28/03/24 - 15:14 pm


Автор Тема: Лиханский Григорий (Гладков)  (Прочитано 589 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Лиханский Григорий (Гладков)
« : 15 Февраль 2020, 18:45:47 »









                                                                                                     
Фестиваль шансона 8,52.wmv
Единственный фестиваль шансона, в котором согласился участвовать автор песни "Поспели вишни в саду у дяди Вани" Григорий Гладков-Лиханский. 2003 год, г.Днепропетровск.



Григорий Евгеньевич Гладков, - по матери Лиханский, родился в день Веры, Надежды, Любви и матери их Софии 30 сентября 1951 года в городе Никополе (Украина), и первое время жил с родителями по адресу Пер. Глухой 18 (сейчас 24), в том же доме, где родился и прообраз Остапа Бендера - Иосиф Шор. Отец - Гладков Евгений Павлович, 1924 года рождения, прошёл всю войну от партизана до старшины роты ПТР (истребителей танков), участвовал в знаменитой Яссо-Кишинёвской операции, освобождал Болгарию, Румынию. Война помешала ему получить высшее образование, - оно было получено в возрасте 50 лет, когда он окончил с отличием Днепропетровский металлургический институт по специальности инженер - механик. Отец был талантливым человеком: писал стихи, прекрасно рисовал, - сам научился писать картины маслом, даже такие сложные, как "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" копировал (она сохранилась), замечательно пел. Был человеком редкой души и доброты. Мать - Лиханская Клавдия Пантелеевна, 1927 г. рождения, во время немецкой оккупации подлежала вывозу в Германию, сбежала при погрузке состава, после войны получила специальность бухгалтера. Хорошо рисовала, играла на мандолине, балалайке, пела в кругу семьи. В 1953 году отец, как фронтовик, получил участок земли под строительство дома. Своими силами с матерью за несколько лет построили сначала времянку, а потом и небольшой дом, где в 1958 году родился брат Вячеслав. Здесь, в этом доме и рос до 18 лет Григорий Гладков, описавший своё детство в песне:




Вырос я на улице - Пятой Поперечной,


называлась так она в давние года..


Детство милое моё, светлое, беспечное,


здесь прошло и кануло в память навсегда.


В те послевоенные, в те пятидесятые,


жил народ бывалый тут, тёртый, непростой, -


футболист, отставники - добряки пузатые


и отец мой - фронтовик, самый молодой.




Припев:


А дядя Митя, как напьётся, разведёт руками:


"Ой коли ж ми наїмося тюльки з головками?


Пей ребята, ешь опилки, -


я директор лесопилки!


Слава Богу, наша власть, -


самогонка удалась!"
 


В глиняной времяночке жили бедно-радостно,


папа с мамой строили дом шлаколитой...


Хлеб посыпан сахарком, - ох как вкусно-сладостно, -


хоть на день вернуться бы в детство к жизни той!


Подарил фуражку мне отставник Терещенко, -


ох, как счастлив я тогда тем подарком был...


Дядя Витя, - брат отца, пел, ну точно Лещенко!


Или, может быть, Козловский, - я уж подзабыл.




Припев:


А дядя Митя, как напьётся, разведёт руками:


"Ой коли ж ми наїмося тюльки з головками?


Пей ребята, ешь опилки, -


я директор лесопилки!


Слава Богу, наша власть, -


самогонка удалась!"




Как талантлив был отец! но ему, так вышло,


не дала война развить качества свои:


рисовал, стихи писал, а ещё б, вы слышали,


как он пел любимую песню "Соловьи".


А когда на праздники, по привычке русской,


в наш проулок выносили стулья и столы,


и сходились все соседи с выпивкой-закуской,


я читал им "юморески", млел от похвалы.
 


Припев:


А дядя Митя, как напьётся, разведёт руками:


"Ой коли ж ми наїмося тюльки з головками?


Пей ребята, ешь опилки, -


я директор лесопилки!


Слава Богу, наша власть, -


самогонка удалась!"




Вырос я на улице - Пятой Поперечной,


называлась так она в давние года..


Детство милое моё, светлое, беспечное,


здесь прошло и кануло в память навсегда...




Музыкальное образование... Родители, несмотря на большую нужду, возникшую во время строительства дома (была взята ссуда под строительство, которую надо было отдавать, а отец, делая всё сам, возможно, так совпало, получил заворот кишок и чудом остался жив, - его уже не брались оперировать и спасла ему жизнь бывший военврач Алпатова, сделав таки сложнейшую операцию) в 8 лет купили Грише самую простую гармонь (23 на 12), на которой он научился играть на слух, два раза сходив на соседнюю улицу к "учителю", который оказался пьяницей. Играл и пел "Эх, полным-полна коробушка", вальс "Амурские волны", "Одинокую гармонь". В 12 лет начал осваивать семиструнную гитару, на которой в своё время играл и писал песни дед Павел Иванович Гладков и дядя Виктор Павлович, который и научил играть первую песню: "Помню холодною зимнею ноченькой ехали в санях втроём, лишь фонари по углам одинокие тусклым горели огнём".


Потом помог в освоении гитары старший двоюродный брат, - Леонид Лиханский, который тоже играл на слух. В то время в Никополе почти все ребята играли на семистунных гитарах, - вечерами на тихих улицах были сплошные "концерты". Тематика самая разная: от цыганских песен до блатных и чуть позже Высоцкого. Вот такое музыкальное образование.


В 1968 году Григорий окончил среднюю школу № 7 г. Никополя. Во время


учёбы в школе в 9 и 10 классах был капитаном команды КВН, что и послужило пусковым механизмом для творчества (написания стихов, песен), хотя первые "стихи" появились лет в 9 - 10, во времена отсутствия продуктов, за которыми мама посылала стоять в очереди: "Есть у нас и молоко, есть у нас и мяско, говорит товаровед товарищ Коляска, так же само говорит товарищ Буруля, - языком он говорит, а на деле - ДУЛЯ!"


К концу школы было уже с десяток своих авторских песен, а сразу после школы была написана песня под названием "Сельские мотивы" (оригинал сохранился), которая через год стала знаменитой -"Поспели вишни в саду у дяди Вани". С 1968 г. по 1969 г. после неудачной попытки поступления на лечебный факультет Днепропетровского мединститута, Григорий работал учеником рабочего отделки ЦХВ-2 Южнотрубного завода г. Никополя, где продолжал участвовать в КВН и писать песни. В 1969 году поступил на стоматологический факультет Днепропетровского мединститута, где в студенческом спортлагере, после двух его авторских концертов к нему подошли ребята старшекурсники Володя Евдокиенко и Алик Мажерин и пригласили в свою компанию, они "лабали" в ресторане "Красный коралл". Так песня попала к ресторанным музыкантам, но петь её в Днепропетровске было нельзя, так как репертуар утверждался и контролировался ОМА (объединением музыкальных ансамблей). Пели только на репетициях, для своих и после закрытия ресторана. Осенью 1969 г. Володя Евдокиенко передал через своего друга Семёнова запись "Поспели вишни" на плёнке в Магадан, где было попроще с контролем, и оттуда песня пошла уже по всем ресторанам Советского Союза. Её исполняли: в Магадане (раз пятьсот, - из его книги) Михаил Шуфутинский, Магаданцы, братья Жемчужные, сам Аркадий Северный, Вилли Токарев, Архив ресторанной музыки, в Америке Виктор Шульман, Иван Московский, Виктор Королёв, Юрий Яковлев в фильме "Штаны" и во всех русско-язычных ресторанах мира.


В интернете есть сайт, на котором собрано 39 вариантов исполнения. Но автор песни об этом в то время и не знал - интернета не было, а газеты только отбивали ему охоту заниматься дальше творчеством такого рода, - так, в 1973 году в Комсомолке появилась статья Комиссии ЦК ВЛКСМ по культуре, в которой, после посещения ресторанов в Джезказгане, где комиссия увидев, как "криминального вида" личности в течение вечера 10 раз подряд заказывают одно и то же - "Поспели вишни в саду у дяди Вани" (и во всех ресторанах Советского Союза то же самое), потребовала разобраться с неизветными авторами, которые навязывают советскому народу такие непотребные, уголовные песни. Автор тогда ещё учился в мединституте и, уже имея семью, очень не хотел, чтобы ему не дали получить диплом, а это было реально опасно, так как у него были песни и политические, и можно было "загреметь" в "дурдом", где он как раз подрабатывал санитаром по непосредсвенному надзору за психбольными и знал, как легко туда попасть. Но, слава Богу, обошлось, никто не сдал. Параллельно Григорий подавал документы и в литературный институт имени Горького, - посылал туда свои стихи, но получил отказ. За время учёбы в мединституте подрабатывал не только санитаром, но и дворником, грузчиком в гастрономе, вахтёром в общежитии. Продолжал писать песни и стихи. В 1971 году товарищ, студент-медик и поэт Коля Капшитар привёл Гладкова в студию звукозаписи Днепропетровского радио, где были записаны под гитару "Вишни" и ещё одна песня, которые потом прозвучали в туристической передаче. Несколько раз участвовал в литературных семинарах, проводимых замечательным человеком и поэтом Игорем Петровичем Пуппо, который, после окончания Григорием Гладковым мединститута сыграл большую роль в определении его судьбы. А было так: Григорий пришёл за советом, - сможет ли он обеспечить семью на литературном поприще или лучше заниматься полученной в мединституте специальностью, и показал свои стихи. Игорь Петрович посмотрел их и сказал: " У Вас ярко выраженный талант поэта-песенника, что, в общем-то редкость. А какая у Вас специальность? - Врач-стоматолог. - Вы, знаете, у меня издано пять книг, а денег нет. У вас золотая специальность, идите, пока, работайте, а там видно будет".


Так всё и получилось. С 1974 года Григорий Гладков работает врачом-стоматологом, главным врачом санатория-профилактория, стоматологом-ортопедом, зав. стомат. отделением, зав. стомат. Поликлиникой в городе Вольногорске (Украина). С 1984 года врач стоматолог-ортопед ЦРБ Днепропетровского района. С 1987 параллельно председатель врачебного кооператива. С 1991 года доверенный врач обкома профсоюзов работников потребительской кооперации. С февраля 1993 года - зам. дирктора центрального рынка "Озёрка" г. Днепропетровска, с октября 1993 года переведен директором Нагорного куста рынков г Днепропетровска, где работал до 2005 года. С 2005 года по 2006 включительно - начальник отдела по организации работы рынков облпотребсоюза. За время работы в облпотребсоюзе получил высшее экономичекое и высшее юридическое образование.


Кроме этого в 1976 году окончил институт патентоведения (инженер-патентовед). С 2006 года работал коммерческим директором, управляющим дорожно-строительным трестом, коммерческим директором завода продтоваров. Во все годы трудовой деятельности параллельно писал стихи, песни, но пел только для друзей. Не гастролировал по причине проблем с дыханием. Записал студийно десятка полтора песен (всего написано около ста), аранжировки большинства из них сделал Виктор Чернокнижный, дирижёр оркестра академического фольклорно-хореографического ансамбля "Славутич", Днепропетровск. Некоторые из них, и "Поспели вишни" в том числе, были в ротации радио "Шансон" в Украине. В 2003 году решил более серьёзно заняться своим творчеством и, обратившись в Государственный Департамент интеллектуальной собственности Украины, получил свидетельство № 7104 об авторских правах на сборник "Память сердца" в который вошла и легендарная песня "Поспели вишни в саду у дяди Вани". Для проверки своего уровня принял участие в международном фестивале шансона в Днепропетровске в 2003 году вместе Анатолием Полотно, Федей Кармановым, Игорем Слуцким, Жекой, Ефремом Амирамовым, Ириной Круг. Гариком Кричевским, группой Контра и многими другими. Исполнил четыре своих песни: "Поспели вишни", "Пуля-дура", "Французская любовь", "А ночь была безлунная".Видео в интернете есть. В августе 2010 был приглашён в Юрмалу на фестиваль "Зона шансона", где спел "Поспели вишни", "Давно забытою дорогою" и "Россия-Хохлома". Награждён дипломом "За вклад в развитие русского шансона". Видео в интернете есть, фильм 1, по времени на 1.07


В декабре 2010 года вместе с Виктором Олефиром и Василием Шишко в Днепропетровске организовал и провёл первый международный фестиваль жанровой песни "Поспели вишни", победители которого Виталий Казначеев и Славентий Полтавский в России на фестивале фестивалей "Чёрная роза2011" получили Гран-при и Приз зрительских симпатий. Сейчас идёт подготовка ко второму международному фестивалю "Поспели вишни", запланированному на 5 ноября 2011 года в г. Никополе, на родине автора. 14 августа 2010 года был гостем и принял участие в гала-концерте фестиваля "Шансон у моря" в г. Севастополе. Получил и принял приглашение на участие в качестве члена жюри на фестиваль "Чёрная роза 2012". В разные годы газеты: Комсомольская правда (пять публикаций), Факты, Сегодня, Бульвар Гордона, Голос Украины, Украина молодая, Днепр вечерний, Наш город, Репортёр и другие публиковали большие статьи о Григории Гладкове - авторе песни, вошедшей в классику шансона и авторе проекта государственного гимна Украины.


Несомненным авторитетом является Владимир Высоцкий. Очень уважаем дважды коллега Александр Розенбаум. И последий романтик - Юрий Кукин.


Памяти великого романтика:




Потянуло, потянуло холодком в душе печальным


и не хочется поверить, в то, что нет уже тебя...


Как в тайге гремящий выстрел прозвучал аккорд прощальный,-


ты уехал за туманом, струны сердца теребя...


 Из числа авторов-исполнителей женщин большой авторитет - Елена Ваенга.


Григорий Евгеньевич Гладков женат с 1973 года, имеет двоих детей (дочь и сын) и двоих внуков (внучка и внук).


1. Поспели вишни в саду у дяди Вани 2003 


Григорий Лиханский (Гладков) Полный список альбомов »
"В коробке с карандашами" Мост-В, 2002
 "Пластлиновая ворона и другие" ТВИК-Лирек, 2002
 "В исполнении бардов" (В.Высоцкий) Музыкальное издательство М.О., 2000
 "Дурак" ЗеКо Рекордс, 1996
 "Мы шли по сказочным дорогам" MOROZ, 1996
 "Несси, или песенки о веселых путешествиях" ЗеКо Рекордс, 1997
 "Игра без границ, или Пой, Вася!" ТРЕЙДИНГ, 1996
 "Следствие ведут колобки" APEX Ltd., 1995
 "Следствие ведут колобки. Неотложный пункт добрых дел" APEX Ltd., 1996
 "Следствие ведут колобки. Ограбление Третьяковской галереи. Война с браконьерами" APEX Ltd., 1996
 "Свадьба, свадьба!" ЗеКо Рекордс, 1997
 "Сцена "Второй канал" на 29-м Грушинском фестивале (Часть5) 04.07.01 19:00 " (Сборник) 2002
 "Передача "Третье ухо" на Русском радио-2 от 16.06.02. Репортаж о Фестивале в Коломенском" (Сборник) 2003
 "Чем сердце успокоится" (Н.Туриянская) Остров, 2002
 "Песни рабочей артели" (Сборник) Артель`Восточный`ветер, 2002
 "Передача "Третье ухо" 21.07.02 на Русском радио-2 о летних песнях" (Сборник) 2003
 "Фестиваль "Русский акцент 2003" в Берлине. Открытие (часть1)" (Сборник) Bard.ru, 2003
 "Фестиваль "Русский акцент 2003" в Берлине. Открытие (часть2)" (Сборник) Bard.ru,
 "Передача "Третье ухо" 24.11.02 на Русском радио-2 "Ностальгический парад - 5"" (Сборник) Bard.ru, 2002
 "Передача "Третье ухо" 01.01.03 на Русском радио-2 "С новым годом"" (Сборник) Bard.ru, 2003
 "Грушинский фестиваль 2003. На Пеньках - 7" (Сборник) Bard.ru, 2004
 "Незапетое лучшее" (А.Брунов) АннаСтасия, 2004
 "Мэтры шутливой авторской песни" (Сборник) Музпром, 2004
 "Мы плелись по пустыням Невады" (В.Баранов)
 "Санчо с ранчо" (В.Баранов) 2006
 "Фестиваль "Ильмены-2005" Лесная площадка (часть12)" (Сборник) КСПМоримоша, 2005
 "17 Московский городской конкурс АП 16.04.88г. Часть1" (Сборник) Bard.ru, 2009
 "Всему времечко свое" (А.Брунов) 2009
 "Чудак, птичий рынок и фокусник" (Гр.Гладков, Анс.'Кукуруза') RDM,
 "Сцена "МеЖдуречье" фестиваль "Платформа-2011" Суббота Свободный микрофон Диск 3" (Сборник) Bard.ru, 2012
 "Время новых песен" (Сборник) МУЗПРОМ, 2001
 "Концерт "Время новых песен" в МДМ 04.03.01" (Сборник) Bard.ru, 2001
 "Смех сквозь струны" (Сборник) МУЗПРОМ, 2001
 "Концерт в ДК МАИ "Смех сквозь струны"" (Сборник) Bard.ru, 2001
 "Лучшие песни под гитару" МО, 2001
 "А может быть, корова" APEX Ltd., 1995
 "Честь тебе, Петербург" (Сборник) Клуб Восток, Петербург, 2001
 "Наши песни-5. Ради хохмы" (Сборник) Таганка-Блюз, 2001
 "Песни из мультфильмов" ЗеКо Рекордс, 1995
 "День открытых зверей" VITAL Co.Ltd., 1996
 "А может быть, собака!" APEX Ltd., 1995
 "А может… best ворона" L-Junction, 2001
 "Если хозяин с тобой" Пифагор, 1997
 "Мы нарисуем дом" Пифагор, 1997
 "Остров Фунафути" ЗеКо Рекордс, 1996
 "Веселая детскотека" ЗеКо Рекордс, 1996
 "Сказочная детскотека" ЗеКо Рекордс, 1997
 "Приключения Незнайки и его друзей" Гладков_Гр.,
 "Наши песни-2" (Сборник) Таганка-Блюз, 2001
 "Бардовский Хит" (Сборник) Master Sound Records, 2001
 "Наша бардовская двадцатка" (Сборник) Master Sound Records, 2001
 "15 хитов про котов" (Сборник) Музпром-МО, 2001
 "Любимые песни дяди Толи" (Сборник) CTM Records., 2001
 "Остров Фунафути" Артель`Восточный`ветер, 2001
.........................................
Григорию Евгеньевичу Гладкову было 18 лет, когда он, ученик слесаря на Южнотрубном заводе, сочинил песню "Сельские мотивы". Стихами и сатирическими куплетами под гитару он баловался еще в школе, исполнял их не без успеха на праздничных вечерах, и "Мотивы" были вполне заурядной самодеятельной песенкой из этого же ряда.


Урожай черешни в 1968 году в Никополе был исключительный. На Саратовской улице, где проживали Гладковы, их соседкой была тетя Груня, у которой в свою очередь была любовь с дядей Гришей. Они ходили мыться семейственно, вместе, что до сих пор в обычае на юге России. Помывки происходили в бане на окраине Никополя, в районе, называвшемся почему-то Расчеган. Отсутствием немолодой, но страстной пары очень соблазнительно было воспользоваться, но Гладков до сих пор клянется, что черешню (которую для укладки в размер назвал вишней) он сроду не воровал. Когда он спел "Сельские мотивы" своей маме, первой и наиболее доброжелательной слушательнице, она даже испугалась: вот, подумают теперь, что ты с Петькой обокрал Груню. Начнутся неприятности. А, сказал Гриша, ладно, мало ли Грунь. Но на всякий случай перенес действие в колхоз, а соответственно колхозной сделал и баню. Впоследствии Гладков поступил в медицинский институт в Днепропетровске, а там в спортлагере затеялся КВН, еще не упраздненный. На этом КВНе он спел свои "Поспели вишни" — просто так, без особой надежды на успех, — но песня почему-то вызвала общий восторг. Ничего в ней особенного нет, а между тем во всех молодежных компаниях восьмидесятых, где я так или иначе вращался, ее пели вовсю, дружно хохоча.


Объяснение могу предложить следующее: еще со времен пушкинской "Вишни" сбор вишен ассоциировался с чем-то неприличным. То есть подтекст такой, что не просто вишни они там собирали, а девок тискали или еще что-нибудь, пока дядя Ваня с тетей Груней занимаются вещами столь же приятными и полузапретными, типа у каждого своя свадьба.


Короче, песню эту услышал Владимир Евдокименко, который учился в том же меде на пару курсов старше. Он по вечерам поигрывал на гитаре в порядке заработка на эстраде местного ресторана "Красный коралл". "Вишни" очень быстро стали хитом в Днепропетровске, вероятно, многим нравилось их воровать. А у Евдокименко в свою очередь был друг Евгений Семенов, который выезжал лабать в Магадан. Там можно было правда, в чудовищных погодных условиях — очень быстро срубить сумасшедшие деньги, пропиваемые местными золотодобытчиками в ресторанах. В Магадане их услышал Шуфутинский, лабавший в ресторане "Северный". Вместо Расчегана он поставил Марчекан — название магаданского района, где баня была, конечно, не колхозная (да и вишен отродясь никаких не росло).


Гладков только в семидесятые годы прочитал в какой-то из центральных газет возмущенную статью о том, что на провинциальной эстраде царствует пошлость и все поют про какие-то краденые вишни. Это его изумило до чрезвычайности — сам он для распространения песни пальцем о палец не ударил. Хит, однако, триумфально шествовал по стране, а врач Гладков как работал себе на двух ставках — в городе и в санатории, так и продолжал тянуть эту лямку вплоть до самого последнего времени, не получая ни копейки авторских. Шуфутинский в силу известных обстоятельств перекочевал на далекий Бродвей, где продолжал воспевать предприимчивость Григория и Петьки. Потом он вернулся и заехал в Днепропетровск, где Гладков пришел к нему за кулисы признаваться в авторстве.


Шуфутинский обомлел. Он понял, что сейчас с него потребуют страшные деньги, но ничего подобного не произошло. Гладкову хотелось лишь зафиксировать свое авторство.


В конце концов он обратился на Радио "Шансон", и там им заинтересовались. Он спел "Вишни", на него поглядели, как на раритет, пригласили в несколько жюри — то есть придали статус классика жанра, а потом предложили записать альбом. Только фамилию, сказали, выбери другую. Мало того, что один композитор Гладков уже прославился на весь мир "Бременскими музыкантами", так есть еще и Григорий Гладков, автор "Пластилиновой вороны" на стихи Успенского. Возьми сценический псевдоним — девичью фамилию матери. Девичья фамилия оказалась красивая, и свой первый (пока) альбом Григорий Гладков записал под псевдонимом Лиханский.


Медицинскую карьеру он к тому времени забросил и стал подвизаться на днепропетровском рынке — сначала в качестве торговца, а потом, обнаружив у себя коммерческую жилку, дорос до директора. В канун тридцатипятилетнего юбилея песни, в 2003 году, директор рынка торжественно получил авторские права на свой шедевр и теперь показывает их всем интересующимся. А в Сочи, Одессе и на Брайтоне по-прежнему поют неувядающий народный хит об экспроприации экспроприаторов:
— А ты, Григорий, не ругайся, а ты, Петька, не кричи,
А ты, с кошелками, не лезь поперед всех. (Куды ж ты прешь ?!)
Поспели вишни в саду у дяди Вани,
А вместо вишен теперь веселый смех,
Хо-хо-хо-хо!


А вот прочие песни Гладкова, невзирая на высокие художественные достоинства, в народ не пошли. Хотя среди них есть и прекрасная баллада об украинском языке — о том, как сбылась мечта Тараса и Украина стала независимой. И несколько очень смешных пародий на современные шлягеры. То ли прошли времена, когда песня могла уходить в народ — и уходит туда только то, что вдалбливается день и ночь по телику, то ли написать народную песню не так просто. И должна она в себе сочетать лирическую картину летнего вечера, тихого розового вечера, и ехидную радость от мысли, что жадность всегда пасует перед молодым аппетитом.


Дмитрий Быков
«Собеседник», №20, 2004

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Лиханский Григорий (Гладков)
« Ответ #1 : 16 Июнь 2020, 14:36:22 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика