18/04/24 - 08:35 am


Автор Тема: Yat-Kha группа  (Прочитано 574 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27433
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Yat-Kha группа
« : 02 Март 2020, 20:21:49 »













Yat-Kha - Kaa-Khem



«Ят-Ха» (Yat-Kha, Ятха) — тувинская музыкальная группа, бессменным участником и лидером которой является тувинский вокалист и гитарист Альберт Кувезин. В музыке группы присутствуют элементы тувинской народной музыки, различных направлений рок-музыки (в ранние годы — электронной музыки) и тувинское горловое пение (Каргыраа) Кувезина.


Группа Ят-Ха была образована в 1992 году в Москве Альбертом Кувезиным и электронным музыкантом Иваном Соколовским, известным, в частности, как участник групп «Ночной Проспект», «Центр». Музыка того периода была насыщена, помимо горлового пения Кувезина, электронно-индустриальными элементами, и даже напоминала музыку таких групп, как «Front 242».


После выхода одноимённого альбома «Ят-Ха», творческие пути Кувезина и Соколовского разошлись. Иван Соколовский выпустил свою (обработанную и дополненную) версию альбома Ят-Ха под названием «Tundra’s Ghosts» в 1996—1997 годах.


Впоследствии группа состояла из Кувезина и других музыкантов, среди которых единственным более-менее постоянным участником группы является Евгений Ткачёв. В музыке электроника сменилась на рок и пост-панк.


Группа совершила несколько мировых турне, выступая, в основном, за пределами России. Одним из людей на западе, с которым сотрудничала группа, был Лу Эдмондс, известный как участник группы Public Image Ltd.


Начиная с 2001 года, Ят-ха также исполняют в живую саундтрек к немому фильму Всеволода Пудовкина 1928 года «Потомок Чингис-Хана». В 2002 году группа стала обладателем награды BBC Radio 3 World Music Awards в номинации Азиатско-Тихоокенский регион.


В 2005 году группа выпустила альбом кавер-версий «Re-Covers» с песнями таких групп, как Joy Division, Iron Butterfly, Kraftwerk, спетых горловым пением Кувезина.


В 2008 году песня «Ахой»,известная так же как "Энесай" в исполнении одноименной группы, записанная вместе с певицей Сайлык Оммун, была использована в качестве саундтрека к якутскому фильму ужасов «Тропа смерти 2»


В январе 2011 года альбом "Poets and Lighthouses" занял верхнюю строчку European World Music Charts.


Дискография


Альбомы:
1989 «Признак грядущей беды» (магнитный альбом)
1992 «Khanparty» (кассетный альбом)
1993 «Antropophagia»
1995 «Yenisei Punk»
1996/1997 «Tundra’s Ghosts» (версия Ивана Соколовского с альбома «Antropophagia»)
1999 «Dalai Beldiri»
Yat-Kha 2000 - Aldyn Dashka (320)
2001 «Bootleg» (концертный альбом)
2003 «Tuva.rock»
2005 «Re-Covers»
2005 «Bootleg 2005» (концертный альбом)
2010 «Live at Meltdown festival in London 2005» (концертный альбом)
2010 «Poets And Lighthouses»
2010 «The Ways Of Nomad.The Best Of…» (сборник)
2011 "Live At Stray Dog Club.Novosibirsk"


.................................
История создания группы «ЯТ-ХА» (биография, типа…, но еще не мемуары).
(Записано Хертек Сайданой со слов и под редакцией Альберта Кувезина)


Наверное, все началось не в Европе, не в Москве и не в Екатеринбурге (тогда Свердловск), а гораздо раньше – в Туве, в ее столице Кызыле. Начало 80х. – именно тогда начались мои первые эксперименты и первые опыты по смешиванию рока с народной музыкой, или, как тогда говорили доморощенные «музыковеды» – с «фольком». Я тогда работал в ВИА «Аян» и одновременно учился в училище искусств.
Свою роль сыграло знакомство с Бапа Александром, Хертек Арбай-оолом, Севек Алдын-оолом (позже, в 1997-1999гг., он пел в «ЯТ-ХА»), Монгуш Кан-оолом и другими знатоками народной музыки. А влияние рок-музыки и друзей, поставлявших ее мне, нельзя переоценить.


1989г. – живя свободным художником в Екатеринбурге, записал кассетный альбом «Призрак Беды» в студии Яши Килина, который и был звукорежиссером.
Все инструменты записывал сам методом наложения на стерео - магнитофон. В двух песнях использовалась ритм - машинка. Песни были сочинены под влиянием книги о Восточных традициях и философии, некоторые песни, как тогда называли, «социальные». Позже, в фонотеке Свердловской консерватории были дописаны еще четыре песни на STM в кустарной студии, собранной Ильдаром Гайнановым, ставшим звукорежиссером этих песен.
Отдельная благодарность за моральную и материальную поддержку в те годы нашей тувинской диаспоре Свердловска (Вадим Кызыл-оол, Юра Чараш-оол, Роберт Доржу, Шолбан Кара-оол, Болат Ондар, Сергек и многие другие). Надо отметить, что это было очень дружное землячество.


Весна 1990г. - Я послал этот альбом на 1й Международный конкурс «Голос Азии» в Алма-Ату, (Казахстан) и прошел в финальную часть.
За неимением качественной «минусовки», пришлось проявить фантазию. Александр Бапа (бывший гитарист ВИА «Аян», создатель и первый продюсер «Хун Хурту») придумал одну «фишку»: тувинская народная песня, переложенная на блюзовый мотив, исполняемая в стиле каргыраа а cappella под звук точимого о брусок ножа. Эффект на стадионе «Медео» был шокирующее – потрясающий! Другую фонограмму (песня «Будда Майтрея») записал в Алма-Атинской студии. На том конкурсе я и познакомился с Артемом Троицким, бывшим в жюри конкурса и сыгравшим потом значимую роль в эволюции ЯТ-ХА, Евгением Колбышевым из Барнаула, организатором фестивалей «Рок Периферия» и «Рок Азия», где потом я выступал.
Еще с Питером Дженнером (менеджером Pink Floyd, Билли Брегга и др.), Джо Бойдом (продюсером Fairport Convention, Pink Floyd и др., а ныне еще и писателем), Ханной Горячковской (Crammed Disc). А так же со многими замечательными музыкантами и журналистами России и, уже уходящего тогда, СССР (например, с Далером Назаровым из Таджикистана, туркменским виртуозом ударных Ришадом Шафи, с якутскими рокерами Толей «Боссом» Босиковым и его группой «Сэргэ», и группой «Чорон»). Было еще первое (тогда еще заочное) знакомство с Brian Eno через его жену, так как я на этом конкурсе получил Специальный Приз Брайана Ино.Это был профессиональный портативный стерео магнитофон
Sony и конденсаторный стерео микрофон (тоже Sony). Потом они мне очень пригодились в работе. Кстати, тувинская группа «Центр Азии» получила там же в это же время 1е место.


Осень 1990г. - Я выступал на фестивале «Рок Азия» по приглашению Евгения Колбышева. Зачем я вспоминаю этот фестиваль? Кроме знакомств со многими Сибирскими музыкантами типа «Чолбон» (Саха-Якутия), там было наше первое совместное публичное выступления с Евгением Ткачевым с участием Сергея Сокольникова. Туда же по моей рекомендации были приглашены «Биосинтез» (организатор и лидер Вреж Мелоян), где тогда играли и Женя и Сергей. А этот проект начинался именно на квартире Сокольниковых во время почти ежевечерних (точнее все ночных) «джемов», именно там я духовно сблизился с Е.Ткачевым.


1991г. – знакомство с московским композитором-электронщиком и продюсером Иваном Соколовским (Ночной проспект, Центр, Мягкие Звери) на фестивале «Интернеделя» в Академгородке г. Новосибирска.


1992г. – запись и выпуск альбома «Yat-Kha - Antropophagia» (Дженерал Рекордз, Россия). Был еще выпущен кассетный вариант под названием “Khan Party”.


Наверное это событие может считаться началом группы ЯТ-ХА, своего рода точка отправления.




После выхода диска последовали клубные концерты и телесъемки в Москве, участие в различных музыкальных теле - программах, сотрудничество с программой и лейблом «Экзотика», концерты на разогреве у «Технологии» в Питере, у «Браво» в Алма-Ате и многое другое. Переломное событие – это, наверное, выступление на WOMEX (World Music Expo) в Берлине (Германия) где познакомился с Lu Edmonds (Великобритания), известным музыкантом (3Mustafa3, The Damned, Pils, Shriekbeck,Wilco Brothers, Mekons etc) и одним из родоначальников World Music, который впоследствии стал первым продюсером, бас - гитаристом и менеджером новой группы ЯТ-ХА. А еще я познакомился с Anu Lakkonnen (Финляндия), она тогда была директором Global Music Center. Потом она стала сопродюсером альбома “Yenisei Punk” и нашим менеджером. Оба эти человека сыграли, пожалуй, самую большую роль в судьбе ЯТ-ХА.


Тогда же произошёл разрыв с И.Соколовским по идейным и стилистическим мотивам.


1993г. – приглашение в группу Алексея Саая на морин-хуур (а вообще-то он мульти – инструменталист, при этом обладающим хорошим тембром голоса). Выступления дуэтом в Потсдаме и Берлине (Германия) на разных форумах и фестивалях. На одном из них было совместное выступление с группой « Ай-Тал» из Якутии и «Любэ». А так же совместные концерты с германским музыкантом Сангитом (пение, диджериду) и запись нескольких медитативных треков с ним в кирхе (церковь) в Берлине на DAT. Звук и атмосфера получись потрясающие, космические. Но, к глубокому сожалению, эта запись утрачена, хотя возможно сохранилась у Сангита.
Евгений Ткачев начал постоянно играть в группе с 1995г., хотя в 1994г. он должен был поехать с нами в Хельсинки на фестиваль WOMAD, но не успел вовремя получить загранпаспорт. Вместо него на концерте на барабанах отыграл Лу Эдмондс (эта запись у меня есть на кассете). Там же познакомились с британской группой Trans Global Underground, певицей Natasha Atlas, Wimme из Лапландии. Впоследствии TGU сделали ремикс нашей песни Дынгылдай с альбома «Далай Бельдири». По окончании фестиваля мы начали запись альбома “Yenisei Punk” в студии Global Music Center. Нашими звукооператорами были Kari Hakalla и Marijn Fernig. Впрочем, как трио мы выступали пару раз на фестивале «Интернеделя» в Академгородке, Новосибирск.


1995г. - Вышел в свет наш диск «Енисей панк» (Global music Center) и сразу попал на 2е место в European World Music Charts. Начались многочисленные гастроли, пока только по Европе и в маленьких клубах, большей частью underground. Впрочем, были выступления и на крупных фестивалях (в основном World Music, типа SFINKS в Бельгии) и больших площадках. Один из первых туров, как мне помнится, был по Германии совместно английской группой Shrieckbek, где играл тогда Лу Эдмондс на дарбуке, джумбуше и сазе. Иногда, когда Лу не мог поехать с нами, мы давали акустические концерты втроем – я (пение, ятха, акустическая гитара), Лёха (моринхуур и бэк вокал), и Женя (дунгур), как, например гастроли в Италии.
Была одна проблема с промоутерами, которые долго не могли классифицировать нас, чтоб им было удобнее продавать. Одни говорили, что мы слишком громкие для этно - музыки, другие – что мы недостаточно громкие для рока и даже советовали нам, что поменять и как звучать. К счастью, со временем все вопросы отпали, мы пережили этот этап и играли что хотели. Размеры концертных площадок увеличились. Вдвоем с Е.Ткачевым мы играли на фестивале «Табык» в Якутск, это была почти полная импровизация. А Саая опять не поехал из-за болезни.
Вообще, этот и следующий годы был очень насыщенным в плане гастролей, встреч и знакомств разного характера. Так, например, встреча с Гердом Конрадом, впоследствии снявшим «Дынгылдай» - документальный фильм о нас и клип. Съемки проходили в Гонг Конге и туве в 1996г.


В 1997г. В Каннах на фестивале MIDEM и фильм, и клип заняли первое место в категории Low Budget.
Музыка с альбома «Енисей-панк» почти полностью была использована в качестве sound-track в японском художественном фильме-боевике режиссера Рюхеи Китамуры (Ryuhei Kitamura) «The Heat After Dark» (Жара после темноты), вышедшего в 1998 году.


1996г. - Мой друг московский журналист Леонид Захаров отправил наш диск «Енисей Панк» на Французское Международное Радио, которое проводило конкурс «Поп и Рок музыка на Востоке». Спустя некоторое время пришло письмо, что мы выиграли Гран-При жюри и приглашаемся для участия в Гала-концерте в Бухарест.


1997г. – Будучи в Хельсинки с какой-то оказией, я самостоятельно начал запись альбома «Далай Белдири» в студии Global Music Center.
В дальнейшем мы получили предложение и контракт от BMG Classics и последовавший за этим бюджет на запись диска. Под это дело позже, все так же, в Global Music Center были приглашены для участия в записи Е.Ткачев и Алдын-оол Севек. Алдын-оол заменил рано ушедшего из жизни Монгуш Кан-оола, с которым я успел записать лишь немного рабочего материала и музыку к радио-спектаклю (по сказке Е.Тановой) «Балыкчи Багай-оол».
Можно даже сказать, что Севек попал в группу по завещанию Кан-оола. Алексей Саая из-за болезни не участвовал в этой записи. Продюсер Лу Эдмондс, но нас постоянно курировали люди из BMG Иэн Мензис (его Алдын-оол прозвал «канадским радио» из-за того, что Иэн постоянно разговаривал) и Джон Войтман. Наверно, из-за этого этот альбом получился не совсем нашим, не совсем «ятховским». Зато, какие гастроли были в США и Канаде по выходу там нашего диска в 1998г., какие залы и площадки…


1999г. - Состоялось наше турне со знаменитой ирландской группой The Chieftains, семикратными обладателями Grammy. Ее лидер Paddy Malony был в то время президентом лейбла Wicklow, созданного BMG Classics специально для издания World Music и впоследствии закрытого.
Вот это был уровень! Все залы класса «Карнеги Хол». А Саая не поехал опять же из-за болезни.
Во время гастролей по Канаде, в городе Торонто мы начали запись следующего альбома «Алдын Дашка». Дописывали и микшировали уже в Лондоне. Весь процесс до ведения «до ума» обоих дисков – «Далай Белдири» и «Алдын Дашка» - осуществлялся Лу в Лондоне. Это включало в себя редактирование, микс, мастеринг. Оформление обложек всегда осуждалось совместно. Диск «Алдын Дашка» вышел в 2000г. уже на собственном лейбле “Yat-Kha Recordings”, зарегистрированном в Лондоне.


Начало 2000г. - Алдын-оол Севек не приехал в назначенное время в Кызыл перед очередными гастролями. Пришлось срочно искать замену и, вообще, уже тогда хотелось освежить звучание и, таким образом, в группу пришли молодые и амбициозные (это не в ругательном смысле) музыканты: Михаил «Махмуд» Скрипальщиков (бас-гитара), Сайлык Оммун (вокал и ятха) и Радик Тюлюш (вокал и игил) – все очень музыкально одаренные. А Севек с тех пор больше в ЯТ-ХА не участвовал. Саая закончил постоянную работу в группе в конце 2000г.


Период с 1998г по 2005г. был очень насыщенным гастролями и поездками, выступлениями на самых различных крупных фестивалях типа Roskilde, Reading, WOMAD, Glastonbury и еще множества, которые сейчас уже и не вспомню. Совместные турне с Oyster Band (Англия), Asian Dub Foundation и др.


Немного про кинопроект «Буря над «Азией или Потомок Чингис Хана», за рубежом более известный как Storm Over Asia.
Фильм снят в 1928г. великим русским режиссером Всеволодом Пудовкиным по мотивам романа Льва Новокшенова. Сценарий Иосифа Брика. Сюжет пересказывать не буду. Вообще, когда-то давно в детстве я видел его по ТВ, хотя детали не помню. В 1998г. В Туве для видео съемок нашего промо материала был Марек Пайтел, привезший мне видео - кассету с этим фильмом. Саундтрек там был в исполнении какого-то американского симфонического оркестра. Вообще не в тему, на мой взгляд, и о чем я сказал Мареку. В ответ на это он заявил: «А почему бы вам самим не попробовать озвучить этот фильм»?


В 2000г. в Лондоне в маленьком театре “Horse Hospital” Марек организовал впервые показ этого фильма с нашим участием. Его продюсерская работа была еще и в собрании полной версии фильма, поиска материалов об истории его создания, редактирования субтитров, оцифровке и многое другое. Затем был записан студийный саундтрек, который, конечно, не передает атмосферу живого исполнения. По инициативе Лу Эдмондса были сделаны переводы субтитров на 36 языках народов мира. Сейчас, в принципе, этот проект готов к выпуску на DVD.
В дальнейшем мы показывали этот проект несколько раз в Европе (Англия, Италия, Франция, Германия, Норвегия) и так же было турне по США, где на барабанах играли Махмуд и Стив Гулдинг. Евгений Ткачев не смог поехать из-за сложностей с оформлением загранпаспорта. Кстати, поездка в США происходила в ночь с 10го на 11го сентября 2001г на самолете авиакомпании “Lufthansa”. Ожидаемое время прибытия – утро 11го...
Вместо этого мы проснулись на острове Ньюфаундленд, Канада. Из-за того самого события в Нью – Йорке. Провели на острове мы около недели в ожидании. Всем выдали канадскую визу на 30 дней. В конце – концов все разрешилось положительно и мы полетели в Нью Йорк и затем в Чикаго, где дожидались нашего тур-менеджера Стюарта Коена и звукорежиссера Мартайна Фернига, которые на машине ехали из Сан Франциско, где, собственно, и должен был начаться наш американский тур. Более подробно про те события я напишу (возможно) в будущих настоящих мемуарах.


2001г. - Мы издали диск “Live In Europe 2001. Bootleg”, в который вошли композиции, записанные во время нашего длинного турне с 2000 по 2001гг., уже с молодыми участниками. Звукорежиссер Хиеронимус «Джерри» Мелчерс.


2002г. – Запись альбома “Tuva.Rock” во Франции, по окончании французского тура. Студия называлась Black Box и в ней была собрана огромная коллекция лампового оборудования и усилителей, включая «Sovtek» советского производства. А сама запись звука происходила на аналоговый мульти - трековый магнитофон Studer. Микширование и мастеринг делали в Англии, в городе Bath ( в древности там были минеральные воды и древне - римские бани – «термы»). Саундпродюсером этого альбома был Пол Коккет, известный в мире альтернативной музыки по работе с Nick Cave, PJ Harvey и др. В свет этот диск вышел в 2003г. на нашем лейбле. Потом лицензирован фирмой Plaene/Westpark Music (Германия).


2003г. – Группу покидают сначала Сайлык, затем Махмуд. На смену ему приходит в группу Ципио (Theodore Scipio), он же Федор Цыпа. В 2004г. уходит Радик.
В конце этого же года в Лондоне был записан альбом “Re–Covers”, куда вошли кавер-версии разных блюз-рок композиций и просто песен различных авторов и исполнителей из разных стран и времен. Продюсеры Бен Мендельсон (3Mustafa3, Billiy Bragg и др.) и Джастин Адамс (Роберт Плант) – оба известные музыканты и продюсеры в области World Music и не только.


2005г. - Выход диска сначала на Yat-Kha Recordings, затем на Harmonia Mundi/World Village (США) и Plaene/Westpark Music. Название этого проекта Albert Kuvezin and Yat-Kha, так как это практически сольный проект.


Зима 2005г. – Сибирское турне в составе: Альберт, Женя и Ципио. Весной к группе присоединяется Шолбан Монгуш (игил, моринхуур, пение) – сын Кан-оола. В этом же году выпуск диска Live in Europe 2005. На нашем лейбле.


2007 - 2009гг. - Гастролей не было, за исключением отдельных фестивалей и коротких сибирских туров.


2008г. - Выпуск сольного диска Евгения Ткачева “opycham. s.t.i.h.i” на московском лейбле Sketis Music. На нем записаны духовные стихи староверов Верхнего Енисея Тувы под шумы звуков природы этого же региона и с ритмами на джебме и дунгуре в исполнении самого Евгения. Можно назвать альбом акустическим (unplugged).


Осень 2008г. – запись сольного акустического альбома Альберта Кувезина “Poets And Lighthouses”. Сейчас он уже готов к выпуску.


У всех нынешних участников группы «ЯТ-ХА» существуют свои музыкальные проекты и они иногда играют в других коллективах.


Продолжение следует…


Дискография:


1989 - Призрак Беды. (Магнитоальбом).




1993 - Ят-Ха. Антропофагия (Дженерал Рекордс, Россия).




1995 - Енисей Панк (Глобал Мьюзик Центр, Финляндия).




1998 - Далай Бельдири (BMG Classics, США-Канада).




2000 - Алдын Дашка (Ят-Ха Рекордс, Великобритания).




2001 - Live in Europe (Ят-Ха Рекордс).




2002 - Тува Рок (Ят-Ха Рекордс/ Plaene, Великобритания/Германия).




2005 - Re-Covers (Ят-Ха Рекордс/World Village, Великобритания/США).




2005 - Live in Europe 2005 (Ят-Ха Рекордс).


2010 - Концерт на фестивале Meltdown в Лондоне 2005 (Ят-Ха Рекордс/Россия/Тува)


2010 - Поэты и маяки (Ят-Ха Рекордс)


2010 - The Ways Of Nomad (The Best Of...) (Ят-Ха Рекордс/Sketis Music)


Премии и награды:


1990 - Специальный приз Брайана Ино на международном конкурсе «Голос Азии» (Алматы, Казахстан).

1996 - Гран - При Жюри международного конкурса «Поп и рок музыка Востока»,  проводимого Radio France international

1997 - Первое место на на международном фестивале МИДЕМ (г.Канны, Франция) занимает документальный фильм о группе Ят-Ха «Дынгылдай» и одноименный видеоклип (режиссер Герд Конрад, Германия) в категории малобюджетных видеоклипов на этом же фестивале.

1999 - Премия музыкальных критиков Германии за оригинальность и самобытность.

2002 - Приз «Золотая Горгулия» за лучшее клубное выступление в жанре «этно-музыки» (Москва).

2002 - Награда BBC Radio 3 «Лучший исполнитель Азиатско-Тихоокеанского региона».

2007 - Награда «Золотая Ирия» в номинации «Легенды Сибирской Этно-музыки» на фестивале «Саянское Кольцо».

2009 - Награда “Золотой Алтай” в категории Ллучший Голос на фестивале мировой музыки на Алтае.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27433
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Yat-Kha группа
« Ответ #1 : 22 Сентябрь 2020, 13:32:37 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика