28/03/24 - 20:58 pm


Автор Тема: Лазаренко Капиталина  (Прочитано 494 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Лазаренко Капиталина
« : 14 Февраль 2020, 18:27:46 »


Капиталина Лазаренко - Песенка отдыха

Капиталина Андреевна Лазаренко (ур. Шаманова; 13 февраля 1925, село Танеевка — 7 января 2007) — советская и российская певица.

При регистрации рождения получила имя в честь главного труда Карла Маркса — «Капитал».

В 1943 году окончила музыкальную школу в Махачкале, после чего участвовала в самодеятельности Дворца культуры рыбаков, пела перед сеансами в кинотеатрах. Затем пела в хоре Дагестанского радиокомитета. Вскоре по приглашению Литовского джаз-оркестра переехала в Москву (Вильнюс в это время был в немецкой оккупации), выступала под псевдонимом Кити Шимановская. Одновременно с выступлениями училась в Гнесинском училище.

С 1946 года работала в ВГКО (ныне «Москонцерт»); с 1956 г. — солистка оркестра Леонида Утёсова; с этим оркестром сделала свою первую запись на пластинку.


Школа Утесова не могла не сказаться на дальнейшей творческой судьбе его учеников, и именно Утесов сумел придать природному дарованию Капитолины Лазаренко четкие формы Мастерства. Мастерства с большой буквы.

— Евгений Петросян

После работы с Утёсовым Капиталина Лазаренко стала солисткой Эстрадного оркестра под управлением Эдди Рознера, где она работала вместе с Ниной Дордой. С 1956 года выступала также с ансамблем Евгения Выставкина, в 1960-х годах — с пианистом Давидом Ашкенази.

Умерла 7 января 2007 года. Похоронена в Москве на Пятницком кладбище (28-й участок).

Семья

Мать — Екатерина Петровна Шаманова (7.12.1898 — 4.1.1978).

Муж — В. С. Лазаренко (1.1.1913 — 26.7.1971), участник Великой Отечественной войны, генерал-майор артиллерии.
сын.

Творчество

Выступала по радио и на телевидении. Гастролировала по стране, а также в Польше (1955), США (1959).

Дискография
2005 «Костёр на снегу» («Мелодия») — записи 1960-х годов.

Награды
Народная артистка России (1994).

Интересные факты

Песня «Может быть» Эдди Рознера, написанная специально для Капиталины Лазаренко, в её исполнении настолько понравилась полякам, что они выпустили духи «Быть может…», которые стали обожаемыми в Советском Союзе[9].
..................................
Капиталину Андреевну Лазаренко многие зрители эстрадных концертов впервые увидели и услышали со сцены московского театра «Эрмитаж» летом 1953 года, как солистку Государственного эстрадного оркестра РСФСР под управлением Леонида Утесова. С выступлений в программах этого коллектива началась сольная исполнительская карьера певицы.

В первой программе оркестра, которая называлась «И в шутку и всерьез», она впервые исполнила песню «Гитана», которая долгие годы оставалась ее визитной карточкой. Первая ее пластинка, вышедшая осенью того же, 1953 года, состоявшая из двух песен этой программы, хорошо уже известной «Гитаны» и «Вальса», который принес в оркестр никому не известный композитор Фишкин, разошлась миллионными тиражами. Это было начало всесоюзного триумфа певицы. Высокая, красивая, статная женщина, умело держащаяся на сцене и легко налаживающая контакт со зрителями, сразу полюбилась и стала равной среди известных и уважаемых мастеров эстрады.

Но, надо сказать, что все-таки голос Капиталины Лазаренко впервые прозвучал годом раньше. В том же летнем театре «Эрмитаж» в 1952 году была поставлена сборная программа «Когда мы отдыхаем» с участием известных в те времена артистов разговорного жанра Льва Мирова и Марка Новицкого, Марии Мироновой и Александра Менакера, куплетиста Ильи Набатова, солистов радио Владимира Бунчикова и Владимира Нечаева, звезд эстрады Клавдии Шульженко, Леонида Утесова и многих других исполнителей.

Это был эстрадный спектакль-обозрение на тему Домов отдыха в те далекие пятидесятые годы. В начале концерта звучала вступительная «Песенка отдыха», с которой на сцену выходила Капиталина Лазаренко. Наверное, уже мало кто помнит эту программу, но как говорит сама Капиталина Андреевна, вскоре после этого выступления, Утесов заметил ее на одном из вечеров в Центральном Доме работников искусств, и пригласил работать в свой оркестр.

Началась работа в оркестре Утесова. Капиталина Лазаренко обычно выступала в первом отделении, исполняя четыре-пять песен, как тогда говорили «советских и зарубежных авторов». Из коронных произведений, исполненных певицей в последующих программах оркестра можно назвать «С первой встречи с тобой», «Песня Наташи» из кинофильма «В поисках адресата», «Кларита» из кинофильма «Максимка», «Плясовая», «Караваньеро» и многие другие. В 1955 году, уже будучи известной по выступлениям с оркестром Утесова, Капиталина Лазаренко получает приглашение представлять Советский Союз в гастрольной поездке артистов эстрады в Польше. Большой успех у польских зрителей получили «Песенка Пепиты» из оперетты «Вольный ветер» Дунаевского, «Ты, только ты» Эшпая и «Чудо-песенка» Лядовой. Но полной неожиданностью для поляков оказалась специально написанная для этой поездки «Песня о Варшаве» Фельдмана, которую исполняли московские артисты. Из Польши Капиталина Лазаренко привезла модную тогда песенку «Вишневый сад», исполняла ее по радио на польском и русском языке и записала на пластинку. И снова огромный успех у слушателей и миллионные тиражи пластинок.

Вскоре Капиталина Лазаренко становится солисткой Эстрадного оркестра под управлением Эдди Рознера. Талантливый музыкант, композитор, дирижер только недавно восстановил свой оркестр и готовил новую программу. Занимаясь поиском исполнителей, он обратил внимание на Капиталину Лазаренко. В оркестре Эдди Рознера Капиталина Лазаренко работала вместе с Ниной Дордой, которую многие помнят и любят по песням «Ландыши», и шлягеру 1956 года «Мой Вася». Обладающий неплохим талантом сочинять музыку, Эдди Рознер написал специально для Капиталины Лазаренко песенку «Может быть», которая в ее исполнении сразу стала популярной, наравне с такими известными песенками, как «Ландыши», «Мишка», «Мой Вася». Не имея особенно замечательного текста, эта песенка сразу полюбилась своей мелодичностью, а главное, легкой запоминаемостью у слушателей.

Поработав в больших оркестрах, Капиталина Андреевна задумывается о сольной исполнительской карьере, В 1956 году она начинает работать с ансамблем талантливого музыканта-аккордеониста и композитора Евгения Выставкина. Гастроли по стране, выступления по радио и телевидению, записи пластинок. Много хороших песен записано с этим ансамблем. Среди них «Не обижай меня», «Танцевать, танцевать», «Маленькие корабли», «Журавли» и многие другие. Капиталина Андреевна всегда с большой любовью вспоминает о работе с этим ансамблем. Особенно ей запомнилась одна из первых поездок советских артистов в Соединенные Штаты Америки в 1959 году. Нашим гастролерам тогда еще редко удавалось выступать за рубежом, тем более в Америке. Но успех был огромный. Тогда даже одна фирма грамзаписи выпустила большую долгоиграющую пластинку с выразительным названием «Поет Капа».

Потом были годы плодотворной работы с замечательным, виртуозным пианистом Давидом Ашкенази. Это, по мнению Капиталины Андреевны, были самые лучшие годы ее творческой деятельности. Певица и пианист очень легко находили общий творческий подход друг к другу, Ашкенази тонко чувствовал эмоциональное настроение певицы, каждая нота в его аккомпане менте чутко ловилась исполнительни цей. Это было единое целое. Концерты проходили с огромнейшим успехом. Но всетаки программа этого диска посвящена раннему периоду работы Капиталины Андреевны Лазаренко на эстраде, когда ей аккомпанировали оркестры Утесова и Рознера, коллективы Всесоюзного радио и талантливый ансамбль Евгения Выставкина. Эти записи мы и хотим предложить вашему вниманию, адресуя поклонников певицы и к выпущенному «Мелодией» в 2005 году диску «Костер на снегу», представляющему записи Капиталины Лазаренко 1960х годов.
.............................
Лет десять назад, на одном из концертов Капиталины Лазаренко я взял у нее интервью. Она рассказала о своей жизни: «...Махачкала, сорок третий год... Я окончила музыкальную школу и участвовала в самодеятельности Дворца культуры рыбаков. Параллельно прирабатывала в кинотеатрах — пела перед сеансами. Время было тяжелое — война. Пела все подряд: и оперные партии, и арии из популярных оперетт, и песни советских композиторов. Потом меня пригласили в хор Дагестанского радиокомитета, там я впервые и получила свою трудовую книжку».

— «Я видел старую афишу, там вы значились как Кити Шимановская».

— «Да, было такое. Приехал в Махачкалу Литовский джаз, и музыканты пригласили меня на репетицию. Попросили спеть что-нибудь. Кончилось тем, что я бросила Махачкалу и поехала с ними работать. Приехали в Москву, музыканты своего дома еще не имели — Вильнюс у немцев был. Стали работать. И дали они мне псевдоним: вместо Капиталины — Кити, вместо Шамановой, моей девичьей фамилии — Шимановская...»

— «В Москве, наверное, трудно пришлось поначалу?»

— «Не сладко. Учебу в Гнесинском училище приходилось совмещать с работой. Приютила меня солистка этого же джаза Эсфирь Ласкина. Вот кто по-настоящему помог мне в жизни — она и кров дала, и петь учила, и мастерам эстрады меня показала. Мы тогда выступали в зале им. Чайковского. Неудобно говорить, но был успех. Слухи дошли до начальства, и на один из моих концертов пришла дирекция ВГКО. Тогда еще Всероссийское гастрольно-концертное объединение было, и его руководители ходили на концерты.

Потом меня пригласили в концертную группу Александра Николаевича Вернера. Я у него многому научилась. Артист он был, конечно, феноменальный. Он ставил искрометные программы: «Когда зажигаются огни», « Не в бровь, а в глаз», с которыми мы ездили в Одессу, Тбилиси, Ленинград и везде имели успех, вот тогда я и получила признание публики...» Мой муж был кадровый военный, прошел путь от рядового до генерала. Воевал, был контужен, но, к счастью, вернулся живой. А ведь многим война принесла невосполнимое горе. И я просто не мыслю своего репертуара без песен времен Великой Отечественной. Иногда мне говорили: «Капа, зачем тебе это нужно? Выходит красивая женщина и начинает петь о войне. Зачем это? У тебя другой жанр». А я не могу не петь об этом, о верности ушедшим...»

Во втором отделении того концерта Капиталина Лазаренко исполняла лучшие песни своего репертуара, старинные романсы... Как давно все это было: «Гитана», «Караваньера», «Вишневый сад», «Чико-чико», «Бесаме мучо». «Мою любовь» она бисировала. Ах, как она пела эту румбу! Сколько динамики, страсти, темперамента! Не зря равнодушные к европейской эстраде американцы в свое время выпустили с этими и другими песнями целый «гигант» под весьма лаконичным названием «Поет Капа!»

А первую свою запись на пластинку она сделала с оркестром п/у Л. Утесова. «Помню, выступала в ЦДРИ, и на концерте присутствовал Леонид Осипович Утесов. Я пришла расстроенная за кулисы оттого, что плохо пела. И вдруг слышу голос с сипотцой: «Где же здесь Капочка Лазаренко?» — «Вон там она, за ширмой сидит». А я просто плачу — так ужасно расстроена. Он подошел и ласково тронул за плечо: «Деточка, как вы хорошо пели. Идите ко мне работать».

Именно в концертных программах Государственного эстрадного оркестра РСФСР п/у Л.О. Утесова произошло становление Лазаренко как певицы. Прав был Евгений Петросян, когда говорил: «Школа Утесова не могла не сказаться на дальнейшей творческой судьбе его учеников, и именно Утесов сумел придать природному дарованию Капитолины Лазаренко четкие формы Мастерства. Мастерства с большой буквы».

Борис Савченко.

Лазаренко Капиталина 2005 - Костёр на снегу (320)
Лазаренко Капиталина 2006 - Вишнёвый сад (320)

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Лазаренко Капиталина
« Ответ #1 : 13 Июнь 2020, 15:22:09 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика