29/03/24 - 10:14 am


Автор Тема: Смеричка ВИА  (Прочитано 948 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Смеричка ВИА
« : 24 Февраль 2020, 15:52:35 »



На переднем плане - Назарий Яремчук и Василий Зинкевич.


1968 год, декабрь. Первое выступление на Черновецком телевидении В.Зинкевича с ансамблем "Смеричка" с песней "Сніжинки падають". За клавишами руководитель и автор песни Л.Дутковський.
Слева направо: Раїса Хотимська, Неля Чабанова, Марія Ісак, Ядвіга Віжбовська (бек-вокал), Василь Зінкевич (соліст), Микола Захаров (соло-гітара), Віктор Музичко (ритм-гітара), Левко Дутковський (клавіши, керівник), Олександр Шкляр (лідер-гітара), Юрій Шорін (ударні).













ВИА "Смеричка" -Червона рута-1971г.

год создания - 1966

руководители -
Лев Дутковский,
Владимир Таперечкин,
Назарий Яремчук (1981-1995)
Володимир Прокопик

Выжница. Черновицкая филармония.
         Легендарный вокально-инструментальный ансамбль "Смеричка" (в переводе на русский - "Ёлочка") был создан талантливым музыкантом, выпускником Мукачевского музыкально-педагогического училища Львом Тарасовичем Дутковским (Львом Дутковским). Именно он подхватил европейскую волну биг-бита в далеком 1966 году в небольшом буковинском районном городке Выжнице и первым начал объединять тогдашние ритмы, гармонию поп-рок-музыки и элементов джаза с народным гуцульским, буковинским, общеукраинским мелосом и фольклором, выработав таким образом свой собственный стиль.
         Сначала Л. Дутковский создал в сентябре 1966 года ансамбль "Смеричка", одним из первых в Советском Союзе использовал электроинструменты и начал играть в стиле биг-бит. В состав ансамбля вошли: Левко Дутковский (ф-но, клавиши, вокал), Александр Шкляр (соло-гитара, саксафон), позже Николай Захаров (соло-гитара), Алексей Гончарук (ритм-гитара, вокал), Михаил Ивасишин, позже Виктор Музычко (бас гитара, вокал), Валерий Бурмич (труба, вокал), Леонид Сиренко (труба), Юрий Шорин, позже Юрий Матаков (ударные).
         Репертуар в основном состоял из различных западных хитов Элвиса Пресли, "Битлз", "Роллинг стоунз", Луи Армстронга, Адриано Челентано, Тома Джонса, Карела Гота, преимущественно рок-н-роллы, шейки, блюзы. Уже в то время ансамбль приобрел славу прогрессивного и модного, и "на танцы" в Выжницу приезжали со всей округи и даже из Черновцов. До Новогоднего праздника в декабре 1966 г. Л. Дутковский написал свою первую песню "Снежинки падают", что в дальнейшем определяла судьбу ансамбля. Первым солистом стал Алексей Гончарук. Для вокальных подпевок в песне "Снежинки падают" Л. Дутковский создал женскую вокальную группу (бэк-вокал) в составе Раисы Хотинской, Марии Наголюк, Стеллы Фрунзе, Нины Цопи.
         Дебют состоялся в Выжницком доме культуры на Новогоднем балу ровно в полночь, когда наступил 1967 год. Успех песни "Снежинки падают" был очень большим, этого не ожидали ни музыканты, ни их руководитель. После исполнения песни полностью заполненный зал Дома культуры взорвался бурными овациями. Молодежь восторженно аплодировала и требовала исполнить песню еще раз, и еще раз. Кстати, на тот момент у коллектива еще не было названия. Идея назвать его "Смеричкой" возникла в Левка Дутковского той же счастливой новогодней ночью. Как рассказывал потом Левко Тарасович, он посмотрел на елку в зале и вспомнил, что елка это и есть карпатская "Смеричка".
         В это время в ВИА "Смеричка" приходят новые солисты Лидия Шевченко и Владимир Матвиевский. Лидия Шевченко вспоминает: "Когда Лев организовал" Смеричку ", мы были такие молодые, действительно похожие на ёлочки. Я узнала на этой сцене, что такое песня". Ученица художественного училища прикладного искусства Алла Дутковська проектирует первые стилизованные концертные костюмы, взяв за основу народную одежду и современный силуэт. Кандидат искусствоведения Черновицкого государственного университета М.В. Костышина писала: "Алла Дутковская стала первой на Буковине художницей по созданию эстрадной одежды с местными мотивами. Ее модели, отличаясь ярким своеобразием, заслуживают первоочередного внимания и популяризации".
         Л. Дутковский пишет и аранжирует новые произведения: блюз "Желание" (1967), песню "В Карпатах ходит осень" (1968) на сл. А.Фартушняка, рок-композицию "Черемоше седой" (1969) и др. Эти произведения определили творческое направление "Смерички", которые дали украинской эстрадной песни в 60-70 годы новую музыкальную волну. "Смеричка" часто выступала на Центральном и Украинском телевидении и радио. Конечно, как писал доктор исторических наук, профессор Черновицкого университета П. Брицкий: "Это была большая работа, которая основывалась на энтузиазме, как участников "Смерички", так и руководителя Л. Дутковского, который с нуля учил играть на музыкальных инструментах подавляющее большинство музыкантов, расписывал и разучивал с ними партитуры песен, учил петь, работая над вокальной манерой.
         В то время "Смеричку" легко можно было узнать без объявления по радио и телевидению. Ансамбль со своей оригинальной манерой исполнения ярко выделялся среди других подобных коллективов на Украине, которые пытались копировать "Смеричку". Как вспоминал позже музыкант ансамбля Александр Бродовинский: "Смеричка" - это подвиг Льва. Хочу отдать дань огромного уважения за тот колоссальный труд, который Левко вложил в нас. Так надо было захватить людей! Мы жили музыкой, пением. Репетиции - до 3-х, 4-х утра. Некоторые даже не знал музыкальной грамоты - Левко их учил!"
         Новая музыкальная волна первых песен Л. Дутковського в исполнении "Смерички" и солистов Лидии Шевченко и Владимира Матвиевского в то время на Украине стала примером для подражания многим ансамблям, композиторам. Весной 1968 студент мединститута, юный Володя Ивасюк попросил для своего репертуара у Льва Дутковского песню "Желание". Впоследствии В. Ивасюк написал несколько песен в стиле "Смерички" и подарил их Льву для ансамбля. Это песни "Милая моя" и "Эхо твоих шагов. Так началась у них творческая дружба. В. Ивасюк писал в журнале "Кругозор": "Своеобразный стиль исполнения и трактовка фольклора пленили меня, когда я впервые услышал ансамбль на сцене. В "Смеричку" я принес свои первые песни".
         В 1968 году солисткой "Смерички" стала артистка Буковинского ансамбля песни и танца Черновицкой филармонии Мария Исаак. В конце 1968 года начал делать первые попытки реализовать себя в пении ученик художественного училища Василий Зинкевич, а в ноябре 1969-го участником ансамбля стал, способный певец, начинающий Назарий Яремчук, из которых Л. Дутковский сделал легендарный дуэт. М. Исаак вспоминала: "Успеха "Смеричка" достигла благодаря основателю Л. Дутковскому, чрезвычайно энергичному, настойчивому человеку, без памяти влюбленному в свое дело. Это он научил петь Назария, меня, Василия, всех "смеречан" ...".
         Приход новых участников поднял "Смеричку" на высшую ступень популярности. Весной 1970 года ансамбль "Смеричка" побеждает в Республиканском фестивале самодеятельного искусства и получает "Золотую медаль" лауреата. Для этого конкурса были изготовлены новые стилизованные концертные костюмы, разработанные А. Дутковской и В. Зинкевичем, которые шокировали зрителя своей новизной и оригинальностью. В этом же году вышла первая пластинка-миньон "Смерички" - это была вообще первая на Украине и вторая в СССР пластинка в новом тогда жанре ВИА. На ней звучат песни Л. Дутковского "Несравненный мир", солист Н. Яремчук, "Ты приди в синюю ночь" солист В. Зинкевич, "Желание" солистка М. Исаак, и песня В. Ивасюка "Милая моя", которую исполняют дуэтом Н. Яремчук и В. Зинкевич.
         В 1970 году ансамбль "Смеричка" успешно выступает с концертами в Румынии. Весной 1970 года Владимир Ивасюк написал для "Смерички" песни "Червона рута" и "Водограй". С легкой руки Л. Дутковского, как писал профессор П. Брицкий, они пошли в широкий мир. "Песенная фабрика" Льва сумела мастерски прочитать замысел композитора, донести песни до слушателя и так "раскрутить" их, что произведения стали чрезвычайно популярны. Первое публичное исполнение ансамблем "Смеричка" песни "Червона рута" (солисты В. Зинкевич и Н. Яремчук) состоялось на сцене Черновицкой филармонии в октябре 1970 года во время творческого отчета областного союза композиторов. Фирма "Мелодия" в серии "Украинская эстрада" записывает песню В. Ивасюка "Червона Рута" в исполнении ВИА "Смеричка". Это вообще первая грамзапись и публикация песни.
         Следующий 1971 год был не менее успешным в истории "Смерички" - снят музыкальный фильм "Червона рута", в котором солисты ансамбля и преподаватель просветительского училища С. Ротару сыграли главные роли. В Москву пригласили В. Ивасюка и солистов "Смерички" Василия Зинкевича и Назария Яремчука исполнить песню в телеконкурсе "Песня-71" в сопровождении оркестра Юрия Силантьева. Песня Владимира Ивасюка "Червона рута" стала лучшей в СССР.          В начале 1972 года "Смеричка" приняла участие во Всесоюзном телеконкурсе "Алло мы ищем таланты". Песня Л. Дутковского "Горянка" с солистами Н. Яремчуком и В. Зинкевичем принесла победу ансамблю "Смеричка" в Москве. Позже Всесоюзный журнал "Музыкальная жизнь" писал: "Горянка" Л. Дутковского - фирменная песня "Смерички", она принесла в свое время самодеятельному ансамблю звание лауреата телевизионного конкурса, открыв ему путь на профессиональную эстраду. Написана она с большим темпераментом и мастерством и базируется на том же, главном для "Смерички" принципе - сочетании народной мелодики с современными ритмами ...". В конце 1972 года Центральное телевидение в Москве пригласило ансамбль "Смеричка" с песней Л. Дутковского "Несравненный мир красоты" на телеконкурс "Песня - 72". И Л. Дутковский считал, что песня "Водограй" лучшая и убедил редактора телепередачи Виктора Черкасова, что песней года должен быть "Водограй" В. Ивасюка в исполнении "Смерички" и солистов Мирославы Ежеленко и Назария Яремчука. Заключительным аккордом самодеятельной "Смерички" был сольный концерт вместе с белорусскими "Песнярами" в Колонном зале Дома Союзов в Москве, который состоялся сразу после записи телепередачи "Песня-72". Ведущими концерта были популярные дикторы ЦТ А. Шилова и В. Кириллов. Концерт прошел с большим триумфом. Благодарные москвичи искренне приветствовали два популярных ансамбля из Украины и Белоруссии.
         С 1970 года в составе "Смерички" выступали: Лев Дутковский (руководитель, клавишные), Октавиан Бендас (лидер-гитара), Александр Маракова (ритм-гитара), Олег Федотов (бас-гитара), Александр Мазан (ударные инструменты), Валерий Бурмич, Олесь Курик, Александр Бродовинский, Василий Гнатюк (духовые инструменты), Галина Мокрецов, Таня Герасимова, Одарка Журумия, Мария Наголюк, Зоя Маслова (бэк-вокал), Мария Исаак, Мирослава Ежиленко, Василий Зинкевич, Назарий Яремчук (солисты).
         1 апреля 1973 ансамбль "Смеричка" под управлением Л. Дутковского вместе с солистами Н. Яремчуком и В. Зинкевичем переходит на профессиональную сцену в Черновицкую филармонию. Дутковский приглашает в ансамбль новых вокалистов. В "Смеричке" поют: Алла Зборлюкова, Людмила Артеменко (позже солистка Днепропетровского ансамбля "Водограй"), Анастасия Лазарук из Кишинева (ныне популярная поп звезда в Румынии) позже сестры Евгения и Екатерина Зайцевы, а также Надежда Пащенко из Киева, Елена Шевченко с Закарпатья (будущая жена Н. Яремчука). Успешные гастроли, аншлаги по всему Советскому Союзу.
         Л. Дутковский вспоминал: "Популярность была бешенная. Например, в эстонском Таллинне аншлаг, концерт перед 40-тысячной публикой на Певческом поле и в этот же день - концерт во Дворце спорта, где яблоку негде упасть. Во Львове - более 50 концертов, по три в день, разбитые входные стеклянные двери филармонии ... В белорусском Гомеле после концерта на стадионе воинские подразделения окружили автобус со "Смеричкой", чтобы артистов не раздавили фанаты. В казахской Алма-Ате мы имели две недели по три концерта в день, и нельзя было найти лишнего билета. После концерта десятки умиленных зрителей со слезами на глазах подходили к нам с единственным желанием - прикоснуться к каждому "смеричанину". Аншлаги во Дворце спорта Минска - по два концерта ежедневно, в течение недели, звукоаппаратуру для концертов ставили дружественные нам "Песняры". Аншлаги в Московском киноконцертном зале "Россия" в Лужниках ...". В это время с участием ансамбля "Смеричка" снимаются телепередачи "Стартует песня", "Ты плюс я - весна" и др. Ансамбль "Смеричка" принимает участие в Днях украинской литературы и искусства в Эстонии, во многих фестивалях искусств: "Московские звезды", "Киевская весна", "Марцешор", "Буковинская весна", "Крымские зори", "Белорусская музыкальная осень".
         Коллектив в 1975 г. записывает на фирме "Мелодия" свой первый диск-гигант с песнями Л. Дутковского, В. Ивасюка, В. Громцева, Г. Скупинского, который в 1976 г. расходится большим тиражом. В 1975 году выходит фильм эстонского телевидения под названием "Выступает "Смеричка" под управлением Льва Дутковского", снятый на Буковине и в Косовском и Коломыйском районах Ивано-Франковщины. В ленте через призму песен "Смерички" было показано многогранное изобразительное искусство народных умельцев Буковины и Гуцульщины. Телефильм Центральное телевидение демонстрировало лишь раз, а на Украине он был запрещен и снят с телеэфира. Эстонцы продали телефильм в 16 стран мира. На Украине осталась переделанная копия, даже до сих пор не транслировалась. После съемок этого фильма в жизни "Смерички" наступает черная полоса. На партсобрании в филармонии началась очередная критика и травля ансамбля. Для коллектива создаются определенные "творческие условия", а также изнурительные гастроли. Все это не способствует творческому росту коллектива.
         Первым не выдерживает В. Зинкевич и летом 1975 переходит работать в ансамбль "Свитязь". За ним покидает филармонию и Н. Яремчук. Переходит на телевидение Л. Дутковский в октябре 1975 г. и становится звукорежиссером. Дутковский на Черновицком телевидении записывать ансамбль "Смеричка", "Червона рута", "Живая вода", "Беркут", "Гуцулочка", певцов Н. Яремчука, С. Ротару, а также записывает авторское исполнение песен В. Ивасюка. Также он занимается изготовлением фонограмм по заказу Центрального телевидения и Всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия".
         Весной 1976 года к Дутковскому пришел на пробную звукозапись юный студент музучилища Павел Дворский, которого Льву порекомендовал замдиректора Пинхас Фалик для работы в Черновицкой филармонии. Яремчуку предложили жилье, и он вернулся в филармонию. В это время в ансамбле работали: Назарий Яремчук, Давид Степановский, Алла Зборлюкова (солисты), сестры Евгения и Екатерина Зайцевы, Елена Шевченко-Яремчук, (бэк-вокал), Гамма Скупинский (музыкальный руководитель, клавиши), позднее Владимир Таперечкин, Александр Герцен (гитара), Вячеслав Рябченко (фортепиано), Андрей Зомбори (бас-гитара), Алик Шерман, Филипп Майзель, Николай Григорьевич (духовые), Слава Борисенко (ударные), Натан Зильберман (оригинальный жанр). ВИА "Смерчка" с Н. Яремчуком представляет свое искусство в Чехословакии и ГДР.
         В 1976 году ансамбль записывает пластинку-миньон с песнями Л. Дутковского, "Если пройдет любовь", "Улыбнулась ты", солист Н. Яремчук и "Живая вода", солисты Н. Яремчук и Д. Степановский. Состав ансамбля постоянно меняется. Руководство возглавляет Владимир Таперечкин. В 1978 году ВИА "Смеричка" записывает свою новую пластинку под управлением В. Таперечкина.
         Постепенно творчество ансамбля приходит в упадок и "Смеричка" теряет свою популярность. В 1979 году филармония реорганизуется и увольняет весь состав ансамбля. Н. Яремчук уговаривает Л. Дутковского всё-таки вернуться в филармонию и вновь возглавить и реставрировать "Смеричку".
         В это время трагически погиб Владимир Ивасюк (вечная ему память). Несмотря на запреты власти Л. Дутковский и Н. Яремчук среди тех, которые первыми поехали на похороны во Львов. Траурная колонна начиналась с большого венка из белых цветов, которые Дутковский и Яремчук несли вместе.
         Во время реорганизации "Смерички" Н. Яремчук на фирме грамзаписи "Мелодия" записывает свой сольный альбом в сопровождении ВИА "Музыки" из Ужгорода под управлением Владимира Белоусова и ансамбля "Живая вода" под управлением Юрия Шарифова. Н. Яремчук назвал альбом по песне Л. Дутковского "Несравненный мир красоты". В этом 1979 году Л. Дутковский возрождает творчество ВИА "Смерички" и приглашает в ансамбль молодых музыкантов: Александра Соколова (бас-гитара), Игоря Леська (ударные) Юрия Луцейко (лидер-гитара), Виталия Среду и Владимира Прокопика (клавишные), Виктора Морозова (вокал, гитара), Павла Дворского (вокал, гитара), Светлану Гнатюк позже Дворска и Светлану Соляник (бэк-вокал). ВИА "Смеричка" снова удивил зрителя концертной программой из новых песен Л. Дутковского, В. Морозова, П. Дворского, новаторской режиссурой Л. Дутковского, одним из первых в Союзе светло-лазерным оформлением. Художник-модельер Алла Дутковска удивила оригинальным и мастерским решением новых комплектов стилизованных концертных костюмов.
         К ансамблю "Смеричка" вновь вернулась всесоюзная известность, аншлаги. Вновь начались частые выступления в Москве, Ленинграде, Прибалтике, за рубежом. В 1980 году "Смеричка становится участником культурной программы ХХII Олимпийских игр. В 1981 году Н. Яремчук повез на "Братиславскую лиру" песню Раймонда Паулса "Я тебя рисую" и вернулся дипломантом и с призом зрительских симпатий. Студия "Укртелефильм" с участием ансамбля "Смеричка" создает телефильм "Через десять лет". В это же время фирма "Мелодия" записывает пластинку-миньон с песнями "Зачаруй", "Матиола", "День на солнце" Л. Дутковского и песню "Знай" В. Морозова.
         В следующем году "Смеричка" была награждена Республиканской комсомольской премией им. Н. Островского. Л. Дутковский вспоминал: "Но" благодаря "партийным функционерам и их интригами, у нас возникали различные коллизии и недоразумения. Однажды, когда Назарий в новой концертной программе на Украинском телевидении спел еще и рок-н-ролл в черной декольтированной рубашке с абстрактно вышитыми золотыми звездами (костюм Аллы Дутковской), эта "вольность" переполнила чашу терпения начальства. По указанию ЦК Компартии Украины состоялись закрытые партийные собрания на телевидении, меня обвиняли в "национализме". Представляете, местный художественный совет заставлял петь "Смеричку" песни из репертуара популярных российских коллективов, а, когда мы приезжали на телевидение в Москву, редакторы музыкальных телепередач непременно говорили мне: "Нам эти песни не нужны, пойте лучше свои украинские, карпатские". На филармонических партийных собраниях начались постоянные разборки и обвинения в адрес ансамбля "Смеричка" и "неуправляемого" и беспартийного ее руководителя Дутковского.
         В 1982 году Лев Дутковський, не оценив "благоприятные творческие условия", навсегда покидает ансамбль "Смеричку" и начинает работать режиссером-постановщиком Черновицкой филармонии. Сотрудничает с сестрами Лидией и Аурикой Ротару, Александром Серовым, и ансамблем "Черемош", с Ивом Бобулом, Юрием Шарифовим и фанк-группой "Живая вода". Выпускает свою авторскую пластинку с И. Бобулом и "Живой водой". Художественным руководителем "Смерички" становится Назарий Яремчук, музыкальной частью заведует Александр Соколов. Вскоре А. Соколов оставляет "Смеричку", музыкальной частью заведует Владимир Прокопик.
         В 1984 году ансамбль "Смеричка" становится лауреатом Всесоюзного смотра-конкурса тематических программ, через год - дипломантом XII Всемирного фестиваля молодежи в Москве. 1987 г. была записана новая пластинка.
         В ансамбле "Смеричка" постоянно меняются музыканты, постепенно он превратился в группу, которая аккомпанировала Назарию Яремчуку. Солист "Смерички" Виктор Морозов покидает коллектив, позже оставляют ансамбль, создав свою творческую единицу, Владимир Прокопик и Павел Дворский. Назарий Яремчук набирает новый состав "Смерички" во главе с автором-исполнителем Олегом Шаком. Но, к большому сожалению, 30 июня 1995 после тяжелой болезни, преждевременно ушел из жизни Назарий Яремчук (вечная ему память), а вокально-инструментальный ансамбль "Смеричка" постепенно прекратил свое существование.
         В сентябре 1996 года Лев Дутковский, как режиссер и сценарист, в городке Выжнице провел Всеукраинский фестиваль современной эстрадной песни имени Назария Яремчука, посвященный памяти талантливого певца.
         Вокально-инструментальный ансамбль "Cмеричка" в настоящее время стал уже красивой легендой. Теперь многие современные молодые украинские артисты пользуются наследием популярного ансамбля и исполняют песни, которые родились в легендарном ВИА "Смеричка" в 60-80 годы ХХ-го века.
.......................
Левко Дутковський - творец “Смерички”

Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) "Смеричка"! Видимо не было среди молодежи и людей старшего поколения всего СССР и за его пределами таких, которые бы в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века не слышали про этот ансамбль и не слушали его музыки и песен. Он мощным вихрем ворвался с популярными украинскими эстрадными песнями не только на областные и республиканские сцены, но и на московскую.
Автору этой статьи посчастливилось быть свидетелем зарождения ансамбля и его триумфальных выступлений, которые радостно воспринимала публика. Я работал тогда в г. Виннице директором школы интерната, выпускником которой был незабываемый Назарий Яремчук, впоследствии стал народным артистом Украины, лауреатом Национальной премии имени Т. Г. Шевченко. Помню почти всех участников ансамбля. Прежде всего энтузиастов "Смеричка" - соло-гитариста и саксофониста Александра Шкляра, исполнителей на духовых инструментах Валерия Бурмича и Леонида Сиренко, - студентов Винницкого училища прикладного искусства (ВУПМ) ударника Юрия Шорина, певца и гитариста Алексея Гончарука, бас-гитариста Виктора Музычку, одаренного природой богатыми талантами Василия Зинкевича. Сегодня мало кто знает, что до того, как В. Зинкевич начал выступать как певец, он был участником, а впоследствии руководителем народного самодеятельного танцевального коллектива "Смеречина" при Винницком доме культуры. Память сохранила и то, когда пришли на работу и учебу в Винницу и Винницкий район юные девушки: Лидия Шевченко, Мария Исак, Мирослава Ежеленко, Раиса Хотимская, Мария Наголюк, Стелла Фрунзе, Неля Чабанова, Зоя Маслова, студентки ВУПМ Одарка Джурумия, Галина Мокрецова, известный буковинский спортсмен и певец Владимир Матвиевский - будущие участники "Смеричка", которые владели чрезвычайно волшебными, звонкими голосами. Куда там до них сегодняшним "фонограммным звездам". Да и сам организатор, и руководитель "Смерички" стройный, худощавый, энергичный двадцатитрёхлетний юноша Левко Дутковский, который после окончания Мукачевского музыкально-педагогического училища и службы в армии пришел в Винницу, имел вид восемнадцатилетнего. Это же можно сказать и о первом модельера эстрадных стилизованных костюмов для участников "Смерички", верного спутника и помощника Левко - Аллу Дутковскую, чрезвычайно скромную и стыдливую студентку Винницкого училища прикладного искусства.
Всех их объединяла любовь к песне и музыке.
С тех пор прошли десятилетия. Нюансы тогдашней культурной жизни стали забываться, а иногда и умышленно замалчиваться. Сейчас старшее поколение не всегда верно воспроизводит историю создания и деятельности "Смерички". Даже в солидных публикациях по этому поводу содержатся искажения и ложные утверждения. Современная же молодежь вообще не имеет представления о тогдашних эстрадных коллективах. Для тех, кому сегодня 15 - 20, кто не мыслит себя без современной электронной музыки, зарождение первых ансамблей с использованием электроинструментов стало далекой историей.
Цель этой публикации воссоздать достоверную историю создания самобытным музыкантом и композитором Левко Дутковским вокально-инструментального ансамбля "Смеричка", чтобы молодое поколение знало, в каких нелегких условиях создавался один из первых в СССР ансамблей электронной музыки, который использовал элементы поп и рок музыки и украинского фольклора, тем самым став основоположником на Украине новой музыкальной волны. В Англии, в Ливерпуле родился "Битлз", а у нас на Украине, в прикарпатском городке Винница родился свой "Битлз" - популярная "Смеричка".

В 60-е годы прошлого века на Западе резко выросла электронизация музыки, возникли электроинструменты, микрофонно-усилительная аппаратура. Они обусловили изменения в музыкальной партитуре, в стиле различных музыкальных направлений, в количественном составе участников. Усилились функции ритмичной группы, изменилась музыкальная фактура, мелодика, ритмика, гармония, манера исполнения. Возник новый музыкальный стиль биг-бит (Бит (англ.) - удар).
В то время Украина в составе СССР была за "железным занавесом". Все прогрессивное замалчивалось, запрещалась пропаганда всего нового и в музыкальном эстрадном искусстве. На Украине действовали академические эстрадные коллективы и певцы, крупные и малые джазовые оркестры, женские вокальные ансамбли, которые исполняли песни в стиле городского романса. В частности на Буковине существовали: большой джазовый эстрадный молодежный оркестр (ЭМО) Черновицкого университета, эстрадный ансамбль (джаз-квинтет "Буковина" Черновицкой филармонии), женские вокальные ансамбли "Маричка" из Черновцов, "Мелодия" с Сокиряны, "Пролисок" из Сторожинца, вокальный квартет "Буковинка" с Кицмани и др. Эти вокальные коллективы исполняли лирические песни под инструментальное сопровождение, которое в основном состояло из баяна - аккордеона, кларнета - саксофона, одной гитары и контрабаса.
В 1966 г. молодой музыкант Лев Дутковский, ломая стереотипы советской эстрады, создал при Винницком районном Доме культуры ансамбль электромузыки, который состоял из трех электрогитар (соло, ритм и бас), ударных и электрооргана. Этот ансамбль, он назвал "Смеричкой", т.е. всегда вечнозеленой Карпатской елкой - символом красоты и молодости Карпатских гор. Новообразованный ансамбль начал играть в новом музыкальном стиле биг-бит.
Левко Дутковский начал объединять тогдашние ритмы, гармонию поп и рок музыки с народным гуцульским, буковинским, украинским мелосом и фольклором, производя таким образом свой собственный стиль. Ансамбль "Смеричка" быстро завоевал популярность у молодежи. На танцевальные вечера, которые проходили в Винницком ДК, съезжались поклонники из близлежащих районов и из Черновцов, чтобы потанцевать модные танцы рок-н-ролл, твист, блюз, шейк. Винницкий райком комсомола во главе с Феликсом Карчевским одобрил новое начинание, и поэтому молодежь чувствовала себя в Виннице раскованно, свободно и без помощи власти сама поддерживала надлежащий порядок в Доме культуры.
Для концертной деятельности "Смерички", которая тщательно контролировалась властями, Левко Дутковский создал программу поскромнее и компромисснее. Ее направление определяли в основном песни Л. Дутковского и несколько аранжированных им песен Василия Михайлюка и Александра Билаша. Программу обязательно должны дополнять комсомольские патриотические песни, которые Л. Дутковский аранжировал в своем "смериченском" стиле.

Лидия Шевченко, первая солистка ансамбля "Смеричка" вспоминает:

"... Когда Левко организовал" Смеричку ", мы были такие молодые, действительно похожи на смерички. Я познала на этой сцене, что такое песня ... "1)

Новая исполнительская манера и музыкальный стиль нуждались в концертной деятельности "Смерички" и изменения внешних атрибутов - светового оформления, режиссуры, а также сценических костюмов. В 1967 году первые идеи в создании эстрадных сценических костюмов для "Смерички", где сочетались современные одежды и элементы народного костюма, создала Алла Дутковская - тогда еще ученица Винницкого училища прикладного искусства, где она училась в отделе моделирования и конструирования одежды. Художница-модельер, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра Буковиноведения Черновицкого государственного университета М.В. Костышина писала:

"... Начало творческой деятельности А. Дутковской совпадает с рождением ростка буковинской эстрады - вокально-инструментального ансамбля" Смеричка "под руководством молодого талантливого композитора Левко Дутковского ...
Она стала первой на Буковине художницей по созданию эстрадной одежды в соответствии с местными  национальными мотивами. Ее модели, отличаются ярким своеобразием, заслуживают первоочередного внимания и популяризации ... "2)

Так уж случилось со стечением времени, что путь "Смерички" не мог не пересечься с молодым Черновицким областным телевидением, которое способствовало популяризации коллектива, а впоследствии песни ансамбля сами стали его визитной карточкой.
Первые звукозаписи биг-бит группы "Смеричка" осуществлял на телестудии талантливый звукорежиссер и музыкант Василий Стрихович. Он пытался, экспериментируя на слабой по техническим возможностям телевизионной аппаратуре, качественно записать ансамбль, который использовал электроинструменты в новом, тогда еще малоизвестном музыкальном стиле.
Уже первые телевизионные передачи с участием "Смерички", режиссерами которых были Василий Селезенка и Василий Стрихович, выходили прямым эфиром на Москву и Киев. Многомиллионная аудитория зрителей бывшего СССР познакомилась с ансамблем и была приятно поражена. Об этом свидетельствуют очень много одобрительных откликов, которые приходили в адрес ансамбля "Смеричка". Правда, новаторские идеи Л. Дутковского не сразу были однозначно восприняты. По свидетельству главного режиссера Черновицкого телевидения В.Селезенки некий зритель с Кубани в своем письме выражал недовольство песней "Снежинки падают", считал ее "слишком модерновой и написанной под влиянием чужого и враждебного Запада".

Новая музыкальная волна первых песен Л. Дутковского в исполнении "Смерички" и солистов Лидии Шевченко и Владимира Матвиевского в то время на Украине стала примером для подражания многим композиторам, певцам, музыкантам ...
Весной 1968 года, подружившись с Левко Дутковским, юный Володя Ивасюк попытался написать несколько песен в стиле "Смерички". Песни "Я пойду в далекие горы" и "Эхо твоих шагов" на стихи Владимира Вознюка удачно вписались в репертуар Винницкого ансамбля. 
Позднее В. Ивасюк писал во Всесоюзном журнале "Кругозор":
"... Своеобразный стиль исполнения и трактовка фольклора пленили меня, когда я впервые услышал ансамбль на сцене. В "Смеричку" я принес свои первые песни ... "3)

В 1968 году в "Смеричку" пришла артистка Буковинского ансамбля песни и танца Черновицкой филармонии Мария Исак. В конце 1968 года начал пробовать себя в пении Василий Зинкевич, кропотливо и терпеливо учась в "вокальной школе" Л. Дутковского.
А в ноябре 1969-го участником ансамбля стал юный, способный певец - начинающий Назарий Яремчук. Приход новых участников подняли "Смеричку на высшую ступень популярности. Конечно, это была большая работа, которая основывалась на энтузиазме, как участников "Смерички", так и руководителя Л. Дутковского, который с нуля учил играть на музыкальных инструментах подавляющее большинство музыкантов, расписывал и разучивал с ними партитуры песен, учил петь, работая над вокальной манерой. В то время "Смеричку" легко можно было опознать без объявления по радио и телевидению. Ансамбль со своей оригинальной манерой исполнения ярко выделялся среди других подобных коллективов на Украине, которые делали попытки копировать "Смеричку".

Участники "Смерички" вспоминают:
Александр Бродовинский, музыкант, участник ансамбля "Смеричка":

"... Я был студентом музучилища. Мы часто участвовали в официальных концертах. Впервые увидел "Смеричку" на таком концерте. Не помню, что она исполняла, но это была свежая струя ... "Смеричка" - это подвиг Левко. Хочу отдать дань огромного уважения за тот колоссальный труд, который Лев вложил в нас. Так надо было захватить людей! Мы жили музыкой, пением. Репетиции - до 3-х, 4-х утра. Кое-кто даже не знал музыкальной грамоты - Левко их учил! ... "4)

Мария Исаак - солистка ансамбля "Смеричка":

  "... Успеха" Смеричка "достигла благодаря основателю Л. Дутковскому, чрезвычайно энергичному, настойчивому человеку, безумно влюбленному в свое дело. Это он научил петь Назария, меня, Василия, всех "смеречан" ... "5)

В апреле 1970 года ансамбль "Смеричка" принимал участие в Республиканском фестивале-конкурсе самодеятельного искусства с песнями Л. Дутковского "Несравнимый мир красоты" (солист Н. Яремчук), "Желание" (солистка М. Исак), В. Михайлюка "Верба" (солистки Л. Шевченко и Р. Хотимская), В. Ивасюка "Я пойду в далекие горы" (солисты В. Зинкевич и Н. Яремчук). Оригинальные сценические стилизованные бело-красные эстрадные костюмы, изготовленные мастерицами Винницкого швейного комбината под управлением Раисы Обновленской и Елены Рахубовской по идеям и эскизам Аллы Дутковской и Василия Зинкевича, гармонично дополняли мелодичные песни "Смерички". Успех был большой. Ансамбль "Смеричка", как победитель получил звание лауреата фестиваля самодеятельного искусства УССР с вручением Диплома первой степени и Большой Золотой медали, а ее руководитель получил Диплом первой степени и Золотую медаль. Это была первая большая победа "Смерички", это было признание ансамбля. Сотни писем, паломнические экскурсии молодежи к Виннице, чтобы хоть краем глаза увидеть самодеятельных артистов "Смерички". Ансамбль становится популярным на Украине. Московская фирма грамзаписи "Мелодия" выпускает первую малую (миньон) пластинку "Смерички" с песнями Л. Дутковского "Ты приди в синюю ночь", "Желание", "Несравненный мир" и песней В. Ивасюка "Милая моя" (солисты М. Исак, В. Зинкевич и Н. Яремчук). Летом 1970 "Смеричка", как победитель республиканского телеконкурса, участвует в заключительной телевизионной передаче в Одессе. Ее популярность все больше росла и ширилась.

ВИА Смерічка - Золотые хиты ВИА (320)

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Смеричка(ВИА)
« Ответ #1 : 24 Февраль 2020, 15:53:09 »
2.

И росла и недоброжелательная, а то и сокрушительная критика. "Смеричку" обвиняли в пропаганде буржуазно-националистической морали, не присущей советской молодежи. Ситуацию спас народный артист Украины, известный певец, председатель правления Музыкально-хорового общества Украины Сергей Козак. Будучи председателем жюри республиканского фестиваля, он выступил на страницах журнала "Социалистическая культура" со статьей, в которой назвал ансамбль образцом украинской советской эстрады. Сергей Козак поддержал "Смеричку" и в своем докладе на пленуме творческих союзов в сессионном зале Верховной Рады УССР, где выступали также Олесь Гончар, Андрей Штогаренко, Наталья Ужвий, отметил:

  "... Общество делает первые попытки таких эстрадных коллективов, которые бы служили образцом новой советской эстрады, способной отвечать на запрос времени и вкусов молодежи. Таковыми можно назвать молодежную "Смеричку" из Винницы на Буковине ... "6)

 Весной 1970 года Владимир Ивасюк написал для "Смерички" песни "Червона рута" и "Водограй". С легкой руки Л. Дутковского они триумфально пошли в широкий мир. "Песенная фабрика" Левко сумела мастерски прочесть замысел композитора, донести песни до слушателя и так "раскрутить" их, что произведения стали чрезвычайно популярны.
Первое публичное исполнение ансамблем "Смеричка" песни "Червона рута" (солисты В. Зинкевич и Н. Яремчук) состоялось на сцене Черновицкой филармонии в октябре 1970 года во время творческого отчета областного союза композиторов. Черновицкая областная газета "Зорилей Буковина" писала:

"... В последние годы все больше и больше говорят о молодом композиторе Л. Дутковском, ему принадлежит заслуга создания в Виннице вокально-инструментального ансамбля" Смеричка ", коллектива с большим будущим. Этот ансамбль постоянно пополняет свой репертуар произведениями буковинских авторов. На этот раз он выступил перед слушателями с тремя пьесами волшебной красоты: "Несравненный мир", "Когда пройдет любовь", Л. Дутковского на слова А. Фартушняка и В. Григорак и "Червона рута" (сл. и муз. В.Ивасюка). Молодые композиторы Л. Дутковский и В. Ивасюк заслуживают искреннее "браво" ... "7)

Увы, успешное выступление "Смерички" на отчете композиторов было омрачено острой критикой высоких гостей из Киева. Песни "Несравненный мир", "Когда пройдет любовь" и "Червона рута" они назвали низкоэффективными пробными западно-буржуазным песнями, игрушками из мыльных пузырей на новогодней елке. Разочарованного Дутковского тогда успокоил большой поклонник "Смерички", который всегда помогал Винницким артистам, защищал от произвола местной власти, секретарь Черновицкого обкома компартии, Алексей Гаврилюк.

- ... После такой критики "Смеричка" с концертом в Румынию очевидно уже не поедет? - Спросил Левко Гаврилюка.

- Поедете! У них свое мнение, у нас своё! - Ответил Алексей Ефимович и свое слово сдержал. "Смеричка" съездила в Румынию, где успешно выступала во многих городах этой страны.

В то время Володя Ивасюк искренне писал Дутковскому, всячески успокаивая друга:

"... Мне кажется что тов. Я ... .. не увидел главного - ансамбль поет песни, имеющие, если не железную связь с буковинской музыкой и фольклором, то хотя бы построены на ее интонациях и имеют ее запах. Пусть он покажет нам такой же ансамбль, который бы мог похвастаться такой связью (на Украине). Я по крайней мере о таком не слышал. Песни твои - молодым нравятся, они элегантные, музыкальные, оригинальные. Это не только мое мнение ... "8)

Популярность песни "Червона рута" в исполнении "Смерички" в августе 1971 года побудила львовян Мирослава Скочеляса и Романа Олексива к созданию телевизионного фильма "Червона рута". Звукорежиссером был Василий Стрихович с Черновицкого телевидения. Сюжет фильма прост - любовь молодого шахтера с Донетчины Бориса и карпатской девушки Оксаны. В роли Бориса - выступил солист "Смеричка" Василий Зинкевич, а в роли Оксаны - певица, преподаватель Черновицкого культурно училища София Ротару. Вместе со "Смеричкой" в фильме снимались ВИА "Карпаты" из Черновцов, вокальный ансамбль "Росинка" и танцевальный коллектив из Ивано-Франковска, исполнительница популярных песен Раиса кольца с Новоселице.
Ансамбль "Смеричка" в телефильме исполняет песни В. Ивасюка "Червона рута" и "Я пойду в далекие горы" (солисты В. Зинкевич и Н. Яремчук), "Водограй" (солисты М. Исак и Н. Яремчук); песни Л. Дутковского "В Карпатах ходит осень" (солистка С. Ротару), "Несравненный мир красоты" и "Если пройдет любовь" (солист Н. Яремчук); песню В. Громцев "Оставленные цветы" (солист В. Зинкевич).
После съемок телефильма Л. Дутковскому предложили вместе с "Смеричкой" и Софией Ротару перейти на профессиональную сцену в Черновицкую филармонию. Левко, посоветовавшись с любителями "Смерички", решил пока оставаться в Виннице и предложил Анатолию Евдокименко, мужу С. Ротару, создать свой ансамбль, назвав его, как и телефильм, "Червона Рута".
В Черновицкой филармонии осенью 1971 года был создан ВИА "Червона рута" с солисткой С. Ротару. Взяв в основу своего репертуара популярные песни ансамбля "Смеричка", среди которых "В Карпатах ходит осень" Л. Дутковского, "Песня будет среди нас", "Водограй", "Червона рута" В. Ивасюка, " Оставленные цветы", В . Громцева и др., новообразованный вокально-инструментальный ансамбль поехал на гастроли завоевывать всесоюзного зрителя.
В 1971 году песня "Червона рута" в исполнении "Смерички" стала песней года. Центральное телевидение (ЦТ) пригласило в Москву композитора Владимира Ивасюка, солистов "Смерички" Василия Зинкевича и Назария Яремчука исполнить песню в финальной телепередаче конкурса "Песня-71" в сопровождении оркестра Всесоюзного радио и телевидения (руководитель Ю. Силантьев.)
В начале 1972 года "Смеричка" приняла участие во Всесоюзном телеконкурсе "Алло, мы ищем таланты". Песня Л. Дутковского "Горянка" на слова Д. Леонтюка (солисты Н. Яремчук и В. Зинкевич) принесла победу ансамблю "Смеричка" в Москве.
Позже Всесоюзный журнал "Музыкальная жизнь" писал:
          "..." Горянка "Л. Дутковского - фирменная песня" Смерички ", она принесла в свое время самодеятельному ансамблю звание лауреата телевизионного конкурса, открыв ему путь на профессиональную эстраду. Написана она с большим темпераментом и мастерством и базируется на том же, главном для "Смерички" принципе - объединение народно-песенной мелодики с современными ритмами ... "9)

В декабре этого же года Центральное телевидение пригласило ансамбль "Смеричка" на финальный телеконкурс "Песня 72" с песней Л. Дутковского "Несравненный мир красоты". Но он считал, что песня В. Ивасюка "Водограй" в исполнении "Смеричка" лучшая и более популярна. Поэтому в разговоре настойчиво убедил редактора популярной телепередачи Виктора Черкасова, что песней года должен быть только "Водограй". В исполнении "Смерички" и солистов Мирославы Ежеленко и Назария Яремчука "Водограй" В. Ивасюка стал песней 1972 года.
Газета "Комсольское знамя" писала:
"... В Винницу пришла телеграмма - "Смеричку" приглашали для участия в передаче Центрального телевидения "Песня-72". Была предложена и песня "Несравненным мир" Льва Дутковского. Но ансамбль выступил с песней Владимира Ивасюка "Водограй". Дутковский был против того, чтобы исполнялась его песня. Считал, что "Водограй" лучший. В этом он весь, Левко Дутковский, бессменный руководитель популярного коллектива ... "10)

После записи телепередачи "Песня-72" в Москве "Смеричку" совместно с белорусскими "Песнярами" пригласили дать сольный концерт в Колонном зале Дома Союзов. Ведущими концерта были популярные дикторы ЦТ А. Шилова и В. Кириллов. Концерт прошел с огромным успехом. Москвичи искренне приветствовали две популярных ансамбля из Украины и Белоруссии. А уже после концерта, во время дружеского вечера руководитель ансамбля "Песняры" Владимир Мулявин посоветовал Левко Дутковскому вместе с ансамблем "Смеричка" перейти на профессиональную сцену, ибо самодеятельная сцена имела свои творческие и технические ограничения ...
Заключительным аккордом самодеятельного винницкой "Смерички" было выступление в конце декабря 1972 года в г. Киеве вместе с ВИА "Червона рута" Черновицкой филармонии на празднике искусств, посвященном 50-летию образования СССР. Благодарные киевляне бурными аплодисментами и громкими выкриками долго не отпускали артистов со сцены.
Позже Газета "Культура и жизнь" писала:
"... Более пятисот мастеров искусств и участников художественной самодеятельности выступили в отчетных концертах в столице Украины ... От певучей семьи Вовчук ... вокально-инструментальные ансамбли "Смеричка" Винницы и" Червона рута" Черновицкой областной филармонии (София Ротару исполнила песни "Я люблю тебя Россия" Д. Тухманова, слова М. Ножкина и "Ты вернешься любимый" руководителя "Смеричка" Левка Дутковского на слова Анатолия Фартушняка) ... Впервые "Червону руту" и "Водограй" исполнил винницкий самодеятельный вокально-инструментальный ансамбль "Смеричка" под управлением Льва Дутковского. И в этот раз ансамбль и солисты Назарий Яремчук и Василий Зинкевич донесли до сердец слушателей лирический характер и искренность песен ... "11)

После отчетного концерта в Киеве, деятели культуры Черновицкой области были отмечены грамотами и званиями. Первый в Украине "Народный вокально-инструментальный ансамбль" - "Смеричка" был награжден "Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета УССР. Солист "Смеричка" В. Зинкевич Грамотой Президиума Верховного Совета УССР. Черновицкое областное управление культуры, возглавляемое В. Королюком, также представило к почетному званию "Заслуженный деятель искусств УССР" руководителя "Смерички" Левко Дутковского. Но этого почетного звания ему не присвоили. Позже оказалось, что поспособствовали этому завистливые "друзья-стукачи" и Винницкая районная власть ...
1 апреля 1973 года Левко Дутковский вместе со "Смеричкой" и солистами Василием Зинкевичем и Назарием Яремчуком, переведясь в университете на заочное обучение, перешел на постоянную работу в Черновицкую областную филармонию.
Начался новый этап творческой жизни прославленного коллектива. Но это станет предметом будущего исследования.

   
Петр БРИЦКИЙ
доктор исторических наук,
профессор кафедры истории Украины
Черновицкого национального университета
им. Юрия Федьковича

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Смеричка ВИА
« Ответ #2 : 25 Июль 2020, 14:44:46 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика