29/03/24 - 14:49 pm


Автор Тема: Баянова Алла.  (Прочитано 478 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Баянова Алла.
« : 24 Сентябрь 2019, 16:18:28 »















Могила Баяновой на Новодевичьем кладбище Москвы.

Алла Баянова - Я ехала домой

18.05.1914 - 30.08.2011

Алла Баянова родилась 18 мая 1914 года в Кишинёве (тогда центр Бессарабской губернии) в артистической семье. По словам подруги певицы Татьяны Стародумовой, Алла Николаевна на самом деле была на три года старше, чем указано в официальных документах.
 Отец — Николай Левицкий, оперный певец (сценический псевдоним Николай Баянов). Учился пению у Антонио Котони. Мать — Евгения Александровна Скородинская (1882—1947), артистка кордебалета. Предки по линии матери — из старинного гетманского рода Скоропадских, один из предков по линии отца — выдающийся художник XVIII в. Дмитрий Левицкий.
 В конце 1918 года, когда отец вернулся с фронта, Бессарабия вошла в состав Румынии. Семья переезжает из страны в страну, пока в 1921 году не обосновалась во Франции, в Париже. Аллу отдают учиться в частную школу при католическом монастыре, а по четвергам она также посещает гимназию для детей русских эмигрантов. Дебютировала на сцене в качестве помощника своего отца в ресторане «Казбек», в возрасте девяти лет, а с 13 лет (1927) выступала самостоятельно. В 1934 году семья переехала в Румынию и поселилась в Бухаресте. Баянова исполняла преимущественно русские и цыганские романсы, выступала совместно с Петром Лещенко, Константином Сокольским и Александром Вертинским, регулярно записывала пластинки. В 1936 году снялась в роли певицы русско-цыганского ансамбля в польском комедийном кинофильме (звуковом) Михаила Вашинского «Додек едет на фронт», исполнив песню и танец с бубном.
 В 1941—1942 годах подвергалась преследованиям сигуранцы за исполнение песен на русском языке и была помещена в концлагерь.
 Объездив с гастролями весь мир, в СССР с концертами впервые приехала только в 1976 году (в составе румынского эстрадного ансамбля, давшего несколько концертов в Украинской ССР. В 1989 году, получив советское гражданство, поселилась в Москве в небольшой квартире на Старом Арбате. Несмотря на почтенный возраст, начала активно концертировать по России и участвовать в музыкальной жизни. Например, она входила в состав жюри Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада». Даже в последние годы она иногда давала концерты. Последний раз появлялась перед публикой с чтением стихов.
18 мая 2009 года в Московском театре оперетты состоялся юбилейный вечер Аллы Баяновой, посвящённый 95-летию со дня рождения.
 30 августа 2011 года скончалась в Первом Московском хосписе. Причиной смерти стал лейкоз. Аллу Баянову похоронили на Новодевичьем кладбище 2 сентября 2011 года.
 Алла Баянова была трижды замужем.
 Первый муж — Георгий Ипсиланти (1906—1994) — музыкальный руководитель оркестра (ансамбля) П. К. Лещенко, умер в Лос-Анджелесе, штат Калифорния;
 второй муж — Штефан Шендря (1910—1953) — румынский боярин, помещик, выпускник Кембриджа, меценат, был репрессирован в 1945 г. и провёл 5 лет в лагерях,
 третий муж — неизвестен, брак был оформлен с целью отъезда из Румынии.
 Детей у Баяновой не было, с ней жили её любимые животные: собаки и кошки, которых она когда-то приютила.
Алле Баяновой присвоены почётные звания:
 Заслуженный артист Российской Федерации (1993) — за заслуги в области музыкального искусства.
 Народный артист Российской Федерации (1999) — за большие заслуги в области искусства.
 
 1936 — Додек едет на фронт / Dodek na froncie — солистка цыганского ансамбля (эпизод)
 1990 — Захочу — полюблю — певица в ресторане
 2006 — Капитанские дети (т/с, 10-я серия) — камео
 По распоряжению Правительства Москвы в 2003 году на «Площади Звёзд» в честь А. Баяновой установлен памятный знак.
 После смерти Аллы Николаевны её наследник передал в коллекцию историка моды Александра Васильева два дневных платья из хлопчатобумажной ткани с вышитыми вставками в фольклорном стиле, принадлежавших певице. Эти платья стали экспонатами уникальной выставки «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи», открытие которой прошло 22 февраля 2012 года в Хлебном Доме музея-заповедника Царицыно, а также попали в одноименный иллюстрированный каталог, составителем которого стал Александр Васильев.

1.   Old Russian Songs                   1971   
2.   Si cintecele sale                   1977   12
3.   Melodii celebre                   1977   12
4.   Alla Bajanova 4                   1977   13
5.   Хороша была Танюша                   1984   
6.   Мои песни, диск №1                   1986   
7.   Мои песни, диск №2                   1986   
8.     Баянова Алла - Хочу любить. 1987                                                   
9.   Мои песни, диск №3. О Волге грежу я                   1989   
10.   Я буду петь для вас всегда                   1992   
11.   Играй, гитара                   1994   
12.   Изумруд                   1995   
13.   Дни бегут…                   1998   
14.   Лети, моя песня                   1999   
15.   Лучшие песни разных лет                   2000             
16.   Иза Кремер, Алла Баянова                   2000             
17.   Золотые россыпи романса                   2001   
18.   Эпоха романса                   2004                             
19.   Цыганские песни и романсы                   2005             
20.   Сквозь города и годы                   2006                     
21.   Романсы Аллы Баяновой на стихи Татьяны Флавицкой                   2008   
22.   Среди миров...                   2009 

Баянова Алла 1940-e - Записи 1940-х гг.. (320)
Baianova Alla 1973 - Old Russian Songs (LP) (320)
Baianova Alla 1973 - Old Russian Songs / Старые песни и романсы (LP) (320)
Баянова Алла (Baianova Alla) 1977 - Si cintecele sale. (LP ST-EDE 01149) (320)
Baianova Alla 1979 - Melodii celebre (320)
Баянова Алла 1980-е - Концерт (320)
Баянова Алла 1982 - Alla Baianova 4. (LP Electrecord ST-EDE 02074) (320)
Baianova Alla 1985 - Horosa bila Tanusa (320)
Baianova Alla 1987 - Melodiile tineretii mele (320)
Баянова Алла 1987 - Мои песни 1. Диск-гигант С60 24435 004 (320)
Баянова Алла 1987 - Мои песни 2. Диск-гигант С60 24437 009 (320)
Баянова Алла 1987 - Хочу любить. LP Electrecord ST-EDE 03366 (320)
Баянова Алла 1989 - О Волге грежу я. Диск-гигант С60 28289 002 (320)
Баянова Алла 1990-е - Запись под гитару (320)
Баянова Алла 1991 - Я буду петь для вас всегда (2 CD) (320)
Баянова Алла 1994 - Играй, гитара (CD) (320)
Баянова Алла 2000 - «Иза Кремер, Алла Баянова» (320)
Баянова Алла 2000 - Лучшие песни разных лет (320)
Баянова Алла 2004 - Эпоха романса (320)
Баянова Алла 2005 - Цыганские песни и романсы (320)
Баянова Алла 2006 - Сквозь города и годы (320)
Баянова Алла 2008 - И льётся песня (CD) (320)
Баянова Алла 2009 - Среди миров... (224)
........................
 «Романс – это душа русского человека»

Согласно Большой советской энциклопедии слово «романс» происходит от позднелатинского romanice, что означает «по-романски», или, иными словами, «по-испански». Однако, несмотря на своё достаточно далёкое от нас происхождение, для России этот жанр стал не просто сугубо «своим», домашним, но чем-то гораздо большим, чем просто – продолжим цитировать энциклопедическую статью – «камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением». И в первую очередь заслуга в столь счастливом «обрусении» принадлежит блистательной плеяде отечественных исполнителей романса, могучей традиции, которая, по счастью, не прерывалась даже в те годы, когда он был подвергнут официальной обструкции.
Алла Баянова – замечательная певица, удивительная женщина, «живая легенда» (да простится нам этот журналистский штамп) – являет собой уникальную фигуру, напрямую связывающую век нынешний с временем золотого века русского романса. Минувшей весной в столичном Театре эстрады прошёл творческий вечер, посвящённый 85-летию (!) её творческой деятельности.

– Алла Николаевна, неужели действительно – 85 лет на эстраде?
– Да, никакого преувеличения. В 1922 году в Париже меня впервые вывел на сцену отец. И потому в начале моего юбилейного концерта после звона колоколов на сцене появились Кудеяр – слепой старец в рубище и прелестная маленькая девчоночка шести лет: мне в пору дебюта было ровно столько же. Тоненьким, как паутиночка, голоском она начала петь «Вечерний звон», а потом, когда вместе с Кудеяром направилась за кулисы, романс продолжила уже я. «Девочка» выросла…
– На вашем бенефисе в числе зрителей было довольно много молодёжи, для которых, по идее, подобная музыка «неактуальна». Чем можете этот факт объяснить?
– Думаю, что молодёжь просто стала понимать романс. Может быть, даже в некоторой степени благодаря мне. Да и потом, сами по себе это ведь роскошные и чудесные произведения. Немудрено, что молодые люди рано или поздно должны были проснуться и всё-таки начать разбираться в том, что происходит на эстраде. Ведь когда человек выходит на сцену и поёт прекрасные стихи, положенные на чудную музыку, поёт живым голосом, а не имитирует исполнение странных текстов под фонограмму, когда идёт настоящий энергетический посыл в зал – это дорогого стоит. Я сама неоднократно наблюдала, как молодые сидят с открытым ртом и слушают. И это даёт все основания полагать, что, к счастью, ещё не всё потеряно в нашей стране.
– А вы сами – неужели же ни разу не позволили себе «согрешить» с фонограммой?
– Ну уж нет! Видишь ли, чтобы профессионально петь под фонограмму, мне надо долго учиться. А если серьёзно, то петь под неё романсы никак невозможно! Ведь когда за тебя работает фонограмма – никакой подлинной экспрессии нет и в помине. Если я, например, выступая на десяти концертах, буду петь один и тот же романс, он всякий раз будет звучать абсолютно по-разному. Потому что на каждом выступлении я буду петь его так, как чувствую непосредственно в данный момент. А ещё, кстати сказать, при исполнении романса очень многое значит жестикуляция. Но с жестом надо родиться. Ты должен уметь вложить в свой жест ощущение, эмоцию, чувство, он должен быть согласован с тем, что ты поёшь. Немудрено, что у большинства современных исполнителей руки в буквальном смысле слова не находят себе места.
– Но всё же, на ваш взгляд, насколько романс сегодня конкурентоспособен по отношению к современной попсе?
– Конечно, по большому счёту он стал забываться… Хотя если посмотреть с другой стороны, с лучшей, сравнить с тем, что было десять – двадцать лет назад, то он, быть может, наоборот, возрождается. С чем это связано? Да не в последнюю очередь с торжеством этой самой попсы – репертуара ведь у певцов вообще нет. Даже у тех, у кого прекрасные голоса, вокальные, музыкальные и сценические данные. Что они поют? Музыка отдельно, текст, который зачастую вообще не понятен, отдельно. Не песни это, прямо скажем, а набор звуков и слов. И когда берёшь романс с красивыми словами и сравниваешь с тем, что поют сейчас на эстраде, в очередной раз понимаешь, что шоколадный трюфель всегда можно отличить от леденца. Посмотри, сколько сейчас молодых певцов стараются исполнять романсы! И некоторые из них даже на очень приличном уровне.
– Давно хотел спросить вас о вашей «музыкальной» фамилии. То, что её носит дочь оперного певца и балерины, – простое совпадение?
– Баянов – это сценический псевдоним моего отца. Его настоящая фамилия – Левицкий. Когда папа приехал из Италии и начал свою карьеру в России – а он пел и в Киевской опере, и в Кишинёвской, – то взял себе фамилию Баянов. Кстати, псевдоним этот ему придумала моя мама. А когда родилась я, то уже официально стала именоваться Левицкой-Баяновой. Таким образом, моё будущее было, наверное, предопределено.
– Я читал, что ваш отец, эмигрировавший с семьёй после революции, некогда сказал вам: «Ты станешь счастливой только тогда, когда вернёшься на Родину». Вы вернулись. Вы на Родине уже почти два десятилетия. Вы обрели счастье?
– Да, я чувствую себя очень счастливой. Когда на каждом из концертов в России я выхожу на сцену и вижу лица моих зрителей, когда весь зал встаёт как один человек – я счастлива! В этом году была в Сочи на гастролях, где меня ожидал необычайный сюрприз. Около гостиницы стояла машина, на которой меня должны были отвезти на вокзал. Так вот, её обступила огромная толпа людей. Они кричали «Браво!», «Бис!». Это было несказанно приятно. И вообще меня везде так горячо встречают, что сердце сжимается от радости…
– А в чём секрет вашего творческого долголетия?
85 лет на сцене – если не ошибаюсь, это абсолютный рекорд.
– Меня держит моя любовь к музыке, к романсам. Но и, конечно, то, что я продолжаю быть востребованной: меня часто приглашают выступать из самых разных городов и весей. Вернувшись в 1989 году, я дала тысячу концертов только за первые пять лет! Проехала от Прибалтики до Дальнего Востока. А к сегодняшнему дню их у меня в общей сложности насчитывается около двух тысяч. Сцена – это моя жизнь, скажу безо всякого красного словца.
– А что для вас в таком случае романс? Уж позвольте ещё один вопрос из категории банальных.
– А романс – это уже вся наша жизнь. Но только она в нём отражается в очень красивых красках. И для того, чтобы петь романсы, необходимо не только обладать определёнными артистическими данными и чувствовать тонкость слов, но понимать очень многое в жизни. Я убеждена: романс в нашей стране не умрёт никогда, потому что он заключает в себе менталитет и душу русского человека.

Беседу вёл Богдан КОЛЕСНИКОВ .

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Баянова Алла.
« Ответ #1 : 23 Август 2020, 15:29:02 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика