27/04/24 - 22:21 pm


Автор Тема: Фролова Елена  (Прочитано 353 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27439
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Фролова Елена
« : 23 Февраль 2020, 14:27:20 »

























Елена Фролова -Ты поскачешь во мраке..



Елена Борисовна Фролова (1 октября 1969, Рига) — российская певица и композитор, поэт. Автор и исполнитель песен на стихи таких поэтов, как Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, София Парнок, Арсений Тарковский, Вениамин Блаженный, Михаил Кузмин, Иосиф Бродский, Леонид Губанов, Анна Баркова, Борис Пастернак, Сергей Есенин, Дмитрий Строцев, Федерико Гарсиа Лорка и на свои собственные. Помимо гитары использует в качестве аккомпанирующего инструмента гусли, балалайку. Исполняет романсы, русские народные песни, духовный стих, шедевры мировой и отечественной песенной классики. За 33 года творческой деятельности ею сочинено около 800 музыкальных композиций. В репертуаре более 1400 песен.


Бабушка и дедушка Елены, уроженцы села Ряхово Владимирской области, мать родилась в Красноярске, после диплома по распределению поехала в Латвию.
Я мечтала петь… Но когда набирали хор в школе, мне сказали, что у меня нет слуха… Но я всё равно туда ходила… Меня попросили уйти один раз, потом другой… Я очень расстраивалась… Потом к нам пришла новая учительница пения, которая, к моему удивлению, меня не выгнала… Людмила Анатольевна — добрейшей души человек. Видя моё неистовое желание петь, она стала со мной заниматься, и постепенно, потихонечку сначала прорезался голос, потом слух… Год за годом я пела в хоре, потом в вокальном ансамбле, организованном при этом хоре…


На двенадцатилетие Елене подарили гитару. Тогда же начала пробовать сочинять. В школе занималась в хоре, пела в вокально-инструментальном ансамбле, играла в гитарном ансамбле и в драмкружке.


Елена увлекалась фотографией. Так она познакомилась с Наташей Лихачёвой. Образовался дуэт, названный «Весы».


Первое официальное выступление состоялось в 1986-м на фестивале в Сосновом Бору. В дальнейшем Елена Фролова принимает участие в фестивалях авторской песни. Лауреат Второго всесоюзного фестиваля авторской песни в Таллине (1988) в номинациях «автор-композитор» и «исполнитель». С 1988 года выступает в составе авторского дуэта «ВерЛен» совместно с Верой Евушкиной. C 1989 года работает в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. С 1991 года гастролирует с сольными концертами. С программами на стихи поэтов XX века побывала во многих городах России, а также в Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литве, Германии, Италии, Франции, Израиле, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Испании, Мексике, Финляндии. Лауреат Премии им. Веры Матвеевой (1993). Постоянный член жюри различных фестивалей авторской песни, в том числе Международного фестиваля им. В. Грушина и Международного фестиваля «Петербургский аккорд». Один из основателей и активный участник творческого союза «АЗиЯ» с 1993 года.


В 1994 году семья переехала из Риги в Суздаль, затем — во Владимир. Фактически Елена с 1989 года проживает в Москве.


В 1996 году Елена освоила гусли, с которыми в её репертуар вошли русский духовный стих и русская народная песня.


Последние несколько лет гастролирует в составе трио «Трилогия» совместно с Юлией Зиганшиной и Эльмирой Галеевой. Выступает с Оркестром креольского танго. В последние годы Елена сотрудничает с музыкантами: Л. Морозовой (скрипка), Е. Белкиной (флейта), С. Ефимовой (фортепьяно), И. Иванушкиным (контрабас), А. Марченко (гитара) и др. В 2011 году состоялся концерт Е. Фроловой в сопровождении Владимирского губернаторского симфонического оркестра. В течение многих лет работает со звукооператором Валерием Мустафиным.


Елена Фролова написала и исполнила музыкальное сопровождение к мультипликационному фильму «Легенда о леди Годиве» (реж. Ирина Кодюкова, 2004). В мультипликационном фильме «Моя любовь» (реж. Александр Петров, 2006) она исполнила романс «На заре ты её не буди». В фильме «Географ глобус пропил» (реж. А. Велединский, 2013 — главный приз российского фестиваля «Кинотавр») за кадром звучит русская народная песня «Летел голубь» в исполнении Елены Фроловой.


С 2002 года участвует в фестивалях Мировой музыки во Франции и Бельгии. В декабре 2003 года в молодёжном культурном центре Берна и в Центре культуры народов мира (Maison des Cultures du Monde) в Париже прошли презентации сольного альбома Елены Фроловой «Zerkalo», записанного французской студией «L’empreinte digitale» (Марсель). В марте 2004 г. представляла Россию на Первом международном фестивале «Дивы Евразии» в Москве с программой русских народных песен и русского духовного стиха. Участник бардовского ансамбля «Песни нашего века» с 2005 года.


В 2007 году в издательстве «Вита Нова» вышла книга стихов Елены Фроловой «Песня для Эвридики».


В декабре 2013 г. на Российском фестивале авторского документального кино «АРТДОКФЕСТ-2013» в программе СРЕДА в Москве состоялась премьера фильма Ирины Рёриг и Акселя Брандта (Германия) «Три героини в поисках Родины», посвященного творчеству Елены Фроловой.


С 2014 г. Е. Фролова - организатор и вдохновитель музыкального фестиваля "Гусли мира", проводимого в г. Суздале.


Отзывы о Елене Фроловой
Елена Камбурова: «Но не проживаете ли Вы истинно настоящую жизнь именно в те минуты, когда невидимая нить связывает Вас с миром этих песен, с голосом Елены Фроловой, внутри которого Вы сумеете расслышать звон маленького колокольчика. Он-то может и есть самый главный проводник в те миры и пространства, которых не видать нам из-за смога, нависшего над нами, имя которому — суета!»


Диски и кассеты
1990 — «О, прислушайтесь» — Дуэт «ВерЛен» (Казань, «Сибирский тракт»)
1992 — «И ангел, и лев» (Казань, «Сибирский Тракт»)
1994 — «Светлый праздник бездомности» Песни на стихи Бродского, Тарковского и др. (Казань, «Сибирский тракт»)
1995 — «Мой белый воробей» (Казань, «Сибирский Тракт»)
1995 — «Бродяга» Песни на собственные стихи (Казань, «Сибирский тракт»)
1995 — «Любовь моя, цвет зелёный» Песни на стихи Кузмина, Петровых и др. (Казань, «Сибирский тракт»)
1997 — «Небо любит тебя (Птичьи песни)» Песни на собственные стихи (Казань, «Сибирский тракт»)
1998 — «Десять лет пути»
1998 — «Проплывают облака» Песни на стихи Бродского, Мандельштама и др. (Москва, студия «Хранители»), переиздание — 2005 (Киев)
1999 — «Летел голубь» (Казань, «Сибирский тракт»)
2000 — «Птица вербная» Песни на стихи Цветаевой, Парнок, Кузмина и др. (Казань)
2002 — «Солнечная нить» Песни на собственные стихи (СПб., «АЗиЯ-плюс», переиздание 2006)
2002 — «Убогие песни» cd 1 — песни на стихи Дмитрия Строцева, cd 2 — стихи (читает автор) (СПб., «АЗиЯ-плюс»)
2002 — «Моя Цветаева» (СПб., «АЗиЯ-плюс»)
2002 — «Ветер из Виоголосы» Песни на стихи Софии Парнок (СПб.,"АЗиЯ-плюс")
2002 — «АЗиЯ — Seconda Parte» (СПб., «АЗиЯ-плюс»)
2002 — «Zerkalo» Песни на стихи Цветаевой, Бродского и др. (Марсель)
2003 — «О, прислушайтесь...» Дуэт «ВерЛен» (Вера Евушкина, Елена Фролова)(СПб., «АЗиЯ-плюс»)
2003 — «Дороженька» Народные песни, духовный стих (СПб., «АЗиЯ-плюс»)
2003 — «Письмо» Песни на стихи Варлаама Шаламова (СПб.,"АЗиЯ-плюс")
2004 — «Милый враг» Песни на стихи Анны Барковой (СПб., «АЗиЯ-плюс»)
2004 — «Русский духовный стих» Песни под аккомпанемент гуслей (Гримма, «Denkmalscmiede»)
2005 — «Путешествие в рай» Песни на стихи Елены Фроловой (СПб.,"АЗиЯ-плюс")
2005 — «Трилогия» Елена Фролова, Юлия Зиганшина, Эльмира Галиева (Казань)
2005 — «Elena Frolova begin chante Marina Tsvetaeva» (France)
2006 — «Русская азиатка» Песни Елены Фроловой в аранжировках С. Хутаса и Е. Борца (Москва)
2007 — «День Благовещения» Песни Елены Фроловой на стихи Марины Цветаевой («bambook-art», Киев)
2007 — «Лететь вослед лучу» Проект «Архив Е.Фроловой» (Казань, «Сибирский тракт»)
2007 — «Хвалынь-Колывань» Песни Елены Фроловой на стихи Марины Цветаевой (IVC, Москва)
2008 — «El Sol De La Tarde «Солнце вечера»» песни на стихи Марины Цветаевой
2008 — «Готландские песни» Песни Елены Фроловой, написанные на о. Готланд в сентябре 2005 (Казань)
2008 — «Сердцем слышу» Дуэт «ВерЛен», записи 1996-98, 2006 гг. (Киев)
2008 — «Лестница любви» Песни Елены Фроловой на стихи Леонида Губанова (Москва)
2009 — «Розмарин, шалфей, зверобой» Трио «Трилогия» — Елена Фролова, Юлия Зиганшина, Эльмира Галиева (Казань, «Сибирский тракт»)
2009 — «Бегущая девочка — русская Психея» Запись концерта Елены Фроловой в ЦДХ 5 июня 2009
2009 — «Сердешные песни» Песни Елены Фроловой на собственные стихи (Москва, «IVC»)
2009 — «Лада» Песни под гусли Елены Фроловой (Москва, «IVC»)
2009 — «Iz nedr и на ветвь» Песни Е. Фроловой в аранжировках С. Багина (Москва, «IVC»)
2009 — «Маленький балаган на маленькой планете Земля» Е. Фролова. Запись концерта в ЦДЖ 11.11.2008 (Москва, коллекционное издание)
2010 — «Романс счастливца» CD 1, 2 — Песни Е. Фроловой на стихи И. Бродского. (Москва, «IVC»)
2010 — «Скиталец духа» 20 песен Е. Фроловой на стихи В. Блаженного. (Москва, «IVC», при участии Студии современного искусства «АЗиЯ-Плюс»)
2010 — «Птичье танго» Песни Е. Фроловой в аранжировках Т.Алешиной (СПб.,"АЗиЯ-плюс")
2011 — «Amor mio. Αγάπη μου. Моя любовь» Шедевры мировой песенной классики в исполнении Елены Фроловой. (Москва)
2011 — «Елена Фролова. Избранные фрагменты концерта в ЦДЖ 11.11.2011» (Москва, Казань, коллекционное издание)
2012 — «Мартовский снег. Е. Фролова. Избранные фрагменты концерта в ЦДЖ 28.03.2012» (Казань, коллекционное издание)
2013 — «Газета Дмитрия Строцева: голоса потрясенных» Мистерия в прозе, стихах, песнях и танцах. Дмитрий Строцев, Елена Фролова. Концерт в Школе драматического искусства 28.06.2012 DVD (Москва)
2013 — «Елена Фролова. Весь. Саундтрек к поэтическому сборнику Весь-2» Записи на студии «Сибирский тракт» 1992—1997. Ремастеринг 2013 (Москва, коллекционное издание)
2013 — «Елена Фролова.Концертный триптих: Блаженны нищие духом» — 3 DVD (Москва)
2015 — «Ехал всадник» (Избранные фрагменты концерта в Центре классической музыки, г. Владимир, 22 мая 2011 г., Владимирский губернаторский симфонический оркестр, дирижёр Артём Маркин, в аранжировках Сергея Багина и Владимира Генина)
2015 — "Лови летчицу — CD 1; «Час души» CD 2 — Песни Е. Фроловой на стихи М. Цветаевой. Изд. «Авторское издание». Запись — В. Мустафин, С. Педченко.
2016 — «Я — убежавший царь» — Песни Елены Фроловой на стихи А. Белого в аранжировках Татьяны Алешиной. Запись — Валерий Мустафин (Казань), Кира Малевская, Владимир Носырев (СПб). АНО "Студия современного искусства «АЗиЯ-Плюс», СПб.
2017 — «Маленькое счастье» — Елена Фролова исполняет любимые песни советских авторов разных лет. Запись — С. Педченко, аранжировки — А. Марченко. ООО «Маркон»
2018 — Елена Фролова записывает новый альбом на стихи Б. Окуджавы «В день рождения подарок». Выпуск запланирован в начале осени — ко дню рождения исполнительницы.

Фролова Елена 1997 - Небо любит тебя (CD) (320)
ВерЛен дуэт 1998 - Сердцем слышу (CD) (320)
Фролова Елена 2003 - Зеркало (CD) (320)
ВерЛен дуэт 2003 - О, прислушайтесь...(CD) (320)
Фролова Елена 2006 - Русская азиатка (CD) (320)
Фролова Елена 2006 - Солнечная нить (CD) (320)
Фролова Елена 2009 - Сердешные песни (CD) (320)
Фролова Елена 2010 - Птичье танго (CD) (320)
Фролова Елена 2015 - Час души (2 CD) (320)
Неофициальные издания
Фролова Алёна 2012 - Сборник (128-320)

...............
Бард с гуслями
Елена Фролова: «…Все мои молитвы связаны с прорывом к небесной родине, которую я в себе ощущаю в детства. Для меня это более родина, чем все земное»


В гостях у газеты «Православная Москва» — исполнительница авторской песни, поэт и композитор Елена Фролова. В репертуаре Елены Фроловой особое место занимают духовные песни, некоторые из них написаны самой певицей.


– Елена, расскажите, когда вы начали петь?


– Как многие, в школьном хоре. А на сцене выступаю, лет с 15 лет, хотя гитару мне  мама подарила на 12-летие.  Тогда, подростком, я попала в совершенно особый мир авторской или, как тогда говорили, самодеятельной песни. В то время уже сложилась особая форма общения людей через клубы авторской песни, появлявшиеся везде, где было сообщество читающих и думающих людей. Так люди находили друг друга почти безошибочно и уже оставались близкими друзьями, как правило, на всю жизнь. Бесценным для меня было то ощущение человеческого мира, которое я открывала для себя именно через эту шкалу ценностей и взаимоотношений, создавшую целую систему фестивалей и сообществ на основе авторской песни. Это и вправду было настоящим братством, где люди помогали друг другу бескорыстно и самозабвенно. Такой маленький пример: когда я собиралась ехать в какой-то город, мои друзья по песне (назовем так людей этого круга) давали мне несколько адресов и телефонов своих друзей в том городе, куда я ехала, с полной уверенностью, что меня, незнакомого человека, те люди примут, накормят и не оставят на улице ночевать, и даже денег на обратный билет дадут, если будет такая необходимость. Мне кажется, что доброта и взаимовыручка, в принципе, заложены в менталитете нашего народа, хотя кажется, что сейчас нас накрывает какая-то другая волна – мы обживаем новый тип взаимоотношений, отчасти навязанный Западом, отчасти имеющейся и в наших запасах темной, так сказать, стороны народного характера. Но вот это братство, открытая радость:  помочь даже незнакомому человеку – тоже есть в нас. Такой дух, в принципе, характерен для христианства. И, наверное, в советские годы, когда церковь была запрещена, люди таким образом выражали свой христианский дух – через доброту, через взаимопомощь.


По сути, этим пронизана вся наша поэзия и песенная, то есть авторская, – тоже. Послушайте, например, Булата Окуджаву: каждая его песня – это молитва о человеке, но словами человека, который был оторван от реалий церковной жизни. «Синий троллейбус», как Ноев Ковчег, собирает в одинокой московской ночи потерянные души человеческие. «Молитва Франсуа Вийона» – сама за себя говорит. Да какую песню ни возьми. Это обращение к Богу в человеке. Он видит свет там, где сам человек в себе его уже не видит. И недаром Патриарх Алексий II, вручая орден преподобного Сергия Радонежского Елене Камбуровой, особенно поблагодарил ее за ее исполнения песен Булата Окуджавы, добавив, что он – один из «Апостолов Любви нашего Отечества».


– Когда вы начали писать свои песни?


– Лет с двенадцати.


– Что вас на это вдохновило: желание поделиться с другими людьми чем-то сокровенным?


– По правде говоря, я часто ощущаю себя в музыке человеком с «ограниченными возможностями». Так уж получилось, что я не закончился никаких музыкальных учебных заведений, нот не знаю, впрочем, как и всякий нормальный бард. Но внутри меня всегда было и есть нечто, что требует выхода. Да, я не могу написать симфонию, но, видимо, изначально во мне заложено это желание – творить. Господь каждому дает определенный дар, и человек, благодаря ему, умеет слышать музыку или стихи, или – другого человека, что тоже – дар, как и сострадание. Поэтому, от этого некоего избытка в себе, даже еще не познакомившись с великой поэзией, я уже начала своими словами что-то писать. Но, даже позже познакомившись с поэзией Серебряного века и с произведениями современников и моих друзей-поэтов, у меня все равно продолжали появляться песни, так сказать, абсолютно авторские, то есть написанные на свои тексты.  По большому счету, эти мои «авторские» песни – всегда танцевали вокруг одного слова – душа, со временем появилось и второе слово – сердце. Такой, вроде бы, ограниченный словарный запас в песнях, скорее всего, что-то интуитивное: чтобы шарик взлетел, его надо надуть воздухом, а не нагружать водой, огнем и землей (во всяком случае, если речь идет о полете на нашей планете, а не в космосе). А песня должна летать, как и душа.


Вместе с этим я  думаю, что и в чужую поэзию что-то вдыхаю, пропевая, озвучивая чьи-то стихи – недаром молитвы именно поют. И от этого пропевания уже не чужие, а такие же свои, как и те, что родились во мне. Когда человек говорит и когда поет – он как бы находится в двух разных состояниях. У нас даже есть два тембра голоса – говорящий и поющий. Человек с тобой разговаривает – одно, вдруг он запел – и ты слышишь совершенно другой голос. Как будто какое-то существо в человеке живет: помимо души – еще и голос. Кажется, что во время пения у нашей души возникает связь с чем-то незримым.


– Как созрело в вас решение креститься?


– Крестилась я в 20 лет. В Киеве, в Ильинской церкви – самом первом православной храме на Руси. Но это было почти спонтанным событием. Моей крестной стала киевская поэтесса Галина Комичева. И с того момента начался мой долгий путь к храму. Он до сих пор продолжается, и до сих пор у меня есть много вопросов. Конечно, хорошо, когда рядом батюшки, которые готовы с тобой поговорить, но это бывает редко, чаще – просто читаешь книги, разговариваешься с друзьями, просто – с людьми… с миром… И ответы – приходят. Ответ мог прийти даже из телевизионного ока… да откуда угодно… С рекламного плаката. Господь говорит отовсюду, если ты Его готов услышать.


А тогда, через несколько лет после крещения в Киеве, в 1990 году, я попала в Суздаль, и здесь со мной произошло важное событие: я встретилась с Богом через церковь. Я вошла в храм.


– Расскажите, пожалуйста, об этом этапе вашей жизни…


– Все мы выросли в атеистическом обществе, где человек, который ходил в церковь, рассматривался почти как сектант. Возможно, поэтому мой путь к храму был таким долгим. Шаг за шагом я освобождалась от шаблонов и стереотипов, потом обрастала новыми, ибо ничего не знала из того, что нужно знать человеку, идущему на службу в храм. Сначала, как, наверное, многие, я пришла в храм и была впечатлена его убранством. Потом произошла встреча со священнослужителем, с его голосом. Помню, поначалу мне трудно было стоять всю службу. Несколько раз я порывалась развернуться и уйти, но голос батюшки будто останавливал меня, – и я возвращалась. Не сразу, но в какой-то момент я поняла, что наконец-то я пришла домой – в храм, домой к Богу.


А еще в Суздале я встретилась с одним из лучших звонарей России Валерием Гараниным. У него же впервые увидела и услышала гусли. И это было еще одним откровением и открытием. Хотя мечта освоить умение звонить в колокола и быть тем самым ближе к Богу, к небу у меня осталась, и я, надеюсь, еще будет возможность, по-настоящему научиться играть на колоколах. Но гусли подарили мне новую волну жизни. Потом, когда я познакомилась с гуслярами Егором Стрельниковым и Андреем Байкальцем, я поняла, что гусли – это не только музыкальный инструмент, но и путь. Путь к себе, в прошлое, к своим предкам, путь к пониманию народной песни и души народной. Впервые русские духовные стихи я услышала в исполнении Андрея Байкальца. Потому что до того под гусли пели только былины да народные песни. А Андрей стал петь именно духовный стих и именно под гусли. И это оказалось невероятно органично, хотя, по правилам церковным: гусли и духовный стих не должны быть вместе, но.. пришло время – и они встретились. И тогда моя душа выбрала изо всего обширного репертуара, который можно петь под гусли, именно духовный стих. Да и с колокольным звоном у гусельного перебора много общего, так что для такого бродяги, как я, – гусли стали такой заплечной маленькой походной звонницей… до той поры пока жизнь не пустит корни, и не обретет той гавани, и того храма, где будет возможность играть на настоящих колоколах.


– Когда вы начали учиться игре на гуслях, вы уже  пели под аккомпанемент гитары. Чем для вас отличаются эти два инструмента?


– Я бы сравнила их со светилами. Гитара – это луна. При игре на гитаре создается такое интимное состояние, когда свет как бы собирается вокруг нее. Поэтому гитара требует более камерной обстановки. А гусли – это такие лучи, которые, как у солнца, расходятся в разные стороны. Гусли априори лучше звучат на улице.


Я четвертый год делаю в Суздале фестиваль «Гусли мира», чтобы научиться еще глубже чувствовать и понимать этот инструмент. Гусли меня завораживают. Недаром они на протяжении веков были сакральным инструментом в нашей и в других культурах – например, у северных народов. Они сопровождали все основные обряды, связывающие людей с Богом.


– В вашем репертуаре есть много песен на ваши собственные духовные стихи. Традиционно исполнители духовного стиха, в основном нищие или паломники, через него старались выразить свое понимание веры, Бога, православия. Вы придерживаетесь той же миссии?


– Особой миссии у меня нет. Это, скорее, мой личный опыт общения с незримым через ощущения. У меня много песен, посвященных юродивым. Когда у меня еще не было навыка молиться, а волнение и беспокойство о близких людях было, я понимала, что нужно где-то за них просить. Я думаю, поэтому многие мои песни и появлялись. Сначала я писала о птицах. Видимо, в моем понимании эти существа ближе всего к Богу, к ангелам. Потом появилась первая песня, посвященная блаженной Любушке Рязанской, она была связана с моей подругой Любой Захарченко, которая ушла из жизни в результате болезни. Я помню, как принесла ей икону Любушки Рязанской. Начала писать обращение к подруге, а получилось – к Любушке Рязанской. В тот момент, когда песня была закончена, я поняла: что-то произошло, как будто у нее – там, на небесах, — появился заступник. Но самое потрясающее было в том, что, когда я зашла в Интернет узнать дату дня памяти Любушки Рязанской – оказалось, что именно в этот день и появилась песня — ни раньше ни позже.


Мне кажется, что юродивые – самые беспощадные – к себе – в молитве за людей, – до какой-то невозможной, в понимании человека, степени отдают себя за други своя. И от этого они ближе и к людям, и к Богу, – самая короткая связь. И когда к ним обращаешься, в частности и через песню, сразу в жизни что-то происходит, пусть ощутимое и понятное только мне, но это так. Это вещи неосязаемые, но я четко знаю, что такая помощь есть. И чтобы написать такую песню о юродивом, нужен посыл откуда-то свыше. Так просто написать не получится. То есть, все равно это сотворчество, совместная молитва что ли.


– Для вас юродство – это подвиг? По-вашему, человек, который решается юродствовать, обладает какими-то особыми качествами или это может сделать каждый?


– Это вопрос, которым я часто задаюсь. Подвигу юродства в нашей жизни ничто не мешает. Например, какой-то район сильно загрязнен. Что тебе стоит каждый день выходить и чистить? Или стой, как Прокопий Устюжский, и крести все пролетающие над головой — самолеты, молись, чтобы они долетели благополучно до места назначения. Можно и не спать, потому что самолеты летают все время. Вот тебе и подвиг юродства, и место этому подвигу есть на каждом шагу. Но чтобы это случилось, часто что-то значимое должно произойти в жизни человека. Вот и получается, что с одной стороны – это дар, с другой – удар, когда человек начинает осознавать, что он не может по-другому.  Но я думаю, что все-таки – это Дар, Господь не каждому дает эту ношу, ибо не далеко на каждый – даже поднять сможет, а уж – донести… Поэтому и приходят такие вот невероятные богатыри нищие духом, чтобы не только за себя, а и за всех нас – донести, что мы не можем…


Я вот все время думала, можно ли сравнивать подвиг юродивого, например, с жизнью некоторых поэтов, отдавших все свои силы, сердце, душу – поэзии, тому слову, которое нужно донести людям, как весть с Небес? Юродивые поэты.. или поэты, сами по себе, юродивые, если живут только поэзией и ожиданием того слово, той вести, которую они должны передать.


Вопрос очень сложный. Ибо и поэты разные. Но… и в церковном мире за поэтов – молятся, потому что часто поэты – это, если не юродивые, то мученики. Как Блок. Как Цветаева. Да и Ахматова. Да почти любого возьмите. Но есть и уникальный случай в нашей русской поэзии. У поэзии Серебряного века есть своя святая. Елизавета Кузьмина-Караваева, мать Мария (канонизирована Константинопольским Патриархатом как преподобномученица). Ее жизнь была очень связана со всей эпохой, которой принадлежал Серебряный век русской поэзии. Она понимала этих поэтов, как никто. Она сама была поэтом, пусть и не настолько признанным, однако, ее услышал Блок. Ее жертвенность  была в ее натуре. Она проявлялась всегда, и до принятия сана монашеского. Это было ее сутью. И другой она не могла бы быть. Но она могла бы и не пойти вслед за теми, кого она защищала… Туда, в концлагерь, где и погибла. Могла бы сына уберечь от этой участи. Да нет, вряд ли – не могла. Она ведь знала, что поэт не может не ответить на зов Бога, который посылает весть – через поэтическое слово – людям. Но помимо дара поэтического, Господь дал ей еще и огромное сердце и бесконечную материнскую любовь не только к своим детям, которых она не сумела сберечь, к сожалению, но и к каждому человеку. Она не могла быть просто поэтом, или просто матерью, или просто – хорошим человеком, помогающим, чем возможно – она делала невозможное, потому что была с Богом. И она не могла по-другому. Это был ее дар, она не могла жить по-другому – что сродни тому же юродству.


– Вы назвали песни Окуджавы молитвами, а свои песни вы можете так назвать?


– Мольбы – да, крики души – тоже. Эти выкрики всегда обращены вверх. Небо, птицы – это мой вектор по жизни, потому что с детства мне очень трудно жить. Есть люди, которые меня любят, и Господь делает все, чтобы мне здесь было уютно. И все мои молитвы связаны с прорывом к небесной родине, которую я в себе ощущаю в детства. Для меня это более родина, чем все земное. К земной жизни я только-только начинаю привыкать, и, наконец-то, благодарить Бога за нее.


– Какой храм вы посещаете в Москве?


– Недалеко от Митина, где я живу, в деревне Марьино Красногорского района есть Знаменский храм, настоятелем в котором служит иерей Иоанн Островский. Удивительный человек. Не понятно, как его на все хватает. У нас много детей занимается в Воскресной школе. Он помогает людям, зависимым от наркотиков или от алкоголя. А ведь это очень непростая история, и мало кто берет на себя ответственность за таких людей. Собирает деньги и помогает разным больницам, где люди с психическими заболеваниями. У нас на праздниках всегда бывает много детдомовских детей. Каждый праздник и выходные – обязательная трапеза для всех детей и прихожан. Почти сталкер такой. В самые трудные зоны человеческой жизни заходит, чтобы хоть как-то помочь, облегчить, вытащить кого-то. Кроме всего прочего, он еще из семьи священника. Его отец Константин Островский – протоиерей, настоятель Успенского храма города Красногорска. Из четырех сыновей один стал монахом и епископом, а двое — священниками. Вот такой вот у нас Отец Иоанн.
А летом я уезжаю в Суздаль, где тоже посещаю удивительный Успенский храм на Кремлевской улице, там настоятелем служит чудесный иеромонах Арсений (Смирнов). Тоже подвижник своего рода. О нем можно очень много рассказывать. Но лучше один раз побывать на его службе и все увидеть своими глазами. Он тихий и скромный, всегда молчаливый и улыбающийся, — это даже не улыбка, а тихий свет, идущий из глаз, которые он не часто поднимает на собеседника. Сейчас он служит не только в том храме, где назначен настоятелем, но и там, где должны бы идти службы, но, в силу того, что многие церкви продолжают оставаться туристическими достопримечательностями, у епархии нет возможности окормить все суздальские святыни… У отца Арсения, конечно, тоже возможностей не много, но еженедельные службы в Кремле в храме Рождества Богородицы, в Спасо-Евфимиевом монастыре, в храме Преображения, Входа Господня в Иерусалим и в своем храме Успения Богородицы – продолжаются круглый год. Именно отец Арсений поддержал и продолжает поддерживать нашу идею фестиваля «Гусли Мира», предоставляя возможность проводить эти два дня на территории около храмов, которые он окормляет сейчас. Помимо служб, еще проходят и концерты духовной музыки. Есть идея провести еще и фестиваль Духовной Музыки и Поэзии. Если даст Господь – он будет летом.


Вообще, последнее время, жизнь мне дарит удивительные встречи с православными священниками. Пожалуй, первая и самая удивительная встреча и – теперь уже – многолетняя дружба произошла прямо за кулисами, после моего концерта. Ко мне подошел молодой черноволосый, черноглазый, высоченного роста священник… Представился – отец Димитрий Струев. Мне было трудно сначала произносить его имя с приставкой «отец», так как молодой человек был даже моложе меня, тогдашней (10 или 15 лет назад)… Но он настолько легко и просто общался, не давая смущению прервать интересную беседу о любимых поэтах,  бардах, богословах и философах, что со временем я приняла эту приставку, как данность…


И потом мне уже намного легче было, в принципе, обращаться к людям священнического сана. Отец Димитрий живет и создает свою общину, строит церковь из бывшего кинотеатра (заброшенного и разрушенного) в городе Липецке. Его молодежный православный клуб «Экклезиаст» — убежище не только для тех, кто, по молодости и неопытности, не смог обрести своего круга друзей, но и для людей любого возраста, любящих настоящее, хорошее кино, музыку, песни, поэзию… Конечно, на клубных «четвергах» и фестивалях, которые проводит отец Димитрий и его соратники — на Сретенье, и, теперь уже, в начале церковного Новолетия – в сентябре, – собираются не только воцерковленные люди, но и те, кто только начинает свой путь к Богу. Его открытость миру и, одновременно, трепетное внимание к каждому человеку, оказавшемуся рядом и нуждающимся во внимании и понимании, – в наше время необходимы не меньше, чем скорая медицинская помощь в экстренных случаях. Может быть, даже и более, ибо иногда простое внимание и понимание отменят не один экстренный вызов неотложки, я думаю.  Стоит еще добавить, что у  самого отца Димитрия 10 детей. Видя его жену – матушку Татьяну – никогда не подумаешь, что у этой женщины 10 детей… Стройная, молодая, лучащаяся и улыбающаяся – всегда. Это невероятно-счастливая семья. Пожалуй, я редко встречала столько доброты, тепла и любви, идущей к любому, оказавшемуся в ауре этой семьи… Трудно даже подумать о том, что ты одинок в этом мире, когда рядом такие люди.


А на Валааме в прошлом году, на фестивале «Просвещение» судьба подарила мне встречу с еще одним потрясающим человеком – священником протоиереем Андреем Логвиновым. Батюшка пишет удивительные стихи. Ясные, светлые, пронзительные и такие открытые, простые. Они очень похожи на него самого – отзывающегося на каждого человека, с такой нежностью и трепетностью, будто вокруг него не люди, а хрупкие ангельские души, которые никак нельзя ранить грубостью невнимания и холодностью.


Вот такие удивительные творческие батюшки, как протоиерей Андрей Логвинов из Костромы, протоиерей Геннадий Заридзе из Воронежа и протоиерей Анатолий Першин из Петербурга, – для которых проповедь не только – слово – идущее от человека говорящего, но и поющееся – стихотворное, песенное. Их стихи и песни – это и исповедь и проповедь одновременно. И, на самом деле, имело бы смысл, и вправду, сделать такой фестиваль, где читали бы свои стихи и пели не только миряне, идущие к Богу, но и священники, идущие с Богом в сердце – к людям. Вот о таком фестивале в Суздале мы и говорили с отцом Арсением (Смирновым). Это вполне возможно, тем более, что в самом храме много творческих людей: звонарь и поэт Мария Теплякова, звонарь и гусляр Валерий Гаранин, певчие храма, прихожане…


– У каждого музыкального направления – своя аудитория. Как бы вы охарактеризовали вашего слушателя?


Это, в первую очередь, люди творческие. В принципе, человеку, который хотел бы прийти, чтобы послушать и расслабиться, на моем концерте это сделать не удается. Поэтому, в основном, приходят те люди, которые хотят получить ответы на свои вопросы, что-то понять для себя или что-то принять в себе. Таких людей, к сожалению, сейчас не так много, но зато с теми, кто приходит, у нас получается удивительное общение. Мои зрители – это не публика, не фаны. Это люди, вместе с которыми я, как бы, путешествую, в миры поэзии, с которыми я делюсь своими открытиями.


– Вы исполняете много песен на стихи поэтов Серебряного века. Их поэзия как-то резонирует с вашей душой?


– Да. В первую очередь назову Марину Цветаеву, потому что она по температуре взаимоотношения с миром мне всегда была близка.


А в целом, культура начала ХХ века – это тот плод, который принесло наше дворянство. И принесло через слово. Если мы что-то и подарили мировой культуре, то через слово. Казалось бы, многое связано с переводом, но Толстой, Чехов и Достоевский – это то, чем до сих пор питается мировая литература. Есть еще русские авторы, которые что-то важное принесли и через богословское слово. Бердяев, Лосский, Булгаков. И не только.


Поэзия Серебряного века – это та высота, которая до сих пор остается непреодоленной. Думаю, что Цветаева оторвалась от нас лет на сто, если не больше. Она что-то сделала внутри ритма стиха, со звукописью, тайнописью, если угодно. Существует некое культурное пространство, созданное поэтами Серебряного века: А. Ахматовой, М. Кузминым, А. Белым и многими другими. Отдельная тема для меня – женщины-поэты Серебряного века, потому что именно тогда, в то время вдруг женщинам было позволено заговорить. Женский мир, особенный, отличный от мужского, вдруг зазвучал, в том числе и через поэзию.


Аделаида Герцык,  принявшая православие уже в зрелом возрасте (по рождению была крещена в протестантстве), вместе с другими своими соседями по улице и по происхождению, – была арестована советской властью, и провела две недели в крымской тюрьме, о чем написала – позже  в своих «Подвальных очерках» и стихах. Но поражает в них не сам факт репортажа событий времени, а то, что в столь темные времена, где, казалось бы, кроме красно-белых и черных красок нет никаких, она находила в людях – свет… В самое страшное время, когда голодали ее дети, она сама, все близкие, смерть хозяйски ходила вокруг дома и по самому дому – какими светлыми и ясными были ее стихи: о пути к Богу, о тишине, о благодарности всему – вот это и есть духовная поэзия.


Очень многие поэты Серебряного века пострадали просто за свои стихи, за свои слова, за сам факт своего существования. Наверное, их всех можно назвать мучениками. В какой-то степени их путь перекликается с путем святых, как мне кажется.


Но есть и настоящая святая у Серебряного века, канонизированная в 2004 году. Елизавета Кузьмина-Караваева (мать Мария). Она бесконечно ценила, уважала и даже преклонялась перед поэзией Ахматовой и Цветаевой так же, как перед гением Блока. В молодости она находилась в той же артистической среде, что и ее любимые поэты, но… как-то сразу остро поняла, что мистический поиск живого бога и бога вдохновения – не ее путь. Она никогда не переставала писать стихов, но это было для нее не главное. Главным стало – служение. Служение людям, в котором ей помогала высшая сила – Господь. Масштаб ее реальной конкретной помощи тем, кто оказался на грани, за гранью жизни – в эмиграции – невероятен. Но не только русским она помогала… Французы также могли найти приют, тепло и пищу, если этого больше нигде не возможно было найти. А во время войны она спасла сотни евреев, обреченных на гибель, делая им (всеми правдами и неправдами) фальшивые документы и помогая переправиться на нейтральную, безопасную европейскую зону. За что и была арестована и отправлена в концлагерь, где и погибла – шагнув, вместо другой женщины, в газовую камеру. Ее и ее сына Юрия канонизировала в лике святых новомучеников Константинопол

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27439
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Фролова Елена
« Ответ #1 : 07 Август 2020, 15:43:42 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика