28/04/24 - 21:06 pm


Автор Тема: Дальстрой.  (Прочитано 461 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27426
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Дальстрой.
« : 24 Август 2019, 14:38:28 »
«Дальстро́й» — государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы (c 1938 года — Главное Управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой», c 1945 года — Oрдена Трудового Красного Знамени Главное Управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой», с марта 1946 года — подведомствено МВД СССР, с марта 1953 года — переподчинено Министерству металлургической промышленности СССР) — специализированный государственный институт (суперорганизация, «комбинат особого типа»), осуществивший в 1930—1950-х годах освоение Северо-Востока СССР.

Образован 13 ноября 1931 года, ликвидирован путём реорганизации 29 мая 1957 года.

Основной задачей треста являлись получение в кратчайшие сроки максимального количества золота, разведка и добыча других стратегически важных полезных ископаемых, а также использование «Дальстроя» как базы для дальнейшего длительного, комплексного освоения и эксплуатации ранее необжитых территорий Северо-Востока СССР.

Работы в экстремальных северных условиях по освоению территории, добыче золота, руд и угля, а также развитию инфраструктуры выполнялись в основном использовавшимися «Дальстроем» в качестве рабочей силы вольнонаёмными работниками, а после подчинения НКВД, в 1938 году, заключёнными различных исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), разбросанных по огромной территории, подчинённой тресту.

В период своего существования «Дальстрой» занимался не только интенсивным промышленным и дорожным строительством, но и осуществлял властные административно-политические и хозяйственные функции на территории своей деятельности.

Деятельностью «Дальстроя» были заложены основы производственной, социальной и других инфраструктур современной Магаданской области.

24 февраля 1945 года за успешное выполнение заданий правительства по производству и строительству на Дальнем Севере «Дальстрой» был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Образование «Дальстроя»

Решение о создании «Дальстроя» принималось Политбюро ЦК ВКП(б) с целью освоения разведанных месторождений и на основе перспективных оценок, сделанных геологоразведочными и геологопоисковыми экспедициями, работавшими в районах Колымы во второй половине 1920-х — начале 1930-х годов.

По данным геологических прогнозов, запасы золота в бассейнах рек Колымы и Индигирки занимали одно из первых мест в мире, составляя более 20 % всех известных мировых запасов. Запасы олова были наибольшими в Союзе.

— Государственный архив Магаданской области (ГАМО). Ф. р-23сс, оп. 1, д. 48, л. 24.

11 ноября 1931 года за подписью И. В. Сталина вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О Колыме», которым было предписано образовать на Колыме «специальный трест с непосредственным подчинением ЦК ВКП(б)». Руководству «Дальстроя» предписывалось уже в 1931 году довести добычу золота до 2 т, в 1932 году — до 10 т, в 1933 году — до 25 т.

13 ноября 1931 года организован Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы — «Дальстрой». Тресту были поручены поиск, разведка и разработка месторождений всех полезных ископаемых на территории Ольско-Сеймчанского района Дальневосточного края (ДВК) и строительство автомобильной дороги от бухты Нагаева до районов добычи.

14 ноября 1931 года директором треста «Дальстрой» назначен Э. П. Берзин.

4 февраля 1932 года в бухту Нагаева на пароходе «Сахалин», пробившемся через льды Охотского моря с помощью ледореза «Литке», прибыло руководство «Дальстроя» во главе с Э. П. Берзиным, другие вольнонаёмные работники и стрелки военизированной охраны. Одновременно тем же рейсом на Колыму было доставлено не менее ста первых заключённых. После чего Генрих Ягода приказал выделить для «Дальстроя» 16 тысяч вполне здоровых заключённых. Однако, данный план был "недовыполнен". Поздней осенью 1932 года на Колыму было доставлено 12 тысяч заключённых. Итог: никто из "зэков", охранников и овчарок не пережил Колымской зимы. Из заключённых 2-й очереди, доставленных на Колыму осенью 1933-го зиму пережил каждый 50-й. "Счастливее" оказалась 3-я очередь 1934 года: большинство выжило. Именно в этот год на Колыме начинается масштабное строительство дорог, речных портов, аэродромов, посёлков и "столицы" лагерного края - Магадана.

Территория «Дальстроя»



Территория «Дальстроя» к моменту его ликвидации в 1957 году.
Первоначально район деятельности «Дальстроя» охватывал побережье Охотского моря от устья реки Тауй до села Гижига, распространялся в пределах границ Корякского и Чукотского национальных округов, границы Якутской АССР, верховьев правых притоков Тауя общей площадью около 400 тыс. км2. В дальнейшем эта территория постоянно расширялась.

На основании постановления СНК СССР от 29 июля 1936 года на трест была возложена задача охватить к 1940 году геологоразведочными работами весь бассейн Колымы, часть бассейна Индигирки между устьями рек Эльген (Эльги) и Мома, а также бассейны главных притоков Индигирки.

Если изначально единый хозяйственный комплекс треста проектировался в долине реки Колымы: здесь планировалось построить административный центр, несколько ГЭС, автотрассу Верхняя Колыма — Якутск, то по мере развития порта Нагаево и посёлка Магадан, где были сосредоточены основные базы и управляющие структуры треста, перенос административного центра представлялся всё менее оправданным. 14 июля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Магадан, население которого к тому времени составляло 30 700 человек, был преобразован в город.

В 1939 году «Дальстрою» были переданы Чаунский и Чукотский районы, в 1940 году — бассейн реки Анадырь, а в 1941 году на основании Постановления СНК СССР № 476-312сс от 29 марта — побережье Охотского моря от Пенжинской губы до Удской губы (Чумикан) и весь бассейн реки Яна в Якутской АССР. Таким образом, территория «Дальстроя» увеличилась с 450 тыс. км2 до 2,256 млн км2.

Окончательная граница была установлена 29 января 1951 года специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР, увеличившим площадь до 3 млн км2. Территория «Дальстроя» включила в себя всю нынешнюю Магаданскую область, Чукотский национальный округ, часть Якутии, Хабаровского края и Камчатской области, отдельные населённые пункты (совхозы) Приморского края, что составило около одной седьмой части всей территории СССР

Структура и производственная база «Дальстроя»



Магадан. Здание бывшего Главного управления «Дальстроя» (позже — объединения «Северовостокзолото»). Архитектор Н. Н. Юргенсон, 1941. (Снимок 1980-х годов.)

Структура «Дальстроя» была достаточно сложной и неоднократно менялась. После многочисленных реорганизаций начального периода[Д 16] 26 марта 1934 года была утверждена общая оргсхема треста «Дальстрой»

В 1932 году на базе приисков Оротуканской долины создано Горное управление «Дальстроя», но уже в сентябре 1935 года Горное управления разделяется на Северное (центр — посёлок Хатыннах) и Южное (центр — посёлок Оротукан) горнопромышленные управления (ГПУ). В дальнейшем был создан, в том числе путём реорганизации существующих, ряд других ГПУ: Западное (1938), Юго-Западное (1938), Индигирское (1938), Тенькинское (1939), Чай-Урьинское(существовало только в 1940—1946 годах), Янское, Чаунское, Омсукчанский и Чаун-Чукотский (1941) горно-промышленные комбинаты, Управление «Дальстройуголь». В составе горнопромышленных управлений в 1941 году действовали 45 золотых и 12 оловянных приисков и рудников.

Кроме Управления дорожного строительства в разные годы организовано ещё несколько строительных, промышленных и транспортных управлений: Горно-промышленного строительства, Геологоразведочное, Автотранспортное, Управление подсобных хозяйств, Управление шоссейных дорог, управления перевалочных баз в Находке, в посёлке Осетрово (Иркутская обл.) и в бухте Ванина (позднее — посёлок Ванино).

Для снабжения приисковых районов 22 декабря 1932 года создано Колымское речное управление «Дальстроя» (позднее — Управление Колымо-Индигирского речного пароходства) и начато строительство морского порта в бухте Амбарчик (устье реки Колымы), откуда в июне 1933 года на Среднекан прибыли первые пароходы с грузами.

Для приёма гидросамолётов в 1933 году «Дальстроем» в своё ведение принят первый аэропорт в бухте Нагаева.

Для решения ряда организационных вопросов в начале 1936 года созданы Московское управление треста (ликвидировано в марте 1940 года), представительства, отделения и филиалы в городах Якутск, Владивосток, Иркутск, Одесса, назначаются уполномоченные в Ленинграде, Новосибирске, Свердловске и Архангельске.

В июне 1936 года СНК СССР обязал НКВод включить торговый порт 3-го разряда Нагаево в список портов СССР.

В июне 1937 года в составе «Дальстроя» организован авторемонтный завод АРЗ (впоследствии — Магаданский ремонтно-механический завод), в феврале 1942 года — стекольный цех на площадке 72-го км (впоследствии — Магаданский стекольный завод).

4 марта 1938 года Постановлением СНК СССР № 260 государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой» передаётся в ведение НКВД СССР с преобразованием его в Главное Управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой». В августе-сентябре 1938 года происходит очередная реорганизация структуры Управления.

В феврале 1939 года для снабжения «Дальстроя» в его составе организуются два Всесоюзных государственных треста — «Дальстройснаб НКВД» и «Колымаснаб НКВД».

В целях разгрузки и развития на Колыме сети железных дорог в январе 1940 года на 23-м километре Колымской трассы организуется Управление по строительству и проектированию железных дорог «Колымжелдорстрой», и 13 августа 1941 года открывается временное движение поездов по узкоколейной железной дороге Магадан — Хасын.

В апреле 1941 года «Дальстрою» из состава ГУ Севморпути СССР было передано Колымо-Индигирское речное пароходство.

12 декабря 1942 года в Центральных ремонтных мастерских (ЦРМ) Южного ГПУ пущен в эксплуатацию первый на Колыме мартеновский цех.

Производственная база «Дальстроя» была колоссальной даже по масштабам СССР и включала в себя к 1953 году 450 предприятий. В их числе было 89 приисков, рудников и фабрик, на которых работало работало 6 драг, 183 экскаватора, 157 бульдозеров, 23 электростанции и 1 600 км высоковольтных линий электропередач, 84 нефтебазы, 14 узлов связи и 17 радиоцентров, 6 морских пунктов, 9 аэродромов, 4 узкоколейные железные дороги на Колыме и 2 железные дороги в Ванино и Находке.

Кроме того в состав «Дальстроя» входили: Всесоюзной научно-исследовательский институт золота и редких металлов (ВНИИ-1), Управление «Дальстройпроект», издательство «Советская Колыма», отдел гидрометеорологической службы, а также ряд крупных (в региональном масштабе) предприятий: завод № 2 (Марчеканский), авторемонтный завод в посёлке Спорном, завод горного оборудования в посёлке Оротукан, центральные электромеханические мастерские, завод регенерации резины, завод № 5, механический завод в Комсомольске-на-Амуре, Учебный комбинат, Магаданский горно-геологический техникум (1948) и т. п. «Дальстрой» имел свой морской и речной флот.

«Дальстрой» и Севвостлаг ОГПУ-НКВД СССР

Производственные задания «Дальстроя» выполнялись, в основном, силами заключённых (з/к з/к) исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ).

Для обеспечения имеющихся и планируемых работ «Дальстроя» на территориях, где ранее практически не было населения, в апреле 1932 года был создан Севвостлаг — Северо-восточный исправительно-трудовой лагерь (СВИТЛ), входящий в структуру «Дальстроя», но формально подчиняющийся Постоянному представительству ОГПУ по Дальневосточному краю (позднее — Управлению НКВД по Дальневосточному краю), и уже в мае того же года в Магадан стали доставляться заключённые из других лагерей страны.

В 1949 году СВИТЛ был реформирован в Управление исправительно-трудовых лагерей Дальстроя. В 1953 году лагерные подразделения «Дальстроя» были переданы ГУЛАГу

Колонизация территорий «Дальстроя»

Освоение районов хозяйственной деятельности «Дальстроя» осуществлялось, в том числе, методами колонизации. Колонистами — жителями колонпосёлков — являлись, по большей части, лагерники, как заключённые, так и освободившиеся, а также члены их семей, которым разрешалось переезжать в колонпосёлки с постоянных мест жительства, и на которых распространялись льготы работников «Дальстроя». Часть колонистов составляли т. н. «вольнонаёмные».

Специалисты из колонистов — инженеры, прорабы, мастера, ремонтные рабочие, забойщики, плотники — направлялись в горнопромышленные районы и на автотранспорт.

В 1937 году на Колыме имелось три колонпосёлка: Весёлая, Ударник и Темп. Хозяйственная деятельность колонпоселков в отчетном году охватывала лов и обработку рыбы, строительство, сельское хозяйство, животноводство, охоту на пушного зверя и убой морзверя. В частности, в колонпосёлках проведена следующая работа по строительству (в кв.м): жилищное — 4376, промысловое — 516, хозяйственное — 2339, временных сооружений — 50, а всего — 7381 кв.м., кроме того, выстроено 3145 м² школьных зданий и изготовлено 260 парниковых рам.

Потребное для выполнения строительных работ количество лесных материалов заготовливалось собственными силами и средствами колонистов.

Три колонпосёлка располагались в Приморье; их основной производственной деятельностью являлись рыболовство, сельское хозяйство и животноводство. Эти колонпосёлки работали по методу колхозной системы. Доходы распределялись по трудодням.

В 1936 году до 250 человек колонистов было направлено на хозяйственное обслуживание железной дороги в Приморье: на участки, обходы, в путевой персонал и т. п. Однако, острая недостача рабсилы в заставила расформировать обслуживающий дорогу контингент колонистов и перебросить его в колонпосёлки Приморья.

На 1 января 1938 года общее число колонистов «Дальстроя» составляло 999, а с учётом членов семей — 2911 человек.

Практика работы показала полную экономическую рентабельность хозяйств колонпосёлков. Однако, из-за отдаленности Колымы от центра не все семьи колонистов перебирались на Колыму, а многие колонисты по отбытии срока наказания уезжали на «материк» только потому, что к ним не приехали семьи. К тому же поднявшаяся в 1937 году волна репрессий повлекла за собой ужесточение лагерного режима: процесс колонизации был приостановлен, а в 1940 году началась деколонизация. Расконвоированных заключённых-колонистов возвратили в лагеря, а члены их семей, как правило, высылались из «Дальстроя».

Золотодобыча — основное производство «Дальстроя» — начиная с 1932 года неизменно возрастала. Результаты масштабных геологоразведочных работ, на которые в 1933—1937 годах было затрачено 21 млн 585 тыс. рублей, в совокупности с интенсивным дорожным строительством позволили подразделениям треста в этот период ежегодно удваивать количество добытого золота.

В 1932 году на пяти колымских приисках было добыто 499 кг химически чистого золота. В 1933 году уже действовали 3 рудоуправления: Средниканское, Утинское, Урутуканское, количество приисков увеличилось до 12. Из-за сложностей с транспортом и рабочей силой объёмы добычи, намеченные упомянутым Постановлением ЦК ВКП(б) «О Колыме», достигнуты не были, что заставило, начиная с 1934 года, приблизить плановые цифры к реальным. Выполнив в первые два года все необходимые подготовительные работы, с 1934 года «Дальстрой» начал полномасштабную добычу валютного металла.

К концу 30-х годов «Дальстрой» стал крупнейшим золотодобывающим предприятием СССР. Одновременно Колыма вошла в число крупнейших мировых центров золотодобычи, превысив показатели крупнейшего золотоносного района США — Калифорнии, добывавшей в то же время до 43 тонн металла в год. В 1940 году «Дальстрой» добыл золота больше, чем все остальные тресты Главзолота НКЦМ СССР, вместе взятые (их результат составил 79,3 т золота), а удельный вес «Дальстроя» в общей золотодобыче СССР составил 46,3 %.

При этом себестоимость колымского золота в 1930-е годы была ниже мировой цены на этот металл, что имело важное государственное значение в условиях форсированного характера осуществлявшейся советским государством индустриализации. Один из аспектов удешевления средней себестоимости добываемого на Колыме металла состоял в том, что «Дальстрой» разрабатывал россыпные месторождения золота, требовавшие сравнительно небольших капитальных затрат, значительно меньшего числа механизмов и энергетики в сравнении с рудными месторождениями. Кроме того, в целях форсирования максимальной добычи золота «Дальстрой» производил отработку площадей в первую очередь на наиболее богатых месторождениях. Ещё одним важным фактором, обеспечивающим снижение себестоимости колымского золота, являлось широкое использование труда заключённых, материальные затраты на содержание которых в условиях Колымы были значительно ниже в сравнение с трудом работников, набранных в обычном порядке. Помимо всего указанного, в отчётности «Дальстроя» были выявлены приписки, связанные, в первую очередь, с занижением фактического содержания золота в песках.

В 1938 году в бассейне реки Чай-Урья обнаружено крупнейшее месторождение золота в системе Берелёха и в целом по Колыме (прииски «Мальдяк», «Ударник», «Стахановец»).

С 1939 года на Колыме стали осваиваться месторождения рудного золота (Утинское).

В 1940 году достигнут абсолютный результат по добыче золота за всю историю «Дальстроя» — 80,028 т.

В 1945 году в строй вступили обогатительные фабрики на базе рудника им. Матросова. В 1946—1947 годах построены фабрика им. Белова и фабрика на месторождении Юглер. К 1951 году в целом по «Дальстрою» мощность фабрик была доведена до 2575 т руды в сутки.

С 1949 года начинается дражная разработка золотых россыпей на полигонах Чай-Урьинской и Берелёхской долин Западного горнопромышленного управления, где были смонтированы электрические драги с ёмкостью ковшей по 210 литров. С начала промывочного сезона 1952 года ещё три таких же драги вступили в эксплуатацию на полигонах Омчакской долины Тенькинского горнопромышленного управления.

1937 год охарактеризовался важным событием в производственной деятельности «Дальстроя» — в горной промышленности треста начинает развиваться новая отрасль — оловодобыча из рудных месторождений. Именно в это время начали свою работу оловянные прииск «Таёжник» и рудник «Бутыгычаг», добывшие к концу года 40,7 т олова в концентрате. В следующем, 1938 году к упомянутым предприятиям добавились прииск «Лазо» и рудник «Кинжал»; олово было поставлено «Дальстрою» в план, и поступление концентрата составило 357,3 т.

В 1940 году обнаружено уникальное Пыркакайское месторождение россыпного олова на территории Чаун-Чукотского РайГРУ (прииск «Пыркакай», рудник «Валькумей» — 1941 год) и установлена оловоносность района Дарпир Западного ГПУ. В результате, в составе «Дальстроя» сложились три оловорудных района — Верхнеколымский, Чаунский и Чукотский.

Завершение деятельности «Дальстроя»

Знак «Отличник соцсоревнования в золотоплатиновой промышленности СССР» (1950-е).
Согласно Постановлению Совета Министров СССР 832-370сс от 18 марта 1953 года, «в связи с освобождением МВД СССР от производственно-хозяйственной деятельности» Главное управление строительства Дальнего Севера «Дальстрой» было передано в Министерство металлургической промышленности СССР, а его лагерные подразделения — ГУЛАГу Министерства юстиции СССР (кроме Берегового ИТЛ, перешедшего в подчинение Тюремного управления МВД СССР). После образования Магаданской области в декабре 1953 года «Дальстрой» передал осуществляемые им ранее функции партийного и административного руководства выборным территориальным партийным и советским органам, став хозяйственной организацией. В регионе полностью изменилась организация общественной жизни. Основные принципы «Дальстроя» уже не вписывались в меняющуюся политическую и социальную жизнь страны.

29 мая 1957 года на основании принятого Верховным Советом СССР Закона «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» «Дальстрой» был упразднён — вместо него был образован Магаданский экономический район, руководимый совнархозом. Первым председателем Магаданского совнархоза стал последний начальник «Дальстроя» Ю. В. Чугуев.

На базе горно-промышленных управлений «Дальстроя» было создано отраслевое Горное управление Магаданского совнархоза, которое позднее было реорганизовано в союзное, а затем в производственное золотодобывающее объединение «Северовостокзолото».

Геологическое управление «Дальстроя» было преобразовано в Северо-Восточное территориальное геологическое управление (СВТГУ), а затем в Северо-Восточное производственное геологическое объединение (СВПГО), как структура Министерства геологии СССР, просуществовавшее до 1993 года.

No comments for this topic.
 

Яндекс.Метрика