Валентина Пономарева. Глядя на луч пурпурного заката
Валенти́на Дми́триевна Пономарёва (10 июля 1939, Москва) — советская и российская певица, исполнительница романсов и джазовая вокалистка. Представительница династий русских цыган Пономарёвых и сэрвов Эрденко. Мать Олега Пономарёва, сестра Владимира Пономарёва и тётка Сергея Эрденко.
Биография певицы включена в энциклопедию «Кто есть кто в мире музыки» и международную книгу «500 выдающихся личностей в истории человечества». Создательница «Музыкального театра Валентины Пономаревой».
Родители Валентины Пономарёвой — скрипач Дмитрий Пономарёв, племянник знаменитого цыганского музыканта — Михаила Эрдэнко, и пианистка Ирина Лукашова. Будущая певица родилась, когда её родители ещё обучались в Московской консерватории и жили в общежитии. Валентина росла, окружённая музыкой. Европейская классика и цыганские мелодии одинаково хорошо знакомы ей с детства.
Валентина обучалась во многих школах, поскольку ей приходилось переезжать с родителями из города в город. После получения среднего образования она поступила в музыкальное училище города Хабаровска, сразу на два факультета — вокальный и фортепиано. Во время обучения Пономарёва знакомится с джазом и увлекается этим жанром.
Закончив училище экстерном, Валентина вскоре принимает приглашение на драматическую роль цыганки Машеньки в театральном спектакле «Живой труп» (Театр драмы г. Хабаровска). В роль входят цыганские песни. Премьера спектакля состоялась 18 декабря 1960 года. «Машенька» имеет большой успех у зрителей.
В 1967 году Валентина принимает участие в Международном джазовом фестивале в Таллине. Там её замечает и приглашает солисткой в свой джаз-оркестр Анатолий Кролл.
В 1971 году певица покидает оркестр и становится артисткой театра «Ромэн». В 1973 году в театре образуется трио «Ромэн», солисткой которого становится Валентина Пономарёва. В том же году трио становится лауреатом Всероссийского конкурса театральной молодёжи и лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Трио «Ромэн» быстро становится очень популярным, как в СССР, так и за его пределами. Оно выступает на радио, телевидении, записывает альбомы, гастролирует по Союзу и зарубежью. Во время заграничных гастролей Валентина посещает джаз-клубы, в которых не только слушает, но и поёт, навлекая на себя недовольство «органов».
В 1979 году Пономарёва покидает театр. Начиная с 1980, она вновь принимает участие в джаз-фестивалях. Фактически, её голос становится голосом советского джаза.
В 1983 году певица покидает трио «Ромэн» и устраивается работать в варьете в «Интуристе». Программа делается специально под неё, позволяя ей максимально полно реализовываться.
В том же году Пономарёву приглашает исполнить песни главной героини в фильме «Жестокий романс» режиссёр Эльдар Рязанов. Романсы в исполнении Валентины Дмитриевны имеют большой успех, их постоянно заказывают на радио.
С 1985 по 2004 год Пономарёва записывает 18 сольных альбомов, с 1978 по 2007 также участвует в записи большого количества сборников и альбомов других исполнителей.
С 2002 по 2006 год В. Пономарёва осуществляет постановку и проведение циклов концертов «Душа моя романс» в ГЦКЗ «Россия», где представляет своим слушателям талантливую молодёжь исполняющую классический, бытовой и цыганский романс.
С 2007 года Валентина Пономарёва активно выступает с сольными концертами, является членом правления Дома Работников Искусств и членом жюри конкурса «Романсиада».
На протяжении всего своего творческого пути Валентина Пономарёва всячески поддерживает и продвигает талантливую музыкальную молодёжь. Среди её учеников такие известные исполнители как Шандор Ковач, Дмитрий Шумейко, Диана Савельева, Герман Юкавский, Евгений Южин и другие.
Дискография
Пономарёва Валентина 2008 - Ночные цветы (CD) (320)Gypsy Romances (2004)
Авангардный РОМАН с Юрием Кузнецовым (2003)
Пономарёва Валентина 2003 - Как хороши те очи (CD) (320)Пономарёва Валентина 2003 - Любимые песни.RU (CD) (320) Очи чёрные (2001)
April in Japan (2001)
Forte (1999)
Две гитары (1999)
Пономарёва Валентина 1990 - А напоследок я скажу (LP) (320) Пономарёва Валентина 1998 - Мы странно встретились (CD) (320)А напоследок я скажу… (1994)
Пономарёва Валентина 1993 - Две гитары (CD) (320) Романсы моих друзей (1992)
Live in Japan (1991)
Пономарёва Валентина 1990 - Не пробуждай воспоминаний... (LP) (320) Terra Incognita (1990)
Пономарёва Валентина 1994 - А напоследок я скажу... (CD) (320) Искушение (1989)
Intrusion (1988)
Fortune-teller (1985)
................................................
Фрагменты из книги Григория Гаврилова Валентина Пономарева цыганка с русскою душой .
Писать книгу о чьей-то жизни можно лишь в том случае, если узнав об этой жизни все возможное, проникнешься ею глубоко и сильно, если очаруешься ею. Вот уже несколько лет я работаю с Валентиной Дмитриевной в качестве ее секретаря, имею возможность наблюдать ее в разных жизненных ситуациях: дома, когда она находится среди своих близких и друзей, за кулисами перед концертом, когда она как обнаженный нерв чрезвычайно чувствительна и буквально перенасыщена энергией и эмоциями, которые несет зрителю, и в те минуты, когда, отдыхая от гастролей, она делится со мной впечатлениями. Но, может быть, самыми интересными и дорогими для меня являются моменты, когда, помогая пополнить материал для книги, она раскрывает мне сокровенные мысли и чувства, поражая глубиной и многообразием своих духовных исканий. Во время этих бесед у меня не раз мелькала мысль, что моя собеседница принадлежит к тем немногим, кто вправе назвать себя творцом своей судьбы. Постепенно меня все сильнее захватывало обаяние этой яркой и многогранной личности, стремящейся достигнуть совершенства во всем, к чему бы она не прикасалась. И чем чаще это происходило, тем увереннее я приходил к решению сделать книгу максимально точной и правдивой, по существу просто приводя факты и события этой удивительной жизни без каких - либо комментариев, уповая на то, что умница - читатель сам разберется, все поймет и проникнется тем же уважением и восхищением, что владеют мной. Мне кажется, такой подход также оправдывает участие в повествовании личного дневника Валентины Дмитриевны и выдержки из ее многочисленных интервью. Это волнует меня чрезвычайно.
Неоценимую пользу мне доставило общение с родственниками моей героини, в первую очередь, с мамой Ириной Александровной, братом Владимиром Дмитриевичем, сыном Олегом. Без их теплого участия книга потеряла бы много интересных страниц. Большую часть необходимых для работы печатных и видеоматериалов мне предоставил Константин Гогунский, продюсер, музыкант, спутник жизни Валентины Дмитриевны. Итак, дорогой читатель, приглашаю Вас на время отрешиться от своих проблем и погрузиться в чтение творческой биографии Валентиной Пономаревой, удивительные перипетии которой происходят на моих глазах, а также записанной с ее слов и со слов тех, кто ее хорошо знает и - потому - любит.
СОДЕРЖАНИЕ КОРНИ
Всем известное выражение «Яблоко от яблони недалеко падает» в последнее время чаще всего почему-то принято употреблять с отрицательным, критическим оттенком. Между тем, яблоко, особенно наше, российское, - прекрасный душистый плод. И почему не быть ему ближе к корням - в том смысле, что, набираясь сил, вобрать в себя все лучшее, дополнить его плодами поисков и воспользоваться тем драгоценным опытом, который ценой усилий собственной жизни сумели накопить наши предшественники по генеалогическому древу. Ибо нет ничего хуже «Ивана, родства не помнящего». Сознаем мы это или нет, многое - не только гены - берем мы от родителей, бабушек и дедушек, - жесты, улыбку, походку, бытовые навыки. Но нередко перенимается и становится главным нечто большее, существенное, отчего возникают династии - гончаров, моряков, учителей, артистов, музыкантов.
Именно в такой музыкальной династии «умудрилась» родиться Валентина Дмитриевна Пономарева. Соблюдая историческую справедливость, начинать надо с природной музыкальности всего цыганского племени (или племен?), ведь для цыгана музыка, песня - это не столько отдых и развлечение, сколько откровение души, молитва. Это одна из главных составляющих частей его жизни.
Цыганский род Пономаревых был известен в Курской губернии своими музыкальными традициями еще с дореволюционных времен. Многие в округе заслушивались игрой братьев Пономаревых. Один из них играл на скрипке, другой на трубе, а третий брат, Василий, самостоятельно освоил игру на многих инструментах, но любимыми у него были пианино и контрабас. Первая мировая рано унесла его жизнь, как и жизнь братьев, но он все же успел передать любовь к музыке старшему сыну Дмитрию, отцу нашей героини. Имя Василий стало одним из самых любимых в роду Пономаревых...
В Дмитрии Васильевиче соединились линии двух известных цыганских музыкальных династий - Пономаревых и Эрденко. Музыкальная слава рода Эрденко начиналась с блестящего скрипача Михаила Эрденко, добившегося большой известности и заслуженного признания. Музыкальность цыганского народа проявилась в нем в превосходной степени. В его судьбе, как это нередко бывает, помимо генов и выдающегося таланта, сыграл определенную роль его величество Случай. Так или иначе, когда в середине прошлого века некий меценат из Петербурга проезжал Курскую губернию, в одном из местечек его внимание привлек маленький цыганенок, весьма бойко игравший на скрипке. Загоревшись идеей сделать из него настоящего музыканта, меценат увез его в северную столицу, помог получить классическое музыкальное образование и в итоге стать блестящим скрипачом, в четырнадцатилетнем возрасте покорившим своей виртуозной игрой самых искушенных слушателей Европы. Вскоре Михаил Эрденко становится профессором Киевской, а позднее Московской Консерватории. Его заслуги на этом поприще были высоко оценены, и после его смерти в 1939 году его имя было занесено золотыми буквами на почетную доску при входе в Консерваторию.
Среди его потомков многие стали превосходными музыкантами. И один из них - Дмитрий Пономарев, отец героини нашего повествования. Соединившиеся «музыкальные гены» двух цыганских династий будоражили горячую кровь этого одаренного юноши. Музыка стала мечтой и смыслом его жизни. Он поступает в Курское музыкальное училище по классу скрипки, где вскоре знакомится со своей будущей женой Ириной Шепеленко. Ей было восемь лет, когда они впервые увиделись. Жила она с бабушкой, Екатериной Николаевной Лукашевой. Потомственная дворянка строгих правил, Екатерина Николаевна часто рассказывала маленькой Ирочке историю любви ее родителей. Вспоминала, как появился однажды в ее доме молодой статный купец Александр Шепеленко из Чернигова, чтобы просить руки ее красавицы - дочери Валентины. Поначалу она ответила отказом, но любовь молодых людей была взаимной и страстной, и Александр со всей решительностью заявил тогда, что в случае отказа он сейчас же застрелится у нее на пороге. Непреклонная Екатерина Николаевна вынуждена была согласиться. Молодые жили дружно и счастливо, и даже разразившаяся война не смогла их разлучить, Валентина мужественно сопровождала мужа во время боевых действий. После революции Александр стал командиром Красной Армии, командовал 203 - им стрелковым полком и геройски погиб в 1921 году в Грузии при усмирении белогвардейской банды. Волею судьбы почти одновременно с любимым мужем в Батуми во время родов умирает и Валентина, оставив после себя маленькую дочь. Именно в честь нее, так рано ушедшей из жизни, назовут через восемнадцать лет нашу героиню, для которой фотографии бабушки и рассказы о ней стали одним из самых ярких детских впечатлений. И, может быть, магия имени «Валентина», что по-гречески означает «мужественная», «сильная», и помогала ей преодолевать те немалые жизненные трудности, которые встречались на ее пути.
Заботы о родившейся внучке взяла на себя бабушка Екатерина Николаевна. Чего только не было в их жизни, куда она их не бросала. Ирина Александровна до сих пор хорошо помнит, как она двухлеткой пряталась с бабушкой в подвалах домов в революционном Киеве, а по улице с гиканьем и стрельбой проносились всадники... Не смотря на жизненные трудности, Екатерина Николаевна старалась приобщать внучку к миру искусства, при первой возможности водила в театр, на концерты заезжих знаменитостей. На всю жизнь запомнились ей раскаты Шаляпинского баса и непостижимые танцы Айседоры Дункан с ее длинным шарфом и стремительными па. Увлекшись музыкой, она удивительно быстро и успешно осваивает премудрости фортепианной игры и с десяти лет становится концертмейстером в классе скрипки педагога М.Г.Файна. Небольшой зарплаты Ирочки едва хватало ей с бабушкой, которой как бывшей дворянке пенсия не полагалась. Маленькая пианистка вынуждена была подрабатывать, играя на «фортепианах» в кинотеатре немого кино. Нередко, уставая, она засыпала над клавишами, и сидевшая рядом бабушка, смахивая украдкой слезу, бережно ее будила.
Однажды в музыкальной школе юной Ирине пришлось аккомпанировать чернокудрому цыганскому юноше с горящим взором, который был старше ее на восемь лет. Вспыхнувшее между молодыми чувство вскоре переросло в глубокую и сильную любовь, и Дмитрий, не смотря на бурные протесты своей многочисленной цыганской родни и возражения Екатерины Николаевны, забирает Ирину к себе вместе с бабушкой.
Цыганская семья неоднозначно приняла невесту старшего сына, статную красавицу с длинной косой. Кто-то ее полюбил и был с ней добр и ласков, были и недовольные присутствием девушки другой крови. Но настоящая любовь сильнее всех преград, - история знает немало тому примеров. Продолжая занятия в музыкальном училище, Ирина и Дмитрий становятся мужем и женой.
Вскоре у Ирины подошли к концу годы учебы, отзвенел последний звонок. Она легко сдает экзамены в Московскую Консерваторию, и, отучившись там год, возвращается, в Курск, готовит мужа по теоретическим дисциплинам, и вскоре он тоже становится студентом этой прославленной во всем мире кузнице выдающихся музыкантов. Тонкостям скрипичной игры он обучается в классе своего знаменитого деда профессора Михаила Эрденко.
Старший сын в семье, Дмитрий стал примером для трех других своих братьев - Алексея, Федора и Василия. Волшебство мира музыки увлекло и их. Алексей стал хорошим профессиональным виолончелистом (к сожалению, он рано ушел из жизни), а об удивительном пении и виртуозной игре на разных инструментах брата Василия среди цыган ходят рассказы и по сей день. Сестры тоже не отставали - Нюра, Люба и Рая стали прекрасными певуньями и танцовщицами, передов впоследствии свою увлеченность и мастерство детям и внукам.
Итак, Ирина и Дмитрий - студенты Московской консерватории, причем одни из тех, на кого педагоги возлагают особые надежды. Рядом учились и другие, наделенные недюжинными способностями и талантом.
Студенческое общежитие, тарелка винегрета с мужем на двоих и самозабвенные занятия любимой музыкой. Первые крупные успехи, конкурсы, дипломы, выступление в Кремле перед Сталиным, - все предвещает блестящую музыкальную карьеру. Радостное событие - рождение дочери, названной Валентиной в честь бабушки, которую дочка никогда не увидит. Пусть будет она такой же сильной и мужественной!
19 июня 1941 года Ирина Александровна, ожидавшая второго ребенка, аккомпанирует мужу на выпускном экзамене, а через два дня - война, эвакуация в Уфу, письма мужа с фронта, и двое детей на руках: двухлетняя Валентина и сын Владимир, родившийся на второй месяц войны. Работа концертмейстером в эвакуированном Киевском Оперном Театре. У самой Ирины Александровны - прекрасное сопрано, и она успешно готовит с певцами сложнейшие оперные партии. Зарплата концертмейстера не позволяет сводить концы с концами. Немного выручают выступления перед киносеансами, где она поет популярные танго и вальсы, аккомпанируя себе на аккордеоне. Вот только пальцы плохо слушаются, - сказывается частая сдача донорской крови. А как иначе прокормить детей:
Окончилась война, вернулся муж Дмитрий, и семья, получив приглашение, переезжает в Ташкент. Дмитрий Васильевич становится концертмейстером в оркестре Оперного театра, Ирина Александровна работает с певцами.
Цыган не зря называют «бродячем племенем». Страстная и деятельная натура молодого отца семейства требовала перемен, и этому не в состоянии была противиться многочисленная семья и родственники. Начинаются бесконечные переезды из города в город, из республики в республику, а их в то время в СССР было пятнадцать! Семья постоянно срывается с места, перевозя с собой немногочисленные пожитки. Ирине Александровне начинало казаться, что эта кочевая жизнь становится ее вечным уделом Но вот, наконец, оказались на самом краю земли - на Дальнем Востоке. И здесь Ирина Александровна взмолилась - сколько можно переезжать, дети должны получить образование, необходимо где-то обосноваться. «Ну ладно, - согласился Дмитрий Васильевич, здесь красиво, много зелени, прекрасная река Амур. Будем с тобой путешествовать и ездить на рыбалку». Так в 1953 году семья Пономаревых оказалась в г. Хабаровске.
СОДЕРЖАНИЕ ХАБАРОВСК
Но вернемся в Хабаровск конца 50-х. Жизнь Валентины Пономаревой постепенно входит в привычную колею, заполненная самообразованием и работой концертмейстера в Хабаровском драмтеатре. Именно театр стал следующим важным этапом в жизни Валентины. А произошло это так. В театре по случаю юбилейной даты - 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого - готовили премьеру спектакля «Живой труп». И вот однажды, когда Валентина играла за кулисами на фортепиано, сопровождая действие в спектакле, мимо проходил со своими помощниками главный режиссер театра М.С.Амитов. Увидев, что юная пианистка увлечена игрой, он постарался шагать тише, затем остановился неподалеку и произнес:
- Ну хороша девочка, просто невозможно. А кто она?
Кто-то из помощников ответил:
- Это наш концертмейстер, выпускница Института Искусств, из знаменитой цыганской семьи Пономаревых.
Амитов:
- Как, цыганка? Не хватало, чтобы она еще и пела!
На что услышал в ответ:
- Так она закончила вокальный факультет.
- Попросите ее завтра зайти ко мне в кабинет.
В одиннадцать часов, как положено, раздался стук в дверь главного, на пороге появилась черноволосая глазастая пианистка: «Здравствуйте, Михаил Семенович, я - Валентина Пономарева». В это утро она получает приглашение на роль цыганки Маши, одну из главных в спектакле и неожиданно для себя оказывается в самой гуще театральной жизни. Волнения и сомнения не покидали юную дебютантку до самого дня премьеры, тем более что другим кандидатом на эту роль была опытная актриса, заслуженная артистка России Н. А. Медведева. И вот, наконец, 18 декабря 1960 года, премьера. Борясь с волнением, Валентина выходит на сцену и вдруг, как было на выпускном спектакле в Институте Искусств, волнение уходит, она уже чувствует себя не актрисой, а настоящей цыганкой Машей, и страдает, и любит, и падает в самый настоящий обморок, когда слышит выстрел Протасова, и, не в силах подняться, не идет, а с трудом ползет к нему по сцене. Этого не было в сценарии и на репетициях, и главный режиссер следит за реакцией зала. А зал, захваченный неподдельными чувствами страдающей девушки - цыганки, взрывается аплодисментами. Аплодирует партер, галерка, аплодируают главреж Амитов и заслуженная артистка Медведева, оценившая темперамент и искренность юной актрисы. А на следующий день к ней на улицах города подходят незнакомые люди, поздравляют, благодарят, называя ласково «Машенькой». Кстати, именно в этом спектакле Валентина Пономарева впервые спела свою знаменитую «Невечернюю».
Юность
И все-таки в то время в глазах Валентины грусти было больше, чем радости. Недаром Михаил Семенович Амитов говорил, что она никогда не смеется в полную силу, что у нее смех - всегда сквозь слезы, и что в глазах ее вся грусть цыганского народа. А еще в этих глазах отражалась странная, парадоксальная линия жизни: закончила Институт Искусств как классическая певица и пианистка, играла в драмтеатре, пела цыганские песни и романсы, а мечтала... о джазе! Частенько идут письма в столицу, к знатокам джаза, в ответ приходят конверты за подписью музыковедов Аркадия Петрова, Алексея Баташова. Продолжаются самостоятельные уроки джазовой импровизации, нужен был лишь случай, который всегда на стороне тех, кто мечтает и стремится к цели. И он наконец возник, в образе большого эстрадного оркестра, приехавшего в Хабаровск на гастроли. В оркестре неожиданно заболела солистка, и после недолгих поисков ей нашлась замена в лице юной «цыганки Маши».
Дневник Валентины отразил сомнения этих дней: «Я на перепутье. Сегодня иду на первую репетицию, конечно, с нетерпением, конечно, с волнением, предстоящее знакомство с ребятами - мой первый экзамен, вторым будет мой дебют на публике»... «Репетиция прошла, и очень неплохо. Впереди - концерт. Сейчас поздний вечер, а спать не хочется, настолько голова и сердце переполнены впечатлениями»... «Вчера прошел мой дебют. Я не ожидала такого теплого приема публики, хотя это - мизер по сравнению с теми овациями, которыми меня избаловала публика в драмтеатре.» Следующая запись сделана через несколько дней: «Руководитель оркестра сказал, что я произвела очень хорошее впечатление. Завтра он придет уговаривать моих родителей отпустить меня на гастроли».
Первые роли в Хабаровском драматическом театре
Вот так и началась у Валентины Пономаревой «жизнь на колесах», как будто вырвалась на свободу ее вольная натура, унаследованная от отца. Концерты, переезды, новые города, новые люди. Кажется, о такой жизни она и мечтала. А может быть, это сказывалась унаследованная от предков тяга к перемене мест? Как это прекрасно сказал о цыганской натуре Лев Толстой устами Федора Протасова: «Это даже не свобода, это - воля». А унаследованная от мамы самоуглубленность звала отчитаться перед дневником: «Скоро месяц, как я в новом коллективе. Мой дневник - моя отдушина, мое самое сокровенное, самое личное. С него я и начну. Кажется я здорово влюбилась и счастлива...»
Вспыхнувшая любовь не принесла удачи в браке, который оказался коротким, но зато счастьем для Валентины стало рождение сына Олега, любимец всей семьи. Материнская любовь и тревога отразилась и в строках дневника: «Сыночек, любовь моя, не беспокойся. У всех детей двое родителей, а у тебя их трое - бабушка, дедушка и я. Мы сообща сделаем тебя счастливым».
Так и было. Воспитанием любимого наследника занимались сообща и дружно. Чуткость родителей в этот период была так необходима раненой душе дочери. В семье по - прежнему царили любовь и забота друг о друге. Сохранилась фотография, где Олежка, едва научившись стоять, под руководством деда пытается удержать в неловких детских ручках смычок и скрипку: гены что-нибудь да значат!
Два года дома с сыном пролетели незаметно, и вот уже вновь одолевают мечты о музыке, о сцене. Валентина устраивается в Хабаровскую филармонию, разъезжая с разными коллективами по всей Сибири и Дальнему Востоку, мечтая заработать денег на дорогу, чтобы поехать Таллинн на международный джазовый фестиваль.
1967 год. Она в Таллине, такого представительного джазового форума советская страна еще не видела. Приехали гости из США, Англии, Финляндии, Норвегии, Прибыл даже сам Уиллис Коновер, тот самый автор и ведущий передачи «Час джаза» радиостанции «Голос Америки», из радиорассказов которого Валентина черпала драгоценные крохи информации. Гостиницы были переполнены, и устроители фестиваля селили вновь прибывающих любителей джаза в общежитиях и школах, где досталось место и нашей хабаровчанке. Билеты на концерты фестиваля достать было невозможно, но все же Валентине удалось прорваться на один из них (сохранилась программка с автографом Уиллиса Коновера и совместное фото). И еще ей повезло попасть на ночной джемсейшн - удивительное изобретение джаза, где музыканты импровизируют вместе или соло, демонстрируя мастерство, фантазию и вкус, играя часто с незнакомыми музыкантами. Там - то и увидел Валентину старый знакомый Герман Лукьянов: «Валентина, вы здесь? Ну так идите на сцену и пойте». Она как будто ждала чьей-то команды; и вот она прозвучала. На шумной сцене, переполненной своими и иностранными музыкантами, звучал любимый блюз. Все внутри ее пело, и она шагнула туда, к ним. Шагнула в новую жизнь. Позже, окруженная толпой улыбающихся и поздравляющих ее, она разглядела московских «джазоведов», любимых музыкантов, тех, кого она забрасывала своими горячими письмами. Посыпались вопросы: «Так вы та самая Пономарева из Хабаровска? Как же вы сюда добрались?» - «Семь дней на поезде, - отвечала она. Я и мой магнитофон «Аэдос». - Где вы остановились, почему не предупредили нас в Москве, мы бы вам помогли». А зачем было кого - то беспокоить, ведь она была уверена, что сама вырвется в эту новую жизнь, чего бы ей это ни стоило. И вот она здесь, окруженная знаменитостями.
Именно здесь, на «джеме», познакомилась Валентина с Анатолием Кроллом, руководителем лучшего в то время джаз-оркестра страны, На просьбу прослушать ее он ответил: «Приезжайте в Тулу, где базируется мой оркестр, там все и решится». И она поехала в Тулу, нашла Анатолия Кролла:
- Здрасьте, я Валентина Пономарева (эту замечательную фразу мы еще не раз услышим из ее уст, когда она, решит в очередной раз резко изменить ход своей жизни).
- А, да-да, та самая Пономарева, которая, говорят, прибыла в Таллинн из Хабаровска чуть ли не на оленях. О вашей любви к джазу ходят легенды.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕАТР «РОМЭН»
Теперь в постановках «театра» ее необычный голос звучал все чаще. Играла она и драматические роли, - например, роль Наргис в пьесе «Большая волна Ганга». Но по-настоящему переломным моментом в ее жизни того периода стала постановка пьесы «Золотая перина», которую специально для молодежи театра написал И. Ром - Лебедев. В ней впервые прозвучали песни того вокально-инструментального ансамбля, впоследствии переросшего в трио «Ромэн». Переливы гитар и удачно сочетающиеся по тембру голоса Играфа Иошки и Георгия Квика создавали музыкальную ткань, в которую золотой нитью вплетался высокий чистый голос Валентины Пономаревой. Этот спектакль вообще был необычным для театра, на сцене которого впервые появились барабаны, электропианино, в то время именуемое ионикой. Молодому поколению театра было дано полное право импровизировать, предлагать свои варианты сценографии, придумывать музыку самим, и эта музыка могла содержать современные ритмы. А кто разбирался в них в театре лучше Валентины Пономаревой? И она с увлечением отдалась подготовке музыкального ряда спектакля. Прозвучавшие в нем песни «Шатрица» и «Золотая серьга» в исполнении трио были горячо приняты зрителями, и ансамбль был рекомендован к участию во Всероссийском конкурсе театральной молодежи 1973 года, который проходил в ЦДРИ. Выступление трио «Ромэн» поразило всех необычной трактовкой, прекрасно звучащими голосами и какой-то особенной утонченностью, изысканностью исполнения. Трио стало лауреатом конкурса, что заставило его участников по - новому взглянуть на свои задачи и возможности. В ходе работы над репертуаром рождались новые идеи. Так возник, например, своеобразный вариант романса «Луны волшебной полосы», где в качестве вокализа Валентина спела отрывок из ноктюрна Шопена, так любимого произведения ее мамы Ирины Александровны. Поиски музыкантов трио были оценены по достоинству: выиграв в трудном состязании, они в декабре 1973 года стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. С этого момента начался звездный путь трио «Ромэн». Их стали приглашать буквально повсюду, они выступали на праздничных концертах в Кремлевском Дворце Съездов, в посольствах, на встречах глав государств, на чествованиях космонавтов... Вскоре начались и зарубежные гастроли.
И вот, наконец, как воплощение долгожданной мечты, поездка в Америку, родину джаза. Вот что писала газета «Вечерняя Москва» 25 июня 1976 года: «Около 170 посланцев советского искусства, в их числе артисты Москвы, поднялись сегодня на борт воздушного лайнера, взявшего курс за океан, в США. В этой группе - коллектив Академического русского народного хора им. Пятницкого, вокально-инструментальное трио «Ромэн» и многие другие известные коллективы и музыканты. «Фестиваль народов СССР» откроется 28 июня в зале «Метрополитен - опера». За два с половиной месяца советские артисты дадут около шестидесяти концертов». Фестиваль был приурочен к двухсотлетию со дня образования Соединенных Штатов. Вот где пригодились Валентине Пономаревой выписки об истории и культуре этой страны, сделанные еще в Хабаровске! И в дневнике появились свежие записи:
«Мы летели 11 часов, с посадкой в Англии. В Нью-Йорк прибыли в 21 час. Первое сильное впечатление: этажность автострад, небоскребы. Наш отель Koliseum на Бродвее, 57 этажей. Огромный номер из двух комнат, кухня, 12 каналов телевидения.
Первый выход утром на улицы. Фантастическое смешение стилей в одежде, внешности. Еще перед сном я сказала себе: каждый день я должна что-то понять. Ведь об этих днях я мечтала всю жизнь.
28 июня. Метрополитен - опера! Вчера на репетиции была первая встреча с этой великой сценой, с этим великолепным залом. Микрофоны, которых не видно, и прекрасная акустика, - я должна хорошо чувствовать себя вечером на этой сцене. Сегодня вечером!
На экране телевизора я видела уже три концерта, из которых ни один я не смогла бы увидеть дома и за десять лет... (Имелись в виду концерты джаза).
4 июля. Америка празднует двухсотлетие. В Нью-Йорке в этот день 16 миллионов гостей. Телевизор дал мне возможность многое увидеть».
За этой последней фразой стоит многое - огорчение, недоумение, умело скрываемое возмущение. В этот день из советской делегации выйти на улицу не разрешили никому. Быть в Америке, стране ее мечты, стране джаза, в год ее юбилея, в день его грандиозного празднования - и смотреть его по телевизору, не имея возможности прийти по улицам и площадям, увидеть фантастическое шествие, услышать игру многочисленных оркестров, и все из-за этих «дурацких» запретов, «железного занавеса», который продолжал давить всей своей холодной массой и Нью-Йорке. Здесь, пожалуй, даже еще сильней. «Куратор» (то есть тот, кто приставлен следить за «благонадежностью» членов делегации, - какое с виду безобидное слово!) мог без стука войти в комнату в любой момент и проверить, что вы смотрите по телевизору, какие журналы лежат на столе, и, если что - то ему покажется подозрительным, «дать сигнал куда следует», разрушив человеку карьеру или как минимум сделав его «невыездным». Все телефоны отеля прослушивались, и за каждый звонок в город надо было отчитываться (куда, кто, что). Бояться надо было всех и каждого, коллектив был напичкан тайными и явными осведомителями. На улицу по одному выходить было нельзя, только втроем (?). На концерт, в музей, на экскурсию - только коллективно, под присмотром. Да и сам выезд за рубеж натыкался на сложности порой непреодолимые, с проверкой всей жизни человека и его родственников чуть ли не до седьмого колена. Помимо такой проверки, надо было ходить на политзанятия, комиссии, собеседования в горкомах партии, с волнением ожидая, подпишут ли характеристику. Ее могли не подписать, если ты вдруг не ответишь, сколько орденов на знамени ВЛКСМ или когда начато строительство БАМа. Какой-нибудь «доброжелатель» мог сорвать поездку, написав анонимку о твоей неблагонадежности («плохо относится к строю», «рассказал анекдот о генеральном секретаре партии» и т.д.). Впрочем, за последнее могли и посадить. Сейчас трудно поверить, что такое могло быть, но все это было на самом деле, люди старшего поколения хорошо это помнят. Скрывать свои мысли надо было даже перед дневником, - не отличающиеся избытком такта «ответственные товарищи» могли прочесть его в любой момент.
Побыть (так и хочется сказать, погостить) дома удалось недолго, и вскоре трио «Ромэн», вместе с ансамблем «Песняры» и восходящей звездой советской эстрады Аллой Пугачевой отправились во Францию, в Канны, для выступления на юбилейном десятом фестивале МИДЕМ - международной ярмарке грамзаписи и музыкальных изданий (декабрь 1976 года). Как писал позднее в своей статье в журнале «Музыкальная жизнь» участник делегации композитор Ян Френкель, сюда съехалось более пяти тысяч участников из многих стран мира, представляющих почти 1500 звукозаписывающих фирм. Чтобы вместить всех желающих увидеть это грандиозное представление, здесь был выстроен зал - шапито на несколько десятков тысяч зрителей. На фестивале среди прочих выступали француз Джо Дассен, американская джазовая певица Эстер Филиппс, англичанин Рик Уэйкман, Советским артистам выказали особый почет, предложив выступить с отдельной программой.
И снова - работа в театре, гастроли по стране и за рубежом. Популярность трио «Ромэн» все растет, и они наконец решаются на самостоятельную, отдельную от театра жизнь. Валентина наконец получает желанную прописку и комнату в огромной коммунальной квартире на Кузнецком мосту. Восторгам ее не было предела, и они выплеснулись на страницы дневника:
«26 августа 1977 года. Ощущение непередаваемое. Невероятное. Нереальное. Через два дня приезжают мама и сын. Как приятно наводить порядок в комнате к их приезду. Убирать мою комнату. У меня несколько дней отдыха. Не знаю, что в этом ощущении самое сильное. Может быть то, что никуда не надо уходить и целый день можно делать все, что угодно, или вообще ничего не делать, только ждать прихода сына или друзей. Можно слушать музыку, вязать, можно долго читать или валяться в кровати. Постепенно расслабляется пружина во мне, закрученная в дни невероятных мытарств на протяжении многих напряженнейших лет. Как я устала скитаться по квартирам, по общежитиям, зажимая чувства в кулак, отводить сына в интернат. Сейчас у меня ровное, желтое, плавное, глубокое блаженство. Я счастлива, сидя за столом с друзьями и сыном Тянусь к нему как никогда ранее и радуюсь нашему общему удовольствию друг от друга. Впервые я начинаю водить его на серьезные вечера в ВТО и специально удерживаю его рядом с собой, когда ко мне подходят интересные люди. А днем у меня масса приятных хлопот по дому. И я молю Бога задержать мне мое состояние подольше. Мне так хорошо в моем доме! Так хорошо».
Теперь у Валентины достаточно высокие заработки. Родители перебрались из Хабаровска и теперь живут недалеко от Москвы, у сына прекрасные успехи в музыке. Казалось бы, все в порядке, и чего еще ожидать от жизни! Той жизни, о которой она мечтала и которую заслужила. И все же, все чаще не дает покоя мысль, что жизнь ее идет по замкнутому кругу. Материальная обеспеченность, комфорт - это никогда не было и не станет для нее самоцелью. Популярность, известность, - как и любой актрисе, это необходимо и ей, но никогда она не поступится ради популярности своими творческими идеалами. Чем же руководствуется эта необыкновенная