28/03/24 - 12:56 pm


Автор Тема: Plessas Dimitris  (Прочитано 457 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Plessas Dimitris
« : 19 Февраль 2020, 19:58:50 »








Мимис Плессас и его жена Лукила Каррес.



Мимис Плессас, Лукила и их 16-летняя дочь.

Мимис Плессас - один из наиболее значительных греческих композиторов, которого можно поставить рядом с известнейшими композиторами Греции Теодоракисом и Хадзидакисом - Манос, Микис, Мимис. В свои 22 года Мимис Плессас уже дирижировал известными оркестрами, при этом у него не было никакого музыкального образования. Плессас работал в разных жанрах, писал музыку для фильмов и театра, множество его песен греки знают наизусть, постоянно напевая, иногда и не подозревая, кто написал к ним музыку. С песнями Мимиса Плессаса связана золотая эпоха греческого кинематографа и мьюзиклов Янниса Далианидиса.
 
Димитрис Плессас (покороче – Мимис) родился 12 октября 1924 года в Афинах. По греческой традиции его назвали в честь деда, который жил на острове Закинф. Дед его очень любил семью, у него было 14 детей, и семейной игрой было у них вспоминать имена всех теть и дядь. Семья матери Мимиса Плессаса Элени - родом из Константинополя, дед был преподавателем, а сама мать учительница. Именно она так хотела, чтобы Мимис изучал химию, чем он впоследствии и занялся.

С самого детства Мимис заинтересовался музыкой. В саду Национального археологического музея в Афинах, что на улице Патиссион, который многим знаком своим внешним видом и внутренней коллекцией, играл оркестр. Во главе его был аккордеонист Михалис Суюл (Μιχάλης Σουγιούλ), а вокруг него сидели одни из лучших музыкантов того времени. Маленький Мимис наблюдал за ними и пытался понять – как же извлекались звуки из аккордеона, как это - одной рукой музыкант использовал клавиатуру, похожую на пианино, а другой – кнопочки. Постоянно проходившие мимо трамваи все время мешали попыткам мальчика, но в один момент Мимис понял, как функционирует аккордеон. И когда родители его спросили, что же он хочет получить в подарок на Рождество, он ответил – аккордеон. Отец сказал - "Но ты ведь не умеешь!". А Мимис ответил - "Умею". Отец, больше, конечно для прикола, предложил пойти в магазин, пообещав, что если Мимис сыграет что-нибудь – аккордеон его. В магазине продавец из двух музыкальных инструментов выбрал тот, который поменьше, и стал надевать на маленького паренька, но в процессе Мимис сказал – "Извините, я на этом не умею играть, я умею вот на том". Тот – это который побольше. Но все-таки Мимис его надел и сыграл одну из любимых мелодий отца, в то время очень известную. В общем, аккордеон ему купили, а продавец даже скидку сделал. Хэппи энд. Правда, как часто случается, новая игрушка через некоторое время перестала быть интересной, была поставлена в шкаф, а Мимис Плессас открыл для себя магию другого инструмента - пианино. Потому что заболел, а антибиотиков тогда не прописывали, и единственное, что можно было делать - сидеть дома и выздоравливать.

И вот однажды игру Плессаса услышала Даная, в то время уже очень известная певица. Как рассказывает сам Мимис Плессас, она его взяла за ухо, и он даже не успел переодеть длинные брюки, и повела его на радио. Там он сыграл, что умел, даже без особого чувства, но вот его приняли первым солистом. А в 1939 году у Плессаса была уже собственная передача "30 секунд", которая выходила 2 раза в неделю, и в которой он вел интервью один на один. И эту передачу закрыло тогдашнее правительство, потому что Плессас отказался раскрывать заранее вопросы, которые он будет задавать. А еще именно Даная когда-то дала ему какое-то восьмистишие, а он написал простенькую мелодию, и эту песню, Αν σ' αρνηθώ αγάπη μου, до сих пор поют многие исполнители.

Но наступила война, завод отца закрылся, Германия все механизмы забрала, чтобы переделать в пушки. Умерла мать Мимиса от инсульта, и так пришла необходимость Мимису поддерживать разорившегося отца и заботиться о младшей сестре. И в один из вечеров, вынужденный искать пропитания, он снял аккордеон и вышел петь на улицу с рукой протянутой. Мимис направился в таверну напротив их дома. Там он сыграл, и так хорошо, что сорвал аплодисменты, но застеснялся протянуть руку. К счастью, владелец таверны это понял, и дал Мимису полную тарелку еды. В общем, в тот вечер в доме Плессасов был праздник, который могли оценить только те, кто очень голодал.
 
В 1949 году в надежде на лучшее Мимис Плессас отправился в Америку, продолжать учебу, денег у него не было, работать было нельзя, но его спасли знания, полученные в университете Афин. А еще он стал слушать радиопередачи, отвечал на вопросы в прямом эфире, что приносило ему 5-10 долларов за раз, как раз на еду. И вот, однажды, гуляя по улице, Мимис увидел объявление о музыкальных соревнованиях. За участие надо было заплатить 5 долларов, а приз - 50 долларов. Войдя в зал, он увидел, как замечательно играет какой-то негритенок, и понял, что свои пять долларов ему уже не не вернуть, но единственное, что может его спасти - это сыграть что-то совершенно иное. И он сыграл греческую мелодию, но как маленькую симфоническую сюиту (потому что так его учили). Зрители и жюри восхитились, и Мимис подумал было, что 50 долларов у него в кармане. Но победил другой участник состязаний в костюме ковбоя, исполнив популярную в те времена вальсовую песенку. Правда, Плессас получил второе место и 30 долларов.

А далее Мимис Плессас познакомился с различными музыкантами, позже стал сотрудничать с корифеями джаза, вплоть до того, что один из них сказал Плессасу после двух с половиной часов работы с ним - "Димитрис, ты знаешь, у тебя что-то не так с цветом кожи". Впрочем, говорят, для краткости звали его Д, потому что американцам выговорить "Димитрис" было сложно.

В 1951 году, Мимис Плессас получил свою первую премию, как молодой пианист Университета Миннесоты, а в 1952 году он был признан пятым среди лучших пианистов Америки, как раз следующим после Оскара Питерсона - известного канадского пианиста, виртуоза джаза. Ну и кроме того, в Америке же Мимис Плессас защитил кандидатскую диссертацию по химии (PhD в смысле).

Но Мимис решил вернуться в Грецию, во-первых, потому что ностальгия для любого грека - это отдельная песня, во-вторых, надо было все-таки поддерживать семью, а в-третьих, отслужить в армии. В 1952 году Мимис Плессас начал сочинять музыку, через четыре года стал уже дирижером, а к концу 50ых он отметился уже во многих жанрах - кино, театр, оперетта, сюиты, радио, телевидение. Ему нравилось кино - возможность попробовать себя в разных ипостясях. При этом в Греции поначалу его не признавали (что любопытно, он даже скрывал то, что защитил диссертацию, и что он пятый пианист по Америке), его не хотели записывать, называя его слишком современным и опасаясь, что он своими веяниями испортит всю звукозапись. Хотя уже тогда песня "Αν σ' αρνηθώ αγάπη μου" была очень известна.
 
Вообще, Мимис Плессас соединил традиции греческого лайко и современной на тот момент музыки, создав свой собственный узнаваемый стиль, который стал очень популярным. И именно Плессас нашел, услышал и вывел в свет многих певцов того времени, а они, в свою очередь, его вдохновили на написание новых песен - это Яннис Пулопулос, Рена Кумиоти, Джени Вану, Яннис Воятзис, Фотис Димас, Толис Воскопулос, Стратос Дионисиу и другие. Мимис Плессас занялся Наной Мусхури до того, как она стала сотрудничать с Маносом Хадзидакисом. Нана даже говорила - что Хадзидакису она должна за то, что стала известной за границей, но научил ее петь Мимис Плессас. Сам Плессас говорил, что до него Нану вообще слушать не хотели, потому что пела как драная кошка =) Ну Плессас, вообще, как я понимаю, очень скромный товарищ. Тем не менее, он же подтолкнул вверх карьеру Маринеллы, которая в основном была вторым голосом в песнях Стелиоса Казандзидиса. Это Плессас услышал Джени Вану в хоре и заметил ее, а через лет пять на ее просьбу ее прослушать отказался, посоветовав ей не заниматься музыкой, а продолжать учиться в университете своей математике. Но Джени была настойчива, и когда он ее услышал - он ее вспомнил и воскликнул: "это я тебя-то слушать не хотел?!" На следующий день она пришла уже записываться в студию.

А Стратос Дионисиу? Плессас народной музыкой поначалу не увлекался, и Лефтерис Пападопулос его вытащил в одно заведение просто так послушать те песни, к которым он написал стихи. Плессасу там особо не понравилось, была толкучка, постоянно пихали, ничего не было видно, певцы на сцене, скромный парень с гитарой. Плессас, выйдя после программы, сказал - все, больше я туда не пойду. Но через неделю ему поступил заказ - написать современную симфоническую музыку к фильму. А позже выяснилось, что должна быть народная песня, совершенно иного стиля музыка. Но заказ есть заказ, и его надо выполнить до завтра. В общем, Плессас обратился к своему другу - все тому же Лефтерису Паппадопулосу, а что тот сказал - писать неприлично, но смысл в том, что так вот быстро он написать не может, и вообще. Через час он перезвонил и прочитал стихи. Тут же Плессас попросил его найти того парня с гитарой, которого они видели на днях. Стратоса Дионисиу. Взяли Йоргоса Забетаса и других. И пока Плессас спускался по лестнице в студии, он думал о византийской музыкальной традиции, и когда ему оставалась еще одна ступенька - в голове его уже сформировалась мелодия. "Βρέχει φωτιά στη στράτα μου". После выхода фильма Плессас читал отзывы критиков, надеясь увидеть, что говорят о симфонической музыке, но все писали лишь о той великолепной народной песне, под котороую Куркулос поджигает свое имущество.

Известный и очень продаваемый альбом "Ο δρόμος" получился тоже интересно. Плессас пришел ко все тому же Лефтерису Пападопулосу, а тот был занят. Плессас, пока ждал, пока тот освободится, увидел разбросанные по кабинету тексты, взял их почитать. Стихи ему понравились, он увидел в них какие-то свои давние переживания. И тогда Мимис спросил - "Я возьму их?" Пападопулос ответил, мол, брось, это не для песен, это мусор. Плессас тогда спросил - "Тебе что, жалко что ли?" "Да нет, забирай, все равно не нужно." Короче, за пару дней Мимис Плессас сочинил музыку ко всем 12 стихам. Особенностью альбома явилось то, что все, кроме одной песни, не содержали припева, что вообще было странно по тем временам. Кроме того, меньше, чем за 10 часов альбом со всеми исполнителями был записан. Любопытно, что Плессас всегда сочинял музыку к стихам, а не наоборот, не отдавал музыку под стихи.
 
Вообще, за последние 50 лет Мимис Плессас написал композиции почти во всех сферах музыки, к 111 фильмам, к 109 дискам. Мимис Плессас управлял многими выдающимися оркестрами мира. Именно с его песнями ассоциируется музыка 60х - эра фильмов Далианидиса с музыкой Плессаса. Говорят, что Мимис Плассас получил наибольшее количество наград среди греческих музыкантов. Кроме того, Плессас сам писал стихи, но стеснялся, поэтому подписывался именем сестры - Лукия Плессас.

А еще в 36 лет Мимис Плессас родил сына, а в 74 - дочь. Вот такой вот разносторонний он, Мимис Плессас
.......................................

Мимис Плессас: 90-летний маэстро с душой юноши

В октябре 2014 года Мимису Плессису исполняется 90 лет. Причем 63 года из них он празднует один музыкальный триумф за другим, получает одну премию за другой, выпускает один диск за другим.
 
Его фигура – монументальна для греческого театра и кино, для греческой и мировой оркестровой музыки, для греческой и мировой эстрады, для греческой и мирового дирижерского искусства.
 
«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», утверждали древне римляне. К Мимису Плессасу этот постулат не подходит никак: все вокруг меняется – эпохи, искусство, люди в искусстве, зрители и слушатели.

Сменяются поколения. Свершаются одна за другой революции в технологии.  Не меняется только он один, не изнашивается его успех, не стареет его талант, его гений, не уменьшается его непреходящее влияние на слушателей.
 
Мимис Плессас – ровесник многих великих греков, отметивших своей неизгладимой печатью греческое искусство. Всех их он пережил, не переставая при этом творить. Далеко ходить за примером нам не придется: в январе 2014 года вместе с популярным греческим певцом Яннисом Плутархосом он дал большой концерт на центральной афинской сцене театра «Паллас». Напомним, что Яннис Плутархос родился в 1970 году, от Мимиса Плессаса его отделяет почти полвека... Но это чистая математика, не имеющая ничего общего с математикой сердца.

Мимиса Плессаса называют «вечным юношей». Причем, этого титула он достоин в самом буквальном смысле: композитор и маэстро женат на женщине, младше его на 40 лет, а младшей дочери композитора... 16 лет! Поистине библейский муж!
 
В феврале 2004 года Мимис Плессас был назван «Лицом года». Но это слишком узкий титул для него. Он – «Лицо века», потому что с трудом можно назвать второго такого человека искусства, который прославил бы Грецию на Западе и на Востоке: Америка знает Плессаса ничуть не меньше Маноса Хадзидакиса и  Микиса Теодоракиса, а, может быть, даже и больше. То же самое и бывший Советский Союз, который узнал греческую эстраду через Мимиса Плессаса и благодаря Мимису Плессасу.
 
«Оратория для безбожников»

 За более чем 60 лет своей творческой жизни Мимис Плессас написал музыку к 104 греческим и 11 иностранным кинолентам, к 70 театральным пьесам, выпустил бесчисленное количество золотых и платиновых дисков.  Где он «научился» музыке? А нигде! Композитор признается, что он – самоучка:

 «Я дирижировал самыми большими оркестрами мира и получил, возможно, наибольшее количество премий. Видите ли, за границей не интересуются, кем был твой отец и какую школу ты закончил, а только тем, что ты написал, какую инструментовку сделал, как отдирижировал...»

Мимис Плессас родился в семье беженцев из Малой Азии в Афинах 12 октября 1924 года. В период между двумя мировыми войнами. Его первый контакт с музыкой оказался вполне осознанным, когда ему было... 6 лет.

 Случилось так, что дом Плессасов «оглох» и «ослеп» в буквальном смысле слова, когда его посетило горе, и маленькому Мимису надо было срочно найти способ выразить то, что было у него на душе.

 Когда Мимису Плессасу было шесть лет, умерла его бабушка Афина, которую он глубоко любил, и по греческому обычаю, в знак траура в доме занавесили окна и зеркала, убрали радио и граммофон. Случайно подойдя к роялю, Мимис нажал на клавиши и обнаружил, что звуки, раздающиеся справа  - пронзительнее, звуки слева – тяжелее, и, сочетая их, можно подобрать печальную мелодию, аккомпанирующие его неизбывной детской тоске.
 
Годами позже, когда Мимис Плессас отправился в Америку продолжать учебу на физико-математическом факультете в Миннесотском университете, он написал «Ораторию для безбожников», которую и сыграл впервые в одной американской церкви.

 «Почему «для безбожников»? Потому что, когда я был маленьким,  у меня тогда не было сомнений в том, что добрый Бог ни за что не стал бы лишать меня бабушки!» - объяснит название оратории сам композитор десятилетия спустя.
 
У Мимиса Плессаса в жизни все случилось очень рано. Всего лишь в 15 лет, в предвоенном 1939 году, он стал первым солистом Государственного радиовещания. Закончив физико-математический факультет Афинского университета, он уехал продолжать учебу в Миннесотском университете в США, где в 1951 году университет наградил его первой премией исполнительского мастерства, а в 1952 году Мимис Плессас находился уже на пятой позиции в рейтинге пианистов США!
 
Лектором Мимиса Плессаса в Миннесотском университете был... сам Альберт Эйнштейн, что оказало колоссальное влияние на него не только как на ученого (а Мимис Плессас – прежде всего, ученый!), но и как на музыканта: ведь это Эйнтшейн научил его тому, что «фантазия – значительнее в жизни человека, чем знание»! В Америке Мимис Плессас, помимо лекций Эйнштейна, имел счастье играть вместе с мировыми именами негритянского джаза...
 
Композитор и маэстро Мимис Плессас официально «родился» в 1956 году. Именно ему принадлежит первый в греческой эстрадной истории «золотой» диск: им стал диск «Дромос» («Дорога»), вышедший в 1969 году, где песни Плессаса на стихи Лефтериса Пападопулоса исполнял Яннис Пулопулос.

 За прошедшие 45 лет было продано 3.500.000 пластинок...
 
Forte, fortissimo,  pianisisimo

  Вообще перечислять сделанное Мимисом Плессасом, а также полученные им награды – дело неблагодарное. Это все равно, что переписывать список кораблей в «Илиаде» Гомера...

 Сам он утверждает, что вся его жизнь подчинялась законам музыкальной динамики - forte, fortissimo, pianissimo. Наверное, так происходит со всеми людьми на планете, только не всем удается услышать «заказанную» для них Вселенной музыку. Мимис Плессас утверждает, что, когда руки пианиста играют pianisisimo, то они могут дотронуться до бабочки и не повредить пыльцу на ее крыльях, а когда играют fortissimo, то запросто могут проткнуть металлический лист.

 Сила музыки - несравнима ни с чем, а что же говорить о человеке, который эту музыку творит?
 
Нет сомнений, что музыка Мимиса Плессаса уже давно присутствует в ДНК греков: ее слушают ровесники черно-белого греческого кино, почитатели и ровесники Иованны и Дженни Вану – певиц, «обнаруженных» Мимисом Плессасом, ее слушают и дети нового тысячелетия. Чем объясняет сам Мимис Плессас диахроничность своего искусства?
 
«Просто я всегда писал музыку, которая опережала свою эпоху, по крайней мере, на 30 лет. Надеюсь, что и моя дочь, которой сегодня 16 лет, через 30 лет  поймет и почувствует то, что я пишу сегодня».

 12 октября 2014 года Мимису Плессасу исполнится 90 лет. Мы желаем ему, чтобы через 30 лет он в этом самолично убедился

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Плессас Мимис .
« Ответ #1 : 09 Июль 2020, 15:53:06 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика