28/03/24 - 18:51 pm


Автор Тема: Башлачёв Александр.  (Прочитано 535 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Башлачёв Александр.
« : 24 Сентябрь 2019, 15:36:13 »
















Александр Башлачев - Посошок

Башлачёв Александр (27 мая 1962 — 17 февр. 1988) — внезапно, ярко и быстротечно промелькнувшая на российском рок-небосклоне "беззаконная комета", чье творчество трудно вписать в какие-то определенные стилевые или жанровые рамки.

Родился и вырос в Череповце, учился на факультете журналистики Свердловского университета, сочинял стихи, песни, сотрудничал с местными группами, после окончания университета работал в газете — короче говоря, всерьез о карьере рок-барда вряд ли задумывался. Но вот, осенью 1984, молодой автор встретился с маститым рок-экспертом А. Троицким, в ту пору находившимся в официальной опале и потому навещавшим провинцию, куда почти не доходят вести о гонимых, в целях заработка. Знаменательная встреча произошла в середине сент., а в начале окт. Саша, окрыленный вниманием и поддержкой Артема, уже прилетел в Москву. Уникальнейшее дарование Башлачева, своеобразие его музыкально-поэтической манеры, интонации не нуждались в дополнительной рекламе — слава его распространилась буквально в несколько дней, и пресыщенная столица гостеприимно приняла заезжего гения в неофициальных домашних салонах, мастерских художников, просто чьих-то домах, радушно распахивавших двери навстречу худенькому парню в джинсах, свитере и с гитарой за плечами.

Молва о необычном барде, поражающем даже искушенную публику истовостью, напором, концентрацией "удельного веса” стиха в речитативно-декламационных песнях-балладах, дошла и до Ленинграда. В ту зиму Саша курсировал между двумя столицами, щедро даря слушателей своими старыми и новыми песнями (их поток не оскудевал, а напротив, питался новыми впечатлениями, новыми друзьями, среди которых, конечно же, оказалось много рокеров, в особенности питерских). "Второму Высоцкому" еще не исполнилось и 23, внешне он совсем не напоминал рок-баловня судьбы, однако узы дружбы, моментально возникшей между ним и, к примеру, Славой "Алисой" Задерием или Костей Кинчевым, говорили о том, что их связывало более важное, глубинное родство — само ощущение свободы творчества, независимости высказывания, не выразимой словами истины… Короче говоря, всего того, что составляло духовную суть и русского рока, и предшествовавшей башлачевскому творчеству бардовской ветви отечественной культуры. И обе эти струи в равной мере повлияли на его песни-стихи, хотя, повторяем, трудно досконально определить все составные неповторимой стилистики Башлачева.

Одно, пожалуй, только можно было сказать уже тогда. Беспрецедентной была сама интенсивность его творчества. Приезд в столицу, энтузиазм поклонников словно бы инициировали активнейшую вспышку творческой энергии, но песни, появлявшиеся одна за другой, одна другой лучше, сильнее, краше, свидетельствовали, что их автору грозит опасность вскоре исчерпать отпущенные природой лимиты творчества. Страшно произносить такое, но в этом небывалом песенном потоке ощущалось, что само количество песен и их качество — на уровне высочайшего художественного откровения — уже перевалили за некий рубеж, вслед за которым может последовать и закономерный кризис. Саша и сам понимал, что "строчки с кровью — убивают, нахлынут горлом и убьют!". Он понимал, что его творчество "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез"… И она случилась, эта гибель.

Вехи башлачевской биографии в последние годы его жизни немногочисленны: выбор в качестве постоянного места жительства Ленинграда, выступления на Ленинградском рок-фестивале 1987, несколько записей (магнитофонные альбомы "Время колокольчиков" и "Вечный пост" — 1986, домашняя запись у А. Агеева, впоследствии ставшая основой единственной пока пластинки на "Мелодии”), редкие выезды в Москву и Алма-Ату, постепенное прекращение творческой активности — вплоть до "обета молчания" примерно за год до смерти, потом опять вспышки энергии, последние выступления, одно из которых (9 янв. 1988 в ДК МЭИ в Москве) заснято на видео… Неосуществленные проекты — в том числе запись пластинки на "Мелодии” (одна сторона; другая предназначалась рок-барду Ю. Наумову). Неравноценное качество записей, огромное количество брака…

И все же то, что оставил нам Башлачев, неизбежно обречено отныне рассматриваться как нечто целостное. В этой целостности прослеживаются свои лейтмотивы — и среди них темы Смерти и Полета кажутся в последних песнях более частыми (а может быть, это только кажется?). Все песни образуют как бы некий гигантский цикл, в котором есть свои подъемы и спады, сгущения и разрядки, короче говоря, своя драматургия. И еще: очень трудно называть произведения Саши песнями — потому что сила и пронзительность "Посошка", "От винта", "Времени колокольчиков", "Абсолютного вахтера" или "Великого поста" прежде всего основаны на удивительном жизнеподобии и импровизации, неразъятости музыки и стиха, голоса и инструментальной партии, что всегда отмечает самые вдохновенные образцы фольклора самых разных времен. Вчитываясь в тексты песен, понимаешь, что несмотря на всю их удивительную поэтическую мощь, они не могли оставаться просто стихами — они должны были быть проинтонированы нараспев, вслух… Вслушиваясь же в то, как Саша исполнял свои песни, замечаешь множество "несовершенств": где-то он "завышает", где-то "занижает", голос не блещет красотой тембра, да и вокальную строку, по сути, невозможно просто спеть, она не представляет собой завершенной мелодии, которую кто-то может повторить и подхватить… Это песни-рассказы, песни-исповеди, песни-откровения, рождающиеся и живущие лишь в устах автора. А использование им каких-либо расхожих мотивов или интонационных формул из русского устного музыкального обихода еще резче подчеркивало национальную природу мышления Башлачева, один из истоков которой — лирическая частушка-страданье..

Боль, которой пронизаны многие его концерты, энергия его исступленного голоса и гитарного боя говорят о том, что в генетической памяти российской культуры не утрачены еще коды, являющие нам время от времени столь щедрые таланты и столь же щедрые загадки, как Саша Башлачев. Самое загадочное — сам момент его явления, под занавес эпохи застоя, накануне столь желанных перемен. Может быть, в этом и заключается его поэтическая миссия? Ведь Поэт не приходит случайно.

Башлыков Александр 2013 - Сборник (128-320)
......................
Алекса́ндр Никола́евич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец — 17 февраля 1988, Ленинград) — русский поэт, рок-бард, автор и исполнитель песен. Один из представителей советского андеграунда.


Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.
Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.

Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью.
— Булат Окуджава, 1988
Александр Башлачёв родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье начальника участка теплосилового цеха — Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны.

После окончания школы в 1977 году пробует поступить на журфак Ленинградского университета им. Жданова, однако не поступает из-за отсутствия публикаций. Тем не менее, во время приезда Башлачёв знакомится с будущим журналистом Леонидом Парфёновым.

В 1977—1978 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате. В 1978—1983 годах учился в Свердловске в УрГУ на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию «квартирников» в Москве и Ленинграде.

Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград. Первый концерт-квартирник Башлачева в Москве прошёл в квартире художника Николы Овчинникова, второй — через несколько дней в квартире поэта Геннадия Кацова в Текстильщиках.

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института (пр. Московский, 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка».

В это же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни. Позже эта запись выходила под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считает себя директором Башлачёва. Кроме того, директором музыканта в середине 1980-х гг. также был Игорь Виттель.

На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка». В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

1987 — весной был занят на съёмках в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Ал. Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события.

Июнь 1987 — выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке.

Август 1987 — съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в котором в процессе работы отказался.

Смерть
29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.

Между 7 и 9 часами утра 17 февраля 1988 года выпал из окна кухни съёмной однокомнатной квартиры № 281, расположенной на 8 этаже дома № 23, корп. 1 по проспекту Кузнецова в Ленинграде. Погиб на месте. Наиболее вероятная версия смерти — самоубийство, однако истинные причины падения точно не установлены. По словам его гражданской жены, Анастасии Рахлиной, Башлачёв был очень одинок, так как его духовное видение было особенным. А взаимопонимание с людьми возможно лишь до некоего барьера, который невозможно преодолеть, поскольку ты видишь то, что не видят другие (т.н. комплекс Кассандры). Невзирая на то, что люди были ему интересны (а он, в свою очередь, им), и были люди, которых Александр любил (равно как и были те, кто любил его), в общем и целом он был одинок, даже несмотря на свою общительность. Кроме того, по воспоминаниям людей, общавшихся с Башлачевым, примерно с середины 1986 года он испытывал серьезный творческий кризис, который также мог послужить причиной самоубийства (об этом подробно рассказывается, в частности, в книге Л.Наумова «Александр Башлачев. Человек поющий»).

23 февраля похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище. Покойного Башлачёва иногда включают в т.н.клуб 27, наряду с другими известными музыкантами, погибшими в 27 лет.

Сын Егор родился у возлюбленной Александра, Анастасии Рахлиной (дочери режиссёра Рафаила Рахлина), 3 августа 1988 — уже после гибели музыканта (Анастасия поехала рожать в Череповец).

Любимыми группами у Александра были The Doors и Аквариум.

Дискография

1989 — Время колокольчиков (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией». Альбом содержит песню с одноимённым названием.
1990 — Всё будет хорошо (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
1990 — Третья столица (LP), (2CD) — запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня.
1992 — Таганский концерт (3LP), (2CD) — запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке.
1994 — Вечный пост — записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му» на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор — Вячеслав Егоров «Аквариум».
1994 — Лихо (2CD) — записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
1995 — Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) — записано 18 марта 1985 года с Шевчуком. Расширенная часть концерта Александра Башлачева выпущена в 1997 году под названием ...В городе Пушкина и рок-н-ролла...
1996 — II — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
1996 — IV — записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года.
1998 — Первый концерт в Москве — записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко.
1998 — I — записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
1998 — III — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
1998 — V — записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
1998 — VII — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
1999 — Чернобыльские Бобыли на краю света — запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал — Александр Башлачёв; гитара — Андрей Шаталин; клавиши — Павел Кондратенко; бас, перкуссия — Святослав Задерий
2002 — VI — 1, 2, 7 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3—6 — записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8—11 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 — записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 — записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка — Борис Гребенщиков. 15—20 — записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.
2006 — «Семь кругов беспокойного лада», первый трибьют Александру Башлачёву. Создан по инициативе Святослава Задерия (основатель группы Алиса), примечателен участием Константина Кинчева.
2014 — «Серебро и слёзы», трибьют-альбом, посвященный памяти Александра Башлачёва, записанный в 2010 году и выпущенный в ноябре 2014 года. В проекте участвовали многие известные рок-музыканты России и постсоветского пространства, большинство из которых лично знали Александра. Автором идеи и почти всех аранжировок является Дмитрий Ревякин и его группа Калинов мост, они же записали большую часть аккомпанемента.

Краткая хронология записей

В скобках римская цифра (I—VII) указывает, в какой сборник антологии вошли песни из данного альбома.
1984, сентябрь — «Ещё в Череповце» (или летом) (I)
1984, 17октября — Первая «студийная» (запись В. Алисова и И. Васильева, Москва, Кленовый бульвар) (I)
1984, 20 октября — Первый концерт в Москве (у Сергея Рыженко)
1984, ноябрь — «Песни шёпотом» (I)
1984, ноябрь — «Толоконные лбы» (запись В. Алисова и И. Васильева, Москва, Кленовый бульвар
1985, январь — Первый концерт в Ленинграде (у Павла Краева)
1985, 18 марта — СашБаш & Шевчук «Кочегарка I» (Ленинград)
1985, 18 марта — СашБаш & Шевчук «Кочегарка II» (В городе Пушкина и RnR)
1985, апрель — У Александра Липницкого (Москва, Каретный ряд)
1985, 19 мая — У Владимира Кузнецова (Москва, Ясенево)
1985, 30 мая — Третья столица (Ленинград, студия Алексея Вишни)
1985, 21 декабря — Концерт для Новосибирской Ассоциации Рокеров (V)
1986 — Концерт у Кати (Башлачёв и Олеся Троянская)
1986, 20 января — Лихо 2CD (Москва, студия Александра Агеева)
1986, 20 января — Время колокольчиков/Складень/Посошок (запись Агеева, по альбомам) (IV, V)
1986, январь — Таганский концерт 3LP, впоследствии переиздан как 2CD
1986, май — Вечный пост (Николина Гора, на даче у Липницкого).
1986, 15 августа — СашБаш & Алиса. Чернобыльские бобыли на краю света
1986, 22 августа — Квартирник у Фирсова (Задерий и Башлачёв) (VI)
1986, 5 декабря — Квартирник на Кантемировской (Москва)
1987, 24 мая — Концерт в ДК Ильича
1987, 7 июня — V фестиваль рок-клуба (Ленинград)
1987, июнь — Барды покидают дворы (для фильма) (Киев) (IV)
1987, 5 июля — У «Киры» — Кирилла Кувырдина (Москва) (VI)
1987, 8 июля — На открытии выставки Митьков (Ленинград) (VI)
1988, 14 января — Концерт на «Речном вокзале» (Москва)
1988, 29 января — Последний концерт у Марины Тимашевой (Москва) (VII)

Видеография

2007 — Рокси’87 — DVD. Неполная запись существует также на VHS-кассете (1997) и DVD (2007) под названием «Концерт в ДК Ильича» — 24 мая 1987 года на устном выпуске журнала «Рокси». Запись Игоря Леонова и Александра Старцева. Продолжительность записи 1 ч. 23 мин. 03 сек.
2009 — В коммуналке у БГ — DVD. Видеосъёмка — Джоанна Стингрэй и Джуди Филдс, коммуналка Бориса Гребенщикова, Ленинград, май 1986 г. Продолжительность записи 55 мин.
26 мая 2015 года, к 55-летию Башлачёва, лейбл Отделение Выход выпустил DVD «ЛДМ-87 / ДК МЭИ-88». На диске представлены:
Запись выступления на пятом фестивале Ленинградского рок клуба, 7 июня 1987 г. Цветная.
Запись концерта в ДК МЭИ, 9 января 1988 г.
Существует бонус-трек на DVD-релизе фильма «Рок», длина записи примерно 10 минут, из них 6 минут — сцена похорон. В запись входит фрагмент без звука выступления Башлачёва в кочегарке в кругу друзей.
Любительские кадры с фестиваля Московской рок лаборатории «Движение в сторону весны» 1986 года. Фестиваль проходил в ДК МИИТ. Башлачёв проскакивает на нескольких кадрах снятых около самого ДК. Звука нет, запись черно-белая, качество очень плохое.
Память


Могила Александра Башлачёва на Ковалёвском кладбище
Музей

1 ноября 2009 года в Череповце открылся музей Александра Башлачёва. Он расположен в здании Нотно-музыкальной библиотеки. В музее постоянно проходят музыкальные вечера в день рождения и в день смерти Александра Башлачёва. Директор библиотеки — Татьяна Мельникова. Постоянно проходят концерты местных и приезжих музыкальных коллективов. В ближайшее время планируется расширение музея — будет создана специальная комната для проведения «квартирников». Музей был создан на основе постоянной экспозиции в библиотеке-филиале № 5 города Череповца, созданной к 40-летию поэта. Музей Башлачёва не является юридической организацией и представляет собой экспозицию без определённого юридического статуса.

Памятники

Памятник Башлачёву (в полный рост, с гитарой в руке поднимающимся по лестнице) планировалось установить в Череповце на берегу Ягорбы. Проект памятника был подготовлен Марией Ивановой-Очерет и поддержан родственниками Башлачёва и известными музыкантами, сбор средств начат в 2014 году на платформе Planeta.ru. Над проектом ведётся работа. (Другой проект: в результате нехватки средств и окончания времени сбора средств часть денег была возвращена по желанию жертвователей, на оставшуюся часть установили мемориальную доску с бюстом Башлачёва на здании Череповецкого Филармонического Зала на ул. Советской 35А).
Осенью 2016 года было объявлено о планах установить памятник в Санкт-Петербурге (автор скульптуры Мария Иванова-Очерет).

Фестивали и концерты

21 февраля 1988 года состоялся первый концерт памяти Александра Башлачёва.
27 мая 2010 во Дворце культуры металлургов Череповца прошёл первый фестиваль «Сашин День», посвящённый 50-летнему юбилею Александра Башлачёва. Организатор — общественный деятель Светлана Кунина.
В феврале 2011 года страница музея появилась на сайте Творческого движения «Палитра N».
27 мая 2011 во Дворце культуры строителей Череповца состоялся второй фестиваль «Сашин День». Глава города Олег Кувшинников объявил, что в дальнейшем фестиваль «Сашин День» будет проходить ежегодно при поддержке администрации города.
27 мая 2012 состоялся концерт «Рок-Череповец», организатор и спонсор — мэрия Череповца. Данное мероприятие не является преемником фестиваля «Сашин День».
26 мая 2013 состоялся «Рок-Череповец»-2 в Ледовом дворце Череповца. Учредитель и спонсор — череповецкая мэрия.
25 мая 2014 состоялся «Рок-Череповец-2014» с участием земляка Башлачева — Николая Носкова, финской группы Face of God, Full pockets, Мармеладъ и другие. В отличие от предыдущих концертов, ведущим был не Артемий Троицкий, а Александр Липницкий.
24 мая 2015 состоялся рок-фестиваль «Время Колокольчиков», посвящённый юбилею Александра Башлачева, в котором приняли участие солист череповецкой группы «Рок-Сентябрь» Олег Хакман, группы «Ключевая», «Пилот», «Сурганова и оркестр», «Крематорий», «Калинов мост» и её лидер Дмитрий Ревякин, «Чайф». Исполнители представили трибьют песен Александра Башлачева.
27 мая 2015 фестиваль был проведен в Москве под первоначальным названием «Сашин день». Организатор — общественный деятель Светлана Кунина. Фестиваль был проведен на частные пожертвования, которые собирались через площадку Planeta.ru. Главному спонсору фестиваля была подарена акустическая гитара с автографами мэтров, поддержавших фестиваль: Бориса Гребенщикова, Вячеслава Бутусова, Юрия Шевчука, Константина Кинчева, Олега Сакмарова, Федора Чистякова, Севы Новгородцева.

Башлачев Александр 1998 - Легенды русского рока (320)  http://shanson-mp3.ru/index.php?topic=1811.0

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Башлачёв Александр.
« Ответ #1 : 23 Август 2020, 15:24:58 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика