Арифшо Арифов и попросил меня попробовать спеть на большой сцене. Так в 1974 году началась моя сольная карьера. Хотя у меня нет специального музыкального образования, считаю себя профессиональным певцом. Вначале, конечно, пришлось нелегко. Я сильно комплексовал на сцене, но мне помогли мои коллеги. У нас была дружеская атмосфера в коллективе. Вместе мы объездили весь Советский Союз, были в Германии, Польше, Афганистане и других странах. 
- Говорят, что 70-е и 80-е годы были периодом расцвета эстрадной музыки в Таджикистане. Ваше мнение?
- Да, это “золотой век” ансамбля “Гульшан”. Его руководитель Арифшо Арифов - таких руководителей-титанов я больше не припомню - сумел сплотить прекрасную творческую группу, в которую вошли очень талантливые исполнители - Мукаддас Набиева, Махфират Хамракулова, Тоджиддин Мухиддинов, Хурмо Ширинова, Рахима Шалоэр, Баходур Негматов… Это было самое прекрасное время – мы были молоды, талантливы, популярны. Позже в наш ансамбль пришел Кароматулло Курбанов… К сожалению, сейчас  былая слава “Гульшана” прошла...
- А какие проблемы, на ваш взгляд, имеет сегодняшний “Гульшан”? Как вернуть ему былую славу?
- Проблем у “Гульшана” очень много.  Например, на мой взгляд, необходимо создать эстрадно-продюсерский центр “Гульшан”, который скоординирует все группы и творческие коллективы в республике. Этот центр мог бы иметь мощную студию записи, свой театр эстрады, балетную эстрадную группу, хороший оркестр с сильным дирижером, со своим расчетным счетом. Чтобы в нем, как в театре Пугачевой, проходили праздничные вечера. Я не раз об этом говорил, предлагал бывшему руководству Минкультуры. Сейчас много говорят о “Гульшане”, но никто конкретно ничего не делает. Сделали вообще непонятно что: взяли и соединили вместе две танцевальные группы - “Зебо”, “Джахоноро” и эстрадный коллектив “Гульшан”. Если бы это был эстрадно-продюсерский центр под своим же именем, то фанаты и поклонники этого ансамбля конечно бы возродили его.
- Сейчас вы руководите ансамблем “Сипар” МВД страны. Как он создавался?
- Ансамбль “Сипар” был создан по инициативе министра внутренних дел, генерал-полковника Хумиддина Хасановича Шарипова. Когда возник вопрос: кому поручить руководство ансамблем, пригласили меня. Создание ансамбля проходило, как говорится, “на голом месте” - не было ни музыкантов, ни аппаратуры. До конца 2000-го я работал худруком “Гульшана”, затем, когда был подписан приказ о моем назначении на должность художественного руководителя ансамбля “Сипар”, мы приобрели необходимую аппаратуру и 6 февраля 2001 года – в день таджикской милиции, дали свой первый концерт. Кстати, в этом году мы отметили свою первую круглую дату - ровно 5 лет со дня создания ансамбля. У нас работают талантливые исполнители - Хафиз Саидов, Кибриё Раджабова, Елена Гордеева, Парвиз Пулоди, Шабнами Тоджидин…
- Как вы относитесь к тому, что решением Минкультуры на концертах исполнители должны петь без фонограмм?
- Мы давно поем без фонограмм. Благодаря тому, что проходят времена пения “под фанеру” и в других странах, у нас появилось такое правильное решение. И президент республики, когда беседовал с нами на празднике таджикской милиции, тоже об этом говорил. К сожалению, на сегодняшней сцене в основном, выступают безголосые певцы. Запрет фонограммы сильно сократит их ряды. Они лопнут как “мыльные пузыри”, потому что не выдержат конкуренции. В свое время мы пели живым голосом. Существовал определенный уровень, диапазон голоса. Сейчас все по-другому. Очень много развелось “фальшивопоющих”. Но народ уже реагирует: есть случаи, когда на свадьбах в кишлаках, уличенный в использовании фонограммы артист лишается оных. Люди просто разбивают их диски. Думаю, теперь количество перейдет в качество.
Для того, чтобы выявить настоящие таланты, надо продумать и реализовать проект по типу “Фабрики звезд”. Такие одаренные люди есть во всех уголках республики. У них нет денег и возможности, чтобы продвинуться. И им надо помочь. Судите сами: чтобы купить песню у авторов, необходимо от 400 до 1000 долларов.
- Бытует мнение, что у нас нет настоящих продюсеров. Вы согласны с этим?
- Да, в республике острая нехватка продюсеров. Они нам нужны, потому что это голова ансамбля. Но меня беспокоит другое. Это нехватка профессиональных музыкантов, которые очень нужны любому певцу. Сейчас у нас наблюдается такая тенденция: один музыкант работает в пяти ансамблях. До обеда он работает в “Базморо”, затем бежит на занятие в музыкальную школу, вечером подрабатывает  в ресторане. Это прожигание государственных денег. Если человек будет работать в пяти местах, он не в состоянии ездить на гастроли, потому что у него работа еще в четырех ансамблях. Наверное, “Сипар” - один из немногих ансамблей, которые ездят на гастроли по республике - у нас свои музыканты. Кстати, в прошлом году целых 25 дней мы провели на гастролях в Хатлонской области. Очень насыщенная программа прошла в Согдийской области, теперь в планах – поездка  в Раштскую долину и ГБАО.
- Еще одна проблема эстрады, по мнению специалистов, - нехватка качественных текстов и музыки к ним. Вы чувствуете это?
- В России есть отличные поэты-песенники, клипмейкеры. Это будет со временем и у нас, но сейчас творчество отечественных поэтов-песенников находится на низком уровне. Но у нас хорошие поэты-классики. Из эстрадных композиторов я бы назвал Хафиза Саидова, который пишет хорошие песни.
- Однажды в частной беседе вы проговорились, что у вас будет сольный концерт. Эта мечта осуществилась?
- Для этого нужно основательно подготовиться. Живое пение, подготовка оркестра. Здесь нужно учитывать и мой возраст. В данный момент я готовлюсь к этому: беру газели из классиков, синтезирую под эстраду. Хочу выпустить свой новый альбом, который ждут мои друзья и поклонники. Так мы уже 5 лет работаем вместе, скоро намечаем провести сольный концерт ансамбля “Сипар”.
И это все о нем
Инъомджон ОХУНОВ, депутат Маджлиси намояндагон МО РТ, близкий друг Умара Зиеева:
- С Умарджоном мы знакомы с 1970 года, вместе поступили на инженерно-механический факультет Политехнического института. Увлекаясь творчеством, он иногда пропускал занятия, а у нас, что ни день – нужно было сдавать чертежи. Мы с еще одним нашим товарищем Бахромджоном рисовали чертежи вместо Умарджона и в том, что он стал прославленным артистом, есть и наша заслуга. Я часто бывал в родительском доме Умарджона в Орджоникидзеабаде: родители его – педагоги, удивительные люди и они отлично воспитали своих детей. Сейчас, когда я бываю в гостях у своего друга, вижу, что его дети тоже так воспитаны, и это заслуга Умарджона.
Рахима ШАЛОЭР, заслуженная артистка Таджикской ССР:
...........................................
Звезда, погасшая в самом расцвете своей молодости и таланта


5.01.2012, Чархи Гардун


7-января (1950-1979) исполнилось бы 63 года яркой и неподражаемой, живой и жизнерадостной Мукаддас Набиевой, которая ушла из жизни так трагично и так рано, не успев ровным счетом ничего сделать в жизни, кроме как завоевать сердца миллионов слушателей и создать свой стиль в таджикской эстраде.
Родилась и выросла Мукаддас в Фархорском районе в большой и дружной семье. Среди своих трех сестер она была совсем другой, отличалась мальчишеским характером, хулиганила как мальчишка, была шутницей, озорной и очень доброй в душе.
Мукаддас Набиева поступила на факультет легкой атлетики физкультурного института и была единственной девушкой в группе среди 30 парней. Она умела совершать поступки, перед совершением которых другие девушки сто раз подумали бы. Она не боялась общественного мнения и осуждения, как большинство сельских девушек живущих по старым традициям. Ее прическа была похожа на прическу мальчишек, но даже такой она была прекрасна и неповторима.
Рассказывает главный редактор журнала «Бонувони Тоджикистон» Хуриниссо АЛИЗОДА:
- Мукаддас была необычной. Непредсказуемой. Она сломала все существующие стереотипы, особенно в такой «глубинке», как Фархор, куда я попала, выйдя замуж. Впервые она ошеломила всех, выбрав мужскую специальность. До нее женщины-тренера в Фархоре не было. Она постригла под мальчишку свои роскошные волосы, что в те времена в сельской местности было дерзостью. А самым большим ее «проступком» было то, что она, уже разведенная женщина с ребенком, повела под венец молодого парня - сына местного муллы.
Впервые творческое нутро заговорило в Мукаддас в начале 70-х, когда она приняла участие в республиканском конкурсе народного творчества «Бустон». После того, как Мукаддас увидели, ее заметил сам Орифшо Орифов, руководитель ВИА «Гульшан» и пригласил в Душанбе. Но особую популярность творчество Мукаддас приобрело после исполнения песни «Чакра», которую до сих пор слушают и помнят.
С каждым днем ее популярность в ансамбле «Гульшан» набирала большую высоту. Через четыре года в ансамбль приняли нового солиста Баходура Неъматова. С особой теплотой тогда его приняла именно она - Мукаддас Набиева. Она, поддержав молодого певца, предложила совместно поработать, вместе они исполнили песню- шедевр "Шаб ба хайр". Баходура поражал ее талант, умение с такой легкостью вживаться в образ и умение профессионально держаться на сцене. Он помнит ее первые песни, когда их транслировали по радио, и когда он с удовольствием подпевал ей: "чакра чакидан гирад". Мукаддас пела от души и так искренне, что слушатель просто не мог не поверить ей, или же выключить проигрыватель в момент ее исполнения. Позже, она начала петь авторские песни такие, как “Нури ман” музыка композитора Ю. А. Лядова, слова Джалолиддина Руми. Песня имела аншлаг. И несмотря на то, что чиновники пытались препятствовать проявлению творчества Мавляно, как поэта-мистика, ее пропустили в эфир.
Из воспоминаний Латофат Кенджаевой:
- В марте 1975 года меня поселили в двухэтажном доме, где жили работники Комитета по телевидению и радиовещанию, что по бывшей улице Свириденко. Это двухэтажная постройка барачного типа, которая до сих пор красуется напротив торгового центра «Ситора». Там в крохотной комнатке мы с ней и познакомились, долгие годы деля друг с другом радости и невзгоды жизни.
А когда у меня родился первенец – моя Манижа, то Мукаддас – уже довольно известная певица, «звезда», как принято сегодня называть, пришла меня навестить в роддом. Что тогда было! Роженицы стали выглядывать в окна, позабыв про ждущих мужей и своих малышей. Было неудобно разговаривать с моей подругой со второго этажа, приходилось выкрикивать, а когда я посмотрела вокруг, то удивилась: буквально весь роддом безропотно смотрел на нее. В этих взглядах были теплота и интерес, поклонение и любовь. Потому что голос Мукаддас сделал ее родной в каждом доме.
«Ты не знаешь, что такое одиночество»
Известность и слава не принесли ей простого женского счастья. «Бунтарь в душе, человек прямолинейный и честный, она была совсем одинока. Это чувствовалось в ее взгляде», - рассказывает один из ее коллег по работе.
«Неужели меня больше не будет?»
- Когда в 1977 году не стало великого актера Махмуджона Вохидова, мы были на его поминках с Мукаддас, - говорит Сабохат Косимова. - Она была очень расстроена. Около фонтана перед фасадом ЦК она на минуту остановилась и сказала задумчиво: «Неужели станет так, что эта вода в фонтане будет также течь, и эти тюльпаны будут также цвести, но меня больше не будет?» Не прошло и двух лет, когда однажды мы ее потеряли навсегда. А я почти каждый день прохожу мимо этого фонтана и этих цветов.
Смерть Мукаддас была трагичной. Она в составе ансамбля «Гульшан» поехала выступать на свадьбу в Согдийскую область, но по дороге они попали в аварию.
- Она очень любила горы. Считала, что гордое одиночество каменистых скал напоминают ей себя. Часто повторяла, что если суждено умереть, то пусть это будет в горах…, - вспоминает Н. Абдуллоев.
                                                                                         
                                                                                   Подготовила Гульджахон Кадырова
...............................



Заслуженная артистка Таджикистана
Таджикская советская эстрадная певица
Солистка знаменитого ансамбля «Гульшан»


Махфират Хамракулова


 6.04.2011 12:08
"Махфират Хамракулова - певица с широкими голосовыми возможностями"
Одна из самых ярких и талантливых эстрадных исполнителей эпохи Советского Союза была певица, член самого знаменитого ансамбля «Гульшан», в котором были собраны самые лучшие таланты того времени. Махфират Хамракулова обладала сладким, ласковым и звонким голосом, не похожим на голоса других членов «Гульшана». У членов ансамбля - Мукаддас Набиевой, Кароматулло Курбанова, Рахими Шалоэр, Тоджиддина Мухиддинова, Умара Зиёев, Баходура Неъматова - были какие-то свои голосовые особенности, чего нет у других.


Это был ансамбль, в котором собрались самые редкие и самые лучшие таланты. Махфират же была одной из лучших. У нее широкие голосовые возможности, много артистизма. Она прекрасно поет как на русском, так и на английском языках. К примеру, ее песня про цветы Душанбе «Гулхои Душанбе», которую она пела среди роз и тюльпанов, танцуя, сама напоминала красивый и нежный цветок. Текст песни написал Бурхон Фаррух, который обычно писал стихи для детей. Возможно, именно эта песня и Махфират представили его публике. Ее внешняя красота сочетается с внутренней. Но потом, в начале 90-х, члены «Гульшан» разъехались и наверняка связь между ними прервалась.


11 апреля у Заслуженной артистки Таджикистана Махфират Хамракуловой День рождения. Мы решили поинтересоваться, где она проживает и чем занимается. Баходур НЕЪМАТОВ: «В ансамбле «Гульшан» она имела свое определенное место. У каждого члена группы были свои особенности. К примеру, Хурмо Ширинова могла петь на афганском языке, Рахима Шалоэр на казахском и киргизском языках. Махфират же исполняла европейские песни, также пела на русском и английском. Ее голос был очень нежным и ласкающим. Она всегда была веселой и жизнерадостной. Ее красивое лицо всегда освещала блистательная улыбка и радовала взгляд.


Мы знали ее маму, она работала у нас костюмершей и была замечательной женщиной. Когда в 2006 г. Махфира приехала из Америки поведать маму, мы встретились с ней. Вспоминали былые годы в «Гульшане» и пели. Я отвел ее на многие концерты и она снова запела. Даже перед ее отъездом мы в ресторане «Джоми Джам» организовали концерт. После этих воспоминаний в ее душе снова проснулась былая любовь к музыке, и она сказала, что поедет, уладит свои дела и вернется к творчеству. Но после отъезда у нее родился внук, она выдала замуж дочь. Таким образом, обстоятельства заставили ее остаться там. Умар ЗИЁЕВ: «Она была самой лучшей певицей в «Гульшане». Участвовала во многих музыкальных конкурсах и всегда занимала почетные места. Она была самостоятельной и любила свободу.


Жила так, как хотела и по своим правилам. И как друг, и как певица была достойной восхищения. После 90-х она уехала в Россию с семьей, прожила несколько лет, а затем переехала жить в Соединенные штаты. Пару лет назад она приезжала на Родину повидать маму, но вскоре обратно уехала. Я недавно был в Америке. Хотел ее навестить, но не получилось. Ее телефон не отвечал и я, к сожалению, не смог повидаться с соотечественницей и другом. Как мне известно, она проживает в Бруклине. Мы пытались дозвониться до матери певицы, но на наш звонок ответила чужая женщина сказав, что мы ошиблись.


Из слов друзей становилось ясно, что Махфират собиралась увезти маму с собой. Именно поэтому мы не смогли узнать о ней больше. Тем не менее, мы знаем, что у Заслуженной артистки Таджикистана все в порядке и она проживает в здравии и радуется семейным уютом и смехом внуков. Коллектив ООО «Чархи гардун» поздравляет именинницу и желает ей долгих лет жизни, здоровья и благополучия во всем!

Автор статьи - Гульджахон КАДЫРОВА



ВИА Гульшан -Пиала



Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Гульшан ВИА (эстрадный оркестр)
« Ответ #1 : 09 Май 2020, 15:23:08 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика