2.
В 1987 году Рой Орбисон включён в «Зал славы рок-н-ролла». На торжественную церемонию был приглашён большой поклонник Роя, музыкант Брюс Спрингстин, сказавший торжественную речь: «Я хотел записать песню со стихами Боба Дилана и музыкой похожей на Фила Спектора, но больше всего в своей жизни я хотел петь, как Рой Орбисон. Теперь все знают, что никто не споёт так, как Рой Орбисон». Своё выступление Брюс завершил исполнением песни «Thunder Road» из альбома «Born to Run», а сам Рой в своей ответной речи признался, что чувствовал себя «польщённым» оказанным ему уважением. Несколько месяцев спустя Орбисон и Спрингстин выступили в отеле «Coconut Grove Ballroom» в Лос-Анджелесе. К ним присоединились Джексон Броун, Ти Боун Бёрнэт, Элвис Костелло, Том Уэйтс, Бонни Рэйтт, Дженнифер Варнес и Кэтрин Дон Ланг. О прошедшем концерте Ланг вспоминала: «Рой посмотрел на всех нас и сказал: „Если есть что-нибудь, что я могу для вас сделать, пожалуйста, обращайтесь ко мне“. Он был очень серьёзен. Таким способом он хотел поблагодарить нас. И это было очень волнующе». В том же году на канале HBO состоялся легендарный концерт «Рой Орбисон и друзья, чёрно-белые ночи», выдержанный в эстетике конца пятидесятых-начала шестидесятых и снятый на чёрно-белую пленку. Участвовать в концерте он пригласил своих друзей: Брюса Спрингстина, Элвиса Костелло, Кэтрин Дон Ланг, Тома Уэйтса, Бонни Рейтт, а также участников бывшей сопровождающей группы Элвиса Пресли. Запись была выпущена под лейблом «Virgin Records», продав свыше 50 000 копий. В 1986 году Рой подписал контракт с «Virgin Records» и перезаписал свои старые хиты, вошедшие в альбом «In Dreams: The Greatest Hits». Альбом продюсировал Ти Боун Бёрнэт. Музыка Роя используется во многих фильмах, среди которых фильм Дэвида Линча «Синий бархат», а также фильм Марека Каневска «Меньше, чем ноль». В 1985 году другая песня Орбисона — «Wild Hearts Run Out Of Time» вошла в саундтрек к фильму Николаса Роуга — «Незначительность».
Интересно, что Рой Орбисон не давал своего согласия на использование песни «In Dreams» в фильме «Синий бархат». Однако, Линч всё равно вставил песню в ленту. В процессе съёмок Линч решил использовать песню сразу в нескольких эпизодах с целью придать ленте особую сюрреалистическую образность и общую фантастическую атмосферу. Первоначально песня служила музыкальной темой для навязчивой идеи одного из героев фильма, психопата Фрэнка Бута (Деннис Хоппер). «In Dreams» также использована в сцене избиения главного героя фильма и в эпизоде, в котором наркодилер Бен (Дин Стоквелл) исполняет песню под фонограмму. Вначале Орбисон был ошеломлён своевольностью Линча, но вскоре после просмотра фильма в кинотеатре Малибу, певец признавался:
Я был уязвлён, потому что «добрый, сказочный клоун» из моей песни по фильму имел отношение к сделке с наркотиками… Я спрашивал себя «Куда катится этот мир?» Но позже во время очередных гастролей, мы увидели видеоклип на песню, и я пересмотрел свои взгляды. Я научил себя понимать и ценить то, что Дэвид придал моей песне и что сама песня дала фильму — отрешившись от всего земного, он дал новое измерение песне «In Dreams».
1988: альбом «Mystery Girl»
В 1988 году Рой подготовил новый сольный альбом — «Mystery Girl», выход которого был запланирован на январь будущего года. Главным номером этой пластинки была песня «You Got It» (русск. Ты получила это), написанная Джеффом Линном и Томом Петти. Она стала популярной ещё до выхода нового альбома благодаря тому, что Рой исполнял её на концертах. Альбом был спродюсирован Джеффом Линном, который по мнению Орбисона, был лучшим продюсером из всех с кем он когда-либо работал. Свой композиторский вклад в альбом внесли близкие друзья Орбисона, в частности его сын Уэсли, Боно, Дайан Уоррен, Элвис Костелло и другие. В записи альбома также приняла участие супруга певца, Барбара Орбисон, исполнившая бэк-вокальную партию в песне «In the Real World». Альбом достиг 9-го в хит-парадах США и 3-го в Великобритании. Альбом «Mystery Girl», вышедший уже после смерти певца, оказался самым продаваемым из всех его альбомов. Лидер рок-группы «U2» Боно начал интересоваться музыкой Орбисона после просмотра фильма «Синий бархат». Под впечатлением услышанной в фильме песни Орбисона, Боно в сотрудничестве с Эджем написали композицию — «She's a Mystery to Me» (русск. Она для меня загадка), которая вошла в альбом «Mystery Girl». В сентябре Боно и Эдж приняли участие в записи диска Роя Орбисона. Боно вспоминает:
« «Я стоял рядом с ним и пел. Казалось, что он и не пел вовсе, из-за чего я подумал: «Он будет петь следующую песню. Сейчас он просто читает слова». И только когда мы приступили к прослушиванию, я услышал этот голос, который пел самым что ни на есть громким шёпотом из всех, что я когда-либо слышал. Он пел. Но при этом едва шевелил губами. И голос звучал громче всего оркестра. Я не знаю, как он сделал это. Это можно сравнить с ловкостью рук».
Смерть
С конца семидесятых годов Рой Орбисон страдал сердечными заболеваниями. Как утверждает близкое окружение музыканта, болезням способствовали сложности в личной жизни. 18 января 1978 года музыканту была сделана операция на открытом сердце. Музыкант также страдал от язвы желудка, обнаруженной у него в 1960 году, причиной которой была привязанность Роя к табаку. На протяжении большей части жизни Рой был заядлым курильщиком. Несмотря на то, что самочувствие Орбисона после перенесённой операции на сердце заметно улучшилось, он не изменил своим привычкам и продолжал курить. Его официальное возвращение на сцену в 1981 году сопровождалось восторженными рецензиями даже в самых скептически настроенных музыкальных изданиях мира. Сам же музыкант признавался, что возвращение на сцену стало неожиданным поворотом в музыкальной карьере: «Здорово, что я снова пользуюсь спросом, но всё ещё не совсем этому верю»[77]. Музыкант был вынужден сбросить лишний вес, чтобы соответствовать своему новому имиджу, а также отвечать новым требованиям для съёмок видеоклипов. Друзья музыканта вспоминают, что с возрастом Рою стало труднее работать по вечерам, из-за чего он часто переносил запись в студии на утро, когда это было возможно[78][79]. В ноябре 1988 года была закончена работа над сольным альбомом «Mystery Girl» и альбомом «Traveling Wilburys Vol. 1». Орбисон отправился в концертное турне по Европе, во время которого музыканту вручили музыкальную награду. 4 декабря 1988 года в Кливленде, штат Огайо состоялось последнее выступление Роя Орбисона. Затем музыкант вернулся в Хендерсонвилл, штат Теннесси, решив отдохнуть и восстановить силы перед поездкой в Лондон, где были запланированы съёмки двух новых видеоклипов на песни «The Traveling Wilburys». 6 декабря 1988 Рой провёл с сыновьями, запуская с ними в небо радиоуправляемые самолёты. После обеда в доме своей матери Орбисон скончался от сердечного приступа[80]. Ему было 52 года.
8 декабря в нескольких крупнейших печатных изданиях, среди которых «Nashville Banner» и «The National Enquirer», было опубликовано официальное сообщение о смерти музыканта. Известие о смерти Орбисона также попало на первую полосу газеты «The New York Times». Автор Питер Лемен предполагает, что в случае кончины Орбисона в 1970-е годы новость о смерти музыканта могла бы претендовать на незначительное упоминание в некрологе. Рой Орбисон был похоронен на Вествудском кладбище в Лос-Анджелесе. Могила музыканта немаркирована. Номер земельного участка, на котором захоронен певец — 97 (участок D). В январе 1989 года Орбисон стал первым музыкантом после Элвиса Пресли, чьи альбомы вошли в пятёрку лучших альбомов чарта «Billboard» уже посмертно. В 1992 году общество Virgin выпустила коллекцию неизданных материалов «King of Hearts», в которую вошла песня «I Drove All Night». Она заняла 7-е место в хит-параде Великобритании — UK Singles Chart и привлекла интерес современных исполнителей. Кавер-версии на эту песню записали известные музыканты среди которых Синди Лаупер, Селин Дион и группа «Pinmonkey». Огромную работу по популяризации творчества Роя Орбисона продолжала делать его жена Барбара, которая распоряжалась его наследием и занималась подготовкой новых релизов, выпускаемых под лейблом «Orbison Records». 6 декабря 2011 года Барбара скончалась в Лос-Анджелесе от рака поджелудочной железы..
Стиль
Хотя Орбисона называют одним из пионеров и родоначальников рок-н-ролла, стиль его музыки отличался более мягким, эмоциональным настроем. Рок-н-ролл, сочетавший кантри-музыку сельского белого населения и городской негритянский блюз, возник в 1955 году. Её основные идеи, тексты, интонации, манера исполнения рождались под влиянием бунтарского неприятия «ценностей отцов». Едкая политическая сатира на взгляды буржуазии, сочувствие бедности, иронический скепсис по отношению к лживой морали общества потребления, наркотические видения и любовно-сексуальный экстаз — все эти новые образы стали знаковыми для молодёжной культуры 60-70 годов XX столетия. Одновременно с новой музыкальной культурой утвердился имидж поп-звезды, раскованно, порой вызывающе дерзко держащейся на сцене. Орбисон представлял полную противоположность утвердившемуся имиджу поп-звезды. Музыкант был менее раскован на сцене, а структура и тематика песен Орбисона заметно отличали его на фоне других исполнителей рок-н-ролла тех лет. Современники музыканта сравнивают его песни с произведениями классической музыки, написанными композиторами, однако сам Орбисон никогда не говорил о влиянии классической музыки на своё творчество. Автор Питер Леман пишет: «Ему удалось не имитировать классическую музыку, а создать уникальную форму поп-музыки, вобравшую в себя большое количество разнообразных музыкальных стилей, которые пользовались популярностью в его юности».
Создание имиджа
В отличие от своих современников, Орбисон был менее харизматичным артистом. Друзья певца говорят, что сценический образ Орбисона никак не сочетался с его настоящим характером. По их словам, он обожал повеселиться и любил жизнь. Музыкант нашёл свой неповторимый имидж при помощи незначительного и, по слухам, случайного изменения внешнего облика. По пути в Англию Орбисон забыл в самолёте очки с диоптриями «Ray Ban Wayfarer» и был вынужден в ходе всего турне с the Beatles в 1963 году носить солнцезащитные. На интервью «Би-би-си» музыкант вспоминал: «На том концерте было много народу, меня много фотографировали. Потом эти тёмные очки были на всех снимках и как-то стали очень популярны после этого. И поэтому мне пришлось носить тёмные очки. Я очень смущался из-за этого». Другие утверждают, что, зная о том, что у него очень близко посажены глаза, и что это делает его не очень привлекательным, Рой последовал совету и начал носить «рэй-бэн». Он сохранил этот загадочный образ, каждый раз выходя на сцену в тёмных очках[29]. Биографы музыканта предполагают, что, несмотря на то, что Орбисон обладал хорошим чувством юмора и был жизнерадостным человеком, он был очень застенчив и страдал от острого страха сцены, обострившийся у певца в начале восьмидесятых годов[89]. Возможность носить тёмные очки позволяла артисту скрыться от постороннего внимания. Предпочтение чёрного цвета в одежде создали о музыканте впечатление загадочного человека, сосредоточенного на себе и своём внутреннем мире. Журнал «Life» однажды назвал Орбисона «анонимной знаменитостью». Несколько лет спустя, Орбисон признавался:
Я никогда не пытался быть фантастическим. У меня не было менеджера, который советовал бы мне как одеваться, как преподнести себя или что-нибудь ещё. Я сам создал имидж загадочного и тихого человека в чёрном, своего рода отшельника, хотя в действительности я никогда не был таким.
Структура песен
В 1999 году ведущий вокалист рок-группы «U2» Боно назвал Орбисона образцовой фигурой музыкального творчества: «Есть вещи, о которых люди говорят недостаточно много в той степени, в которой заинтересован в них я. Особенно, когда речь идёт о настолько инновационной и радикальной музыке с точки зрения своего сочинительства. Если человек только начинает постигать азы профессионального композиторства, он обязательно должен подняться до уровня Роя Орбисона». Боб Дилан приводит план структур песен Роя Орбисона в своей книге «Хроники. Том 1», отмечая при этом, что песни Орбисона представляют собой «песни внутри песен». Музыкальный критик Дэйв Марш пишет, что композиции Орбисона «определяют мир самостоятельно и более полно, чем любое другое произведение поп-музыки». Автор «New York Times» Питер Уотрус в рецензии к одному из концертов Орбисона написал: «Он усовершенствовал необъективное видение поп-музыки, в которой оригинальность и творческая фантазия отгоняют прочь всё единообразие традиционализма». Певец не боялся петь о страхе, тревоге, потери или неуверенности в себе. «Те неподдельные чувства, те эмоции, о которых пел Рой и та сила, с которой он выражал их в своих песнях, несомненно, шла вразрез с песнями этих мужественных и уверенных в себе рок-н-ролльных мачо», рассказывает биограф Орбисона Питер Леман. Основной автор текстов песен Элтона Джона Берни Топин сказал, что песни Орбисона вносят «радикальные левые повороты», а Кэтрин Дон Ланг отметила, что залог успеха в таких песнях как «Running Scared» может зависеть от финальной ноты или одного слова.
В 1960-х Орбисон настоял на том, чтобы во время записи синглов был задействован весь инструментальный ансамбль, включая бэк-вокалистов. Орбисон не возражал против ограничения по времени поп-песен для их выпуска в радио-эфир. В большинстве песен Орбисона используются одна из следующих структур или их вариации:
Куплет — припев — бридж — куплет — припев — куплет.
Песни раннего периода творчества певца («Ooby Dooby»; «Claudette») состоят из двух частей, одна из которых — первый куплет, а другая — припев. В большинстве поп-песен тех лет применяется структура A-B-A-B-C-A-B. В песне «In Dreams», композиция которой состоит из семи частей, применяется структура:
Вступление — куплет — бридж — средняя часть — куплет — средняя часть — куплет — завершение.
В песне «Running Scared» присутствует повтор, использованный в композиции с целью создать впечатление неопределённости перед заключительным кульминационным моментом песни, в котором применяется структура:
Куплет — куплет — куплет — куплет — бридж.
«Crying» более сложен, здесь применяется структура A-B-C-D-E-F-A-B. Несмотря на то, что Орбисон писал свои песни на основе распространённых структур, певец утверждал, что никогда не следовал принципам композиторства и написания песен. В интервью радиостанции «Би-би-си» в 1985 году певец признался, что научился играть на гитаре и петь, постоянно слушая песни, звучавшие по техасским радиостанциям.
Я уверен, что мы должны были более досконально изучить технику композиции и музыкальной стилистики, как это было в школе, когда учителя говорили нам: «Вы должны делать это, следуя такому-то методу». Я бы следовал именно такому принципу. Но всю свою жизнь я всегда всё делал по-своему, не зная правильно ли это или нет. Иногда структура моих песен включает припев, который исполняет хор, а иногда этого и нет вовсе… Но всё это я могу включить в структуру лишь после того, как я написал песню. Только тогда звучание кажется мне живым и последовательным.
Критик Дейв Марш выделяет три основных темы песен Орбисона: к первой категории, по мнению Марша, относятся песни о боли и потере, ко второй — песни о мечтах и надеждах, к третьей относятся тематически простые композиции о мужском бахвальстве, созданные в жанре классики рокабилли («Go! Go! Go!», «Mean Woman Blues»). На концертах Орбисон использовал убыстрённый музыкальный темп с целью избежать мрачного настроения своих песен.
В 1990 году Колин Эскотт написала краткую биографию к комплекту CD-бокс-сета: «Орбисон был мастером краткости. Трудившийся в эру синглов, он мог связать слова в рассказ или создать настроение менее чем за три минуты. Если вы думаете, что это легко — попробуйте сделать это. Его признанные хиты были просто великолепны; ни единого лишнего слова или ноты». Автор газеты «The New York Times» Питер Уотрус после посещения концерта Орбисона в 1988 году дал следующее описание песням Орбисона: «Сказочные композиции, вызывающие боязнь замкнутого пространства, близкие к произведениям искусства в традиционном духе». Вокалист группы «Led Zeppelin» Роберт Плант дал оценку американской музыке ритм-энд-блюза. Избегая упоминаний о чернокожих музыкантах, Плант привёл в качестве примера музыку Орбисона: «Острота комбинации текстов песен и голос были просто ошеломляющими. Он использовал драматизм для достижения по-настоящему сильного драматического эффекта».
Тема одиночества — одна из ключевых в творчестве Орбисона. В одном из интервью музыкант признавался: «Не думаю, что я был одинок больше, чем кто-либо другой… Впрочем, если ты воспитывался в Техасе, существует много причин, чтобы почувствовать себя одиноким». Музыка Орбисона стала альтернативой поп-музыки молодёжного движения, начавшегося на западе в 50-е годы. Робин Гибб из группы «The Bee Gees» сказал: «Он сделал эмоции модными. При этом он, как говорится, не рвал страсти. Он не кричал, не жестикулировал, ни приплясывал, не прыгал по сцене. Он просто стоял совершенно неподвижно в своем чёрном костюме и своих чёрных очках и пел. И всё напряжение и волнение шло только от его голоса и от его чувства. Чистое волшебство». Орбисон вспоминал: «Когда в свет вышел сингл „Crying“, не думаю, что каждый второй слушатель мог принять тот факт, что человек должен плакать, когда он хочет этого». По словам Питера Лемана, для сцены Орбисон избрал себе образ мазохиста, человека, испытавшего и испытывающего много боли и потерь и в чём-то даже наслаждающегося ими: «Чувства, которые персонаж ставит перед собой, — это те чувства, которые ему больше всего необходимы. Боль и страдания стали частью его спектакля. Название песни „Crawling Back“ (русск. Трудный путь назад), конечно, верно подтверждает это».
Голосовые данные
Выпуск сингла «Only The Lonely» ознаменовал «расцвет» музыкальной карьеры музыканта[101]. В 1960 году сингл возглавил британский чарт и оставался в нём более полугода. Считается, что после выпуска именно этой песни произошёл творческий расцвет певца и во всей полноте раскрылся уникальный талант Роя как композитора, вокалиста, поэта и музыканта. Карл Перкинс, гастролировавший с Орбисоном ещё в те годы, когда музыкант записывался под лейблом «Sun Records», вспоминал концерт, во время которого Рой исполнил кавер-версию на песню Нельсона Эдди и Джиннетт Макдональд — «Indian Love Call». По словам Перкинса, Рою удалось создать полную тишину в концертном зале. Присутствовавшие в зале зрители буквально замерли от страха, когда Орбисон подошёл к микрофону. Брюс Спрингстин и Билли Джоэл также отмечают отличительные голосовые данные певца. Самое поэтическое сравнение дал музыканту кантри-певец Дуайт Йокхем, сказав, что голос Орбисона похож «на крик ангела, готового выпасть в открытое окно». Барри Гибб из группы «The Bee Gees» после прослушивания песни «Crying» назвал Роя «голосом Бога».
В начале 1960-х Боб Дилан так говорил о творчестве Орбисона:
« «Орбисон… превосходит все жанры. Когда Рой поёт, не знаешь — мариачи это или опера. С ним не расслабишься… он поёт, а голос его ходит по трём или четырём октавам; и так, что хочется разогнаться на машине и слететь со скалы. Он поёт, как профессиональный преступник… Его голос может расшевелить труп; он поёт, а ты вдруг замечаешь, что бормочешь себе под нос что-нибудь вроде: «Ничего себе»! По радио просто не передавали ничего подобного».
Боб Дилан, «Хроники. Том 1», 2004
»
По словам Тима Гудвина, рукодившего сопроводительным оркестром Орбисона в Болгарии, голос музыканта мог вызывать исключительное впечатление во время прослушивания. Гудвин вспоминает: «Звучали струнные, и как только он запел — волосы, касавшиеся моей шеи встали дыбом. Это было невероятное физическое ощущение»[105]. Канадская певица Селин Дион, гастролировавшая с Роем в качестве бэк-вокалистки вспоминает: «Помню, он пел очень тихо. Несмотря на это, я стояла в двух метрах позади него и буквально чувствовала, как меня пронизывает энергия».
Манера выступления
Я не супер известен — на сцене или за её кулисами. Уверен, что если на сцену выйдут такие работяги, как Чабби Чекер или Бобби Райделл, они будут по-прежнему блистать, но только не я. Я всегда должен быть подготовлен. Люди приходят, чтобы послушать мою музыку, мои песни. И это главное, что я должен дать им.
Алан Клэйсон, St. Martin’s Press, 1989
Орбисон часто извинялся перед публикой за чрезмерную сдержанность на сцене. Музыкант объяснял это тем, что инструментальная часть большинства его песен не позволяла совершать танцевальные движения во время выступления за исключением таких танцевальных шлягеров, как «Mean Woman Blues» или «What'd I Say».
Кэтрин Дон Ланг сравнивала Орбисона с деревом, обладавшим пассивной, но притягательной красотой. Ланг вспоминает: «Настолько трудно объяснить на что была похожа энергия Роя. Он мог заполнить комнату энергией одним лишь своим присутствием, но при этом не сказать ни слова. Его сущность в том, что он мог быть сильным, нежным и тихим одновременно. Он всегда был только таким». Этот образ грустного, депрессивного человека во многом принес Рою Орбисону популярность. Актёр Джон Белуши пародировал манеру поведения Орбисона в программе «Субботним вечером в прямом эфире». По сюжету шоу, Белуши, одетый в чёрный костюм и тёмные очки, падает во время исполнения песни «Oh, Pretty Woman», но невзирая на это, продолжает играть на гитаре до тех пор, пока группа помощников не поставила его на ноги.
Орбисон связывал свою пассивность во время концертных выступлений с годами жизни в Форт-Уэрте, во время Второй мировой войны. В то время родители музыканта работали на предприятии оборонной промышленности, и отец Роя каждый вечер приносил домой гитару. В доме семейства Орбисонов собирались близкие друзья, родственники и военные. Все любили петь грустные песни под гитару и выпивать. Позднее Орбисон вспоминал: «Думаю, что эмоциональная яркость того времени произвела на меня очень сильное впечатление, потому что мысленно я всё ещё нахожусь там. Ещё с тех лет я осознал, что должен добиваться успеха, делать это как можно усерднее. Не пытаясь анализировать всё происходившее тогда, уверен, что окружавшие меня любовь и опека оставались со мной всё это время».
Признание и награды
В 1987 году Орбисон был принят в «Зал славы рок-н-ролла» и Зал славы композиторов Нашвилла[99]. В 1989 году был принят в «Зал славы Международной ассоциации композиторов». Орбисон занимает 37 место в списке «50 величайших исполнителей всех времён по версии журнала Rolling Stone» и 13 место в списке «20 из 100 величайших вокалистов всех времён», составленным в 2008 году. В 2002 году журнал «Billboard» поместил имя Роя Орбисона на 74 место в списке «600 самых записываемых артистов». 29 января 2010 года на Голливудской аллее славы была установлена звезда Роя Орбисона. В церемонии закладки звезды приняла участие вдова певца Барбара Орбисон, коллега рокера по группе «The Traveling Wilburys» Джефф Линн, Дэн Эйкройд, Дэвид Линч, а также певцы Эрик Айзек, Крис Айзек, Джо Уолш и Дуайт Йоакам. Как участник «The Traveling Wilburys» и сольный артист, Рой Орбисон в общей сложности получил 5 премий «Грэмми»; последнюю из них уже посмертно, в 1991 году, за музыкальную композицию «Oh, Pretty Woman», исполненную на передаче телекомпании HBO — «Рой Орбисон и друзья, чёрно-белые ночи»
Достижение
1980 Премия «Грэмми» За лучшее вокальное кантри исполнение дуэтом с Эммили Харрис
1986 Премия «Грэмми» За лучший разговорный альбом
1988 Премия «Грэмми» За лучшее совместное вокальное кантри исполнение с Кэтрин Дон Ланг
1989 Премия «Грэмми» За лучшее вокальное рок исполнение с группой The Traveling Wilburys
1990 Премия «Грэмми» За лучшее вокальное исполнение
1998 Премия «Grammy Lifetime Achievement Award» За выдающийся вклад в развитие музиндустрии
Интересные факты
Одна из песен Роя Орбисона «In Dreams» была использована в заставке между 1-й и 2-й главой в компьютерной игре Alan Wake.
Рост Орбисона — 5 футов и 11 дюймов.
Рой Орбисон был близко знаком с Мартином Шином.
Рой Орбисон был чемпионом по запуску радиоуправляемых моделей аэропланов и лётчиком.
Мэр Нашвилла Билл Пёрсел объявил 1 мая «Днём Роя Орбисона».
В 2008 году Квентин Уилер, учёный-энтомолог из Университета Аризоны, на концерте, посвящённом памяти Роя Орбисона, выступил с официальным заявлением. Учёный сообщил, что назвал недавно найденного в Индии жука в честь покойного музыканта — Orectochilus orbisonoru.
Основной кандидат от республиканцев на выборах Президента США 2008 года, Джон Маккейн назвал Роя Орбисона одним из своих любимых поп-музыкантов.
В саундтреке к фильму 2001 года — «Малхолланд Драйв» использована испаноязычная версия «Crying» Роя Орбисона. Во время звучания этой песни в фильме на глазах главных героинь появились слезы — так подействовал на них чарующий и мощный голос певицы из клуба «Silencio». Песню Ребеки Дель Рио, исполняемую а капелла интерпретацию песни «Crying» Роя Орбисона, под названием «Llorando» отметили как «производящую сильное впечатление».
Рой Орбисон стал прототипом Доктора Осьминога в известном комиксе «Удивительный Человек-Паук». Персонаж также страдает слабым зрением и носит очки.
В 2002 году поп-музыкант Майкл Джексон вложил 98 миллионов долларов в приобретение старейшей и престижнейшей музыкальной издательской компании Acuff-Rose, которая обладает правами на более чем сто знаменитых песен, транслировавшихся в эфире более миллиона раз. Среди них такие шедевры как «Tennessee Waltz» Патти Пейдж и «Oh Pretty Woman» Роя Орбисона.
23 апреля 2009 года компания «Gibson» официально представила сигнатуру Роя Орбисона — Epiphone Roy Orbison Signature, 12-ти струнную гитару Epiphone «Bard», на которой играл Рой Орбисон, и на которой была записана одна из самых знаменитых песен Роя — «Oh, Pretty Woman». Дека гитары изготовлена из цельного куска клёна и цельного куска махагони. Ориентировочная цена гитары составила около 1300$.
В 2009 году Барбара Орбисон создала парфюм в честь знаменитой песни Роя Орбисона «Pretty Woman». Основные ноты в составе аромата — бергамот, лилия, амбра, пачули. Барбара Орбисон принимала участие в каждой стадии разработки своего творения, начиная с парфюмерной композиции и заканчивая дизайном упаковки в Париже. Цена парфюма в США составила порядка 80 долларов.
После смерти Роя Орбисона его старый друг Пол Маккартни решил заменить его. Каждое утро прогуливаясь по Лондону в больших солнечных очках и со шлемовидной прической, певец подражает покойному. Пол сказал, что Орбисон — величина рок-н-ролла. Он всегда поддерживал дружеские отношения с Барбарой Орбисон, его вдовой, и приглашал её на все свои концерты.
В рассказе Стивена Кинга "Рок-н-рольные небеса", одним из жителей города, в который попали Кларк и Мэри, был Рой. Вместе с Бадди Холли они вошли в ресторан и попросили супружескую пару остаться в их городе подольше.
Дискография
1961 Roy Orbison at the Rock House Sun
1961 Lonely and Blue Monument
1962 Crying Monument
1962 Roy Orbison's Greatest Hits Monument Сборник — Золотой альбом Соединённые Штаты Америки
Серебряный альбом Великобритания
1963 In Dreams Monument
1964 More of Roy Orbison's Greatest Hits Monument Сборник
1964 Early Orbison Monument Сборник
1965 There Is Only One Roy Orbison MGM
1965 Orbisongs Monument
1966 The Orbison Way Monument
1966 The Classic Roy Orbison MGM — Золотой альбом Соединённые Штаты Америки
1966 The Very Best of Roy Orbison Monument Сборник 94
1967 Roy Orbison Sings Don Gibson MGM
1967 Cry Softly Lonely One MGM
1969 Roy Orbison's Many Moods MGM
1970 Hank Williams the Roy Orbison Way MGM
1970 The Big O London
1972 Roy Orbison Sings MGM — Золотой альбом Соединённые Штаты Америки
1972 Memphis MGM
1973 Milestones MGM
1976 I'm Still in Love with You Mercury
1977 All-Time Greatest Hits Monument Сборник — Платиновый альбом Канада
1977 Regeneration Monument
1979 Laminar Flow Asylum
1985 Class of '55 PolyGram Сборник —
1987 In Dreams: The Greatest Hits Virgin Сборник — 2 Золотой альбом Соединённые Штаты Америки
Серебряный альбом Великобритания
1988 For the Lonely: 18 Greatest Hits Rhino Сборник
1989 Mystery Girl Virgin Посмертный Платиновый альбом Соединённые Штаты Америки
3x Платиновый альбом Канада
Платиновый альбом Великобритания
Золотой альбом Нидерланды
Золотой альбом Финляндия
1989 The Legendary Roy Orbison PolyGram Сборник — Платиновый альбом Канада
2x Платиновый альбом Великобритания
1989 A Black & White Night Live Virgin Концертный
1992 King of Hearts Virgin Посмертный
1995 Super Hits Epic Сборник — Золотой альбом Соединённые Штаты Америки
1996 The Very Best of Roy Orbison Virgin Сборник — Серебряный альбом Великобритания
1999 16 Biggest Hits Monument Сборник — Золотой альбом Соединённые Штаты Америки
2000 20 Golden Hits TeeVee Сборник
2001 Love Songs Virgin Сборник Золотой альбом Великобритани
2006 The Essential Roy Orbison Monument Сборник
2006 The Very Best of Roy Orbison
Roy Orbison - California Blue
Roy Orbison - Only The Lonely
Roy Orbison - Crying
Roy Orbison - You Got It