29/03/24 - 00:17 am


Автор Тема: Garbarek Jan  (Прочитано 496 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Garbarek Jan
« : 10 Март 2020, 14:04:09 »

1971









Jan Garbarek - Twelve Moons



Ян Гарбарек (норв. Jan Garbarek, 4 марта 1947) — норвежский джазовый саксофонист и композитор польского происхождения. Вырос в Осло. Выступает с начала 1970-х, получил мировое признание, в конце 1980-х создал «Группу Яна Гарбарека». Совместная работа с Китом Джарретом, Лакшминараяной Шанкаром, Мирославом Витоушем, Эберхардом Вебером, Ральфом Таунером, Терье Рипдалом и другими известными мастерами. Исполняет также симфоническую музыку — от импровизации на темы григорианских хоралов до музыки Гии Канчели, Тиграна Мансуряна (вместе с Хиллиард-ансамблем). Творческий путь тесно связан с деятельностью немецко-норвежского лейбла ECM (Editions of Contemporary Music, Манфред Айхер) и представляющими его музыкантами. Отец певицы Ани Гарбарек.


Его стиль включает в себя острые, кратчайшие и длинные звуки. Он также использует длительные ноты и щедро использует молчание (паузы) во время импровизации. Он начал свою карьеру музыканта в конце 1960-х годов, особенно часто встречался в записях американского джазового композитора Джорджа Рассела (например в альбоме "Electronic Sonata for Souls Loved by Nature"). Если бы он изначально появлялся в альбомах Альберта Эйлера и Питера Брётцмана, то к 1973 году он бы отвернулся от суровых разладов с авангардным джазом, сохранив свой музыкальный стиль от своего предыдущего подхода к музыке. Гарбарек получил широкое признание благодаря своей работе с пианистом Китом Джарреттом в европейской "четверке", которая выпускала такие альбомы, "Belonging" (1974), "My Song" (1977 г.). Также это и концертные записи "Personal Mountains" (1979 г.) и "Nude Ants" (1979 год). Он также выступал как солист в оркестре Джарретта в произведениях "Luminessence" (1974 г.) и "Arbour Zena" (1975 г.).


Как композитор, Ян сильно притягивает к себе и использует в своих песнях скандинавские народные мелодии, а это наследие влияния на него Эйлера. Он также является пионером и одним из первооткрывателей смешения джазовых композиций и народных мотивов, особенно это известно в его альбоме 1976 года "Dis" в сотрудничестве с гитаристом Ральфом Таунером , который использовал характерный для народной музыки эолийский лад сразу в нескольких треках. Этот особый подход в импровизации отвергает традиционные представления о тематической импровизации (лучшим примером является Сонни Роллинз) в пользу стиля, который критиковали Ричард Кук и Брайан Мортон как "скульптурный в его последствиях", но это было крайне спорным. Гарбарек записывал более извилистые треки, которые часто относят к стилю нью-эйдж, но стиль вообще презирается большинством традиционных джазовых музыкантов и слушателей, или их духовными предками. Другие эксперименты с песнями у Яна включали в себя создания сборника произведений "Olav H. Hauge" с одним лишь саксофоном, дополненным полным смешанным хором; все-таки это привело к заметному выступления с Grex Vocalis, но они никогда не записывались. В 1980-х годах музыка Гарбарека стал включать в себя синтезаторы и элементы мировой музыки. Он сотрудничал с индийскими и пакистанскими музыкантами, такими как Трилоком Гурту, Закиром Хуссейном, Харипрасадой Чаурасьей, и Устадом Фатехом Али-Ханом. Гарбареку приписывают сочинение оригинальной музыки для кино


Дискография


Esoteric Circle (1969)
Afric Pepperbird (1970)
Sart (1971)
Triptykon (1972)
Witchi-Tai-To (1973)
Dansere (1975)
Dis (1976)
Places (1977)
Photo with… (1978)
Aftenland (1979)
Eventyr (1981)
Paths, Prints (1981)
Wayfarer (1983)
It’s OK to Listen to the Gray Voice (1985)
All those Born with Wings (1987)
Legend of the Seven Dreams (1989)
Rosensfole (1989)
I Took Up the Runes (1990)
StAR (1991)
Ragas and Sagas (1992)
Twelve Moons (1992)
Atmos (1993)
Madar (1993)
Officium (1994)
Visible World (1995)
Rites (1998)
Mnemosyne (1999)
Garbarek Jan 2003 - In Praise of Dreams (320)
Dresden: In Concert (2009)
Officium Novum (2010)
Remember Me, My Dear (2019) with the Hilliard Ensemble
..........................
 Ян Гарбарек (Jan Garbarek) — один из самых известных в мире европейских джазменов. Гарбарек — безусловный творческий лидер первого поколения скандинавского джаза 1970-х гг. Это поколение первым в Северной Европе добилось мировой известности благодаря счастливой случайности — встрече Гарбарека и западногерманского продюсера Манфреда Айхера, чья фирма грамзаписи ECM прославила имена норвежских джазменов, которые, в свою очередь, своей узнаваемой стилистикой 1970-х и особенно 1980-х гг. создали то, что в историю джаза вошло как «стиль И-Си-Эм» или «звук И-Си-Эм». Практически все записи Яна Гарбарека с рубежа 1960-70-х гг. и до настоящего времени вышли именно на ECM.


Ян Гарбарек родился в городке Мюсен на крайнем юго-востоке Норвегии 4 марта 1947 г. в семье осевшего в скандинавском королевстве польского военнопленного Чеслава Гарбарека и дочери норвежского фермера. Он вырос в Осло, получив норвежское подданство только в семилетнем возрасте (в то время королевство Норвегия не предоставляло своё подданство по факту рождения на территории страны). В 1968 г. он женился; у них с женой Вигдис есть единственная дочь — известная норвежская рок-певица Аня Гарбарек. К концу 60-х Гарбарек, овладев саксофоном в результате самостоятельных занятий, уже дебютировал в грамзаписи. Самой заметной его ранней записью стало участие в альбоме американского джазового композитора Джорджа Расселла «Electronic Sonata for Souls Loved by Nature» (Flying Dutchman Records, 1969). В тот период Гарбарек был убеждённым последователем Джона Колтрейна.


Постепенно Гарбарек эволюционировал в сторону более жёсткой манеры саксофонистов, работавших в пост-колтрейновской авангардной стилистике, прежде всего Алберта Айлера, но после 1973 г. отошёл от диссонантного звучания, — сохранив, впрочем, узнаваемый жёсткий, яркий тембр саксофона. В этот период он стал участником «Европейского квартета» прославленного американского пианиста Кита Джарретта, с которым между 1974 и 1979 записал ряд студийных и концертных альбомов, и они сделали его имя известным во всём джазовом мире.


В это же время в своих собственных записях он эволюционировал в сторону протяжных, медленных «амбиентных» звучаний, ставших его фирменной «фишкой» благодаря опять-таки ECM, рекламировавшей этот новый саунд, основанный на тщательно изученном Гарбареком норвежском деревенском фольклоре, как «звук ледяных фьордов».


Впрочем, джазовая критика впоследствии отмечала, что пресловутый «звук фьордов» разработал в своих студиях, расположенных в Осло — сначала Talent, затем Rainbow — знаменитый звукорежиссёр Ян-Эрик Конгсхауг. Именно он записал для продюсера Айхера значительное большинство альбомов ECM, и в действительности «звук ледяных фьордов» представлял собой звук выкрученных на максимум ревербераторов Lexicon, которые использовал этот звукорежиссёр-новатор.


Известность Гарбарека расширили его записи с элементами «мировой музыки» с музыкантами различных внеевропейских музыкальных культур, среди которых были индийцы Трилок Гурту, Закир Хуссейн и Харипрасад Чаурасия, а также звезда пакистанского суфийского пения устад (мастер) Фатэ Али-Хан. Однако самой известной его записью за пределами чисто джазового контекста стал альбом 1994 г. «Officium», созданный в сотрудничестве с академическим вокальным квартетом Hilliard Ensemble на тогдашней волне мировой популярности старинных грегорианских духовных песнопений. Впоследствии Гарбарек и «Хиллиард-ансамбль» записали ещё два альбома, в 1999 и 2010 гг.


Впрочем, единственную номинацию на премию «Грэмми», вообще не слишком часто принимающую во внимание джазовых музыкантов из-за пределов США, Гарбарек получил в 2005 за альбом «In Praise of Dreams», записанный им на саксофонах и синтезаторах в партнёрстве с французским перкуссионистом африканского происхождения Маню Катче при участии американки армянского происхождения Ким Кашкашьян (струнный альт).


Ян Гарбарек несколько раз выступал в нашей стране. Впервые — ещё в 1979 г. на вечере норвежской поэзии в Москве: он участвовал в выступлении одного из поэтов как его музыкальный партнёр, а затем играл на небольшом джем-сешн. В 2002 «Группа Яна Гарбарека» выступала на фестивале «Богема Джазз» в Москве. Кроме того, саксофонист также приезжал с «Хиллиард-ансамблем».


Ян Гарбарек в 14-летнем возрасте услышал по радио игру величайшего саксофониста 50-60-х годов — американца Джона Колтрейна. Он был настолько заворожён, что первым делом купил самоучитель игры на саксофоне — так что, ещё не имея собственно инструмента, уже выучил позиции пальцев при игре. Сам он говорил: «Когда у меня появился саксофон, я уже был хорошо к этому подготовлен. Мое желание играть не знало границ».


Юный Гарбарек впитывал новое, как губка. Он узнал, что его первый кумир — Колтрейн — интересуется восточной музыкой. Он сам начал слушать её — и ему открылся новый музыкальный мир, о существовании которого он раньше не подозревал. Он следил за дрейфом Колтрейна в сторону джазового авангарда — и начал слушать виднейших представителей поисковых направлений джаза, причем некоторые из них оказали на него огромное влияние (например, Алберт Айлер). Больше того, в те времена — в первой половине 60-х — в Норвегию приезжали многие крупные джазовые музыканты, и Ян слушал их всех, и даже добивался возможности чему-то у них научиться. Особенно впечатлил его трубач Дон Черри, который соединял радикальный фри-джаз и влияния фольклорной музыки со всего мира. Но самую большую роль в творческом становлении норвежской звезды сыграл американский пианист, композитор и теоретик Джордж Расселл, который не только приглашал 18-летнего Яна участвовать в своих записях, но и терпеливо просвещал его.


Новая эра для Гарбарека началась в 1969-м: он познакомился с западногерманским продюсером Манфредом Айхером, который начинал создание собственного лейбла и приехал в Норвегию в поисках талантов. Первый альбом Гарбарека на лейбле Айхера ECM, «Afric Pepperbird», вышел в 1970 и знаменовал собой рубеж не только в личной истории Яна, но и во всем европейском джазе: молодые норвежцы с их нешаблонным мышлением, свежим звуком и ошеломляющим потоком идей буквально ворвались на мировую сцену, на долгие годы став основной творческой силой ECM — которая, в свою очередь, почти на два десятилетия превратилась в главную силу в европейском джазе.


Творчество Гарбарека на многие годы определило направления, в котором двигалась значительная часть джазовых музыкантов не только в Европе, но и в других частях света: он одним из первых начал соединять импровизационный язык джаза с музыкальным фольклором собственной страны. Начав исследовать подлинный, «корневой» фольклор Норвегии, он был поражён тем, что буквально в нескольких километрах от современного Осло можно услышать тысячелетние мелодии и древнейшую технику пения, имеющие генетическую связь с древней и современной музыкой столь отдаленных регионов, как Малая Азия и даже Индия. Выяснилось, что в узких горных долинах Норвегии почти нетронутым хранится колоссальное богатство древней музыки, передаваемой изустно из поколения в поколение — и, погрузившись в этот мир, Гарбарек соединил его с музыкальным языком современности, излагая исконные напевы Северной Европы в современной исполнительской технике с использованием необычных, новаторских приёмов игры. Записанные в фантастически красивом звучании, характерном для продукции ECM, эти работы стали определяющими для целой эпохи. Но не только норвежский фольклор воодушевлял Яна: сотрудничая с музыкантами из разных стран, он старался проникнуться музыкальным наследием тех культур, из которых они вышли. Индийский скрипач Лакшминараяна Шанкар был поражён тем, насколько легко норвежец овладел сложнейшим строем индийской музыки, а чешский басист Мирослав Витоуш для сотрудничества с Гарбареком написал отчётливо славянские мелодии и был обрадован тем, насколько «славянской» оказалась игра Яна на этом альбоме (впрочем, неудивительно: хоть Гарбарек и норвежец, в нём есть и немалая доля польской крови — его отец поляк).


В более поздние годы Гарбарек увлёкся идеей соединения импровизационного саксофона и звучаний академической музыки — как классической, так и современной. Увязывая все это со своим интересом к этническим культурам, он включает в свои альбомы записи, сделанные с грузинскими, эстонскими, греческими, индейскими музыкантами. Но главным его проектом всё же остается Jan Garbarek Group, коллектив, с которым он на протяжении десятилетий выступает на фестивалях по всему миру — именно с ним он приехал в Москву весной 2002 г. В составе группы тогда был выдающийся контрабасист из Германии Эберхард Вебер, с которым Гарбарек сотрудничает с 1974 г. На барабанах — уникальная датчанка Мэрилин Мазур, в чьих жилах поровну польской и афроамериканской крови, одна из самых интересных и экстравагантных барабанщиц современного джаза. Наконец, на клавишных — немец Райнер Брюнингхауз, записывающийся с Гарбареком с 1988 г.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Garbarek Jan
« Ответ #1 : 05 Сентябрь 2020, 14:38:39 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика