27/04/24 - 14:13 pm


Автор Тема: Кристалинская, Майя  (Прочитано 211 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27437
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Кристалинская, Майя
« : 16 Ноябрь 2023, 16:22:10 »





Майя Кристалинская (слева) и Валентина Котелкина – студентки МАИ




Майя Кристалинская и Эдуард Барклай

А СНЕГ ИДЕТ

Ма́йя Влади́мировна Кристали́нская (24 февраля 1932, Москва, СССР — 19 июня 1985, Москва, СССР) — советская эстрадная певица, переводчица; заслуженная артистка РСФСР (1974).

Майя Кристалинская — певица с уникальным голосом. Исполнительница не получила вокального или артистического образования, однако петь для нее было все равно что дышать — так же важно. Советские слушатели чувствовали искренность и теплоту, которые звезда сцены дарила каждому из них, и любили ее за это. До последнего вздоха знаменитость жила музыкой, а после смерти память о ней осталась в песнях.
В конце 20-х годов XX века в семье Владимира Кристалинского (вопреки распространенному мнению, это настоящая фамилия, а не псевдоним), работавшего редактором в нескольких печатных изданиях, и его жены Валентины родилась девочка Майя. Из-за недуга ребенок спустя два года скончался. 24 февраля 1932 года у пары родилась еще одна дочь, которую снова назвали Майей.

В некотором смысле судьбу будущей артистки определил ее дядя Павел Златогоров, работавший режиссером музыкального театра. Во время празднований одного из дня рождений Майи он подарил ей губную гармошку. Девочка, несмотря на юный возраст, сама научилась играть, а скоро начала и петь популярные в то время военные песни: «Друзья-однополчане», «Синий платочек» и так далее.
Всесторонне развитый папа девочки, несмотря на активную профессиональную деятельность, находил время на то, чтобы вести кружок в Доме пионеров. Его с 10-летнего возраста начала посещать Валентина Котелкина, которая стала лучшей подругой Майи Кристалинской на всю жизнь. Их объединила любовь к творчеству, в частности к пению.

В школе Майя могла без подготовки выступить на сцене под аккомпанемент рояля. Ее талант к пению заметили и пригласили в хор Центрального дома детей железнодорожников, руководителем которого был выдающийся дирижер Семен Осипович Дунаевский, брат знаменитого композитора Исаака Дунаевского. Однако Майя даже не думала становиться профессиональной певицей. Она была всесторонне развитой девочкой, показывала успехи и в математике, и в литературе, ей легко давался иностранный язык.

Перед тем как получить паспорт, будущая певица, русская по матери и еврейка по отцу, решила посоветоваться с Котелкиной о том, какую национальность следует записать в документы. Та сразу сказала, что по действующему закону национальность определяют по отцу. Майя представить себе не могла, что в 1960-х годах ее не будут допускать к телевизионным эфирам из-за сделанного выбора.

После выпуска из школы в 1950 году Кристалинская, недолго думая, решила поступить в Московский авиационный институт. Она и Валя Котелкина были неразлучны — вместе они стали студентками факультета экономики самолетостроения, который окончили через несколько лет инженерами-экономистами. По распределению они попали на Новосибирский авиационный завод.
Замдиректора этого завода ужасно встретил девушек, даже места в общежитии им не предложили. Столичным жительницам многое казалось отталкивающим: грязный цех, нецензурно ругающиеся женщины. Подруги решили бежать. Они сели в поезд и уехали в родную Москву. Завод прислал в столицу жалобу с просьбой о привлечении к ответственности.

Подругам повезло, что начальником главка был рецензент дипломного проекта Кристалинской. Благодаря ему в Министерстве авиационной промышленности решили не портить биографии молодых специалисток и нашли им новое место работы в Москве — в опытно-конструкторском бюро знаменитого советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева.
Несмотря на основную работу, Майя и дальше занималась самодеятельностью в составе коллектива Центрального дома работников искусств. В 1957 году это учреждение стало одной из площадок Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В те годы джаз в СССР фактически считался запрещенным, но в честь фестиваля комитет комсомола поручил композитору Юрию Саульскому организовать джазовый оркестр, в который он пригласил Майю.

Выступления певицы-любительницы были отмечены зрителями, но под конец фестиваля в газете «Советская культура» вышла негативная статья с заголовком «Музыкальные стиляги». В ней концерт молодого оркестра был полностью разгромлен. В результате всех участников оркестра выгнали из Дома работников искусств.

По истечении трех обязательных лет в конструкторском бюро Майя Кристалинская ушла из профессии. К тому времени она успела поучаствовать в десятках выступлений и решила стать профессиональной артисткой. Она ездила на гастроли совместно с оркестром Олега Лундстрема, затем — с оркестром Эдди Рознера. Во время поездок исполнительница успела посетить множество уголков Советского Союза.
В 1960 году на советских экранах появился фильм «Жажда», для которого Майя Кристалинская записала песню «Мы с тобой два берега». Сразу же после премьеры певица обрела головокружительную популярность. В мгновение ока был распродан семимиллионный тираж пластинки с песней из фильма. Запись ежедневно крутили по радио.

Голос Майи Владимировны полюбился советскому народу. С тех пор у нее вышло множество шлягеров: «А снег идет», «А за окном то дождь, то снег», «Белый свет». Она работала с лучшими исполнителями и композиторами Советского Союза, в том числе с Микаэлом Таривердиевым, Валентиной Толкуновой, Иосифом Кобзоном.

Последний вначале не обратил внимания на Кристалинскую, посчитал, что голос у певицы невыдающийся и фигура неудачная. Все изменилось, когда Маюшка (так он ее называл) улыбнулась, заразив всех окружающих позитивным настроением. С тех пор артисты стали друзьями. Кобзон признавал, что, когда Майя Владимировна пела, ее хотелось слушать бесконечно.

В 1966 году по всесоюзному опросу Кристалинскую признали главной эстрадной певицей года, а исполненную ею песню «Нежность» из картины «Три тополя на Плющихе» знала вся страна.
Несмотря на появившуюся популярность, жизнь Кристалинской к концу 60-х годов стала сложнее. После исполнения трагического романса «В нашем городе дождь» в эфире новогодней телепередачи начальство обвинило ее в «пропаганде грусти» и сократило время эфиров.

В это же время у певицы обнаружился особенно страшный для ее профессии недуг — опухоль лимфатических желез.
Кристалинская вынуждена была долгое время проводить на лечении в больницах, а на выступления с тех пор выходила с косынкой вокруг шеи: скрывала сначала симптомы болезни, проявившиеся в виде небольших шариков, а после — ожоговую сеточку от лучевой терапии. Аксессуар стал визитной карточкой: косынка присутствует на всех ее фото того времени. На гастроли певица ездила с полным чемоданом лекарств.

Когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, ее почти перестали показывать по телевизору. Виной тому — ошибка при получении паспорта, совершенная Майей в молодости. По слухам, новый начальник был ярым антисемитом. Концертов у Кристалинской меньше не стало, просто ей не разрешали выступать в столице. Помимо музыки исполнительница начала писать статьи в «Вечернюю Москву», занималась переводом «Размышлений» Марлен Дитрих с французского языка.
Личная жизнь Кристалинской не сразу сложилась удачно. Первый муж Майи — выпускник медицинского института Аркадий Арканов. Они встретились в середине весны 1958 года, а в начале лета уже расписались. Родственники молодоженов узнали об этом уже после. Пораженные родители жены и мужа восторга друг от друга не испытывали.

Спустя годы Аркадий Арканов признался, что познакомился с певицей из-за спора со знакомым. Между молодыми людьми не было сильной любви. После получения диплома Арканов устроился участковым врачом, в то время как Кристалинская становилась все популярнее.

В октябре того же 1958 года проходили выборы. Арканов собрал чемоданчик с вещами и отправился к родителям, чтобы ехать голосовать по месту жительства (молодожены жили отдельно — снимали квартиру в Москве). Обратно он не вернулся. Супруги развелась, но продолжали поддерживать приятельские отношения.
Вторым и последним мужем певицы стал скульптор, дизайнер и архитектор Эдуард Барклай. Во многом благодаря заботе и любви супруга Майя смогла так долго прожить со своим недугом. Хотя у них случались и размолвки из-за лекарств, которые артистка забывала принимать, диеты, которой нельзя было придерживаться по рекомендациям врачей, и обычных для любых отношений неурядиц. Майя Владимировна даже временами уходила ночевать к подруге, но всегда возвращалась, и мир в семье налаживался. Детей у пары не было.

Эдуард Максимович тоже был болен. В июне 1984 года он внезапно умер от сахарного диабета. Пара решила поехать в отпуск, и в день отъезда Барклаю стало плохо, а через пять дней он скончался.
Артистка очень тяжело переживала смерть мужа, полагалась только на помощь друзей, при поддержке которых еще успела пополнить дискографию пластинкой, вышедшей на студии «Мелодия».

Вскоре у Майи Владимировны стали плохо двигаться правые рука и нога, весной 1985-го она полностью потеряла дар речи. За певицей присматривала младшая сестра Анна и подруги.

Ровно через год после похорон мужа, 19 июня 1985 года, Кристалинская умерла. Причиной смерти стал долгие годы мучавший ее лимфогранулематоз. Похоронили звезду советской эстрады на Донском кладбище. На стеле у могилы певицы выгравирована эпитафия:

«Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься — и опять споешь».
................................
Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве, в русско-еврейской семье. Отец — Владимир Григорьевич Кристалинский (1904—1972), происходил из Мглина Черниговской губернии, окончил Александровское реальное училище в Могилёве. Мать — Валентина Яковлевна Кристалинская (урождённая Пыткина, 1911—1996), была родом из Павлодара. Родители поженились в Саратове и вскоре переехали в Москву, где отец окончил художественно-конструкторский факультет Высших художественно-технических курсов (ВХУТЕМАС) и работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, печатался в газете «Пионерская правда», писал книги для детей.

В школьные годы Майя занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского.

После окончания школы в 1950 году поступила в Московский авиационный институт. В институте она занималась художественной самодеятельностью. После окончания института уехала по распределению в Новосибирск на авиационный завод имени В. П. Чкалова. Но, по воспоминаниям подруги и одногруппницы Валентины Котёлкиной, вскоре вернулась в Москву и стала работать в КБ А. Яковлева.

В 1957 году Майя Кристалинская стала лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Юрия Саульского. В том же году она вышла замуж за писателя Аркадия Арканова. Брак был неудачным и вскоре распался.

В 1960 м году она записала песню «Два берега» из кинофильма «Жажда» , с этой песни и началась её всесоюзная популярность. Первоначально эту песню исполнила Ирина Сергеевна Денисова, артистка молодёжного ансамбля «Полный вперёд!» Ленинградской Филармонии, позднее журналистка (творческий псевдоним Рыжова), но фамилии первой исполнительницы даже не было в титрах. Когда фильм и песня стали популярны, эту песню стали исполнять другие певицы, и к фильму сделали новую звуковую дорожку, вставив в титры фамилию исполнительницы (в разных вариантах: Кристалинская, Дворянинова).

Майя Кристалинская много гастролировала по стране, работала с джаз-оркестрами Эдди Рознера и Олега Лундстрема, с ансамблем Евгения Рохлина. Тиражи её пластинок быстро раскупались. Песня на музыку Евгения Рохлина «Мы с тобой случайно в жизни встретились» стала настоящим шлягером, эту песню исполняла только она. Название песни стало названием диска Майи Кристалинской, который вышел в 1985 году.

В возрасте 29 лет врачи обнаружили у неё опухоль лимфатических желез (лимфогранулематоз). Она прошла тяжёлый курс лечения, и с тех пор ей приходилось выходить на сцену с косынкой на шее, чтобы скрывать от зрителей следы ожога от лучевой терапии.

Майя Кристалинская стала первой исполнительницей песни «Нежность» композитора Александры Пахмутовой, записав её в 1966 году. Чермен Касаев (музыкальный редактор ВР и ЦТ), присутствовавший тогда в студии звукозаписи, в документальном фильме «Опустела без тебя земля…» (2005), посвящённом певице, вспоминал, что у Кристалинской при прослушивании уже записанной фонограммы капали слёзы из глаз: «Вот такие росинки… утренняя летняя роса…» — так трогала её песня «Нежность», которая на долгие годы стала визитной карточкой певицы.

8 и 9 февраля 1964 года Майя Кристалинская была гостем студентов. В дни студенческих каникул она вместе со своими товарищами по искусству В.Трошиным, И.Кобзоном, Г.Сорокиным и другими принимала участие в эстрадном представлении «Шесть миллионов сердец» в Москве во Дворце спорта Центрального стадиона имени В.И.Ленина.

В 1964 году в Киеве был снят фильм-концерт «Поёт Майя Кристалинская».

В 1965 году вышел первый полноформатный студийный альбом — Поёт Майя Кристалинская.

В 1966 году, согласно опросам телезрителей, Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.

В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин. При нём попали в чёрный список и практически остались без работы (а многие и уехали из страны) известные певцы и певицы еврейского происхождения: Вадим Мулерман, Эмиль Горовец, Аида Ведищева, Нина Бродская, Лариса Мондрус и другие.


Могила Майи Кристалинской на Новом Донском кладбище Москвы
Путь на телеэкран и в радиоэфир был практически закрыт и для Майи Кристалинской. Её приглашали участвовать в своих творческих вечерах, проводившихся в Колонном зале Дома Союзов, Э. Колмановский, А. Пахмутова, Я. Френкель, Л. Ошанин и др. Выступления певицы проходили в сопровождении оркестра под управлением Юрия Силантьева. Но на Центральном телевидении Кристалинская стала почти «персоной нон грата».

В 1972 году с песней «Полынь» приняла участие в ежегодном фестивале «Песня года».

Последние десять лет жизни певица выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в Москве и областных центрах было очень сложно.

Несмотря на это, в 1974 году Кристалинской было присвоено почётное звание «Заслуженная артистка РСФСР».

В 1975 году с песней «Судьба» приняла участие в ежегодном фестивале «Песня года».

В последние годы жизни Майя Кристалинская взялась за перевод с немецкого книги Марлен Дитрих «Размышления». Книга вышла в СССР уже после смерти Кристалинской.

Жила в Москве на улице Мясковского, д. 11/13; на Новоалексеевской улице, д. 1.

В 1984 году после смерти второго мужа Кристалинской Эдуарда Барклая (он умер 15 июня 1984 года, от инсульта, вызванного осложнениями сахарного диабета) болезнь певицы обострилась. 19 июня 1985 года, на 54-м году жизни, Майя Кристалинская скончалась. Прощались с певицей в ЦДРИ. Во время гражданской панихиды звучали её песни, а гроб выносили под песню «Русь».

Певица похоронена в Москве на Новом Донском кладбище. Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь.» С боковой стороны надгробия — текст посвящённого памяти певицы стихотворения известного поэта Роберта Рождественского «Хоронили Майю Кристалинскую», в котором Роберт Рождественский назвал Кристалинскую «Эхом нашей юности.»

Семья
Первый муж — Аркадий Арканов (1933—2015), писатель-сатирик. Ушёл от Кристалинской спустя год брака.
Второй муж — Эдуард Максимович Барклай (1925—1984), архитектор и скульптор.
Двоюродная сестра отца — Лилия Ильинична Кристалинская, актриса Театра имени К. С. Станиславского; была замужем за оперным режиссёром Павлом Златогоровым. Под их влиянием Майя Кристалинская начала заниматься музыкой.
Племянница — Марьяна Кристалинская.

Альбомы

Поёт Майя Кристалинская (1965)
Maya Kristalinskaya (1969)
Майя Кристалинская (1971)
Майя Кристалинская (1975)
Мы с тобой случайно в жизни встретились (1985)

Кристалинская Майя 1960-1965 - Поёт Майя Кристалинская (Vinil) (320)
Кристалинская Майя 1962 - Миньон (Д-00011159-60) (320)
Кристалинская Майя 1965 - Диск-гигант (33д 15815-6) (320)
Кристалинская Майя 1968 - Миньон (Д 000883) (320)
Кристалинская Майя 1968 - Миньон (ГД 0001237-8) (320)
Кристалинская Майя 1968 - Миньон (33Д 00033783) (320)
Кристалинская Майя 1969 - Гибкий миньон (ГД 0001541) (320)
Кристалинская Майя 1969 - Песни К. Акимова на ст. К. Филипповой (EP) (320)
Кристалинская Майя 1969 - Русь (LP) (320)
Кристалинская Майя 1971 - Майя Кристалинская (LP) (320)
Кристалинская Майя 1975 - Диск-гигант (33C60-05757-8) (320)
Кристалинская Майя 1985 - Мы с тобой случайно в жизни встретились (LP) (320)
Кристалинская Майя 1995 - Нежность (320)
Кристалинская Майя 1996 - Нежность (из серии "Русский шансон") (320)
Кристалинская Майя 2002 - Великие исполнители России ХХ века (2CD) (320)
Кристалинская Майя 2004 - GRAND Collection (320)
Кристалинская Майя 2005 - Для тебя (320)
Кристалинская Майя 2005 - Золотая коллекция ретро (2 СД) (320)
Кристалинская Майя 2005 - Ранние записи (320)
Кристалинская Майя 2006 - Избранное (256)
Кристалинская Майя 2007 - Лучшее (256)
Кристалинская Майя 2007 - Только любовь права (2CD) (320)
Кристалинская Майя 2009 - Даёшь музыку. MP3 Collection (4 CD) (256)
Кристалинская Майя 2009 - Звёзды советской эстрады (320)
Кристалинская Майя - Сборник (Шеллак) (320)

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27437
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Кристалинская, Майя
« Ответ #1 : 13 Декабрь 2023, 13:43:24 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика