24/04/24 - 06:50 am


Автор Тема: Черноморская чайка (ВИА Одесские Ребята)  (Прочитано 1475 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27430
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!








Черноморская чайка (слева: Саша Белый, Петя Ройтман,Володя Спекторский и Влад Ващенко)












На записи (слева: Вадим Кацишевский, басист Вова,Боря Добровольский - сакс, Миша Беленький - скрипка, Влад Ващенко и Евгений Свешников) - 1977 год


ВИА Черноморская Чайка. Тихо лаяли собаки.



"Черноморская чайка" - легендарный, преимущественно аккомпанирующий, оркестр из Одессы, состоящий в основном из сессионных музыкантов. У истоков создания оркестра был Вадим Коцишевский. Записывался с такими исполнителями, как Аркадий Северный, Владимир Шандриков, Владимир Сорокин, Владимир Щеглов, Евгений Свешников и многими другими. Последние записи датируются 1995 годом. Прощание с "Черноморской чайкой". "Черноморская чайка". Само название - "придумка" Вадима Коцишевского. Впервые под таким названием ансамбль записался с Северным и Шандриковым в марте-апреле 1977 г. Музыканты для игры в ансамбле набирались на так называемой "Бирже" на углу Дерибасовской и Ришельевской улиц. Состав постоянно менялся. Так, например, саксофониста сразу выгнали (опоздал на 12 минут к началу концерта). Самым импозантным из музыкантов был скрипач - Миша. Вот как вспоминает о нем Владимир Шандриков: "Заходит скрипач - лысый, шустрый еврей. "Здравствуйте!" - "Здравствуйте!" Всё с улыбочкой: Шо сегодня играем? Блатоту? Это интересно, давно я не играл блатоту!" Это был классный скрипач и чудесный человек. Для его микрофона не хватало шнура - пианино мешало, - так ему приходилось вставать на одно колено, чтобы дотянуться до микрофона... Играл он классно. А перед тем разбил скрипку об голову одного музыканта, на подпольной ночной записи для миллионера, вообразившего себя Карузо. Уже под утро не выдержал, когда кто-то взял не ту ноту." С Северным "Черноморская чайка", вернее ансамбль с таким названием, записал 9 концертов с 1977 по 1979 год. И один еще под названием "Шесть плюс один", в котором также были музыканты из "Чайки". После успеха концертов с Северным музыканты приглашались на записи других одесских исполнителей. Известны, например их концерты с Львом Тигровичем, Георгием Милутко, братьями Бухваловыми, записанные в середине 70-х годов. Но большого успеха эти записи не имели и разошлись в основном среди коллекционеров. Долгие годы вместе с Коцишевским и "Черноморской чайкой" работал и Стас Ерусланов. Последней их совместной работой был так называемый "Херсонский концерт", записанный также в Одессе. После распада дуэта "Коцишевский - Ерусланов", с "Черноморской чайкой" продолжало записываться множество, как известных, так и не очень исполнителей: Щеглов, братья Вознесенские, другие. В 1984 году был записан концерт "Памяти Северного". Почти каждый раз были новые музыканты, а само название "Черноморская чайка" нещадно эксплуатировалось. Достаточно сказать, что ансамбль, подыгрывавший Папе Раджу на первом альбоме "Столыпинский вагончик", носит такое же название... Попробуйте сравнить звучание "***" на этой пластинке и на первых концертах с Шандриковым и Северным и Вы поймете, что настоящая "Черноморская чайка", к сожалению, осталась там, в далеких семидесятых...
 ///////////////////////
Первая запись одесского ансамбля "Черноморская чайка" состоялась в декабре 1976-го года, с исполнителем русских и цыганских романсов, певцом - Евгением Свешниковым и его женой, певицей "цыганкой Лялей" (Ляля Михайлова). Этот концерт принято считать началом "рождения" оркестра "Черноморская чайка". Большой коллектив музыкантов для "живой" записи, впервые был собран одесским коллекционером и звукорежиссёром Владиславом Кацишевским, при участии коллекционера Станислава Ерусланова. Данная запись является их первым совместным проектом. Позднее, ансамбль "Черноморская чайка", состоявший как правило из приглашённых ("сессионных") музыкантов, записывался с немалым количеством разных исполнителей, но наибольшую известность ансамблю принесли совместные записи концертов с А.Северным и В.Шандриковым, весной 1977-го года.
Точное количество всех концертов, с участием "Черноморской чайки", подсчитать не предоставлояется возможным, поскольку существует ряд записей, которые по разным причинам никогда не пускались в широкое распространиение. Но исходя из каталогов, приблизительное число концертов при желании подсчитать можно.
......................
`Черноморская Чайка`
Владислав Коцишевский (или Вадим Кацышевский-?) – легендарный одесский `писарь`, подпольный руководитель подпольного ансамбля `Черноморская Чайка`. Начинал, в самом начале 70-х , с записей гитарников одесских исполнителей. В 1975 году, на волне популярности Алика Берисона, решает начать работать с оркестровками и для записи известного исполнителя русских и цыганских романсов Евгения Свешникова ( вместе с его женой Лялей Михайловой, артиской театра `Ромэн`) собрал оркестр из местных музыкантов, под названием `Южная Ночь`, чуть позднее переименовав его в `Черноморскую Чайку`. В 1977-м, после записи знаменитой трилогии Шандрикова с Северным, к Коцишевскому подключается еще один не менее легендарный деятель (большой коллекционер и уже поднаторевший cпециалист магнитиздата) Станислав Ерусланов. Так был создан знаменитый `концерн` по производству и тиражированию нелегального жанра, который включал в себя подпольную студию звукозаписи, несколько точек по перезаписи и сбыту кассет, ну и конечно сам оркестр `Черноморская Чайка`, не имевший никогда постоянного состава. Роли распределились: Ерусланов стал отвечать за техническую сторону (процесс записи, растиражка, сбыт), а Коцишевский сконцетрировался на аранжировках, текстах и подборе репертуара. Вдвоем, этот тандем, в буквальном смысле, завалил страну бобинами с `Черноморской Чайкой`, вспомните музразвалы на радиотехнических рынках и барахолках или ларьки со `звуковыми письмами` в 70-х, везде хоть в Кушке, хоть в Улан-Удэ, где в открытую, где шепотом, вам могли предложить катушку с каким нибудь певцом, поющим под `Черноморскую Чайку`. Записаться в те годы в Одессе считалось за честь и исполнители подобного жанра слетались со всей страны, чтобы спеть c `Черноморской Чайкой`. Платили щедро, писали наверное всех подряд (и по заказу и специально для кого - нибудь), благо спрос на подобную музыку был. Этот дуэт ответствен, почти за все записи `одесситов` тех лет, к ним даже существовала очередь. В году 79 или 80-м, Коцишевский и Ерусланов, что то не поделили , толи из за творческих или скорее финансовых разногласий, разругались и разделили хозяйство (причем бренд `Черноморская Чайка` остался за Еруслановым) и порвали отношения между собой. Коцишевский продолжил работать с Сорокиным (с Еруслановым они начали его писать в 1978-м), иногда пел сам (хотя голос у него мягко говоря неказистый, да и тексты топорные, но драйв и шарм, хоть и колхозный всегда присутствовали), собрал такие ансамбли как `Мираж`, `Карусель` и `Ланжерон` с которыми записывал многих исполнителей. Во времена андроповщины (борьбы с нетрудовыми доходами и запретом на неофициальную музыку) на Коцишевского круто `наехали` соответствующие органы и он, бросив все, растворился на просторах нашей необъятной родины (Ерусланов-же оттарабанил свое в заключении). С тех пор о Коцишевском ничего не слыхать. Стас Ерусланов, в 90-е, уже официально писал в своей домашней студии М.Инозенцева, Н.Владова, Папу Раджа, Вику Чинскую, Катю Дроздовскую, да всех и не перечислишь, работал с компанией `Блат Рекордс`, умер в 2003 году.
.................


«ЧЕРНОМОРСКАЯ ЧАЙКА» – вокально-инструментальная группа, создали ее Вадим Коцышевский и Стас Ерусланов в Одессе в 1976 году. Сначала это был безымянный коллектив, который аккомпанировал исполнителю из Симферополя Евгению Свешникову. Состав ансамбля на тот момент: Виктор Ефимчук (аккордеонист), Осип Бровер (скрипач), Игорь Крупин (ударные) и Владимир Спекторский (гитара). В декабре 1976 года состоялись записи первых двух концертов Евгения Свешникова и его гражданской жены Ляли Михайловой. А вот в марте 1977 ансамбль записал концерт «Для личной фонотеки Владислава Петровича» уже под названием «Черноморская чайка».


Весной-летом того же годы были записаны концерты Аркадия Северного и Владимира Шандрикова в сопровождении ансамбля «Черноморская чайка», в этих записях также приняли участие Михаил Беленький (скрипка и саксофон), Александр Белый (бас-гитара) и Ефим Король (электроорган). На записи концерта Аркадия Северного «Снова в Одессе» состав ансамбля поменялся: Виктор Ройтман (руководитель), Спекторский (гитара), Влад Ващенко (клавиши), Михаил Беленький (скрипка), Георгий Горовенко (кларнет). Также в 1977-м году Стас Ерусланов записывает «Братьев Бухваловых», сестер Клименко, и Льва Тигровича в сопровождении ансамбля, который тоже носит название «Черноморская чайка».


В 1978 году ансамбль «Черноморская чайка» из-за Конфликта и расставания Коцышевского и Ерусланова записывался с разными исполнителями под названиями «6+1» и «Южная ночь». В августе 1979 в Одессе был записан последний концерт Аркадия Северного с «Черноморской чайкой» - «Херсонский», после этого ансамбль начинает записываться с Владимиром Сорокиным. Состав группы стал выглядеть так: Владимир Спекторский (гитара), Влад Ващенко (клавиши), Игорь Крупин (ударные), Александр Белый (бас-гитара), Ефим Король (электроорган), Леонид Быков (скрипка и гитара), Игорь Демишкан и Семен Палей (ударные), Роман Кац (аккордеон), Натан Малис (саксофон), Владимир и Леонид Шевченко (гитары), Петр Вайман (труба). Коцишевский принял решение отказаться от использования названия «Черноморская чайка», дальнейшем коллектив выступал под названиями «Шалом», «Карусель» и «Мираж».


Стас Ерусланов продолжил записи исполнителей с коллективом, которому оставил название «Черноморская чайка», в 1983 году он записал концерт Юрия Брилиантова и два концерта Владимира Щеглова, позднее – три так называемых «Сталинградских концерта» Владимира Сорокина. Позднее с ансамблем «Черноморская чайка» записывались: Григорий Беринсон, Саша Мандрик, Вика Чинская, Папа Радж (альбом «Столыпинский вагончик» в 1996). К концу 1990-х творчество ансамбля закончилось.
Михаил Дюков


Дискография:


декабрь 1976 г. Первый концерт Евгений Свешникова
декабрь 1976 г. Второй концерт Евгения Свешникова
март 1977 г. Для личной фонотеки Владислава Петровича
апрель 1977 г. «Для личной фонотеки Станислава Яковлевича и Сергея Ивановича»
1977 г. Поет Григорий Милутко и Ляля Свешникова
апрель-май 1977 г. с Владимиром Шандриковым и А. Северным «Поговорим за жизнь»
апрель-май1977 г. с В. Шандриковым и А Северным «Где мои берега»
апрель-май 1977 г. с В. Шандриковым и А. Северным «Возвращение»
июль-август 1977 г. с Аркадием Северным «Тетя Шура» (концерт № 4)
август 1977 г. с Аркадием Северным «Прощание с Одессой» (концерт № 5)
сентября 1977 г. Евгений Свешников «Памяти Петра Лещенко»
сентября 1977 г. Евгений Свешников «Вечер старого русского и цыганского романса»
1977 г. Братья Бухваловы Игорь и Стас
1977 г. Лев Тигранович «Цветут акации у моря»
1978 г. «Первый одесский концерт» с Евгением Чумаченко
лето 1978 г. с Аркадием Северным "Снова в Одессе" (концерт № 6)
лето 1978 г. с А. Северным "Концерт №7"
декабрь 1978 г. с А. Северным "На стихи Есенина"
август 1979 г. с А. Северным "Херсонский концерт"
1979 г. В. Сорокин «Песни Высоцкого с анс. «Мираж» и «Черноморская чайка»
1983 г. «Первый концерт» с Евгением Мартыненко
1983 г. «Второй концерт» с Евгением Мартыненко
1983 г. Станислав Маркевич и «Черноморская чайка»
1987 г. Лимончики
1987 г. Юрий Сергеев (Любарский) Первый концерт
1987 г. Юрий Сергеев (Любарский) Второй концерт
1988 г. В. Сорокин «Сталинградский концерт – 1» с анс. «Черноморская чайка»
1988 г. В. Сорокин «Сталинградский концерт – 2» с анс. «Черноморская чайка»
1989 г. В. Сорокин «Сталинградский концерт – 3» с анс. «Черноморская чайка»
1989 г. Анатолий Мандрик и Владимир Торжевский – 1
1989 г. Анатолий Мандрик и Владимир Торжевский – 2
....................   
                                               Вариант С.Я.Ерусланова    1977             
Черноморская чайка анс. 1977 - Вариант В.П.Коцишевского (320)
Черноморская чайка анс. 1977 - Вариант С.Я.Ерусланова (320)
Черноморская чайка анс. 1983 - На Дерибасовской (320)
Черноморская чайка анс. 1986 - Одесса мой любимый город (разное)
.................
Влад Ващенко: Черноморская чайка и Аркадий Северный в Одессе
 
 Влад Ващенко – участник «Черноморской чайки», да именно той «Черноморской чайки» с которой записывались и Аркадий Северный и Владимир Сорокин и Валя Сергеева. Да кто только не записывался в конце 70-х с этим ансамблем. Клавишник и аккордеонист «Черноморской чайки» сможет лично все рассказать, поделиться воспоминаниями.
 
   Так случилось по воле судьбы, что в 1977 году, 7 сентября меня пригласили с моим оркестром "Одесские ребята"  на запись так называемого "Подпольного концерта".


 Приехали мы, на какую-то квартиру - это был частный дом по линии 20 трамвая с видом на Хаджибейский лиман. Сбор был на 9 утра, постепенно подъехали и остальные участники этого мероприятия. Это были на то время самые известные музыканты в городе Одессе: прекрасный скрипач – Михаил Беленький, кларнетист – Жора Горовенко, трубач - Павел Вайман и, конечно же, весь мой коллектив. Вместе нас Вадик Коцишевский называл "Черноморская чайка". Почему я запомнил день своего дебюта, потому что 8 сентября 1977г. родилась моя дочь Виктория, и я спешил утром рано в роддом, чтобы успеть на второй день записи.
 
   Мы писали два дня один концерт, в последующие годы всё постепенно свелось к одному дню, а из 8 человек оркестра постепенно сократились до 5-ти человек, потом четверо, еще позже, уже после смерти А.Северного я записывался втроём (с Владимиром Сорокиным, он же Евгений Оршулович), а несколько концертов просто под аккордеон. Концерты проходили довольно интересно. Оркестр рассаживался по кругу так, чтобы все видели солиста, Аркадий Северный стоял по центру, держа текст в руках, или на пюпитре, с вдохновением пел свои неумирающие шедевры, а когда подходило время проигрыша, мы заворожено смотрели на него, не забывая при этом, ловко извлекать хитрые и не всегда уверенные ноты (как правило, песню слышали впервые и никто не догадывался, что будет играть во втором куплете). Как только Аркаша допевал куплет, он показывал пальцем кому играть проигрыш, и мы рьяно бросались в мир импровизации, отталкиваясь от собственного эго, а остальные музыканты должны были разгадать ход твоих мыслей, и вовремя подставить тот или иной аккорд. Получалось иногда довольно забавно.
 
   Первая сторона альбома записывалась довольно тщательно, по несколько дублей, а иногда доходило до 3-4, но когда дело доходило до обеда - Коцишевский накрывал поляну, пару батонов «Докторской», консервы, яйца, овощи, ну и конечно, водочка, вот тут начиналась настоящая одесско-застольная беседа со смешными анекдотами, на которые А. Северный был мастер, а в последствии Е. Оршулович (Сорокин) так, что Коцишевский начинал кричать, что пора играть, и мы сытые и весёлые начинали палить одну за одной уже с первого дубля, иногда втихаря перемаргиваясь, если кто-то сыграл маленькую лажу. Записывающая аппаратура на тот момент выглядела довольно примитивно, но при всём том - неплохо звучало, жаль, что бобины со временем сыплются и теряют своё качество. Вадик Коцишевский смастерил самопальный пульт на каждый инструмент ставился отдельный микрофон «Мк-2», а солист пел в МЛ-19,потом долгие годы Коцишевский хранил у меня свой "заветный чемоданчик" со шнурами и микрофонами, когда уезжал в Харьков. Этот чемоданчик и по сей день хранится в моём сарае и те провода, по которым плыл хриплый Аркашкин голос и мягко укладывался на 525 метровые «Basf» бобины. Магнитофон был тогда крутой - бобинный «Akai», стерео скорость 19 - класс. После записи мы все обступали магнитофон, надевали наушники и каждый восхищался своей игрой. Концерты проводились довольно часто, не могу точно сосчитать их количество, но раз в два, три месяца точно, позже, после смерти Северного реже. Записи делали: то в доме отдыха с Владимиром Шандриковым, то в пионерских лагерях с Евгением Свешниковым, то с Рубашкиным. Некоторые концерты были записаны и в моём доме на улице Крапивницкого, где я сейчас и проживаю последние 30 лет.
 
   Как-то после очередного концерта, буквально через пару дней у Аркаши закончились деньги, и он ко мне подкатил, и предложил купить его серебряный перстень, печатка была украшена двумя буквами «АС» - Аркадий Северный. Он просил 70 рублей, а в то время мы получали по 25 рублей за весь концерт и я отказался, а теперь, конечно же, очень жалею такая ниточка памяти оборвалась - где этот перстень, какова его судьба, эх, глупая молодость… С 1977 по 1980 годы я участвовал в записях всех Одесских концертов с участием Аркадия Северного, Евгения Свешникова, Владимира Шандрикова, а после смерти Северного и с В. Сорокиным (Е.Оршуловичем), его женой Валечкой, мягкой и тихой женщиной. Есть несколько концертов: писали прямо у них дома на пос. Котовского под аккордеон. В одном из концертов Оршулович был уже не в состоянии петь и разгневанный Коцишевский предложил мне спеть шуточную еврейскую песню «Кафе Фанконе», так она и пошла в моём исполнении с аккордеоном, бас гитарой и барабанами, но это уже другая история.
 
   Сегодня я живу в Одессе. Руковожу прекрасной группой «Ланжерон».

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27430
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Черноморская чайка (ВИА Одесские Ребята)
« Ответ #1 : 25 Февраль 2020, 17:53:42 »

ИСТОРИЯ АНСАМБЛЯ


“ЧЕРНОМОРСКАЯ ЧАЙКА”


ЕЕ «ЧЕРНОМОРСКОЮ ЧАЙКОЙ» ПРОЗВАЛИ, И ИМЯ ТО ЕЙ ПОДОШЛО.


 «Черноморская чайка». Это название очень хорошо известно тем, кто хоть немного интересуется шансоном. Именно с названием этого ансамбля ассоциировался одесский шансон на протяжении около двух десятков лет. А началось все в 1976 году.


         Еще в 60-е – первой половине 70-х годов в Одессе стали записывать различных исполнителей – Алика Берисона, Алика Ошмянского, «Бородачей».  Зачастую эти записи распространялись по необъятным просторам Советского Союза под этаким общим названием «Одесситы». Упомянутые исполнители, как правило, работали в одесских ресторанах. Поэтому записи их делались преимущественно также непосредственно в ресторанах отдельными энтузиастами-любителями. В это же время пробует делать первые записи Станислав Ерусланов – большой любитель одесской песни и к тому же обладающий некоторым предпринимательским талантом. К этому времени в Союзе набирает силу подпольное движение магнитиздата. Широкому кругу любителей подпольной песни становятся хорошо известны имена: Аркадия Северного, «Братьев Жемчужных» и др. Одесса просто не могла оставаться в стороне этого движения.


         В середине 70-х харьковским заводом радиоаппаратуры им. Т. Г. Шевченко в Одессу был командирован Владислав Петрович Коцишевский, которого друзья называли просто Вадим. Помимо всего прочего, Владислав Петрович был страстным любителем и ценителем песен Петра Лещенко, русского романса и цыганской песни, а также музыкальным коллекционером. К тому же Коцишевский давно вынашивал планы попробовать свои силы в роли музыкального продюсера и «писаря». Волею судеб в Одессе пересеклись пути Коцишевского, Ерусланова и исполнителя русских и цыганских романсов из Симферополя Евгения Свешникова. В конце 1976 г. Коцишевский и Ерусланов решили сделать совместную запись Евгения Свешникова. По совету знакомых, для решения музыкальной стороны мероприятия Коцишевский и Ерусланов пригласили аккордеониста Виктора Ефимчука. Виктор Васильевич Ефимчук окончил харьковскую консерваторию по классу аккордеон и имел высшее музыкальное образование. Коцишевский и Ерусланов встретились с Ефимчуком на музыкальной бирже, где тот часто бывал, и предложили принять участие в записях Свешникова. По воспоминаниям Ефимчука, предложение его заинтересовало как с материальной стороны (за участие в записях полагались неплохие по тем временам деньги), так и с профессиональной. Ефимчуку было предложено, что репертуар записи будут составлять русские и цыганские романсы. «Мне было интересно, смогу ли я аккомпанировать для исполнения подобных песен» – вспоминает Виктор Васильевич Ефимчук. В общем Ефимчук дал согласие на участие в этих записях. Ему было поручено заняться набором музыкантов для участия в записях. На запись были приглашены талантливейший  скрипач, работавший в знаменитом «Гамбринусе», Осип Бровер – хороший знакомый Ефимчука, барабанщик Игорь Крупин, гитарист Владимир Спекторский. Руководил музыкантами и играл на аккордеоне, естественно, сам Ефимчук. На записи был приглашен также контрабасист, фамилию которого, к сожалению, пока установить не удалось. В декабре 1976 г. состоялись записи первых двух концертов Евгения Свешникова и его гражданской жены Ляли Михайловой, организованные Коцишевским и Еруслановым. И хотя на этих записях название ансамбля так и не было озвучено, именно эти записи можно считать первыми записями прославленного одесского ансамбля, т.к. в этих записях принимали участие те же музыканты, которые впоследствии  участвовали в записях «Черноморской чайки». А Виктора Ефимчука можно по праву считать первым руководителем ансамбля. В каталогах большинства коллекционеров эти концерты так и значатся как «Евгений Свешников в сопровождении ансамбля «Черноморская чайка». Примечательны эти записи еще одним фактом. Во 2-м концерте помимо Евгения Свешникова и Ляли Михайловой слушатели впервые смогли услышать Виктора Ефимчука, использовавшего песню «Рыжая», и его первую жену Галину. Вопреки укоренившемуся мнению, получившего распространение с легкой руки Ерусланова, о том, что первые записи Ефимчука были сделаны задолго до записей Свешникова, сам Виктор Васильевич категорически утверждает, что это был его первый опыт подобных мероприятий. Итак, начало было положено. Притом первый блин отнюдь не оказался комом. Поэтому логично было ожидать новых свершений сложившегося творческого тандема Коцишевский-Ерусланов. К тому же лавры ленинградских коллег наверняка не давали обоим покоя. Да и вновь созданный ансамбль не мог долго оставаться без названия.


         И вот весной 1977 года Галина Ефимчука объявляет вступление к новой записи:


 - Выступает вокально-инструментальный оркестр «Черноморская чайка».


Концерт посвящается для личной фонотеки Владислава Петровича. Март 1977 год.


 Именно так – «… для личной фонотеки Владислава Петровича», т.к. эту запись организовал и осуществил сам Коцишевский, без Ерусланова. Почему так произошло – мы уже, очевидно, никогда так и не узнаем. Но, скорее всего, тогда и начался период непростых взаимоотношений  Коцишевского и Ерусланова.


А за вступлением к концерту звучит песня в исполнении Виктора Павловского


В том городе дальнем,


Где синие дали,


Где солнце, вода и тепло,


Ее «Черноморскою чайкою» прозвали,


И имя то ей подошло…


По воспоминаниям Ефимчука, именно строки из этой песни послужили названием ансамбля, ставшего впоследствии визитной карточкой одесского шансона. Но кто же стал автором идеи названия? Принято считать, что идея принадлежит Коцишевскому. И сам Владислав Петрович это подтверждает. Но все же, нисколько не преуменьшая заслуг Владислава Петровича для развития одесского шансона и не ставя  под сомнение его воспоминания, попытаемся быть не столь категоричными. Ведь для полного установления истины нам удалось пообщаться далеко не со всеми участниками тех событий. Так что оставим этот вопрос пока открытым.


Помимо  Виктора Павловского, часть песен в этом концерте исполнила Галина Ефимчук. Большинство же песен было исполнено исполнителем, чья фамилия в настоящее время точно не установлена. Большинство коллекционеров полагает, что этим исполнителем был Виктор Ефимчук. Коцишевский же утверждает, что этим исполнителем является гитарист Юрий Морозов, впоследствии неоднократно принимавший участие в подобных записях. Да и люди, хорошо знающие Ефимчука, утверждают, что голос этого исполнителя не похож на голос Виктора Васильевича. Можно было бы вопрос с исполнителем считать закрытым, если бы не одно «но». Люди, близкие к музыкальному миру Одессы тех лет, с кем удалось пообщаться, в один голос утверждают, что не знают гитариста Юрия Морозова. Так что и этот вопрос остается пока открытым.


Не установлено также, совмещал ли на этой записи Виктор Павловский вокал с игрой на ударных, либо барабанщиком был кто-то другой. Не установлена и фамилия контрабасиста, принимавшего участие в этой записи. Возможно, это тот же человек, который участвовал в записях первых концертов Свешникова. Из воспоминаний Коцишевского  известно, что звали его либо Виталик, либо Алик, и что он был выпускником (или учеником) знаменитой одесской музыкальной школы им. Столярского («столярки»). Другие участники записи, чьи фамилии установить удалось – это аккордеонист Виктор Ефимчук, скрипач Осип Бровер и саксофонист Борис Бреславский. Это была первая запись, на которой прозвучало название ансамбля «Черноморская чайка».


Вскоре после этой записи появилась очень похожая запись, на которой большая часть песен была перепета теми же исполнителями. Организовал эту запись Ерусланов и посвящалась она «для личной фонотеки Станислава Яковлевича и Сергея Ивановича». Состав музыкантов был тоже практически тем же. Отсутствовали только маракасы и саксофон. По воспоминаниям Ефимчука, запись Коцишевского настолько понравилась Ерусланову, что он решил ее повторить практически один в один. Иногда можно встретить информацию, что эта запись носит название «Ансамбль «Волна». Хотя название «Черноморская чайка» на этой записи не прозвучало, сама запись вызвала бурю недовольства со стороны Коцишевского, который даже сейчас, по прошествии стольких лет, продолжает обвинять Ерусланова в воровстве его идей.


Тем не менее, весной 1977 года Коцишевский предпринял еще одну попытку записать с Еруслановым совместный проект. Дело в том, что весной 1977 года Коцишевскому удалось договориться с ленинградцами и наконец-то заполучить в Одессу самого Аркадия Северного. А из Омска был также приглашен молодой, мало кому тогда известный автор песен Владимир Шандриков. Приобретя кое-какой опыт организации подпольных записей,  Коцишевский задумал осуществить запись Северного и Шандрикова с широким размахом. Но задуманное, естественно, требовало значительных финансовых затрат, которые в одиночку Коцишевскому потянуть было затруднительно. Поэтому по старой памяти он предложил Ерусланову  сделать совместную запись и разделить затраты поровну. Ерусланов ответил согласием. Но когда Северный и Шандртков были уже в Одессе, Ерусланов почему-то дал задний ход и отказался от участия. Все расходы по организации записей Коцишевскому пришлось брать на себя. Тем не менее, несмотря на возникшие периодически определенные трудности, записи Северного и Шандрикова в Одессе состоялись, по мнению коллекционеров вполне удались и давно стали классикой жанра. А ансамбль «Черноморская чайка» именно после этих записей получил всенародное признание. Пути же Коцишевского и Ерусланова разошлись окончательно и между ними «пробежала черная кошка». Хотя Станислав Яковлевич и утверждал в своих интервью, что у них с Коцишевским и после этого были совместные записи (Северного и Сорокина, например), Коцишевский категорически это отрицает. Таким образом, запись первых концертов Свешникова осталась единственной совместной работой двух известных одесских «писарей», о которой нам достоверно известно. Костяк ансамбля на одесских записях Северного и Шандрикова был уже сформировавшийся и вполне традиционным. Руководил музыкантами по-прежнему Виктор Ефимчук. Он же играл на аккордеоне на всех записях. На ударных был Игорь Крупин, а гитарист – Владимир Спекторский. Скрипачом по-прежнему был Бровер. На записях ир пин, а агитариссх записях. он ндрикова был уже сформировавшийся и вполне традиционным. одесских остоялись, по мнениюШандрикова впервые появился другой скрипач, также впоследствии немало поигравший в составе «Черноморской чайки», Миша Беленький. В этих концертах Миша также играл и на саксофоне. В концерте Северного «Тетя Шура» Беленький и Бровер играли вместе. На записях Шандрикова и Северного также впервые появился бас-гитарист Александр Белый. В этих же записях в составе  «Черноморской чайки» единственный раз появился саксофонист Алик Ромаськов. В концерте Северного «Прощание с Одессой» в составе «Черноморской чайки» впервые появился электроорган. На нем играл Ефим Король. А Александра Белого на басу в этом концерте заменил Георгий Спирин.


После записи концерта «Прощание с Одессой» Коцишевский принимает решение отказаться от услуг Ефимчука и поменять состав «Черноморской чайки». Коцишевский объясняет свое решение возросшими финансовыми запросами Ефимчука, требовавшего себе значительно большие гонорары по сравнению с другими музыкантами, но сам Виктор Васильевич это не подтверждает.


Новый состав «Черноморской чайки» Коцишевский сформировал на основе самодеятельного коллектива «Одесские ребята», работавшего на одесских свадьбах. Формальным руководителем этого ансамбля был барабанщик Петр Ройтман. Какое-то время он носил фамилию жены. Поэтому в некоторых источниках можно встретить информацию о нем, где он упоминается как Матвеев. Помимо Ройтмана в состав ансамбля входили уже знакомые нам по предыдущим записям гитаристы Спекторский и Белый. А также самый молодой на тот момент участник ансамбля клавишник Влад Ващенко. Иногда, если кто-то из состава ансамбля по какой-либо причине не мог участвовать в записи, вместо него на запись приглашались другие музыканты. А иногда состав ансамбля несколько расширялся и к нему добавлялись игравшие на других музыкальных инструментах. Чаще всего это были скрипач Михаил Беленький и кларнетист Георгий Горовенко. Именно этот состав «Черноморской чайки» представляет Аркадий Северный в концерте «Снова в Одессе». Однако, костяк этой «Черноморской чайки» у Коцишевского всегда оставался неизменным. Надо отметить универсальность многих музыкантов «Черноморской чайки», игравших на нескольких музыкальных инструментах. Так Беленький на многих записях играл на скрипке и саксофоне, а также мог играть на кларнете и фоно. Ващенко виртуозно играл как на электрооргане, так и на аккордеоне.


Первая запись обновленной «Черноморской чайки» состоялась в начале сентября 1977 г. Пока Северный был отправлен на лечение в Москву, Коцишевский не стал простаивать и дожидаться его возвращения, а организовал новые записи Евгения Свешникова. Буквально на одном дыхании, буквально в течение двух дней были записаны два концерта – «Памяти П. Лещенко» и «Вечер старого русского и цыганского романса». На эти записи помимо основного костяка «Черноморской чайки» был приглашен саксофонист Борис Добровольский. А Александра Белого на басу на этот раз подменял Георгий Дейнеко.


Не сидел, сложа руки, и Ерусланов. Он также продолжает записывать. К 1977-му году относятся его записи «Братья Бухваловы», сестер Клименко, а также запись «Цветут акации у моря» при участии таинственного «Льва Тигровича», настоящее имя которого нам пока так и не удалось установить. Не имея специального музыкального образования и особых связей в среде музыкантов, Ерусланов пользуется на этих записях проверенными услугами Ефимчука и набранных им музыкантов, от которых Коцишевский, напомним, отказался. На некоторых из этих записей озвучивается и название ансамбля – «Черноморская чайка». На других же записях, где название ансамбля не озвучено, все равно подразумевается, что аккомпанирует ансамбль  «Черноморская чайка» и в каталогах коллекционеров все эти записи значатся с сопровождением «Черноморской чайки». Из каких соображений это было сделано – теперь точно сказать уже не возможно. Возможно, Ерусланов резонно решил, что если Ефимчук практически сформировал этот ансамбля, является его руководителем, то и нет повода менять его название. А возможно, он просто использовал ставший уже популярным бренд. Как бы  там ни было, но в 1977 году в Одессе, в сфере подпольной звукозаписи, сложилась довольно щекотливая ситуация, когда два человека, находящихся, мягко говоря, в не очень дружеских отношениях, используют в своем бизнесе два разных коллектива музыкантов, состоящих из разных людей, руководимых разными людьми, но использующими одно и то же название. Сложившаяся ситуация сильно не понравилась прежде всего Коцишевскому, считавшемуся себя единственным отцом-основателем «Черноморской чайки» и, следовательно, единственным владельцем прав на использование этого названия. Все это подлило масла в огонь и без того непростых отношений этих двух людей.


 «… За время моего отсутствия, здесь-таки кто-то уже хотел подделаться под «Черноморскую чайку». У Маяковского есть по этому поводу хорошие слова, он говорил так: «Не делайтесь под Маяковского, а делайте под себя!»


 Эти слова произносит Аркадий Северный во вступлении к концерту «Снова в Одессе». И именно этими словами устами Северного  Коцишевский предъявляет свои претензии Ерусланову. В этом же концерте Северный исполнил песню «Ах, одесские мотивы…», написанную Коцишевским и также адресованную Еруслановым. Так в магнитиздате получило развитие малопривлекательное явление проявления личных разборок среди «писарей» посредством посвящения в концертах друг другу подобных «шедевров» или как их называли сами авторы – «дружеских шаржей».


Между тем, деятельность Коцишевского на поприще магнитиздата не осталось не замеченной правоохранительными органами, которые заинтересовались его персоной. И не только им. Представители этих самых органов посетили и квартиру Ефимчука. Коцишевского, тем не менее, столь пристальный интерес к своей персоне не отпугнул. Уладив, хоть и не без определенных трудностей, свои проблемы, Коцишевский продолжает дело, поставленное уже, можно сказать, на поток. Ефимчук же счел за лучшее не рисковать и принял решение прекратить участвовать в подпольных записях. Таким образом, Ерусланов лишился столь мощной и уже хорошо отлаженной музыкальной поддержки. К тому же он тоже не хотел лишний раз рисковать, т.к. уже имел за плечами отбытый срок. Поэтому в конце 70-х Ерусланов практически ничего не записывает, ограничиваясь лишь отдельными записями под гитару.


Коцишевский же в 1978 году продолжает записывать со своей «Черноморской чайкой» Северного. В этом году было записано 3 концерта. Правда, на декабрьской записи концерта, посвященного памяти С. Есенина, присутствовал очень ограниченный состав «Черноморской чайкой». Фактически на этой записи с самой   «Черноморской чайки» был лишь Спекторский. А на аккордеоне играл приглашенный с ансамбля Советской Армии предположительно Анатолий Корчинский (точно фамилию установить пока не удалось). Примечателен 1978 год еще двумя записями, организованными  Коцишевским. Летом Спекторский и Ройтман уехали в Ленинград. А в это время на даче Беленького собралась записывать Северного. Вместо уехавших на запись пригласили других музыкантов. И хотя большинство музыкантов было из «Черноморской чайки», ансамбль, принимавший участие в этой записи, решено было назвать «6+1». Глубокой осенью этого же года в санатории «Октябрьский» был записан очередной концерт Свешникова. Несмотря на то, что и в этой записи участвовали музыканты «Черноморской чайки», ансамбль также почему-то получил другое название – «Южная ночь».


В августе 1979 года в Одессе был записан последний концерт Аркадия Северного с «Черноморской чайкой», т.н. «Херсонский». На этой записи к уже привычным музыкантам, неоднократно принимавшим участие в записях  «Черноморской чайки», присоединяется саксофонист Сима Кандыба.  Коцишевский понимал, что Северный неумолимо катится по наклонной плоскости и остановить это падение уже невозможно. Нужно было искать кого-то другого, с кем можно было бы продолжить уже столь хорошо организованное дело. И такой человек был найден в Одессе. Им стал известный одесский конферансье и пародист Евгений Оршулович. В этом же году Коцишевский начинает его записывать под псевдонимом Владимир Сорокин.


Для записей Коцишевский приглашает уже хорошо ему знакомых музыкантов «Черноморской чайки» - Ващенко, Спекторского, Крупина, Белого, Короля, Горовенко. Но появляются и новые лица – скрипач и гитарист Леонид Быков, барабанщики Игорь Демишкан и Семен Палей, аккордеонист Роман Кац, саксофонист Натан Малис, гитаристы Владимир и Леонид Шевченко, трубач Петр Вайман. Начиная свой новый проект с новым исполнителем, Коцишевский принимает решение отказаться от использования бренда «Черноморская чайка» и тем самым еще больше дистанцироваться от Ерусланова.  Коцишевский меняет название ансамбля и называет его «Мираж». Правда, на одной из первых записей Оршуловича еще раз прозвучало старое название. Пробная запись первого концерта «Песен Высоцкого» проводилась с объединенным ансамблем «Мираж» и «Черноморская чайка». Но запись не удалась и широкого хождения не имеет. Все последующие записи Оршуловича были сделаны Коцишевским в сопровождении ансамбля  «Мираж», а впоследствии – ансамблей «Карусель» и «Шолом».


Таким образом, Коцишевский практически простился с «Черноморской чайкой». В 1983 году еще было записано по заказу куйбышевского коллекционера и хорошего приятеля Коцишевского Владимира Королева два концерта куйбышевского барда Станислава Маркевича. На этих записях было использовано старое название. Кроме того, перед каждой основной записью была сделана пробная репетиционная запись. В конце 80-х, когда Коцишевский начинал работать с коллективом Семена Палея для подготовки организации задуманной им записи Оршуловича с ансамблем «Шолом», было записано два похожих концерта еврейских песен в исполнении С. Палея. Несмотря на то, что музыкальная аранжировка этих записей весьма схожа, считается, правда весьма условно, что в одном из этих концертов аккомпанирует ансамбль «Шолом», а в другом – «Черноморская чайка». Это была последняя запись, объединившая знаменитого одесского «писаря» с названием прославленного ансамбля. Вскоре Союз распался, Коцишевский уехал из Одессы и практически отошел от музыкальных дел.


Если деятельность Коцишевского на музыкальном поприще в 80-е ассоциируется прежде всего с записями Сорокина и ансамблей «Мираж», «Карусель», «Шолом», с которыми он записал более 30-ти концертов, то деятельность в 80-е Ерусланова ассоциируется прежде всего с «Черноморской чайкой». Если даже на какой-либо записи, сделанной Еруслановым, это название и не озвучивалось, то это подразумевалось как бы само собой. На 80-е, пожалуй, пришелся пик популярности «Черноморской чайки». Подобно тому, как в начале 70-х все неизвестное зачастую подписывалось «Одесситы», в 80-е у многих все незнакомое подписывалось «Черноморская чайка».  Зачастую подписанные подобным образом записи не имели никакого отношения не только к прославленному ансамблю, но и к Одессе вообще. В 1983 году Еруслановым в содружестве с горловским автором песен и коллекционером Юрием Брилиантовым было записано два концерта Владимира Щеглова. Оба эти концерта по всем каталогам проходят как концерты с «Черноморской чайкой», хотя название ансамбля озвучено только на одной записи. Доподлинно известно, что как минимум одна из этих записей состоялась в Горловке, куда Ерусланов выезжал со своей аппаратурой. Сложно предположить, что на запись из Одессы выезжали еще и музыканты. Скорее всего, музыканты на этой записи были местные.


Хотя Коцишевский никого не подпускал к работе с Сорокиным и все записи этого исполнителя организовывал в одиночку, тем не менее, в середине 80-х Ерусланову удалось сделать несколько записей и этого исполнителя в сопровождении  «Черноморской чайки». Известны 3 т.н. «Сталинградских концерта», посвященных Владимиру Казанцеву и Юрию Брилиантову. Правда, несмотря на название, все они записывались в Одессе. В этих записях продолжаются разборки двух «непримиримых друзей» - Ерусланова и Коцишевского. Одна из песен в этих концертах посвящена теперь уже Еруслановым Коцишевскому, который якобы украл у того тексты песен. В ноябре 1985 г. трагически погибает друг Ерусланова Владимир Казанцев и вскоре этому посвящается новая запись Сорокина – концерт «Памяти В. Казанцева». В 1987 году Еруслановым с «Черноморской чайкой» был записан концерт, известный под названием «Лимончики». Большинство песен в этом концерте исполнил Юрий Любарский, но несколько песен исполнили Сорокин со своей женой Валентиной, а одну песню – предположительно Осип Бровер. В том же 1987 году Еруслановым было записано несколько сольных концертов Любарского пол псевдонимом Юрий Сергеев. В этих концертах певец исполняет сатирические песни-переделки популярных советских шлягеров. В конце 80-х Еруслановым записывается еще один проект. Большинство песен этого проекта также является сатирическими, шуточными или пародийными. Участниками этого проекта стали одесские исполнители Григорий Беринсон и Саша Мандрик. В этих записях звучит еще и женский голос молодой неизвестной исполнительницы. Гораздо позже стало известно, что это первые записи Вики Чинской. Тогда же эти записи гуляли по стране под самыми разными названиями и с использованием самых разных псевдонимов. Да и сейчас еще продолжают гулять, только теперь уже во «всемирной паутине». Подробности организации этих записей в настоящее время так и не выяснены. Точно не известно, сколько было всего записей, каким образом они записывались, как делались копии и каким образом эти копии потом распространялись. В настоящее время известно множество копий этих записей различного содержания, с различным порядком и количеством песен, различной датировкой и под различными названиями.


Помимо уже упомянутых, известен ряд других записей ансамбля  «Черноморская чайка», сделанных в 80-е годы Еруслановым. Это записи «На Дерибасовской», «Братья Вознесенские», «Одесса мой любимый город», «Владимир Быков». К сожалению, деятельность Ерусланова нами изучена и исследована еще недостаточно. Состав музыкантов, принимавших участие в тех записях, практически не известен. Известно, что под маркой  «Черноморской чайки» в различных записях, организованных Еруслановым, принимали участие Ващенко, Бровер, Игорь Демишкан, Борис Осельский. Поэтому мы будем очень благодарны всем, кто посчитает нужным сообщить о своих замечаниях по данному тексту, а также дополнит этот материал любой достоверной информацией из истории прославленного одесского коллектива.


Последний пока на сегодняшний день раз название «Черноморская чайка» прозвучало в 1996 году на одесской записи Папы Радж «Столыпинский вагончик», организованной Еруслановым. Скорее всего, это было данью безвозвратно ушедшему времени, т.к. музыка на этой записи сильно отличается даже от музыки «Черноморской чайки» конца 80-х.


Время неумолимо. Совсем недавно ушел из жизни легендарный гитарист «Черноморской чайки», неоднократно упоминавшийся в записях Аркадия Северного, Владимир Спекторский. Давно покинули этот мир Горовенко, Спирин, Демишкан. Разъехались по миру и живут в разных странах Беленький, Добровольский, Король, Кандыба, Любарский, Торжинский (гитарист «Черноморской чайки»), Вознесенские. Но достаточно много еще, к счастью, и ныне здравствующих. Среди них Владислав Петрович Коцишевский, Ефимчук, Ващенко, Ройтман, Бровер и др. Дай им Бог всем здоровья. А там, глядишь, и услышат еще поклонники одесской музыки «Черноморскую чайку» 30 лет спустя.


Александр Татьянченко г. Харьков.


Основано на воспоминаниях В. П. Коцишевского, С. Я. Ерусланова, В. В. Ефимчука и В. В. Ващенко.


Источник.http://www.blat.dp.ua/chaika/history.htm

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27430
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Черноморская чайка (ВИА Одесские Ребята)
« Ответ #2 : 13 Август 2020, 14:16:01 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика