20/04/24 - 04:16 am


Автор Тема: Хелависа  (Прочитано 469 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Хелависа
« : 24 Февраль 2020, 13:20:07 »


Хелависа на фестивале, приуроченном к 300-летию Летнего сада (26 июня 2004)























Хелависа - Королевна



Хелави́са (настоящее имя Ната́лья Андре́евна О’Шей, ирл. Natalia O'Shea, девичья фамилия Никола́ева; род. 3 сентября 1976, Москва, РСФСР, СССР) — российская певица, автор песен, музыкант (кельтская арфа, гитара, кастаньеты, перкуссия, фортепиано), лингвист, специалист по кельтским и раннегерманским языкам, кандидат филологических наук, писатель.


Основатель и лидер музыкальной группы «Мельница» (фолк-рок), также ведёт свои сольные проекты «Хелависа», «Хелависа, Лазерсон и друзья» и дуэт «36.6». Ранее входила в фолк-рок-группу «Тиль Уленшпигель», где была вокалисткой и соавтором многих песен, а также группы «Clann Lir» (традиционный кельтский фолк) и «Romanesque» (фолк).


Наталья Андреевна родилась 3 сентября 1976 года в Москве, в семье химиков. Отец, Андрей Владимирович Николаев, — химик-органик, профессор университета Данди (Шотландия). Мать, Ольга Алексеевна Кост, — биохимик, ведущий научный сотрудник МГУ, дочь известного профессора химика-органика А. Н. Коста. Интерес к музыке Наталье привил отец.


«   Я выросла среди музыки, и пела с самого раннего детства. Мой папа — большой ценитель и знаток классической музыки, и он меня приучал слушать ее и разбираться в ней. Каждое воскресенье мы вставали под звуки, несущиеся с одной из пластинок из нашей огромной коллекции (если кто-то помнит, была такая серия «Сокровищница мировой музыкальной культуры», вот, папа ее собрал). Мы постоянно играли в угадайку — что-то звучит по радио, и я угадываю — русский композитор или зарубежный, какого периода, какой школы, и в итоге называю имя. Замечательная игра, очень развивает художественный слух. Конечно же, мы все время ходили на концерты и спектакли, у нас были абонементы в консерваторию, и мы переслушали всего возможного Римского-Корсакова в Большом, и гастролей зарубежный оперных театров в Москве мы не пропускали (помню, как Королевская Шведская Опера привозила «Лоэнгрина» — тогда в России Вагнера, считай, вообще не пели, и это было колоссальное впечатление. Здорово, что сейчас есть «Кольцо Нибелунгов» в Мариинке!). Даже на отдыхе, скажем, в Абхазии, мы каждый год ходили на органные концерты в Пицундский собор.
Хелависа    »
Отец Натальи неплохо играет на гитаре и умеет исполнять бардовские песни, а у матери хорошо получаются народные песни. Семья хранит музыкальные традиции со времен университетских студенческих компаний. Наряду с классической и бардовской музыкой, в семье звучали привезенные отцом из-за границы записи «The Beatles», «ABBA», рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Наталья увлеклась музыкой с раннего возраста. В шесть лет она поступила московскую детскую музыкальную школу № 14 по классу скрипки, но болезнь помешала ей посещать уроки два года (врачи запретили нагрузки). При повторном приеме в 1985 году Наталья исполняла песню Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал». Музыкальную школу она закончила в 1992 г., по классу фортепиано, кроме того посещала занятия по хоровому вокалу. Какое-то время Наталья готовилась к тому, чтобы стать профессиональным музыкантом-пианистом. Основное образование получила в школе № 37 с углубленным изучением английского языка. Будучи школьницей, Наталья имела прозвище Зимородок, носила бирюзовый свитер и вплетала перья в волосы. Когда Наталье было 12-13 лет, её кумиром стал Фредди Меркьюри. Так началось её увлечение роком, в частности любимыми группами, помимо Queen, стали Led Zeppelin, Грейс Слик и Jefferson Airplane, Лорина Маккенитт, «Аквариум» и др. Что касается других увлечений, ими стало рукоделие (вышивка, плетение кружев и т. п.). Это пригодилось Наталье позднее, когда она, учась в МГУ, присоединилась к ролевому и затем к реконструкторскому движениям.


Касательно псевдонима — это скорее альтер-эго. Когда ты очень молод и не очень уверен в себе, но при этом тебе хочется создать некую сценическую персону, ты конечно берёшь псевдоним. Потому что ты не можешь выйти на сцену и сказать «Здрасьте, я Наташа Николаева и сейчас вам буду рубить рок», при этом ты сам себе не веришь и думаешь внутри «Я же такая библиотечная девушка, как я вообще буду?»


Хелависа
Продолжая традиции «профессорской» династии МГУ имени М. В. Ломоносова, Наталья изначально собиралась поступить на биологический факультет, однако у нее испортились отношения со школьным классным руководителем, которая преподавала биологию, и всё сложилось иначе. Окончив школу в 1993 году, Наталья Николаева поступает на филологический факультет МГУ. Первоначально она пришла на кафедру французского языка. Затем, изучая основы сравнительного языкознания на курсах О. С. Широкова, Наталья увлеклась кельтскими и германскими языками, так как по сравнению с другими ветвями индоевропейских языковых семей они были изучены слабо и специалистов в этой области было не так много. Например, Наталью привлекал германский тонический стих, намного сильнее, чем романский силлабический, ей были интересны звукопись кельтской и германской поэзии, звучание языков, их место в индоевропейском наследии.


Учась в университете, подрабатывая переводами и репетиторством, Наталья увлеклась ролевыми играми, а затем и исторической реконструкцией, в сферу её интересов вошла толкинистика и фэнтези. Лекции кафедры кельтской и германской филологии МГУ в первой половине 1990-х годов были объектом интереса молодых людей, которые впоследствии стали видными фигурами как движения исторической реконструкции, так и молодежной субкультуры, основанной на музыкальном направлении кельтского фолка и кельтском фольклоре, благодаря чему Наталья приобрела обширные связи в этих сообществах. Одним из этих людей был Юрий Андрейчук, с которым Наталья позднее организовала группу Clann Lir. Тогда же Наталья впервые начала проявлять себя в музыкальном творчестве как ролевой менестрель, и была известна в ролевой среде под псевдонимом «Хеледис». Слово это придумала другая девушка с толкинистской тусовки филфака МГУ, знаток языков квэнья и нольдорина Кэтрин Кинн. При этом она допустила ошибку — слово «зимородок» в нольдорине выглядит как «хеледир», и Кэтрин интерпретировала «дир» как показатель мужского рода и заменила его на женское «дис»; в квэнья же соответствующее слово выглядит как «халатир» — от корня «халат» — «наблюдать, следить». В результате имя Хеледис безупречно раскладывается на нольдорине как «Ледяная Дева», что по мнению Натальи вполне для неё подходило. Народная же этимология толкует слово как «зимородок женского пола».


Наталья стояла у истоков клуба исторической реконструкции «Наследие предков». По её рассказам, она самостоятельно шила одежды богатых ярлов земель викингов. На чемпионатах «Меч России» она трижды занимала первое место в номинации «Реконструкция западноевропейского женского костюма». Сотрудничала с клубами исторической реконструкции «Варяг» и «Братина».Однако, по словам Хелависы, со временем вслед за ролевиками она постепенно отошла и от реконструкторского движения. В это же время Хелависа увлеклась верховой ездой.


Наука
После окончания магистратуры Наталья продолжила учёбу в аспирантуре МГУ. С 1999 по 2004 год она работала ассистентом кафедры германской и кельтской филологии филологического факультета, вела факультативный семинар по ирландскому языку. Во время стажировки в Ирландии преподавала в Тринити-колледже в Дублине. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию «Тематизация презенса сильного глагола в кельтских и германских языках (на материале древнеирландского и готского)». С 2003 по 2008 годы работала преподавателем кафедры кельтской и германской филологии МГУ, с 2008 по 2014 годы — старшим научным сотрудником той же кафедры.


В июне 2014 года Наталья оставила научную работу в МГУ, и посвятила себя музыке, самостоятельной научной деятельности, и семье, а также занялась дизайном одежды и аксессуаров. Наталья периодически продолжает публиковать статьи в научных изданиях Особое место в сфере интересов Натальи занимает Ирландия. Наталья — кандидат филологических наук, лингвист, специалист по кельтским языкам, культуре и фольклору ирландских народов. Наталья свободно говорит на русском, английском и французском, достаточно хорошо на ирландском, шотландском (в обоих вариантах) и валлийском, хорошо знала датский, но уровень упал из-за отсутствия практики. На начальном уровне владеет исландским, испанским, немного немецким. Наталья владеет древними языками — латинским, древнеирландским, древнеанглийским, готским, несколько хуже из-за отсутствия практики владеет древнеисландским, древнегреческим и санскритом.


Музыкальное творчество
О фолке и его восприятии:
У нас были барды, у нас был блатной шансон, и у нас была псевдонародная музыка в пластиковых кокошниках в Кремле. И поэтому сейчас такая путаница между терминами «этно», «фолк», «traditional» — это всё разные, вообще, вещи. В Западной Европе и Америке человек реально может быть фолк-музыкантом, выступать в пабах с гитарой в родном Глазго, а потом выпустить хитовейшую пластинку. Это я имею в виду Эми Макдональд и эта песня будет звучать из каждого горнолыжного бара в Мерибеле.


Хелависа
Начало музыкальной карьеры
Со школьных времен Наталья сочиняла песни, написанные на тексты поэтов-классиков и друзей из ролевого сообщества. Первая песня, написанная на собственный текст — «Дорога сна» была создана в 1993 году. В 1996 году вышли её первые, записанные на кассетах сборники собственных песен и положенных на музыку стихотворений русских поэтов — Лунный день, Дорога Сна и англоязычный Running to Paradise, в котором были положены на музыку стихотворения из толкиновского цикла, Иоганна Гёте, а также Уильяма Йейтса, Редьярда Киплинга, Роберта Бёрнса, Томаса Мура. Записи были выложены в сети Интернет, благодаря чему Хелависа получила широкое признание в кругах любителей фолк-музыки.


На музыкальной сцене Наталья выступает с 1996 года, когда вышел её первый альбом с переложением на музыку англоязычных стихотворений. В репертуаре концертных выступлений Натальи звучали как песни на стихи собственного сочинения, так и, помимо упомянутых авторов, песни на стихи Николая Гумилёва, Марины Цветаевой, Александра Блока, а также народные ирландские, валлийские, английские и шотландские песни с текстами на языке оригинала.


Тиль Уленшпигель
Юноша по имени Денис (Дэн) Скурида услышал меня на Сетуньском турнире, где-то нарыл мою пиратскую запись и принес руководителю «Тиля» Руслану Комлякову, после чего Руслан как-то меня нашел и предложил мне делать аранжировки моих песен, чтобы исполнять их в "Тиле Уленшпигеле". От такого предложения я, при всей своей занятости наукой, отказаться не смогла…


Хелависа
Летом 1998 года Наталья была приглашена Русланом Комляковым в его группу «Тиль Уленшпигель» (бардовская песня с уклоном в фолк) в качестве вокалистки, и 23 июня 1998 года впервые выступила на профессиональной сцене под сценическим псевдонимом «Хелависа» с собственными песнями, вошедшими в репертуар группы.


Появление основного авторского псевдонима «Хелависа» основано на портретном сходстве с изображением ведьмы Хелависы[en] (Hellawes) из иллюстрации Обри Бердслея к роману Томаса Мэлори «Смерть Артура». Книгу Наталье подарила подруга, которая и предложила ей этот псевдоним.


После распада «Тиля Уленшпигеля» Хелависа основала группу «Мельница», давшую свой первый концерт 15 октября 1999 года. В группу вошла большая часть участников распавшегося проекта. Именно Наталья была инициатором продолжения музыкальной деятельности после разрыва участников с лидером «Тиля Уленшпигеля».


«Мельница» и сайд-проекты


Группа «Мельница» является основным направлением творческой деятельности Хелависы. По состоянию на июль 2017 г. она осталась единственным участником группы, который входил в ее первоначальный состав.


В период с 2003 по 2008 годы Хелависа принимала участие в фолк-проекте «Clann Lir», а в 2005 году — в составе группы «Romanesque» (балканский фолк), представлявшей собой женское арфовое трио, в которое помимо Хелависы входили Екатерина Антоненко и Татьяна Струнина.


До 2003 года Хелависа и «Мельница» были популярны в сравнительно узких кругах поклонников фолка и фолк-рока, выступая преимущественно в небольших клубах Москвы и Санкт-Петербурга.


В 2003 году вышел первый альбом группы — «Дорога сна», презентация которого собрала аншлаг в московском клубе Б2, и послужила прорывом группы к выступлениям на крупных московских концертных площадках.


В апреле 2005 года вышел второй альбом группы — «Перевал», высоко оценённый (4/5) музыкальным журналом Play. Рецензенты издания отметили качество исполнения, но вместе с тем и некоторую скованность и нерешительность, которых нет по их мнению на живых концертах.


Прорыв Хелависы и «Мельницы» к широкой общероссийской популярности состоялся в июне 2005 года, когда усилиями лейбла «Мельницы» (на тот момент — компании «CD-Land») в хит-парад «Чартова дюжина» радиостанции «Наше радио» попала песня Хелависы «Ночная кобыла» с вышедшего к тому моменту альбома «Перевал». Усилиями фан-клуба «Мельницы» была организована активная поддержка голосованию за эту композицию, благодаря чему она сразу попала на 7-е место хит-парада. Песня была принята и поддержана не только поклонниками группы, но и широкой аудиторией радиостанции, благодаря чему всего через две недели возглавила хит-парад, продержавшись в течение 22 недель, из которых 11 недель находилась на 1 месте и заняла первое место по итогам года. С 2006 года группа начала ездить в ежегодные гастрольные туры по всей стране.


В 2005 году также выходит в свет официальный единственный альбом фолк-группы «Clann Lir», на котором звучит вокал Хелависы, ее мужа, Джеймса О’Шей, а также сооснователя группы Юрия Андрейчука. Наряду с ирландской арфой Хелависы, в записях альбома звучит волынка, вистлы и такой крайне редкий в наши дни инструмент как лютня, на которых играет известный музыкант-мультиинструменталист Владимир Лазерсон, боуран в исполнении Юрия Андрейчука, а также синтезатор (клавесин), на котором играет Константин Вышинский. Альбом неофициально распространялся в Ирландии и получил доброжелательные отзывы от ирландской публики.


В сентябре 2005 года, в группе «Мельница» произошел раскол, вследствие творческих разногласий между Хелависой и другими неформальными лидерами коллектива. В течение месяца Хелависа с оставшимися в группе участниками набрали новых музыкантов, взамен вышедших из состава группы. Первый концерт группы в новом составе состоялся 26 ноября 2005 года в подмосковном городе Черноголовка, куда группа была приглашена в качестве хэдлайнеров фолк-рок фестиваля. В день концерта Хелависа сильно простудилась, развился трахеит, однако она не стала отменять выступление, чтобы не подводить группу и организаторов фестиваля. В ходе концертного сета «Мельницы» у Натальи отказали голосовые связки и программу выступления пришлось немного сократить. Хелависа нашла в себе силы остаться на сцене для раздачи автографов поклонникам, но покинула ее в полуобморочном состоянии. На следующий день у группы был запланирован сольный концерт в Нижнем Новгороде, и Хелависа, несмотря на болезнь, вновь отказалась отменять концерт, «на морально-волевых качествах» отработав полную концертную программу без каких-либо сокращений. После концерта она полностью потеряла голос на неделю и в течение последующего года была вынуждена амбулаторно проходить медицинские процедуры на голосовых связках.


В 2006 году выходит альбом «Зов крови» — первый альбом группы в обновленном составе. Радиопрезентация этого альбома состоялась на «Нашем радио» 18 февраля. Журнал Play отвел для рецензии отдельную страницу. Рецензент Алексей Мажаев уже во второй раз (первый раз был в 2003 с «Дорогой сна») выражающий своё негативное отношение к «выходцам из ролевой субкультуры» отмечает, что по сравнению с прошлым годом группа существенно поднялась, во многом благодаря поддержке «Нашего радио», которое решило разнообразить свой репертуар фолк-роком.


Параллельно с новым составом группы «Мельница» возникает сольный проект «Хелависа», постепенно трансформировавшийся в проект «Хелависа, Лазерсон и друзья», в котором приняли участие музыканты «Мельницы» Сергей Вишняков, Дмитрий Фролов, Дмитрий Каргин, Алексей Орлов (до мая 2017 года), Сергей Заславский (до 2013 г.), Александр (Грендель) Степанов (до 2008 г.) а также сессионно участвовали гитарист Дмитрий (Дуглас) Сафонов (до 2011 г.), Владимир Лазерсон и аккордеонист Михаил Смирнов. Этот проект является логическим развитием сольных концертных выступлений Хелависы и имеет два музыкальных направления: кельтский фолк и авторские песни Хелависы, как правило, не входящие в репертуар группы «Мельница», исполняемые в акустических аранжировках.


В 2009 году выходят сразу два альбома: очередной альбом «Мельницы» под названием «Дикие травы» и первый «официальный» сольный альбом Хелависы «Леопард в городе», включающий ее авторские композиции, не входящие в репертуар группы. Концертная презентация альбома «Дикие травы» с успехом прошла 21 февраля 2009 года в СК «Олимпийский» и стала первым концертом для Хелависы после более чем полугодового перерыва, связанного с рождением первого ребенка.


Альбом «Леопард в городе» ставил целью отнюдь не покорение радиоэфиров, а скорее стал данью уважения любимым поэтам и кельтской культуре — на просторах композиций традиционно властвуют традиционные фолк-образы — живая природа, любовь, рыцари, прекрасные девы и бескрайние просторы.


К началу 2010 года ежегодные гастрольные туры Хелависы и «Мельницы» географически охватывают всю территорию России от Калининграда до Владивостока, а с 2015 года гастрольный график расширяется не только на ближнее (Украина, Белоруссия, Казахстан), но и на дальнее зарубежье (Израиль, разовые выступления на музыкальных фестивалях в Эстонии, Германии). По традиции, появившейся с этого же времени, ежегодно в январе группа «Мельница» и Хелависа в составе сайд-проектов выступают в разных городах с рождественскими концертами.


В 2012 году вышел пятый номерной альбом «Мельницы» под названием «Ангелофрения», в ходе работы над которым Хелависа и участники группы для участия в создании аранжировок первый и пока единственный раз воспользовались услугами приглашенного саундпродюссера — засл. арт. РФ Александра Самойлова.


В 2013 году выходит в свет второй сольный альбом Хелависы, посвященный направлению ее творчества, связанному с кельтским фолком, и логически продолжающий это направление со времен участия Хелависы в группе «Clann Lir». В записи альбома приняла участия команда сольного проекта «Хелависа», включающая часть музыкантов группы «Мельница», а также Владимира Лазерсона, использовавшего при записи волынку, боуран, вислы и шалмей. Эти песни относятся к более классическому фолку, близки к народной музыке, и, по мнению агентства «Интермедиа», пронизаны кельтской культурой. Эти работы по мнению специалистов агентства InterMedia уникальны в своём жанре и максимально далеки от поп-музыки, и сделаны с авторской любовью, поэтому выглядят не чуждо и не занудно. Среди песен альбома можно встретить и валлийскую пастушью песнь, и детские песенки, и лошадиный разговор, и переговоры воинственных прачек, и многое другое. К каждой композиции в CD-издании есть русскоязычный комментарий.


С выходом шестого («Алхимия», 2015 год) и седьмого «Химера», 2016 год) номерных альбомов, образовавших концептуальную дилогию, авторский коллектив группы во главе с Хелависой продемонстрировал что достиг уровня сложившейся высокопрофессиональной самобытной и самодостаточной творческой лаборатории, не нуждающейся во внешнем наставничестве.


В 2015 году появляется проект «36,6», представляющий собой дуэт, в который на правах соавторов-исполнителей входят Хелависа и Сергей Вишняков. Первоначально идея проекта возникла из опыта выступлений Хелависы и Сергея в ходе интервью на телевидении и радио в качестве представителей группы «Мельница». Эти выступления потребовали специальных минималистичных аранжировок хитов «Мельницы», переложенных для электроарфы, акустической гитары и вокала. Со временем Наталья и Сергей пришли к выводу что из задела переаранжированных песен можно создать отдельную концертную программу. Идея получила признание у зрителей и промоутеров. В гастрольных турах Хелависы 2016—2017 года ряд сольных концертов был проведен именно в рамках этого проекта. В 2017 году Наталья и Сергей решили развить проект, написав специально для него цикл песен, в котором намереваются отойти от концепции чисто акустического дуэта и активно применять современные технологии электронного звучания. 29 декабря 2017 года состоялся релиз сингла «Поверь» — первой композиции из планируемого цикла. В 2018 году планируется выпуск видеоклипа по этому синглу. Съемки видеоклипа прошли в декабре 2017 года, в Санкт-Петербурге. На 2018 год предварительно запланирован выпуск сольного альбома «36,6», куда войдет уже выпущенный сингл.


Творческая кухня
В интервью телеканалу Афонтово Хелависа охарактеризовала цель своих трудов и рассказали о грани между вечным и сиюминутным:


«   В первую очередь я верю, что наш труд создаётся для вечности. Вечность — моё ремесло. Я считаю, что в любом случае то, что после нас остаётся, наши песни, мы делаем это ради того, чтобы оно сохранилось. Насколько оно вдохновляется сиюминутными элементами культурного контекста — это каждый артист решает для себя сам. И это нормально. У нас есть Владимир Владимирович Маяковский с гениальной поэмой «Облако в штанах», которая абсолютно вневременная. И есть его элементы трэша — стёбные агитпроповские штучки, которые не менее талантливы — это часть культурного контекста. То есть да, это нормально.
Мы как-то уворачиваемся, от того, чтобы влезать в какие-то новостные дрязги, стараемся себя вести очень аккуратно. При этом мы едем с концертами в Украину, каждый год и даже чаще. И это тоже для нас очень ценно, для нас очень важна и киевская, и одесская публика, то как они нас встречают, то, как они нас благодарят за то, что мы приезжаем, потому что в первую очередь мы играем для людей. Мы играем не для политиков, мы не делаем никаких манифестов, мы просто играем для людей, которые пришли нас слушать. А что касается вдохновения, каких-то сиюминутных моментов, это уже устройство каждого артиста, насколько он воспринимает напрямую новости о крушении Боинга или насколько это у него в голове перевернётся, переварится, и из более тонких слоёв ноосферы он, скажем, напишет песню о погибших детях. Бывает, что вдохновение работает очень кривыми путями — когда-то ты заметил что-то краем глаза и она у тебя лежит на задворках подсознания, а потом к ней добавляются новые и новые соринки, а потом хлоп, они как песчинки слипаются и из этого образуется прекрасный кристалл кварца.


»
В качестве иллюстрации к описанию творческой лаборатории Натальи ниже приведен один из её комментариев, где она рассказывает, каким образом складываются её песни:


«   
Как ты создаешь тексты своих песен? Откуда приходят идеи? Проекты?


По-всякому. Иногда появляется кусочек мелодии или даже просто аккорд, который я несколько дней могу дергать и слушать (как медведи забавляются с расщепленными деревьями). Потом, в ходе прослушивания аккорда, становится понятно, о чем будет песня, и в итоге на более или менее оформленную мелодию пишется текст. (Это случай «Прялки»). Иногда бывает по-другому — придумала кусочек мелодии, и он лежит полгода, ни к чему не приспособленный, а потом появилось несколько слов, зацепленных друг за друга, и они потянули за собой эту мелодию, причем зачастую полностью приходится менять ритм. (Это как я писала «Господина Горных Дорог»). Иногда все получается более-менее вместе, и катится, как снежный ком, и тогда уже текст на письме, в качестве «стихов», выглядит совсем безобразно, но это потому, что он развивается логично музыке, а не правилам стихосложения. Вообще хочу сказать, что стихов я практически не пишу. Не люблю; хотя люблю, ценю и знаю мировую поэзию и искренне восхищаюсь творчеством любимых поэтов. Но я-то не поэт! Для меня в песне в любом случае первична музыка (более узко — работа голоса), и вместо стихов я пишу ТЕКСТЫ. В тех же случаях, когда у меня идет песня на чей-то текст (это я в основном раньше так делала, когда еще сама не пыталась сложить два слова вместе), я его воспринимаю именно как звучащий текст, который можно и нужно спеть (более того, стихи Бернса, на которые я писала песни, и были созданы как тексты песен; то же можно отнести и к ряду других использованных мной текстов).


Теперь что касается идей… Ох. Это сложно. Конечно, бывает, что можно выделить четкий источник вдохновения — какой-то древний текст («Ночная Кобыла»), или личное впечатление от путешествия, или просто в жизни случилась беда, и чтобы в ней не задохнуться, необходимо ее пропеть. Но вот как пропеть?..


Дело в том, что я живу в каком-то собственном информационном пространстве; у меня существует постоянный мыслефон, в котором события нашего реального мира изменяются до неузнаваемости, отражаются от стенок других миров и только тогда до меня полностью доходят. А еще я вижу сны, из которых зачастую приношу образы, слова и мелодии. Я как паук, сижу в центре паутины и ловлю колебания, приходящие с самых отдаленных ее концов — а это концы, они же черт знает где! Я знаю названия нескольких миров, покрытых моей паутиной, я знаю способ перемещения между ними, я знаю других сновидцев, которые имеют туда доступ, и мы периодически обмениваемся информацией. В общем, написание текста песни — это практическая магия. И с этим связано то, что я не стремлюсь к идеальной форме стиха — нужно, чтобы было единственно верное звучание слов, чтобы была смена ритма там, где надо, чтобы слушатель сам не понял, с каким стуком сердца в резонанс попало у него вот это слово. Я клею витражи, вот и все. (Кто не читал Г. Л. Олди, цикл «Бездна Голодных Глаз», а в нем повесть «Витражи Патриархов», прочтите непременно, сразу про меня многое станет ясно.)
Хелависа, 2004 год   »
Я знаю, что тяга к мифологии и кельтской культуре зародилась у вас ещё во время студенчества, однако как это творчество воплотилось в музыку?
Никак. Я думаю, что моя музыка имеет отношение в принципе к рок-культуре вообще, а конкретно тексты имеют отношение к русской поэзии.
На что вы опирались, что стало вашим вдохновением?
Моим вдохновением может быть что угодно. Просто я вижу, что мы опять идём по накатанной тропинке и на «Мельницу» вешают ярлык «кельтская группа», а это совершенно не так. Мы не играем кельтскую музыку. В моих текстах нет каких-то условно кельтских персонажей. То, что в университете я занималась ирландским языком и долгое время преподавала кельтскую филологию, не имеет к моему творчеству ни малейшего отношения.


Хелависа
Одним из основных источников вдохновения Наталья считает русскую поэзию Серебряного века, но вместе с тем отмечает, что она не фольклорист и народное творчество к её работе отношения не имеет. Среди других источников отмечаются также сказки народов мира и индоевропейская мифология. Сюда Хелависа также вкладывает термин «историческая поэтика», введённый учёным А. Веселовским, в русле которой работали такие люди, как В. Жирмунский и Ю. Лотман. Эта научная отрасль изучает, как в рамках одной культуры, например древнегерманской, связаны язык, поэзия и мифология. Всё это входит в рамки интересов Хелависы, и именно это она пытается отразить на своём музыкальном творчестве.


Отвечая на популярный вопрос журналистов, почему фолк-музыка не слишком популярна в русскоязычной среде, Хелависа отмечает, что сам термин для многих размытый и не имеет чёткого значения. Во многом это так из-за ухода в крайности — либо это очень сложное направление, связанное с изучением народной музыки, культурных особенностей, фольклора и т. д. (чем занимается, например, Инна Желанная), либо это показное шоу в дешёвых костюмах как наследие советского прошлого и как приевшийся официальный элемент торжеств. По словам Натальи, не так много исполнителей, музыка которых не только имеет фолк-элементы, но и граничит с авторской песней, с рок-музыкой. Что же касается слушателей, у многих это вызывает недоумение, так как в привычке у них такого нет — есть поп-музыка, есть традиционный рок, есть бардовская песня, есть блатной шансон, а что это такое, многие не совсем понимают. По словам лидера коллектива, «Мельнице» повезло по той причине, что группа не ставила себе узких рамок и направлений.


Наталья О’Шей отмечает, что сформировался некий стереотип, согласно которому группу «Мельница» окрестили кельтской, исполняющей кельтскую, ирландскую, шотландскую музыку, хотя это в корне не верно. Группа исполняет авторскую музыку, которая имеет мало чего общего с культурой этих древних народов. Кельтская музыка играется в отдельном, сольном проекте, куда входит как часть музыкантов основной группы, так и приглашаемые для концертов и записей Владимир Лазерсон (волынки, духовые, перкуссия) и Михаил Смирнов (аккордеон).


Аудитория
Отвечая на вопрос, пыталась ли по рок-традиции прыгнуть в толпу:
Нет, это не моё. Это не нужно. У нас просто публика слишком интеллигентная — если попытаться прыгнуть, они вежливо расступятся.


Хелависа
Наталья отмечала, что успеху группы в решающей мере способствовало активное сообщество поклонников, которое организовало фан-сайт, фото- и видеосъемки концертов, создание видеоклипов, а также большого количества связанных проектов и флэшмобов. «Публика группы „Мельница“ крайне разномастна и разнопланова, но это — люди слушающие, очень интеллигентные и, наверно, открытые всему новому.» Есть и пожилые люди, которых как правило приводит молодёжь, и люди среднего возраста, многие из которых являются поклонниками группы ещё с 1990-х гг., когда она только зарождалась. Отмечается и большое количество людей юного возраста — многие школьники посещают концерты «Мельницы».


Музыкальные критики агентства InterMedia отмечают, что хотя в начале пути основную аудиторию составляли ролевики и толкинисты, со временем она пополнилась интеллигенцией, ценителями ирландской культуры, так как в творчестве Натальи наблюдается сильная популяризация ирландской музыки, особенно явно — в её сольных проектах. Со временем тематика и характер песен стали крепко сочетать в себе европейскую культуру и национальные традиции. В одном из недавних интервью Наталья сказала, что аудитория её поклонников самая разношёрстая, и охватывает самые разные сферы жизни. Когда группа Мельница 13 апреля 2015 года выступала на Своём радио в программе «Живые», обсуждалась тема того, что среди поклонников группы очень много металлистов, несмотря на то, что творчество «Мельницы» весьма далеко от метала.


Мои сценические костюмы именно сценические, это не историческая реконструкция.


Хелависа
Говоря о популярности группы, Хелависа подчеркивает, что одним из фактов её обеспечения стало шоу, и в этом плане она сравнивает свою группу с западными проектами. По её словам, группа презентует себя людям и стремится к тому, чтобы люди сами тянулись к ним, но не затягивает их в мир своих фантазий насильно. Отвечая на вопрос о исторической достоверности костюмов, Наталья подчеркнула, что никогда не выступала в таких. В это нет необходимости, так как группа не играет историческую музыку и в таком костюме ты выглядишь нелепо. Для неё в концертной одежде главное удобство и удачный сценический образ. Что касается тематики песен, то знание всех культурных отсылок не обязательно, так как темы, которым они посвящены, общечеловеческие — любовь, свобода, война, разлука и т. п.


Музыкальные инструменты
Наталья О’Шей закончила музыкальную школу по классу фортепиано, владеет акустической гитарой и перкуссией.


Уже по прошествии нескольких лет профессиональной певческой карьеры, Хелависа обратила внимание на ирландскую (кельтскую) арфу, случайно познакомившись с чужим инструментом в артистической гримерке. По словам Натальи, перейти с фортепиано на арфу было не так уж и сложно. Наталья начала изучать основы игры на арфе, занимаясь с частными преподавателями в Ирландии, в том числе у известной ирландской арфистки Саворны Стивенсон (Savourna Stevenson). Параллельно Наталья не оставляла систематические занятия вокалом, как самостоятельные, так и периодические с частными преподавателями в России и в Ирландии. Наталья начинала играть на недорогой арфе пакистанского производства. Вскоре она решила что ей требуется инструмент более высокого уровня и приобрела арфу модели Aziliz фирмы «Camac harps». Со временем Наталья вместе со звукорежиссерами группы пришла к осознанию факта что акустическую арфу крайне сложно подзвучивать в составе рок-группы, в результате приобрела электрическую арфу Silhouette фирмы «Lyon & Healy», которая впоследствии была заменена на электроарфу DHC фирмы «Camac harps», изготовленную для Хелависы по специальному заказу. На конец 2017 г. в личной коллекции Хелависы находятся четыре ирландские арфы, из которых три акустические и одна электрическая, а также этнические арфоподобные инструменты, например сванский чанг. Наталья провела мастер-классы по ирландской арфе на фестивалях «АрфаВита».


В 2014 году у Хелависы появляется собственная мини-студия, основой которой стала аранжировочная станция Kurzweil PC3K8. С этих пор Наталья активно осваивает основы звукорежиссуры, а также современные технологии создания и обработки звука в аранжировочных решениях. Некоторые из этих решений вошли в студийные альбомы группы «Мельница».


Литературное творчество
О’Шей Н. Ирландия, где всегда идет дождь. // Вокруг света. — № 11 (2794). — Ноябрь 2006. — С. 150—158. — ISSN 0321-0669 — авторский очерк Хелависы о Ирландии.


29 ноября 2013 года поступает в продажу опубликованное издательством «Эксмо» первое художественное произведение Натальи О’Шей, написанное в соавторстве с Максимом Хорсуном — фантастический роман «Ангелофрения» в жанре стимпанка. Он был написан после создания альбома «Ангелофрения», вокруг которого развернулось бурное обсуждение. Многие идеи из песен нашли своё отражение в романе. История написания довольно проста — Максим Хорсун оставил в Живом Журнале Хелависы комментарий о том, что стоило бы написать роман на основе альбома. В ответ та дала добро на написание. Что касается сюжета, дочь петербургского астронома Магдалина Эльвен отправляется в Мемфис, столицу страны на севере Африки. Книги описывает историю её любви к капитану одного из дирижаблей — основного средства передвижения во вселенной книги. Однако отзывы роман получил смешанные — в своих рецензиях читатели указывали на большое количество орфографических и стилистических ошибок, а также на недостаточную проработанность мира.


Я очень люблю книги в жанре постмодернистского философского фэнтези, как у Генри Лайона Олди.


Хелависа
27 января 2016 года в Доме книги «Москва» на Воздвиженке была представлена публике очередная публикация Хелависы. Книга была издана Институтом этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая при РАН научно-популярная книга «Сказки, рассказанные в октябре», написанная Натальей О`Шей в соавторстве с этнографом Наталией Лапкиной при поддержке Российского гуманитарного научного фонда[комм. 2], основанная на результатах проведенной авторами вы

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Хелависа
« Ответ #1 : 24 Февраль 2020, 13:20:53 »

2.


К изданию прилагаются приложения, где описаны образовательные курсы и лагеря, которые знакомят детей с кельтской культурой — одно из направлений, в которых работает Хелависа.


Сама по себе книга довольно разнообразна и предназначена для широкого круга читателей, автор относит её к постмодернизму. Здесь есть и научное вступление, и советы по рассказыванию историй и сказок детям, и размышления о межкультурной адаптации, и, собственно говоря, сами авторские сказки от Хелависы в количестве семи штук. К каждой сказке предусмотрены свои примечания. В самом издании используется термин «сторителлинг» и авторы отмечают, что адекватного перевода на русский нет. Под этим подразумевается «правильная передача детям смысловых конструкций, идей, культурных ценностей путём рассказывания сказок». Допустим, после прочтения сказки «Финн и лосось мудрости» детей советуют угостить лососем. Всё это было реализовано в проекте, по итогам которого книга была написана — истории сопровождались звучанием кельтской арфы, детей угощали запечённым лососем и т. п. Критиками портала InterMedia было высоко оценено качество издания, исполнение книги и сами сказки, которые написаны живым и современным языком, лишены старомодных, замшелых оборотов и конструкций. Также по ходу повествования наблюдается градация — первые истории здесь выступают традиционными детскими сказками, а последние уже выглядят серьёзными историями.


В дальнейшем Хелависа организовала ещё один детский научно-творческий лагерь в 2016 году, на этот раз в Финляндии, но этого не хватило на целую книгу. По её словам, после проведения ещё нескольких подобных лагерей выйдет продолжение. В 2017 году с участием Хелависы был проведен очередной детский творческий лагерь с выездом во Флоренцию (Италия), куда приглашались все желающие.


Личная жизнь
Среди увлечений и хобби Хелависы можно отметить верховую езду, альпинизм, горнолыжный спорт, плавание, йогу. Альпинизм является семейным спортом у Натальи — в горные походы ходили её отец, мать, дед, бабушка и многие другие родственники.


21 августа 2004 года Наталья вышла замуж за Джеймса Корнелиуса О’Шей, гражданина Ирландии, на тот момент атташе по культуре ирландского посольства в Москве. После замужества она живёт вместе с семьей в Западной Европе, переезжая по мере служебных назначений мужа раз в 4 года. До 2004 года он работал в Москве, в 2004—2008 гг. в Дублине, в 2008—2016 гг. — в Женеве, с 2016 года — в Вене.


22 июля 2008 года в Женеве у них родилась дочь Нина Катрина О’Шей, а 15 апреля 2011 года там же вторая дочь — Уна Тамар О’Шей. Будучи беременной, Хелависа до мая 2008 года участвовала в гастролях. По её словам, во время беременности она не лежала на диване, а занималась активным спортом, соблюдая необходимые меры осторожности — до третьего месяца каталась на горных лыжах, до четвёртого — ездила на лошади, во время беременности летала в Новую Зеландию и ходила там в пешие походы. Походы по ледникам продолжались даже в последнем триместре, занятия йогой и плавание продолжались вплоть до самых родов, а за день до них Наталья без особых усилий проплыла в бассейне свой стандартный километр. По словам Натальи, в это период именно йога и ароматерапия держали её в тонусе и она подробно рассказывала об этом в интервью. Когда Нине исполнилось 5 месяцев, концертная деятельность продолжилась, так как наступило 21 февраля и группа представила публике альбом «Дикие травы». Пока Наталья выступала на сцене, за детьми присматривала няня.


Хелависа занималась активной популяризацией ношения слингов-шарфов вместо традиционных колясок. По её словам, это весьма удобно и более мобильно. Некоторое время она являлась фотомоделью — лицом норвежского производителя слингов-шарфов Еllevill


С 2008 по 2016 Хелависа активно занималась дизайном одежды и аксессуаров, создав совместно с Наталией Лапкиной и Марианной Шипициной мастерскую моды «Mitzi Dupree» (ныне прекратила свою деятельность). На одном из рождественских концертов в Московском международном доме музыки в качестве экспериментального сценического решения сольные номера Хелависы были совмещены на сцене с дефиле моделей, одетых в платья, созданные по ее эскизам.


Хелависа делит свой рабочий и личный график примерно примерно поровну между пребыванием по месту жительства семьи и в России. В России она ведёт активную студийную и концертную деятельность в составе группы «Мельница» и в сольных проектах. На начало 2018 года семья проживает в Вене, дети живут и учатся либо там, либо в английской школе в Москве. Как правило, на клубные концерты Хелависа дочерей не берёт, так как отрицательно относится к пиар-акциям за счёт детей на сцене. Да и атмосфера, по её словам, не совсем детская. Дети во многом разделяют увлечения матери — плавают, ездят верхом, занимаются йогой, а также занимаются музыкой. С творчеством матери они также знакомы и пытаются исполнять некоторые песни. Их любимые — Дороги, Королевна (любимая песня самой Хелависы), Ангел, Ночная кобыла.


Дискография



Хелависа на фестивале, приуроченном к 300-летию Летнего сада (26 июня 2004)


Раннее творчество[


Running to Paradise (магнитофонный/цифровой альбом, 1996)
«Дорога сна» (магнитофонный/цифровой альбом, 1996)
«Лунный день» (магнитофонный/цифровой альбом, 1996)
«Сольные записи» (магнитофонный/цифровой альбом, 1999)


В составе группы «Мельница»


Альбом «Дорога сна» (CD Land Records, 2003)
Мини-альбом «Master of the Mill» (издание на CD-audio, 2004)
Альбом «Перевал» (CD Land Records, 2005)
Альбом «Зов крови» (Navigator Records, 2006)
Сборник «The Best» (Navigator Records & CD Land Records, 2007)
Альбом «Дикие травы» (Navigator Records, 2009)
Сингл «Рождественские песни» (Navigator Records, 2011)
Альбом «Ангелофрения» (Navigator Records, 2012)
Бокс-сет «Знак четырёх» (Navigator Records, 2012)
Мини-альбом «Радость моя» (Navigator Records, 2013)
Концертный альбом «Ангелофрения live» (Navigator Records, 2014)
Альбом «Алхимия» (Navigator Records, 2015)
Альбом «Химера» (Navigator Records, 2016)


В составе группы Clann Lir


Clann Lir (Фонд развития традиционной культуры, 2005; переиздание Перекресток Рекордс, 2008). В двух треках альбома вокальный дуэт вместе с Натальей О`Шей записал её муж, Джеймс О`Шей.


Сольный проект «Хелависа»


«Леопард в городе» (Navigator Records, 2009)
«Новые ботинки» (Navigator Records, 2013)


Проект «36,6»
«Поверь» (сингл, 2017)


Участие в других проектах, работы по приглашению


«Тебя ждала» — вокал, арфа совместно с группой «Начало Века». Песня вошла в состав сборников «Фолк Навигация» (2008), «Чартова дюжина. Top 13» (2009), а также в альбом группы «Начало Века» — «Формы времени», 2010. (Видео на Youtube).
«Господари» (вокал), «Город» (вокал), «Лунный камень» (кельтская арфа), «Песни черни» (перфоманс) (2007) — участница юбилейного концерта группы «Тол Мириам»
«Два ангела-II» («10 лет — полёт нормальный», участница юбилейного концерта группы «Пилот»)
«Там высоко» (совместно с Артуром Беркутом (Ария) записала радиосингл и приняла участие в юбилейных концертах группы «Ария»), 2010 г.
«Падение» (запись дуэта с Алексеем Горшеневым для трека альбома xXx, «Кукрыниксы»)
«От неба до неба» (группа «Северо-Восток», альбом «Открытый берег», 2008)
«Потому что я играю фолк» — бэк-вокал (вошла в сингл «Когда позовёт тебя море», 2006, «The Dartz» и сборник «ФолкРокФорум II», 2007)
«Рядом быть» (дуэт с Юрием Постарнаковым для радиосингла группы После 11, 2011 г., запись вошла в сборник «Фолк Навигация», 2011).
«Немного огня» (дуэт с Эдмундом Шклярским) — участница юбилейных концертов «30 световых лет» группы «Пикник» (2012 г.)
«Смерти нет» («Сокровище Энии», 2014, совместно с группой «Эпидемия»)
«Улетаю» (Северо-Восток, альбом «Предчувствие», 2015)
«Мама, ты знаешь…» — сингл CASUAL & Глобалис, записанный совместно с Хелависой и Сергеем Галаниным (группа «СерьГа»), премьера 8 марта 2017 г.
«Придумай светлый мир» («Легенда Ксентарона», 2018, совместно с группой «Эпидемия»)


«Последнее испытание»
Хелависа исполнила роль тёмной богини Такхизис в российском мюзикле «Последнее испытание», созданном Антоном Кругловым в соавторстве с Еленой Ханпирой по мотивам серии книг «Сага о копье». Хелависа участвовала только в аудиопостановке, которая была выпущена компанией «Перекресток Рекордс» на двух CD в 2009 году.


«Обыкновенное чудо»
В 2007 году вышел CD радиоспектакля «Обыкновенное чудо» (по пьесе Е. Л. Шварца, режиссёр Дмитрий Урюпин) с участием Хелависы, которая исполнила в спектакле роль кавалерственной дамы Эмилии. В постановке также приняли участие актёры рок-ордена «Тампль», Алексей Кортнев и др. (о диске).



Хелависа - Поверь





Хелависа - Coisich, a rùin



Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Хелависа
« Ответ #2 : 08 Август 2020, 15:09:59 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика