28/03/24 - 23:17 pm


Автор Тема: Мяги Тынис  (Прочитано 760 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Мяги Тынис
« : 19 Февраль 2020, 10:14:07 »

























Тынис Мяги в 2006 году.


Тынис Мяги - Остановите музыку



Ты́нис Несторович Мя́ги (эст. Tõnis Mägi; 18 ноября 1948, Таллин, Эстонская ССР) — советский и эстонский эстрадный певец, композитор и драматический актёр, получивший в первом своём качестве всесоюзную известность в 1970-е годы.


Родился в музыкальной семье, с ранних лет увлекался музыкой. Учился игре на гитаре, замещал гитаристов ансамбля «Юуниорид» (1965). После окончания средней школы работал на таллинском заводе радиоизмерительных приборов и бытовой радиотехники «Пунане РЭТ». Начиная с 1966 года, являлся гитаристом ансамбля «Рютмикуд». После срочной службы в Советской Армии был солистом ансамбля «Балтика». Затем пел в ансамблях «Кярьед», «Laine», «Мюзик Сейф», «777», JMKE и «Ultima Thule».


Мяги было доверено исполнять символическую песню «Олимпиада-80» (муз. Д. Тухманов — сл. Р. Рождественский) для Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве; с ней он вышел в финал фестиваля «Песня года» (1980).


Большую популярность в СССР получил в конце 70-х — начале 80-х, исполняя такие шлягеры как «Остановите музыку» (муз. Д. Тухманов — сл. В. Харитонов), «Я не умею танцевать» (муз. В. Резников — сл. В. Резников, Ю. Бодров), «Сердце не спит» (муз. В. Добрынин — сл. Л. Дербенёв), «Мой дворик» (муз. В. Резников — сл. Ю. Бодров), «Секундомер» (муз. И. Николаев — сл. М. Танич), а песня «Детектив (Спасите разбитое сердце моё)» (В. Шаинский — М. Танич) в его исполнении стала всесоюзным хитом. Был участником передач ЦТ «Утренняя почта» и «Голубой огонёк». В 1986 году снялся в музыкальном кинофильме «Как стать звездой», исполнив в дуэте с Иво Линна песню «Меняю» (муз. В. Резников — сл. А. Вознесенский).


В 1987 году дал последний концерт в России, после чего вернулся в Эстонию, где стал особо популярным благодаря патриотической песне собственного сочинения «Койт» (эст. «Koit» — «Восход»), исполненной им 11 сентября 1988 года на музыкально-политическом мероприятии «Песнь Эстонии» перед почти 300 тысячами слушателями, собравшимися на Певческом поле в Таллине.


С 1996 года работает в музыкально-драматическом театре «Ванемуйне» (г. Тарту), а также занимается концертной деятельностью и ведёт радиопередачи.


В России после распада СССР выступал пока только четыре раза — 23 марта 2001 года на концерте в Театре эстрады Санкт-Петербурга в рамках мероприятия «Таллинские встречи» (дни Таллина в Петербурге). 12 января 2013 в Санкт-Петербурге в концертном зале «Яани Кирик» с детским хором Майре Элисте. 10 апреля 2013 в Санкт-Петербурге в Государственной академической капелле в рамках Дней культуры города Хаапсалу. 14 декабря 2013 в СК «Олимпийский» в Мосвке на концерте «Легенды Ретро FM».


16 июня 2011 года в эфире Первого канала был показан видеофильм «Разбитое сердце Тыниса Мяги» (в цикле программы «Пусть говорят»).


Общественно-политическая деятельность


В январе 2007 года вступил в Партию зеленых Эстонии и тем самым способствовал её прохождению в Парламент Эстонии на выборах в марте того же года.


В июле 2014 года организаторы фестиваля «Августовский блюз» в Эстонии отменили приглашение для известного американского актера Стивена Сигала в связи с исполнением гимна ДНР на мотофестивале в Севастополе. Кампанию против приезда в Эстонию Сигала развернул Тынис Мяги. Он и еще несколько его единомышленников, организаторы фестиваля Индрек Дитманн и Рауль Укаред, сделали официальное заявление о том, что Сигал в Эстонию не приедет.


Награды и премии
Награждён Орденом Белой звезды 4-й степени.
Обладатель премии «За трудовые достижения в Пярну» в категории «музыка» (2005).
24 мая 2009 года его песня «Koit» была выбрана телезрителями победителем в финале передачи телеканала «TV3» «Эстония ищет любимую песню» (эст. «Eesti otsib lemmiklaulu»).
3 февраля 2010 года канцелярия президента Эстонии сообщила о решении наградить музыканта орденом Государственного герба III класса.


Личная жизнь


С первой женой Вирве (эст. Virve) познакомился в студенческом отряде. В 1988 году развёлся со второй женой Лайне Мяги (эст. Laine Mägi), от которой имеет дочь Лийз-Катрин (эст. Liis-Katrin, род. 1983). В том же году познакомился со своей третьей женой Пийей (эст. Piia), с которой вскоре эмигрировал в Швецию. Пийа страдала алкоголизмом, после её смерти Мяги один воспитывает их совместную дочь Маарью (эст. Maarja, род. 1993). В настоящее время состоит в 4-м браке с актрисой Кярт Йохансон (эст. Kärt Johanson, род. 1971), с которой имеет дочерей Лииду (эст. Liida, род. 1999) и Мирти (эст. Mirti, род. 2004); с семьёй проживает и дочь Мяги от третьего брака Маарья.


Тынис Мяги позиционирует себя как «глубоко религиозный музыкант». По словам Мяги, к Богу он пришёл в 1988 году. Музыкант является членом одной из протестантских церквей.
............................................
Человек, скромно называющий себя лишь создателем песен
6. Апрель 2014


Теэт КОРСТЕН
Тынис Мяги – один из немногих людей в Эстонии, кто без преувеличения достоин титула звезды, поскольку в свое время его знала шестая часть земного шара, – признается, что прожил по меньшей мере семь жизней. И правильные поворотные моменты он распознавал благодаря внутреннему голосу – компасу, подсказывавшему, когда он должен что-то сделать и когда не должен делать ничего, когда должен что-то сказать и когда нельзя ничего говорить.


- Мы находимся сейчас в вашем доме в одной из городских частей Элва, расположенной посреди леса. Я слышал такую историю: московские евреи рассуждают, где же находится этот Тарту, и тут один хлопает себя по лбу и говорит, что это ведь городок перед Элва. Элва был популярным местом отдыха в СССР, сюда любили приезжать и москвичи. А вдруг большинство людей в Эстонии и не знают, что это за местечко?


- Странно, но по крайней мере каждый третий, с кем я сталкивался, знает. В свое время тут, напротив нас, находился летний дом писателей, где жила Астрид Рейнла, где она и придумала идею «Ынне, 13», эстонского телесериала, которому скоро исполнится 21 год, а также написала первые его части. Айн Каалеп (эстонский поэт, драматург, критик и переводчик. – Прим. ред.) родился здесь и живет здесь.


- А как вы здесь поселились?


- Совершенно случайно – хотя случайностей не бывает. У этого дома очень много общего с тем, в котором я родился в Таллинне в Меривялья. Когда мы в 2008 году с супругой Кярт увидели дом, она первым делом сказала, что этот дом похож на корабль, как и тот, в котором я родился. И ощущение места – внезапно понимаешь, что этот дом будто уже давно тебе знаком.


Окрестности Элва чрезвычайно интересны уже потому, что здесь – сосновый лес и постоянное ощущение, будто где-то поблизости должно быть море. Нигде в южной Эстонии нет так много леса – сосны и ели. И, наверное, здесь существует какая-то особенная аура. В советское время тут отдыхала летом Плисецкая, и, конечно, здесь отдыхали некоторые космонавты – среди них Георгий Гречко. У Калашникова якобы была дача в Элва. Необыкновенное место.


- Я прочитал в вашей книге «Müümata naer» («Непроданный смех»), что достойно внимания, как вы в своих песнях предсказываете будущее – в словах песен есть какой-то намек, который позднее обретает, так сказать, плоть.


- Таких примеров много. Один из них – наш кот Тики. Как-то раз в 2008 году он появился за нашим окном, заглядывал в него и не уходил. Мы его в какой-то момент впустили – и вот он здесь у нас. А в 1979 году я написал песню «Déjà vu», в ней речь шла о желтом коте. Когда мы раз запели эту песню вместе с Кярт, она сказала, что я должен быть крайне осторожным со словами своих песен, ведь они превращаются в реальность.


Есть и еще такие песни. Когда у меня выходил «Tõnis Mägi noodiraamat» («Нотный сборник Тыниса Мяги», 2010), мне пришлось расставлять тексты по порядку и проверять их, и я изумился: есть несколько песен, в которых будто предсказано, что произойдет. Я ни в коем случае не хочу считать себя пророком. В одной песне даже написал: «Я не спаситель, я не пророк. Я не скажу вам, что правильно и что нет. Я просто создатель песен».


- Несколько лет назад по одному из российских телеканалов прошел интересный полнометражный фильм о вас, который не был плох, однако в нем насмешил момент, который давал понять, будто у вас серьезные проблемы с алкоголем. На самом деле речь шла о кадрах из рок-оперы «Ruja», где вы играли пьянчугу, который тоже выступил с мощной песней.


- Я несколько раз просмотрел этот фильм. Он сделан профессионально – на первый взгляд все вроде бы в порядке. Репортерша, которую не видно на картинке, прилично выучилась, она будто профессиональный следователь время от времени спрашивала: «А как обстояли дела с этим?».


Когда мне было 14 лет и я жил в Ласнамяэ, всех подростков вызвали как-то раз в милицию, где стояли три-четыре стола, за которыми милиционеры допрашивали мальчишек. Рядом со мной сидел бритый пацан, которого допрашивал мужчина в большом сером пуловере и с волосами чуть подлиннее, одновременно чистивший свой револьвер и время от времени просматривавший его на свет – вычищен ли ствол. Они разговаривали о рыбалке. Мол, тут страшно рыбные места, а следователь поправлял, что там-то места еще лучше. Разговаривают себе и разговаривают, и тут вдруг мужчина спрашивает: «Шубу куда дел?».


Вот и та репортерша снова и снова спрашивала: «Так, а как с выпивкой?». Разговор зашел о том, что я занимался также театром, вручил им DVD с записью спектакля «Ruja», чтобы они посмотрели, чем я занимаюсь. Я той ролью горжусь, она довольно хорошо сыграна. И тот эпизод, где я в роли пьянчуги, они вставили без комментариев. Некоторые друзья в Москве спрашивали: «Неужели? Мы и не знали, что с тобой все так плохо». Хотя у «пьянчуги» микрофон на щеке висел, однако использованы были именно те кадры, где его не видно. К тому же, Оясоо и Семпер построили на сцене на время спектакля настоящую квартиру и выглядела она реалистично.


- В то же время вы пишете в своей книге, что у вас бывали периоды, когда алкоголь становился проблемой. Например, в одном месте описываете, как вам меняют всю кровь, чтобы к концерту артист был более-менее трезвый.


- Когда мы давали концерты в России, их зачастую бывало по четыре-пять в день, иногда даже больше. Хотя, как правило, по три концерта в день. В Кузнецке получилось так, что у нас был концерт утром, следующий – в 18 часов и еще один в 21 час. Мы с басистом Оравом после утреннего концерта пошли пообедать и нам пришла в голову мысль немножко выпить. К шести часам мы были тотально пьяны. Занавес задернули и сказали, что произошел несчастный случай, а в зале кто-то еще крикнул: «Он же, блядь, пьяный!». Тогда подъехала машина скорой помощи, меня увезли в больницу, положили – и в одну трубку выпустили мою кровь, а в другую влили кровь какого-то шахтера. Я вышел еще на том же концерте – они меня ждали! Выступил, а публика смотрела, что и не пьяный вовсе.


- Маргус Орав был уроженцем Йыхви. Ваша группа «Music Seif» из-за гибели Маргуса попала даже под следствие в Венгрии. Страшная история!


- Да, Маргус утонул в Балатоне. Предположительно, у него была трещина в челюсти. У нас выспрашивали, не дрался ли кто-нибудь. Там никого, кроме нас, не было – только дети еще играли. Вода была дико теплая. Когда люди выходят из озера, то иногда садятся в воде, где помельче, будто в ванной. Я считаю, что дети бросали там камушки и случайно один мог попасть Маргусу в лицо, и он потерял сознание. Перед отъездом он говорил на Балтийском вокзале: «Интересно, что всегда очень хочется выехать куда-нибудь, а вот сейчас не хочется».


- Вы можете описать химию, работающую внутри группы и сплачивающую ее?


- Моим идеальным составом был действовавший в начале 1990-х «777». Мы очень хорошо подходили друг другу – как творчески, так и духовно. Нам было о чем поговорить, не только о музыке. Сложно сказать, как собирается группа. Что касается «Music Seif», то Орав был в ней бас-гитаристом, но в какой-то момент показалось, что он – не лучший, что нам надо взять другого, который играл бы более круто, что надо двигаться вперед…


Взяли нового исполнителя. Хотя он играл хорошо, но пробыл с нами два месяца… и мы приняли Орава обратно. Орав был будто аккумулятором, как бы связующим звеном разных энергий и примирителем – замечательный человек. Это в группе очень важно, чтобы был кто-то такой, когда все настолько великие личности, что иной раз и разговаривать друг с другом не могут.


- Вы говорили, что у актеров пение получается лучше.


- Да, если говорить о песне, несущей в себе некую весть. Если ее уловить, то актеры поют лучше певцов, с которыми снова и снова получается так, что по части голоса все прекрасно, а той верной «температуры», что есть в этой песне, они не улавливают. Актеры воспринимают песню как роль, раскрывают ее текст и складывают заново. Это будто стихотворение, исполняемое на языке звуков.


- Какие песни вы сами выделили бы в своем творчестве, в какие действительно можно, так сказать, погрузиться?


- Песни, подобные литературным историям. «Aed» («Сад») Рихо Сибула – одна из таких песен, которая стала действительно моей и в которой всегда находишь что-то новое. Дело уже не в том, о чем идет речь, поскольку я так много ее «перелопачивал», а в том, как к ней относиться. Эту песню можно исполнять очень грустно, иронично, надменно – или смешивая все эти варианты между собой. «Liivakell» («Песочные часы») и «Elutants» («Танец жизни») – наверняка такие, что в них содержится вся жизнь человека. На последнем диске «Teine ruum» («Другое пространство») записаны, правда, тексты польского поэта Збигнева Херберта, но они тоже такие, что слушаешь – и видишь картины!


- Как вы пришли к театру?


- В 1996 году Микк Микивер как-то сказал мне: «Тынис, я хотел бы заняться с тобой театром. Сыграй Тузенбаха в «Трех сестрах». Я подумал, что он шутит, однако дебют в театре оказался очень удачным. Далее было еще несколько постановок с Микивером – «Война и мир», «Воспоминания о двух понедельниках» Артура Миллера, «Говори со мной словно дождь» Теннесси Уильямса.


Когда-то я сказал своей тогдашней жене Лайне Мяги, что она могла бы пойти в театральную школу, поскольку видел, что у нее есть талант. Она пошла – и поступила. Мой зять Мярт Аванди тоже хороший актер. Театр время от времени приходит ко мне – и я рад заниматься такими вещами. Две вещи, которыми я сам больше всего был доволен, это «Король Убю» (режиссер Тийт Оясоо, 2006) и та самая вышеупомянутая роль в «Ruja».


- Что вы думаете сейчас о своих песнях на русском языке, с которыми стали известны на одной шестой части суши земного шара?


- Когда в 1978 году я спел «Олимпиада-80», мне было 30 лет – совсем мальчишка. Хотя СССР вторгся тогда в Афганистан, я посчитал, что это – олимпийская история, отдельно стоящая вещь. По сути, это уже тогда было тотальной политикой! Уже тогда можно было проявить непреклонность и сказать «нет!», но вышло так, как вышло. Теперь, через 35 лет, в свете того, что приближалась сочинская Олимпиада, меня начали бомбить из российской прессы практически каждый день: «Приезжайте в студию, тут собралось так много известнейших лиц, вспомним советское время!». Мне не хотелось им говорить, что я даже вспоминать его не хочу. Если бы я отправился петь песню «Олимпиада-80», то это сразу бы впрягли в пропагандистскую телегу.


В прошлом году 14 декабря после долгого перерыва съездил с концертом в Москву, где спел вместе с тартуским ансамблем «Estraadiraadio» четыре песни. Там тоже наседали, что «Олимпиада» нужна. Я сказал, что уже не смогу спеть ее, а они все равно подложили перед выступлением текст, от чего у меня волосы дыбом встали.


Если же говорить о других песнях, то Виктор Резников написал «Мой дворик» и «Меняю» – это суперпесни, они были даже запрещены в какой-то момент. Мы с Витей, который позднее очень странно умер, стали большими друзьями, и его песни я с удовольствием пою до сих пор. Или песню Давида Тухманова «Остановите музыку» до сих пор петь не стыдно.


- Каким в действительности был в Советском Союзе шоу-бизнес, которого официально как бы не существовало? Как бы вы описали свою роль в нем?


- В Москве было шесть-семь человек, которые на самом деле руководили всем соответствующим бизнесом в Союзе. Точно как в США – несколько типов, которые в действительности всем рулят. Эти же люди находились как бы под крылом Госконцерта и Росконцерта, но на самом деле они действовали независимо. Им давали добро, шоу-бизнес был бизнесом, в котором деньги зачастую давали в конвертах. Мне представляется, что так происходит и до сих пор. Летом на больших стадионах проходили гала-концерты с участием двух-трех групп, выступали еще, например, танцоры из Большого театра, не входившие уже в первый эшелон, какие-нибудь юмористы…


И на одном стадионе таких концертов бывало по меньшей мере два в день – как на конвейере. Обычно на этот конвейер попадали через телевидение. Должна была иметься одна очень хорошая песня, которая прозвучала в нужное время в нужном месте. Например, «Остановите музыку», написанную Тухмановым для меня, выпустили в эфир в новогоднюю ночь 1977-го – пробили часы и зазвучала эта песня. Она в одну ночь стала хитом – все были уже немного поднадоевшие, а тут появляется новый парень и поет с легким акцентом. Эти вышеупомянутые дяди, по сути, все дело и сделали. Менеджеры, под которых ты попадаешь, делают из тебя звезду.


- Представляю себе, что из такого бизнеса непросто выйти живым. Как вам это удалось?


- Я доверял своему внутреннему голосу, интуиции, своему компасу, который говорит, когда я должен что-то сделать и когда не должен делать ничего, когда должен что-то сказать и когда мне нельзя ничего говорить. Внутренний голос сказал: «Всё, хватит, иначе всему конец!». У меня было видение: я еду на поезде, смотрю из окна и вижу пробегающие мимо деревья, кусты, деревни, какую-то реку и… Тут вдруг понимаю, что этот поезд ездит по кругу. Внутренний голос говорит: «Спрыгни!». Другой голос: «Не прыгай – разобьешься насмерть!». И тут думаешь: «Пусть даже смерть, но спрыгну!». И остался в живых!..


- Это огромный контраст – только что вас слушали десятки тысяч на стадионах, а теперь многие ваши концерты в Эстонии по-настоящему камерные!


- В какой-то момент все достает! Если даешь по три-четыре концерта в день, то уже чисто физически не в состоянии выкладываться на 100 процентов. Делаешь все автоматически – и это опасность! По крайней мере полжизни моим твердым правилом было, что надо заниматься своим делом и делать его нужно как можно лучше. Тогда, может быть, тебя заметят и придет также какая-то плата. Когда стало ясно, что дальше – только спад, голос уже не выдерживает, я абсолютно не развиваюсь, ведь постоянно повторяется одно и то же, то в один день ушел и начал делать свою музыку.


Это уже вообще не важно, чтобы количество публики было большим – важно, что я добиваюсь той «температуры», которая должна быть между мной и публикой. Если могу резонировать воздух, чтобы все люди, по крайней мере большинство, ощущали это, то все в порядке – и я чувствую, что занимаюсь правильным делом. В последнее время выступал в маленьких местах, где пел для ста-двухсот человек, и это были, пожалуй, вообще самые интересные концерты. Например, недавно пел один под музыку рояля в blackbox кукольного театра. Сразу почувствовал, что все получается. Я даже не составляю для себя списка исполняемых вещей – концерт сам диктует.


- Что делает Эстонию особенным местом?


- То, о чем говорит Валдур Микита (семиотик и биолог, автор бестселлера «Лингвистический лес». – Т.К.). У нас есть возможность отъехать от Таллинна на 15 километров и оказаться в лесу, где можно даже заблудиться. Мы настолько сильно связаны с лесом и природой, у нас сохранилось определенное собирательство. Я два года прожил в Швеции – там никому даже в голову не приходит пойти в лес и собирать грибы или ягоды. Это место само настолько мощное – мы через многие испытания прошли.


Были времена, когда эстонцев оставалась лишь горстка в алутагузеских лесах, а спустя какое-то время нас было уже в три раза больше – вновь восстановились. Иван Грозный со всем своим войском не смог нас уничтожить. Некоторые наши слова – старейшие в Европе, например, «ema» и «isa». В конце XVI века у нас 80 процентов людей умели читать и писать. В общем итоге мы прожили здесь 20 тысяч лет, язык сохранился. Совершенно поразительное общество!

Мяги Тынис и Мюзик-Сейф 1983 - Мелодия С60 19439 002 (LP) (320)

Тынис Мяги - Мой дворик - В.Резников Muusik Seif




Тынис Мяги /Tõnis Mägi & Music Seif/ - Карнавал




Тынис Мяги - Я не умею танцевать 1980


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Мяги Тынис
« Ответ #1 : 28 Июнь 2020, 14:12:48 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика