29/03/24 - 18:09 pm


Автор Тема: Темнов Виктор  (Прочитано 916 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Темнов Виктор
« : 21 Февраль 2020, 14:35:10 »





















К нам приехал... - Виктор Темнов

Одна из последних фото Виктора Ивановича. С Мариной Девятовой на сьёмках программы в наше время.


Виктор Иванович Темнов (2 декабря 1934 — 27 марта 2014) — советский и российский композитор; танцор, баянист и куплетист.


Народный артист Российской Федерации (1996), кавалер ордена Почёта (2013).


Автор музыки и либретто к большому количеству песен, исполнявшихся Людмилой Зыкиной и другими советскими исполнителями высшего уровня.


С 1959 по 1989 годы работал в ансамбле «Берёзка» в качестве заведующего музыкальной частью, хореографа, дирижера и баяниста. Наибольшую популярность получил в конце 1970-х годов как автор «блатных» и нецензурных куплетов, описывающих жизнь в различных странах мира, куда автору доводилось ездить в качестве хореографа и баяниста «Берёзки».


Скончался от рака желудка 27 марта 2014 года. Прощание состоялось 3 апреля 2014 года в Центральном Доме работников искусств, похоронили Виктора Ивановича в Москве на Троекуровском кладбище (участок № 20).


1. Концерт (версия) 1968 
2. Куплеты (версия) 1968 
3. Куплеты (концерт Зальная запись) 1968 
4. Куплеты-2 (концерт Концертная запись) 1968
5. Куплеты про «Березку» (домашний) 1968 
6. Куплеты про «Березку» 1976-1977
.....................................
«Кадриль моя, сердечная» – наверняка, многие думают, что она, эта песня, действительно народная. На самом же деле написал ее композитор Виктор Темнов.


Темнов Виктор Иванович - композитор, баянист-виртуоз, народный артист России, автор и исполнитель, проживает в Москве. С 1959 по 1989 работал в хореографическом ансамбле "Березка" под руководством Н.С. Надежденой. Был баянистом, баянистом-танцором, хормейстер, дирижер, зав. музыкальной частью ансамбля.С ансамблем "Березка" выезжал на гастроли в страны Европы, Азии, Америки, Австралии, Африки. Создатель и 1989-91 музыкальный руководитель ансамбля "Гжель". А в 1991 участник ансамбля Людмилы Николаевой "Русская душа".


Сочинения: оперетты, произведения для оркестра русских народных инструментов, музыкальные и хореографические постановки ансамбля “Березка” (более 30 номеров), театр-шоу “Гжель”(12), эстрадно-цирковому ансамблю “Любава”(17). Концертная пьеса для баяна с оркестром.
Автор музыки к более 100 песням: "Кадриль", "Я, деревенская”, “А он ничей”, "Америка-Россия", "Вербы", "Кнопочки баянные", “Ох, балалайка”, “Грибы-грибочки” и многие другие. Много гастролировал по стране и за рубежом, исполнял песни, как собственного сочинения, так и частушки, жанровые. Получил неофициальную известность благодаря свои куплетам про ансамбль "Березка".


Песни В.И. Темнова исполняют Людмила Зыкина, Александра Стрельченко, Валентина Толкунова, Людмила Рюмина, Людмила Николаева, Надежда Крыгина, Татьяна Острягина.


Людмила Зыкина считает себя первооткрывательницей Темнова. Людмила Зыкина, народная артистка СССР: “О песнях композитора, народного артиста России, Виктора Ивановича Темнова мне говорить легко и приятно, потому что его творческая жизнь проходила на моих глазах, я сама когда-то попросила Виктора показывать мне каждую новую песню. Я была первой исполнительницей двадцати его песен. Это больше, чем любого другого композитора. В.И. Темнов относится к песне, как жанру очень профессионально, любовно и бережно. Своим песням он - самый взыскательный рецензент и строгий худсовет. В жизни человек мягкий и даже застенчивый, Виктор Иванович работая с исполнителями, может быть очень требовательным. Композитор хорошо знает песню. Народную и великую советскую. Умеет многие песни в любой тональности играть и петь, меняя в каждом куплете сопровождение, а еще помнит “родителей” любой песни и когда, где, при каких обстоятельствах создавалась.”


С 2003 года Виктор Иванович Темнов проводит цикл вечеров "Песни, которые мы теряем". Вечера проводятся в Центральном доме работников искусств, рассказывается о композиторах русской и советской песни, истории песни, приглашаются исполнители. При каждой встрече Большой зал ЦДРИ переполнен – приходят единомышленники, знающие и любящие советскую песенную классику, в которой и душа народа, и его история.(Адрес ЦДРИ Москва, ул. Пушечная, 9/6, стр.1 Cтанции метро: "Кузнецкий Мост", "Лубянка")


Народный артист России Виктор Иванович Темнов продолжает сочинять песни, которые из авторских постепенно становятся русскими народными. Их знают и поют миллионы людей по всей необъятной территории бывшего СССР и далеко за ее пределами.
....................................
Газета "Гудок" от 10 июля 2008 года. 
Кадриль с настоем зверобоя .


Композитор Виктор Иванович Темнов – человек достаточно известный. Лучшие артисты страны почитали за честь использовать в своём репертуаре созданные им песни. У Людмилы Зыкиной их аж четырнадцать. А ведь были ещё Александра Стрельченко, Иван Суржиков, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Галина Ненашева – все они почитатели таланта композитора.


– Родился я в бараке московского района Лефортова, – вспоминает Виктор Иванович. – Но барак наш был непростой. Жили в нём переведённые из Тулы специалисты оружейного дела. Создавали технику для противовоздушной обороны. Мой отец, Иван Васильевич, раньше тоже в Туле работал, в КБ оружейника Токарева. Того, который пистолет «ТТ» придумал. Очень певучей семья считалась. В праздники не столько за столом сидели, сколько концерты затевали. Отец играл и на баяне, и на всех видах гармони. Да не просто подбирая мелодию, а по нотам. Соседи по вечерам приходили к нашему палисаднику. Приносили стульчики, скамеечки и слушали. А мы брали многоголосием. Русские песни нельзя орать, горло надрывать. Протяжные они, раздольные. Свободы дыхания внутреннего в напевах требуют, чтобы чистота голоса чувствовалась. И душа нужна.
В детском саду даже запевалой был. А какие песни пели! «Пулемёты мы изучим, лесом танки поведём, чтобы проще, чтобы лучше, быстро справиться с врагом». Внучка моя Даша недавно послушала: «Ну, дед, ты просто милитарист».
В танковый полк в школу сержантов с третьего курса музыкального училища забрали. Противотанковые укрепления рыли, танки в морозы на консервацию ставили, траки гусеничные вычищали от грязи. А попутно две песни сочинил и направил их на армейский конкурс.
Фишка, как сейчас молодые любят повторять, скрывалась в словах: «Лишь вспоминал всегда родимые просторы, мои родные подмосковные места». И в припеве: «Малаховку, Тарасовку, Опалиху, Кусково, Подсолнечную, Кунцево, Мытищи, Верею, Алабино, Нахабино, Подрезкино, Рублёво – родное Подмосковье, сторонушку мою». Это перечисление прилипчиво. На всеармейском конкурсе присудили диплом и предложили исполнять в частях под названием «Солдат поёт песню».
На телевидение пригласили. Ансамбль Московского военного округа запел её. Известные в то время певцы – Георгий Абрамов, Анатолий Парфёнов – записали с ней свои выступления.


Почувствовал вкус к песне, её зарождению. А баян, на котором легко наигрывалась любая новая мелодия, всегда был рядом. Вот и решил после армии устроиться баянистом в ансамбль «Берёзка», чей репертуар я знал просто наизусть. Меня спрашивают: «Что умеете и знаете?» Отвечаю: «Могу исполнить весь ваш репертуар с любой ноты». Надежда Надеждина удивилась: «Откуда? Давай всё же проверим». Пригласила аккомпаниаторов: «Ну-ка, хоровод «Сударушка». Отжали!»
 «Отжали» – значит нужно начинать с определённого места. Только зазвучала мелодия – я её сразу продолжил. «А «Воротца»?» Опять в точку. «А «У колодца»?» И здесь не промахнулся. 31 год потом среди «берёзок» был.
Там и увлёкся народными промыслами и по просьбе руководителей Нижегородского края даже написал целую программу для художественного коллектива в Семёнове, на родине золотой хохломы. И танец, и песни.
Тогда же началось творческое сотрудничество с основателем Академического театра танца «Гжель» Владимиром Захаровым. А песенным коллективом в этом театре «командовала» знаменитая певица Хора имени Пятницкого Александра Васильевна Прокошина, которой поэт Михаил Исаковский посвятил стихи: «Спой мне, спой, Прокошина, что луга не скошены».
В театре «Гжель» каждый танец – своеобразный по осмыслению образ народного промысла в миниатюре. И я увлёкся этой темой. Постепенно и цикл песен о народном искусстве образовался: «Вологодские кружева», «Хохломская кадриль», «Матрёшечка». Они понравились и исполнителям, и слушателям. Потому решили с постоянным соавтором поэтом Олегом Левицким цикл продолжить. Побывали в Павловском Посаде, Федоскине, Жостове. Поехали в Гжель. Зимой. И попали в жуткую метель. И пока сквозь неё продирались на машине, родился первый куплет: «Гжель запала в сердце мне и зимой, и по весне яркою нарядною картиной. Русской красотой, тонкой добротой и рассветной песней соловьиною». Под завывание метели дошли и до припева: «Гжель, Гжель, сказочная Гжель, песня задушевная, хорошая. Будто белая метель, будто белая метель синие цветы запорошила»..
Когда приехали, выступили в фабричном Доме культуры и проверили песню на зрителях. Пели её, особенно припев, всем залом.


А вот популярную нынче песню «Кадриль» мне заказали для Московского мюзик-холла. Просили в тексте обозначить причастность к столице: наименование улиц, памятных мест. Написал. Прихожу на художественный совет. Сидят за столом суровые композиторы, известные поэты. Начал петь. Дошёл до куплета: «Кадриль моя московская, Арбатская, Петровская, весёлая столичная, своя, не заграничная». Не успеваю дальше продолжить, как слышу голос поэта Льва Ошанина: «А ты «Зверобой» вставить не хочешь?» Секунды паузы. А потом гомерический смех. Я в пылу стихотворного творчества и не заметил, сколько сортов водки и вина перечислил в припеве.
Поэт Олег Левицкий помог избавить стихи от алкоголизма. Они звучат теперь так: «Кадриль моя сердечная, старинная, но вечная, фабричная, колхозная, смешная и серьёзная». Колхозов уже нет, а вот песня осталась и звучит по-современному.


Записал Анатолий Кондрашов.
............................................
Газета "Рязанские ведомости" номер 126 (1635). от 2 июля 2003 года. 
Человек с баяном.


Виктор Иванович Темнов был одним из инициаторов проведения фестиваля имени Александра Аверкина на родине композитора. Каждый год он и сам приезжает в Сасово в те июньские дни, когда к Аверкину собирается вся страна. Темнова здесь ждут, любят, а он играет на баяне свои старые и новые песни - «Кнопочки баянные», «Я деревенская», «Веселая кадриль», «Сударыня», «Ненаглядная земля»... Виктор Иванович долгое время был музыкальным руководителем прославленного государственного академического ансамбля «Березка». Он один из немногих композиторов в стране, кто пишет русские песни. Их поют Александра Стрельченко и Иосиф Кобзон, Анна Литвиненко и Людмила Зыкина.


- Виктор Иванович, расскажите, как Вы познакомились с Аверкиным. Какие остались у Вас воспоминания?
- Он приехал в Москву 15-летним юношей вместе с мамой, которая устроилась чернорабочей на завод «Компрессор». Им дали крошечную комнату в бараке, метров шесть, рукой можно было достать от одной кровати до другой. Саша хорошо играл на гармошке. Пришел в заводской клуб. Это была самая близкая к бараку культурная точка. Я там играл на баяне, а руководил ансамблем Виктор Яковлевич Переселенцев. Он мне и говорит: «Вить, вот пришел к нам молодой человек, хочет играть в ансамбле. Нотной грамоты не знает. Ты с ним позанимайся».
И начали вместе репетировать. Записали Сашу в музыкальную школу. Поскольку за обучение ему было нечем платить, упросили педколлектив давать уроки бесплатно. И надо сказать, что Александр этого заслуживал. Продвигался он необычайно быстро, всю программу усвоил за два года.
Мы вместе ушли с ним в армию и практически вместе вернулись. Во время службы он написал отличные песни: «В выходной у проходной», «Отрастил солдат усы», «Наш сержант» (все куплеты Виктор Темнов напел по памяти - авт.). Эти песни готовили дорогу к знаменитой «На побывку едет молодой моряк». Я точно помню, что написана она в конце 1957 года.
- Какое значение вы придаете сасовскому фестивалю?
- Хочется, чтобы это была альтернатива безудержному разгулу плохой эстрадной песни. Попса захватила весь эфир, подмяла под себя все. Странно, что это вообще с нами могло случиться. Мы добровольно отлучили себя от своих сокровищ! Кто из молодежи сейчас споет по памяти пять-шесть русских, советских песен? Их не транслируют по радио, по ТВ. А я знаю более трех тысяч наизусть. От начала и до конца. Наше песенное наследие шоу-бизнес использует в своих целях. Вспомните новогодние проекты «Старые песни о главном». Они хорошо определили аудиторию, подсчитали коммерческую выгоду. Сорок-пятьдесят миллионов человек в стране знают и любят эти мелодии. Часть этой любви они передали детям, как я своему сыну. А внукам уже передать не могу, и у сына тоже не получается. Юное поколение окружают совсем другие ритмы.
В этом году я открыл в Центральном доме работников искусств в Москве четырехлетний марафон. Раз в месяц на вечерах, которые проводятся бесплатно, рассказываю о композиторах русской и советской песни, приглашаю исполнителей, сам пою и аккомпанирую. Первый вечер, 13 марта, посвятил Александру Александрову, автору гимна Советского Союза, песен «Священная война», «Несокрушимая и легендарная». Так совпало: на 13 марта мне дали в ЦДРИ зал, а в этот день как раз исполнилось 120 лет Александрову и 90 лет Сергею Михалкову, написавшему слова к гимнам СССР и России. Я увидел в этом Божий промысел.
Два с половиной часа на этих вечерах я вижу перед собой счастливых людей. У них текут слезы оттого, что они слышат песни своей молодости. Мне кажется, народ истосковался по живому исполнению. А ему на концертах подсовывают «фанеру». И никто не возмущается, не называет этот подлог обманом...
И как хорошо, что в Рязани есть места, где любят и берегут русскую песню. Шестой раз прошел аверкинский фестиваль в Сасове. В тридцатый раз проходит фестиваль во Владимирской области, посвященный Алексею Фатьянову. Все знают его песни: «Где же вы теперь, друзья-однополчане», «Соловьи, соловьи», «В городском саду играет духовой оркестр», «На крылечке твоем каждый вечер вдвоем»... Мы хотим, чтобы они звучали чаще, и не только на праздниках. Чтобы молодежь почувствовала, какой свет исходит от этих мелодий.
- А как Вы отнесетесь к эстрадной обработке этих песен? Может, в таком виде они легче пробьют дорогу к сердцам молодых.
- Бывают удачные вкрапления элементов рока. Звучание становится более ритмичным, современным. Чего я не люблю, так это римейков. Как правило их делают композиторы, у которых не хватает музыкального образования. Для них популярный классический источник - просто спасение. Ведь его как ни уродуй, все равно что-то останется привлекательное. В 1937 году Вадим Козин спел песню композитора Сидорова «Когда простым и нежным взором ласкаешь ты меня, мой друг» под аккомпанемент квартета. С тех пор ни один римейк, на мой взгляд, не смог по настроению даже соперничать с оригиналом. Поэтому мы должны относиться к первоисточникам с большим уважением.


(корреспондент Дмитрий Соколов. Рязанские ведомости.) 
.................................
Газета “Трибуна” номер от 27 мая 2004 года. 
В Москве состоялся вечер «Песни, которые мы теряем».


Этот вечер в Центральном доме работников искусств был посвящен творчеству Серафима Туликова и Тихона Хренникова. Всего же встреч этого цикла за год состоялось уже 11, на которых было представлено 380 песен более 40 композиторов.
Постоянный автор и ведущий вечеров – народный артист России, композитор Виктор Темнов.
— Виктор Иванович, вам не кажется, что от названия «Песни, которые мы теряем» веет некоторым пессимизмом?
— Кажется. Но разве это не так? К сожалению, теряем. Вы их часто слышите? Нет, и я тоже. В дни праздника Победы прозвучат песни военных лет – и стихнут до следующего года. А ведь советская песенная классика гораздо шире, богаче. Вот мы и стремимся вернуть из небытия или полузабытья это оставленное нам наследие.
— Но есть молодые исполнители, которые что-то берут из него в свой репертуар.
— Да, есть, но в большинстве они калечат песню, превращая ее в так называемый ремейк, своими современными обработками выхолащивая из нее душу. Я же на наших вечерах стремлюсь к тому, чтобы песня звучала во всей своей красоте и чистоте.
— Вы – композитор, 19 ваших песен в репертуаре только Людмилы Зыкиной, ваши песни поет Александра Стрельченко, под вашу музыку танцуют ансамбли «Березка» и «Гжель». Зачем вам еще тратить время и силы на подготовку вечеров?
— Для меня это возможность облучиться добротой и песен, и слушателей. Тем самым я, человек уже далеко не молодой, продлеваю свою жизнь. И еще: этим проектом я осуществил свою давнюю мечту, которая зародилась более 40 лет назад, когда «Березка», в которой я работал баянистом, полгода гастролировала по странам Латинской Америки. Ансамбль тогда не только танцевал, но и пел – фонограмм никаких не было. Я стал рассказывать на распевках об истории советских песен. С тех пор я эти знания постоянно пополнял и вот теперь их реализую.
Это что касается меня. Но и публике цикл оказался нужным. При каждой нашей встрече Большой зал ЦДРИ переполнен – приходят единомышленники, знающие и любящие советскую песенную классику, в которой и душа народа, и его история.
— По какому принципу строятся ваши программы?
— Прежде всего по хронологическому. Мы начинали с творчества Александра Александрова, автора Гимна Советского Союза и «Священной войны». Он родился в 1883 г., и первый вечер был в день его 120-летия – 13 марта 2003 г. Потом пошли те, кто помоложе: братья Покрасс, Анатолий Новиков, Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой, Владимир Захаров, Борис Мокроусов, Юрий Милютин, Анатолий Лепин, Матвей Блантер, Константин Листов... Творчеству кого-то одного из них мог быть целиком посвящен вечер, а кто-то мог быть представлен всего одной песней— например, Дмитрий Васильев-Буглай («Как родная меня мать провожала») или Венедикт Пушков («Лейся, песня, на просторе»).
Какие люди, какой песенный мир они создали! Мокроусов, например. Все поется – хоть «Заветный камень», хоть «Одинокая гармонь», «Сормовская лирическая» или «Хороши весной в саду цветочки», а получил только звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР – за оперу «Чапаев». Правда, Сталинскую премию в 1948 г. заработал.
Еще одна наша традиция – примерно треть песен за вечер исполнители поют вместе со зрителями. Люди ждут этого момента с большим удовольствием, они хорошо знают слова и мелодии, это для них, как встреча с молодостью, как праздник души.
Вы же сами видели, с каким чувством они пели на заключительной встрече сезона туликовские «Не забывается такое никогда», «Жизнь моя, любовь моя с черными глазами», его песни о России или хренниковские «Что так сердце растревожило», «Песня о Москве» («Хорошо на московском просторе…»), «Московские окна». Так что программы наши нужны людям.
В них принимают участие хорошие певцы, ничем не уступающие, а то и посильнее тех, кто так плотно занял теле- и радиоэфир, но неизвестные массовому слушателю. Позвольте читателям «Трибуны» назвать моих соратников, выступающих в программах «Песни, которые мы теряем», абсолютно бескорыстно: народная артистка России Зинаида Кириллова, заслуженные артисты России Елена Калашникова и Сергей Толкунов, заслуженные работники культуры РФ Любовь Анисова и Альберт Ленский (в прошлом металлург и партийный работник), лауреаты Всесоюзных конкурсов вокалистов Валентина Дворянинова и Лидия Скусниченко. Хотя я и сам пою немало песен, но без них эти встречи были бы невозможны.
— Ваш цикл песенных вечеров возобновится осенью…
— Да, темы первых двух уже определены. Это творчество Аркадия Островского и Марка Фрадкина. Будем рады каждому пришедшему поклоннику и наследнику песенных богатств.


(корреспондент Александр Кузнецов. Трибуна) 

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Темнов Виктор
« Ответ #1 : 01 Август 2020, 14:42:50 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика