29/03/24 - 16:48 pm


Автор Тема: Иванова Виктория.  (Прочитано 664 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Иванова Виктория.
« : 15 Февраль 2020, 13:59:02 »






Родилась в Москве 23 сентября 1924 года в семье военного врача.

Заслуженная артистка РСФСР (21.06.1973).

Виктория Иванова- Ave Maria

Викто́рия Никола́евна Ивано́ва (22 сентября 1924, Москва — 1 февраля 2002, Москва)

Училась в музыкальной школе игре на фортепиано. Затем в вокальном классе О.Ф. Славинской-Федоровской в училище, институте и аспирантуре института имени Гнесиных (закончила в 1951 году).
В 1951-1998 годах – солистка Московской государственной филармонии. Ещё в годы учёбы (с 1946 года) стала записываться на радио и очень быстро приобрела огромную популярность в Советском союзе, ознаменовав своим творчеством целую эпоху в отечественном камерном исполнительстве.
Концерты-монографии певицы посвящены творчеству Р. Шумана, Ф. Шуберта, И. Брамса, Г. Малера, В.-А. Моцарта, К. Дебюсси. В ее программах также старинная французская и английская музыка, русские старинные песни и романсы, произведения советских композиторов. Гастролировала за рубежом.

Умерла 1 февраля 2002 года. Похоронена на 7 участке Введенского кладбища в Москве.

Такие голоса называют неземными, нематериальными. Кажется, что они неподвластны законам земного притяжения. У Виктории Ивановой был именно такой голос – голос ангела. Но этот ангел летел на крыльях поразительного вокального мастерства. Особый секрет её пения заключался в том, что она умела скрыть искусство – искусством же; высшим мерилом мастерства для неё, по её собственному признанию, было состояние блаженства, которое артист испытывает сам и обязан передать слушателю. Видимо, именно это влекло к Виктории Ивановой сердца людей — и людей очень разных, среди которых были известные писатели, например, А. Солженицын, В. Астафьев, А. Битов.

Любовь Казарновская: «Не можем не сказать о том, что, готовясь к этой программе, прослушав снова голос Виктории Николаевны Ивановой, поняли, что действительно такого искусства, такого исполнителя на камерных сценах, наверное, сегодня в России нет, к большому нашему сожалению. И эта тенденция общая – камерная музыка сегодня у нас не в почете. Концерты певцов с камерным настоящим репертуаром, к сожалению, большая редкость. Потому что, я думаю, я нашла для себя такое объяснение, сегодня нет личностей – ни в тембрах, ни в исполнительском стиле. Их практически нет, их не воспитывают…»

Владимир Габышев: «Искусство Виктории Николаевны Ивановой – блистательной камерной певицы – по праву входит в золотой фонд русской музыкальной культуры. Собственно, этот фонд она создавала своими руками, вернее голосом, оставив после себя великолепные записи, которыми и сейчас могут наслаждаться ее почитатели либо слушатели, которые не знакомы с ее искусством. Но, конечно, никакая запись не сравниться с живым исполнением…»
............................
Викто́рия Никола́евна Ивано́ва (22 сентября 1924, Москва — 1 февраля 2002, Москва) — советская певица (сопрано), Заслуженная артистка РСФСР (1973).

Виктория Иванова родилась 22 сентября 1924 года в одном из старейших исторических районов Москвы — Лефортове, в семье медиков Николая и Лидии Ивановых. Отец, служивший военным врачом в Лефортовском госпитале, умер когда Виктории было 3 года. Рано умерший отец любил музыку и потому, заметив природные данные дочери, мать всячески способствовала её музыкальному развитию. Виктория окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Затем училась вокалу у О. Ф. Славинской-Фёдоровской — сначала в училище, затем — в институте и аспирантуре музыкального института имени Гнесиных. После окончания с отличием ГМПИ им. Гнесиных в 1951 году стала солисткой Московской филармонии (до 1998).

Ия, как называли Викторию близкие, вышла замуж за своего одноклассника Юрия Петровича Матусова. Выходец из семьи нижегородских евреев, врачей, был он, по свидетельству современников, человеком ярким, редкой остроты ума, с неиссякаемым чувством юмора, прекрасно знавшим мировую живопись и музыку.

У супругов родилась дочь — Екатерина. Вместе с матерью она выступала на радио дуэтом; пела в фильме-сказке «Морозко» (Настенька). Но в шестнадцатилетнем возрасте после операции на мозге дочь стала инвалидом. Вскоре от инфаркта умер супруг.

Последние пять лет жизни певица практически не выходила из дома — тяжелая болезнь не позволяла ей выступать. Проживала Виктория Николаевна в Москве на Краснопрудной улице, д. 30/34.

Виктория Иванова скончалась 1 февраля 2002 года в возрасте 77 лет. Похоронена на 7 участке Введенского кладбища в Москве.

Семья
Отец — Николай Александрович Иванов (1888—1927)
Мать — Лидия Евгеньевна Иванова (1896—1957)
Муж — Юрий Петрович Матусов (р. 1923)
Дочь — Екатерина Юрьевна Матусова

Творчество

Ещё в годы учёбы (с 1946) Виктория Иванова стала записываться на радио и в 1960-х годах приобрела широкую популярность как камерная и эстрадная певица с прозрачным, нежным тембром, со свободной и естественной вокализацией.

С первых выступлений на радио и на концертной эстраде складывался разнообразный репертуар певицы, который постоянно расширялся, обогащался и вошел в золотой фонд записей Всесоюзного радио — на хранении в Телерадиофонде России находятся свыше 200 звукозаписей ее исполнения. Репертуар Ивановой состоял из музыки разных эпох: классической, романтической, барочной. Это прежде всего М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, Г. Шютц, И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Она пела камерные произведения Р. Шумана, Ф. Шуберта, И. Брамса, К. Дебюсси, Г. Малера. В её программах была старинная французская и английская музыка, русские старинные песни и романсы, произведения таких советских композиторов как Сергей Прокофьев, Зара Левина, Матвей Блантер, Исаак Дунаевский. Романс «Вам не понять моей печали» служил своеобразной визитной карточкой певицы. Как только это оказалось дозволенным, она стала петь весьма много старинной, религиозной и светской музыки.

Виктория Иванова не только пела по радио, но и выступала по телевидению, широко концертировала на родине и за рубежом (Болгария, Финляндия, Япония, Франция, Англия и другие страны). Певица выступала с такими выдающимися мастерами, как Д. Ойстрах, И. Браудо, О. Эрдели, A. Любимов, Н. Рабинович, B. Федосеев, Н. Гутман, О. Каган, английский дирижер и композитор А. Роусторн.

Виктория Иванова записывала также песни для кинофильмов и мультфильмов: «Укротительница тигров», «Заноза», «Стрекоза», «Аленький цветочек», «Русалочка».

Дискография
1965 — Виктория Иванова, сопрано : романсы. Оркестр русских народных инструментов Гостелерадио СССР, дир. В. Федосеев. - Москва : Мелодия.
1966 — Виктория Иванова, сопрано : романсы. Оркестр русских народных инструментов Гостелерадио СССР, дир. В. Федосеев. - Москва : Мелодия.
1967 — Поёт Виктория Иванова, сопрано : арии и песни. Камерный оркестр, худ. руководитель А. Готлиб. — Москва : Мелодия.
1971 — Поёт Виктория Иванова, сопрано : песни И. Гайдна и Л. Бетховена. — Москва : Мелодия.
1989 — Виктория Иванова, сопрано : старинные романсы, песни. Оркестр русских народных инструментов Гостелерадио СССР, дир. В. Федосеев. - Москва : Мелодия, Записи Всесоюзного радио 1960-х гг.
1989 — Виктория Иванова, сопрано : Ф. Шуберт (1797-1828). Песни. — Москва : Мелодия. Записи ВР 1966 (2,10).

Современники о Виктории Ивановой.

Близкая подруга певицы, Юлия Добровольская, так описывала Викторию Иванову:

От Бога — уникальный голос, голос-флейта, от себя — виртуозное владение им, повествующим о забавном и серьёзном, о грустном и радостном задушевно, задумчиво, насмешливо, кокетливо, строго, лукаво... Это были достигнутое истовым трудом мастерство и, конечно, женственность — лучистые голубые глаза, ослепительно белая кожа, серебристый смех, обезоруживающая улыбка.

Зара Левина писала о ней:

Виктория очень требовательна и «капризна». Её «капризы» — свойство художника, никогда не успокаивающегося на своём успехе. Иванова — тугодум. Она долго решает вопрос: петь или не петь предложенное ей произведение, и если она отказывается от исполнения не потому, что оно ей не нравится, это означает, что она не уверена в том, что сумеет донести до слушателя романс, песню… Её всегда можно узнать. Чистота интонаций, хрустальное звучание, благородная интерпретация, хороший вкус… На Иванову часто обижаются композиторы и даже начальство: „Мало поёт!“ Но имя её очень популярно. Она не поёт того, в чём не чувствует внутренней необходимости.

—Любовь Казарновская отмечала:

… прослушав снова голос Виктории Николаевны Ивановой, поняли, что действительно такого искусства, такого исполнителя на камерных сценах, наверное, сегодня в России нет, к большому нашему сожалению … сегодня нет личностей — ни в тембрах, ни в исполнительском стиле. Их практически нет, их не воспитывают…

— Виктория Иванова — великая камерная певица России

Виктор Астафьев:

Несчастья, да все оглушающие, сыпались одно за другим на певицу. Веселый и загадочный муж ухайдакал-таки себя, оставив жену с тяжко больной, взрослой дочерью и на пределе уже век доживающей свекровью.
А певица-то в самом расцвете творческого дарования, и ее ангельски-невинный, в душу проникающий голосок часто звучит по радио, реденько в концертных залах. Выступавшая с триумфальным успехом в парижах, римах и берлинах, она, чтоб не потерять вакансию в «Москонцерте», значит, и кусок хлеба, мотается по заштатным городам отечества нашего, где уже начался разгул громовопящей эстрады…

— Тетрадь 6. Последняя народная симфония

Звания и награды

1958 — Лауреат Всесоюзного конкурса.
1973 — Присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
1999 — Награждена орденом Почёта.
.....................................
В мемуарной книге Юлии Добровольской «Post Scriptum», недавно вышедшей в издательстве «Алетейя», можно встретить имя замечательной певицы Виктории Ивановой. По просьбе читателей «Чайки», Юлия Добровольская написала отдельные воспоминания о своей близкой подруге, ушедшей из жизни в 2002-м году. O певице Виктории Ивановой

Виктория Иванова была Марией Каллас камерного пения. Много лет даже не заслуженная артистка, а просто солистка Московской филармонии, она, как токарь на заводе, должна была выполнять норму выработки — столько-то концертов в месяц по городам и весям, в профсоюзных домах отдыха, в заводских клубах. Директор Московской филармонии Белоцерковский не давал ей хода, подозревал, что Виктория Иванова в действительности еврейка — больно непроста, и нос с горбинкой. Чтобы продвинуться по службе, стать заслуженной, понадобилась эпидемия холеры в Крыму.

В то лето муж Виктории Юра, Юрий Петрович Матусов, достал четыре путёвки в Дом творчества писателей в Коктебеле, для себя с Викторией и с дочкой Катей и четвёртую — для родственника Виктории, милейшего дяди Жеки. О вспышке холеры власти, как водится, помалкивали (вспомним Чернобыль). Дядя Жека пошёл купаться, хлебнул морской воды, заразился и умер. Бедный, бедный дядя Жека... Обитателей дома творчества отвезли в симферопольскую больницу на сорокадневный карантин. Среди них был Белоцерковский. Сорок дней вблизи Виктории не прошли даром, он попал под магнетизм её личности.

«Какая же я кувалда!» — горестно качала головой Виктория — моя Ия, Иечка, Июня, смотрясь в зеркало. Беспощадно подтрунивая над собой, над своей фигурой без талии, она однако знала силу своего обаяния, чаровница! Люди заходились от счастья, слушая её — знаю по себе.

Что это было? От Бога — уникальный голос, голос-флейта, от себя — виртуозное владение им, повествующим о забавном и серьёзном, о грустном и радостном задушевно, задумчиво, насмешливо, кокетливо, строго, лукаво... Это были достигнутое истовым трудом мастерство и, конечно, женственность — лучистые голубые глаза, ослепительно белая кожа, серебристый смех, обезоруживающая улыбка. И дар рассказчицы. Мне не забыть её описания «обыкновенного концерта Виктории Ивановой», как она завоёвывала аудиторию из бабок в белых платочках и подвыпивших мужиков рассказом о старом глухом музыканте, по имени Бетховен, который сочинил — вы только послушайте, какую весёлую песню!

Зал ревел от восторга, не отпускал:

— Давай, Иваниха, ещё!

Администратор клуба высовывал руку из-за кулис, показывал на часы, мол, опоздаешь на поезд. В заиндевевшем от мороза автобусе по ухабам на станцию. Безлюдный перрон, на скамейке старик в тулупе пьёт чай из термоса. Вынула из сумки пластмассовую кружечку — она всегда при ней — подошла, попросила:

— Налейте мне немножечко...

Ехать долго, часов пять.

Спасибо радиозаписям, Викторию Иванову узнала и полюбила вся Россия. Настоящий же концерт в Малом зале консерватории ей причитался только раз в год. Как мы его ждали!

Ломать голову, в чём петь, она призывала меня. Проблема! Ведь в России платье для выступления тогда было не купить. А концертное платье — это орудие производства, надо, чтобы в нём было удобно, чтобы шло и, по возможности, скрывало полноту. В одной из первых моих посылок из Милана был отрез плотного синего бархата — Виктории на «сарафан». Говорят, она долго в нём выступала.

Бог дал Виктории талант и не дал счастья. После операции на мозге осталась инвалидом (шизофрения) шестнадцатилетняя Катя. У неё был мамин голос, они уже пели на радио дуэтом. Несчастье подкосило Юру, он безвременно скончался от какого-то молниеносного инфаркта.

— Не знаю, как быть, — поделилась со мной однажды Виктория, — Катя не справляется в больнице со своими длинными волосами, надо бы её постричь... ума не приложу, как это организовать...

— Очень просто, постригу я!

У меня к этому времени накопился опыт. Подросшие сыновья моих приятельниц наотрез отказывались ходить в парикмахерскую стричься «под бокс», в то время как на Западе были в моде шевелюры. Мне удавалось уговорить неслуха с колтуном на голове прийти ко мне, я сажала его на стул в ванной мыть голову и, сперва ножницами, потом особой бритвой, стригла «стильно». (Между прочим, идея понравилась Лёве Разгону, и он стал моим постоянным клиентом).

И вот мы с Викторией и с Катей, под надзором бабищи-санитарки, в просторной (больница старая) темноватой ванной.

Катя нормальным голосом просит:

— Тётя Юлечка, только стриги покороче, ведь в каждом моём волосе злой дух...

Санитарка подгоняет:

— Ну чего ты там валандаешься, давай скорее, чай, ванная не для вас одних!

Я трясущимися руками кромсаю «злых духов» и плачу, а ко всему привыкшая Виктория удовлетворённо приговаривает:

Вот как хорошо мы с тобой придумали!
...
Как мы познакомились? Юру я знала с детства, мы с Матусовыми дружили семьями с нижегородских времён, жили в одном доме в Плотничьем переулке. Потом надолго разъехались, мы — в Ленинград, а они — в Москву; отца Юры, всеми обожаемого доктора Петра Михайловича Матусова, назначили военным врачом в Лефортовский госпиталь. Там же служил военврач Николай Иванов, рано умерший отец толстушки-певуньи Иечки, которая вышла замуж за своего одноклассника Юру. Съехались в послевоенной Москве. С тех пор и до моего отъезда в Италию мы с Викторией были душевно близки и очень нужны друг другу. На своей пластинке со старинными русскими романсами она написала: «Удивительной, непостижимой Юлечке Добровольской от вечной поклонницы Виктории Ивановой», чем очень меня озадачила: «удивительной и непостижимой» была она, а не я.

Юрий Петрович Матусов был яркий человек, редкой остроты ума, с неиссякаемым чувством юмора. Надо послушать, как его по сей день, с неостывшей любовью, описывает-пересказывает миланец Ренцо Бендзони, его друг и сослуживец по московскому филиалу итальянской фирмы Финсидер.



Victoria Ivanova - The Misty Morning - Утро Туманное




Виктория Иванова- "Вам не понять моей печали"


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Иванова Виктория.
« Ответ #1 : 27 Май 2020, 15:14:43 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика