Dave Brubeck - Take Five ( Original Video)
Дэвид Уоррен Брубек
Dave Brubeck
День рождения: 06.12.1920 года
Место рождения: Конкорд, Калифорния, США
Дата смерти: 05.12.2012 годаМесто смерти: КоннектикутГражданство: США
Рос в состоятельной семье, в музыкальном окружении (мать — пианистка, два брата — музыканты, преподаватели музыки).
С четырех лет обучался игре на фортепиано (первые уроки получил от матери), с девяти — на виолончели. В 13 лет начал выступать в публичных концертах. До начала 40-х годов эпизодически играл в различных эстрадных ансамблях (в частности, как исполнитель хиллбилли), диксилендовых и свинговых оркестрах. В 1938—42 учился в Пасифик-колледже в Стоктоне (руководил студенческим ансамблем из 12 человек), одновременно выступал в клубах, в том числе с певицей и пианисткой Клео Браун. Затем поступил в оклендский Миллс-колледж, где занимался композицией у Дариуса Мийо, посещал лекции Арнолда Шенберга в Калифорнийском университете. В связи с мобилизацией в армию был вынужден прервать обучение. В 1944 руководил военным оркестром в Европе, кроме того работал как аранжировщик и пианист. Получив санкцию властей, досрочно вернулся в США для продолжения образования, в 1946 возобновил занятия — у Д. Мийо (композиция) и Фреда Саатмена (фортепиано).
В этот период впервые проявил серьезный интерес к джазу. По инициативе Мийо и при его содействии организовал экспериментальный октет JAZZ WORKSHOP ENSEMBLE (1948), членами которого были Дик Коллинз (тромбон), Билл Смит (кларнет, баритон-саксофон), Paul Desmond(альт-саксофон, кларнет, фортепиано), Дэвид Ван-Кридт (тенор-саксофон), Рон Кротти (контрабас) и Кол Тьядер (ударные, вибрафон, бонги). С ним записал первые пластинки. В течение короткого времени сотрудничал с Miles Davis. В 1949—50 играл в составе трио, образовавшегося из ритм-группы октета (с Рон Кротти и К. Тьядером — Хербом Барменом). В 1961 создал свой квартет (с П. Десмондом) и вскоре завоевал с ним мировую славу. В период существования этого ансамбля (до 1967) в нем участвовали также: басист Рон Кротти, Фред Даттон (контрабас, фагот), Уайт «Булл» Рутер, Боб Бэйтс и Джин Райт, на ударных — X. Бармен, Ллойд Дэвис, Джо Додж и Джо Морелло. Квартет выступал в Чикаго, с 1962 — в Нью-Йорке (вначале преимущественно в колледжах и университетах, позднее — в самых престижных джаз-клубах и концертных залах, неоднократно — в Карнеги-холле), с 1953 занимал ведущие места в анкетах журнала Down Beat (в 1958—60 — 2-е место после MODERN JAZZ QUARTET). Много гастролировал в США и различных странах мира (с 1958) — в Европе, на Ближнем Востоке, в Австралии (1960), Японии и других. На счету ансамбля — многочисленные выступления на фестивалях джаза в Ньюпорте, Варшаве, Берлине и т.д. После ухода Paul Desmond, решившего работать самостоятельно, его сменил Gerry Mulligan(баритон-саксофон); Алан Доусон (ударные) занял место Дж. Морелло. В новом составе квартет дебютировал в Лондоне в 1968. В 70-е годы Брубек продолжал разностороннюю деятельность как исполнитель и особенно как композитор (создал целый ряд новаторских произведений, в том числе кантаты, ораторию, симфоническую поэму), преподавал в Калифорнийском университете. В 1972 организовал «семейное» комбо NEW BRUBECK QUARTET — с сыновьям Крисом (тромбон, электро-бас-гитара), Дариусом (кларнет, электро-клавишные) и Дэнни (ударные). В 1987 посетил СССР с ансамблем, в состав которого вошли кроме него самого Билл Смит (кларнет), К. Брубек (бас-гитара,тромбон) и Рэнди Джонс (ударные).
Неповторимая индивидуальность его музыки, невозможность ее копирования позволяют говорить о «стиле Брубека» как о явлении, единственном в своем роде. Брубек один из ведущих представителей мэйнстрима (с диапазоном интересов от вест-коуст-стиля до кул-джаза, необопа и «третьего течения»), занимающий положение между двумя крайними стилевыми полюсами — традиционализмом и авангардизмом, стремящийся к органичному единству старого и нового, к прогрессу как последовательному обновлению традиций, совершенствованию и универсализации музыкального языка джаза — по аналогии с академической музыкальной классикой. Для Брубека характерна и естественна тенденция к сближению с европейским музыкальным мышлением, к отказу от приоритета негритянской идиоматики, от обязательности утвердившихся в практике форм свингования.
Обширен стилевой спектр музыки Брубека. Он принадлежит к числу лидеров вест-коуст-джаза (наряду с Дж. Маллиганом). Является создателем и руководителем первых ансамблей кул-стиля в 1948-51 (одновременно с М. Лэйвисом, Дж. Ширингом, Л. Тристано), несколько опередил MJG в опытах с саундом фортепиано + вибрафон. Заложил основы (вместе с Л. Тристано) камерного джазового стиля (синтез элементов кол-джаза, хард-бопа и академической камерной музыки). Способствовал возникновению самостоятельного направления в джазе, связанного с разработкой барочной стилистики и необахианством (барок-джаз, play Bach jazz)
, продолжив эксперименты, начатые в 30-е годы (Эдди Саут, Стефан Граппелли, «Джанго» Рейнхардт, Бенни Гудмен). Внес важный вклад в становление современного симфоджаза и музыки «третьего течения»; еще до Гюнтера Шуллера — в 1950 — призвал музыкантов к активной работе в русле интеграции джаза и современного академического музыкального искусства, к овладению профессиональной композиторской техникой.
Особая область в творчестве Брубека — его «жанровые» эксперименты, попытки введения в модерн-джаз (как бы «перевода» на джазовый язык) нетипичных для него прежде жанров (рондо, чеконы, фуги, инвенции, хорала, марша, вальса, мазурки, регтайма, буги-вуги, самбо и других).
Посетил Россию с концертами в 1997.
Discography
As leader
1946–48? Old Sounds From San Francisco
1946–50 Dave Brubeck Octet
1950 The Dave Brubeck Trio
1951? Brubeck/Desmond
1952? Jazz at Storyville
1952 The Dave Brubeck Quartet
1952 Jazz at the Blackhawk
1953 Jazz at Oberlin
1953 Brubeck & Desmond at Wilshire-Ebell
1953 Jazz at the College of the Pacific
1953? Jazz at the College of the Pacific, Vol. 2
1954? Dave Brubeck at Storyville: 1954
1954 Jazz Goes to College
1954 Brubeck Time
1954–55 Jazz: Red Hot and Cool
1956 Brubeck Plays Brubeck
1956 Dave Brubeck and Jay & Kai at Newport
1957 Jazz Impressions of the U.S.A.
1957 Dave Brubeck Plays and Plays and...
1957 Reunion
1957? Jazz Goes to Junior College C
1957 Dave Digs Disney
1958 The Dave Brubeck Quartet in Europe
1958 Newport 1958
1958 Jazz Impressions of Eurasia
1959 Gone with the Wind
1959 Time Out
1960 The Riddle
1960 Southern Scene
1960 Brubeck and Rushing
1960 Bernstein Plays Brubeck Plays Bernstein
1960 Brubeck à la mode
1960 Tonight Only!
1960 Near-Myth
1961 Time Further Out
1961 Brandenburg Gate: Revisited
1961 Take Five Live
1961 The Real Ambassadors
1961–62 Countdown—Time in Outer Space
1962 Bennett/Brubeck: The White House Sessions, Live released 2013
1962 Bossa Nova U.S.A.
1962 Brubeck in Amsterdam
1963 The Dave Brubeck Quartet at Carnegie Hall
1964 Time Changes
1964 Jazz Impressions of Japan
1964 Jazz Impressions of New York
1964 Dave Brubeck in Berlin
1962–65 Angel Eyes
1962–65 My Favorite Things
1965 Time In
1966 Anything Goes! The Dave Brubeck Quartet Plays Cole Porter
1966 Jackpot!
1967 Bravo! Brubeck!
1967 Buried Treasures
1967 The Last Time We Saw Paris
1967 Their Last Time Out: The Unreleased Live Concert, December 26, 1967; released 2011
1968? Compadres
1968? Blues Roots
1968? The Light in the Wilderness
1969? The Gates of Justice
1970? Brubeck/Mulligan/Cincinnat
1970 Live at the Berlin Philharmonie
1971? Summit Sessions
1971 The Last Set at Newport
1971? Truth Is Fallen
1972 We're All Together Again for the First Time Atlantic
1973 Two Generations of Brubeck
1973–74 All the Things We Are
1974 Brother, the Great Spirit Made Us All
1975 1975: The Duets
1976 25th Anniversary Reunion
1977? The New Brubeck Quartet: Live at Montreux
1978 (February 27,28) The New Brubeck Quartet: A Cut Above
1979? La Fiesta de la Posada (The Festival of the Inn)
1979 Back Home
1980 Tritonis
1981 Paper Moon
1982 Concord on a Summer Night
1982? Aurex Jazz Festival '82
1984? Marian McPartland's Piano Jazz with guest: Dave Brubeck T
1984 For Iola
1985 Reflections Concord
1986 Blue Rondo
1987 Moscow Night
1987 New Wine MusicMasters ; released 1990
1991? Quiet as the Moon
1992? Once When I Was Very Young
1993? Trio Brubeck
1993 Late Night Brubeck: Live from the Blue Note
1993 Nightshift: Live at the Blue Note Telarc
1994 Just You, Just Me Telarc
1994 In Their Own Sweet Way
1995 Young Lions & Old Tigers
1995 To Hope! A Celebration
1996 A Dave Brubeck Christmas
1998 So What's New?
1995–98 Double Live from the USA & UK
1998 The 40th Anniversary Tour of the U.K.
2000 80th Birthday Concert: Live with the LSO
2000 One Alone Telarc Solo piano; in concert
2000 The Crossing
2002? Brubeck in Chattanooga
2002 Park Avenue South
2003? Classical Brubeck
2004 Private Brubeck Remembers
2004 London Flat, London Sharp
2004? Brubeck meets Bach
2004 Songs
2005? The Gates of Justice
2006 Indian Summer
2007 Live In '64 & '66
1958–2007 50 Years of Dave Brubeck: Live at the Monterey Jazz Festival, 1958-2007
Brubeck LaVerne Trio 1986 - See How It Feels. LP Black-Hawk Records BKH 51401