29/03/24 - 17:13 pm


Автор Тема: Вахнюк Борис.  (Прочитано 578 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Вахнюк Борис.
« : 09 Февраль 2020, 12:56:29 »


04 августа 1989.Г. Святогорск. Фестиваль "Большой Донбасс". Борис Вахнюк.



05 июля 2000.Грушинский фестиваль-2000. Прибытие в Москву. На Казанском вокзале - Ксения Полтева, Игорь Билый, Тимур Ведерников, Андрей Шепелев, Юрий Рыков, Николай Романов, Виктор Забашта, Борис Вахнюк, Александр Платонов.



Вадим Головня и Борис Вахнюк.



Июнь 2002.Первый московский открытый фестиваль АП в ГМЗ "Коломенское" 2002г. В жюри Виталий Калашников, Виктор Луферов, Юрий Лорес, Александр Евстигнеев, Борис Вахнюк, Борис Кинер...



2002.Москва 2002. Коломенское. Виталий Калашников, Сергей Матвеенко, Борис Вахнюк.



2002.Борис Вахнюк, Юрий Лорес, Сергей Матвеенко. Байкало Амурская Магистраль 2001, по дороге в аэропорт города .



Июнь 2004.Московский открытый фестиваль АП в "Коломенском" На военной сцене Михаил Калинкин, Борис Вахнюк, Михаил Михайлов, Владимир Тэн.



Матвеенко Сергей и Борис Вахнюк,фестиваль в Коломенском заповеднике,Москва.

Борис Вахнюк 1989- Проводница.mpg

Вахнюк Борис Савельевич родился 16 октября 1933 года в с.Гришки Волковинецкого района Каменец-Подольской области. Жил в Москве. Погиб 2 июня 2005 года.

В войну жил в Путивле. Окончил историко-филологический факультет Московского гос. педагогического института им. В.И.Ленина (1959) по специальности учитель русского языка, литературы, истории СССР.

Поэт, журналист, киносценарист. Член Союза журналистов России.

Работал в Госкомитете по телевидению и радиовещанию, был корреспондентом радиостанции "Юность" (1964-1968), звукового журнала "Кругозор" (1968-1978). С 1978 г. кинодраматург. Активный пропагандист туризма в документальном кино.

Играл на 7-струнной гитаре.

Песни писал с 1955 г. на свои стихи. Первая песня "Проводница" (вместе с Игорем Скляровым, 1955).

Лауреат конкурсов в Бресте (1965), в Москве (1966). "Песня об отце" — лауреат конкурса туристской песни II Всесоюзного похода молодежи по местам боевой славы советского народа.

Вел цикл вечеров в ЦДРИ; передачи о бардах и с бардами — ранее на "Авторадио", на радио "Возрождение".

Любимые авторы песен — Ю.Ким, А.Дольский, А.Городницкий, А.Крупп и многие другие.

Мастер спорта СССР по футболу, увлекался водным туризмом.
...............................................
Борис Вахнюк и его песни

Наверное, каждый человек возникает и живет в другом прежде всего ощущением. То ли вспомнившимся внезапно – может, и не произнесенным вслух – словом, то ли случайным жестом, то ли улыбкой... "Давайте собираться у стола – хоть раз в году, ведь чаще мы не сможем, и столько новых песен мы не сложим, чтоб каждая утешить нас могла", почему-то именно с этих, особенно двух последних строк, скорее даже с ощущения их для меня начинается Борис Вахнюк. Даже точнее: с одного слова. "Утешить" – в нем всё: и безмерная любовь к песне, и чуть-чуть ироничность, и усталость, и ожидание... Опять повторяю эти стихи, и уже мои строчки начинают слагаться в то, что позже назовется по-газетному лаконично: "материал", что пока – рассказ об одном из известнейших наших бардов. Рассказ, комментируемый строками писем, стихов и песен самого Бориса Вахнюка.

"Родился и рос в селе украинском, с ручьями и лесами на холмах – орешник, дикая черешня устрашающей высоты...

В селах украинских поют, как дышат, "просто так". Если в глубине России сойдутся за столом три не знакомых прежде друг другу украинца, пусть и выросли они в разных районах, – вот тебе уже готовое опорное трехголосье. В крови это, что ли?"

"Отец ушел воевать с белофиннами – и уже не видел я его больше".

...Я окно не гашу: я жду.

Ведь на этот тревожный свет

по земле из конца в конец

столько лет, столько долгих лет

ты приходишь ко мне, отец...

"Может, вообще это суть поэзии: сидишь над чистым листом и переносишь на него продолжение разговора – с врагом, другом, любимой, дочерью, отцом, которого нет, которого никогда уже не будет, если не будет твоих стихов..."

"Войну мы с мамой встретили в городе Путивле".

А тогда мне исполнилось восемь,

и вступала по улице главной

непонятная, странная осень

в город Игоря и Ярославны...

Может быть, и не вспомнить бы вовсе

этой осени в старом Путивле,

но тогда мне исполнилось восемь,

и за мудрость мы детством платили...

"Настало время первой – школьной любви. И, по существу, первых стихов. И первую песню написал тогда же. Первая любовь, первое крушение..."

"Уже вуз. И – поход "Звездный": развезла электричка пол-института в разные концы Подмосковья, и сходятся группы, как по лучам звезды, к месту слета, и каждая группа должна (должна!) придти с новой песней, написанной прямо в походе. Ночуем в сельской школе, и вот девчонки вталкивают меня в пустой класс, где – блокнот с ручкой, гитара, огромная кружка чая и бутерброд. Из-за припертой снаружи двери мне сообщается, что я не должен проситься отсюда ни по какой нужде, пока не пропою в щелку эту самую новую песню".

"Ну, и были ежегодные сатирические обозрения, и частые турпоходы, и была стенная (интересная, веселая и злая, и серьезная) газета "Словесник", которая тоже без стихов не мыслилась. И вузовская многотиражка, где я был заведующим отделом оформления и не только печатался, но и "обрисовывал" поэтические страницы: выдумывал занятные шрифты к заголовкам, рисовал карикатуры к фельетонам и прочее. Играл в студенческом театре, да еще и писал песни к нашим спектаклям. И так – до сих пор".

К начальнику стражи жена короля

любит бегать тайком,

а прачка всем говорит: "Вуаля!" –

и, значит, король с ней знаком...

"После института проработал в многотиражке "Трудовая вахта", немного – в издательстве литературы на иностранных я зыках, а уж потом – радио и "Кругозор".

Вот здесь сделаем паузу.

Его основная работа? Сложно ответить на этот вопрос. Статьи для журналов и газет, для сборников (например, в одном из них – "Дорогой отцов" – очерк Вахнюка о группе "Поиск", занимающейся одесскими катакомбами – их историей, их героями, – лаконично и сильно написанный очерк). Радиорепортажи, часто звучащие в "Юности". (Кстати, будучи в Горьком на концертах, он успел-таки побывать со своим "Репортером" на ГАЗе). Поэзия. (Интересующиеся могут заглянуть хотя бы в сборник "Разноцветные ветры"). Фильмы. (Сейчас Борис работает в объединении "Географнаучфильм", ездит по стране, пишет сценарии для телеальманахов "Клуб кинопутешествий" и "В мире животных"). Репортажи в "Кругозоре". Трудно подсчитать их количество. Ведь Юрий Визбор и Борис Вахнюк – зачинатели, рыцари, апологеты нового жанра, без которого "Кругозор" теперь просто не мыслится, – песни-репортажа.

Всегдашнее новаторство, неожиданность монтажа, современность, абсолютная естественность участников и героев пластинки "Кругозора" (а это ох как нелегко: помочь человеку быть раскованным перед микрофоном), обязательная – искренняя – заинтересованность в проблеме, в героях и, наконец, специально для данного рассказа написанные одна или две песни – вот что такое эти "Кругозорские" репортажи. О чем только не писал Вахнюк! О космосе и о рождении корабля, о Волге и о геологах, о Байконуре и о Льве Яшине (Борис и сам – мастер спорта, бессменный вратарь в "матчах века" на грушинских фестивалях), о КамАЗе и Анадыре, о рабочей дружбе и о подвиге Михаила Мороза. Все эти репортажи динамичны, ёмки, интересны аранжировки песен: например, в песню о рождении корабля, а оно ведь начинается, наверное, с детских игр в "Кораблики" по ручью, по луже – вплетается, вместе с брызгами фортепьянных нот, звон детского смеха, беззаботного крика, плеска ладош и воды...

Многотемность – вот что, помимо прочего, отличает творчество Бориса Вахнюка. И относится это как к репортажам в "Кругозоре", как к стихам, так и, конечно, к песням. Так, может быть, песни и есть – главное!

"Песни для меня прежде всего – стихи, а если они соединяются с не мешающей им, "не тянущей на себя одеяло" мелодией – вот это и есть моя песня".

Попробуем приложить эту схему к любой из песен Вахнюка – и увидим, что она верна. Пусть будет мелодия бесхитростной или более утонченной, и главное другое: каждая песня Вахнюка может быть прочитана как отдельное стихотворение – самостоятельное и цельное, не нуждающееся в музыкальной "косметике". А что греха таить, такое явление не очень часто встречается даже у мэтров бардовской песни.

Устали, увяли с годами, угасли мы,

но если хоть искорка светит из тьмы –

да здравствуют женщины,

которые счастливы,

если счастливы мы!..

Высокие оды сменяются баснями,

от века юнцов снисхожденья не жди,

да здравствуют женщины,

которые счастливы,

как цветы и дожди...

Человек необыкновенной любознательности, интереса, кажется ко всему на свете, Вахнюк "делает" круг своих тем фактически необъятным. Здесь – и связь поколений, и минувшая –обжегшая детство – война (в прошлом году он стал лауреатом журнала "Клуб и художественная самодеятельность" за звуковой плакат "Дороги Победы"), и подвиг в мирное время, это туризм ("О добрая тоска по рюкзаку!..) и искусство, это работа и природа ("Что ж ты холодные свечи зажег на облетевших до срока кустах?" – это вопрос снегу, и видится музыкальнейшая – только что не спетая – картина Чюрлёниса: какие-то фантастические растения-подсвечники, и белое пламя снега, и поземка по совсем еще зеленому полю-холсту), это и детство, и любовь. Эта вечная тема в песнях и стихах Бориса Вахнюка отражается очень своеобразно. Практически ни слова о, казалось бы, всегдашнем попутчике любви – одиночестве, нет ни сетований, ни жалоб, ни упреков. Это очень мужественная любовь и – нежная, и, по счастью, начисто лишенная сентиментальности. От улыбки: "Чего-то такого хочется, чтоб много и чтоб всегда", до сказанного вполголоса и непросто:

Тороплив и печален свет,

и отмеренный круг нелеп.

Молчаливые "да" и "нет"

мне нужней, чем вода и хлеб...

Одна из недавних песен называется "В ритме Джеймса Ласта": обычная встреча, каких, наверное, десятки, все традиционно и неизменно – танец под музыку, на сей раз "под Ласта" с его чарующими мелодиями...

О, скольких нас дурачил этот Ласт,

и как дышалось загнанно и трудно,

когда прикосновение корунда

от вечности откалывало пласт!

Но кончилась пластинка, и оказалось, что с музыкой исчезло все: призрачная теплота отношений, эфемерная любовь, нереальная страсть. Что же остается? О, ни слова об одиночестве...

Все грохочет игрушечный бой,

тени истин рождаются в стычке,

мы сжигаем мосты за собой

по привычке...

Все, что существует в его песнях, живет и в самом поэте: привязанность к городу, шумному и сине-рыжему "от неоновых монист" – и тоска по нетронутости природы, "по седенькой вороне на суку"; вечная преданность дружбе – и неприятие двуличия в чем бы то ни было; какая-то безудержная влюбленность в жизнь – и резкое, до трагизма, ощущение ее поразительной быстротечности и неуловимости...

... А где же ты? На час или век

покинул ты свои апартаменты,

чтоб услыхать дождя аплодисменты

и поклониться, не вздымая век,

и вдруг понять: всему виной – не ты!

Не для тебя гремела и орала природа!

Это просто отыграла свое зима –

и развела мосты.

А еще – доброта. Это то, что бесспорно во всех его стихах, песнях статьях, потому что бесспорно в нем самом.

Ненаказуемо добро,

даже когда оно не благо,

когда разит больней, чем шпага,

неотразимое перо...

Эта доброта, щедрость – во всем. В том, что буквально часами готов Борис рассказывать про своих друзей, да и вообще – про любого встретившегося на его пути человека; и готов выслушивать всех без конца; в том, что, известный своей способностью моментально импровизировать, подписывает на концертах программки и фотографии только стихами – вмиг и специально для каждого человека придуманными, в том, что с таким трудом расстается с залом, всегда ждущим и неравнодушным, и еще и еще читает и поет; в том, с каким вниманием и доброжелательностью говорит о свои коллегах – маститых и совсем юных бардах... Где бы он ни находился, вокруг него всегда образуется какое-то поле тепла и радости.

Его стихи наполнены деталями, всегда очень точными и необходимыми. И еще: они, эти стихи, – сегодняшние. Вахнюк не боится писать про Ласта или улыбнуться: "Четвертый день с экрана "Иссык-Куля" острит по-азиатски де Фюнес". Неважно, что через несколько лет могут и не вспомнить имен вчерашних кумиров. Важно, что в стихах сегодняшних – и жизнь такая же, сегодняшняя, теплая, живая, та, что так дорога поэту...

А кто сказал, что осень – это время?

Мгновенье грома в звоне тишины...

Под коркой дерна стылые коренья

упрямо дожидаются весны...

Но хрустнет первый лед,

и в этом хрусте

почувствуется четче и ясней,

что нет ни обреченности,

ни грусти

в открытой обнаженности ветвей...

Вахнюк ‎Борис 2000 - Российские Барды (CD) (320)
Вахнюк Борис 2007 - MP3 Коллекция (CD) (192)

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Вахнюк Борис.
« Ответ #1 : 27 Апрель 2020, 15:36:07 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика