28/03/24 - 19:14 pm


Автор Тема: Гуляев Юрий  (Прочитано 559 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Гуляев Юрий
« : 14 Февраль 2020, 14:22:20 »



























Ю́рий Алекса́ндрович Гуля́ев (9 августа 1930, Тюмень — 23 апреля 1986, Москва) — советский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Народный артист СССР (1968).
 
Родился 9 сентября 1930 года, в Тюмени. Огромное влияние на Юрия оказала его мама, Вера Федоровна. Она знала и любила музыку, сама хорошо пела. Юрий с детства заучивал песни и романсы, которые звучали на пластинках, с которых звучали голоса Ляли Черной, Вари Паниной, Тамары Церетели, и Сергея Яковлевича Лемешева, которого он боготворил с детства.
 
После десятилетки Гуляев поступил в Свердловский медицинский институт. Там он принимал активное участие в художественной самодеятельности и ему посоветовали учиться пению профессионально. В 1954 году окончил Уральскую консерваторию (Свердловск, теперь Екатеринбург) по классу пения Ф. И. Образцовской. В разное время пел в Свердловском, Донецком и Киевском оперных театрах. С 1975 года — солист Большого театра. В своих сольных концертах исполнял как арии из опер, так и романсы, народные песни.
 
Наиболее удачные партии — Жермон, Онегин, Валентин («Фауст»), граф Ди Луна («Трубадур»), Фигаро («Севильский цирюльник»).
 
Наибольшую известность получил как эстрадный певец. Визитная карточка певца — песни «Знаете, каким он парнем был?», «Твоя нежность», «Созвездие Гагарина» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, «Русское поле» Яна Френкеля и Инны Гофф, «На безымянной высоте» Вениамина Баснера и Михаила Матусовского, «Мой Киев (Києве мій)» Игоря Шамо и Дмитрия Луценко. Гуляев с огромным успехом пел также русские народные песни. В их числе «Из-за острова на стрежень», «Вдоль по Питерской», «Метелица», «Утёс».
 
Написал ряд собственных песен, одна из которых — «Желаю Вам» (на стихи Роберта Рождественского).
 
Голос Гуляева — лирико-драматический баритон, очень мягкий, тембристый, глубокий и объёмный, с крупной вибрацией. Голосоведение очень естественное, ровное, кантилена протяжная. Излюбленная манера пения — заглушенным, затемнённым, матовым звуком, с мощной динамикой.
 
В 1964 году вступил в КПСС.
 
В 1968 году появился музыкально-вокальный цикл песен Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова «Созвездие Гагарина», в который вошли песни «Знаете, каким он парнем был», «Как нас Юра в полет провожал», «Запевала звездных дорог». Песня «Знаете, каким он парнем был» навсегда стала визитной карточкой Гуляева, как и песни «Русское поле», «На безымянной высоте».
 
В 1970-е годы СССР очень успешно и интенсивно осваивал космос, имена космонавтов были на слуху, они становились национальными героями, популярными и уважаемыми. Космические подвиги облекались в стихотворную и музыкальную форму. Именно Гуляев в сотрудничестве с А. Пахмутовой и Н. Добронравовым воспевал космонавтов. Романтическое и мужественное пение удачно гармонировало с внешним обликом певца — высоким, мощным, с мужественными но мягкими чертами лица, с особой, обаятельной улыбкой, которую называли гагаринской.
 
На досуге его любимыми занятиями были шахматы и игра на пианино. Гуляев сам сочинял музыку, причем был очень строг по отношению к себе. Он говорил: «Если композитору достаточно написать на тройку – это будет моей пятеркой, но если я напишу на пятерку, это будет всего лишь тройка». Из писателей больше всех любил Чехова и Есенина. Гуляев любил водить машину.
 
23 апреля 1986 года скончался от сердечного приступа за рулём собственного автомобиля, прямо у гаража. Похоронен на Ваганьковском кладбище, участок № 1.
 
После смерти Гуляева издавались его записи, расширялась его дискография, выходили печатные материалы. «Как ужасно непростительно мы в будничной суете невнимательны друг к другу», - писала И.К.Архипова, вспоминая о Юрии Гуляеве.
 
В 2009 году о Юрии Гуляеве был снят документальный фильм «Неоконченная песня. Юрий Гуляев».
 
Роли в оперных театрах СССР
 
Свердловский театр оперы и балета (1954—1956)
 Моралес — «Кармен», Ж. Бизе
 Молодой цыган — «Алеко», С. В. Рахманинов
 Януш — «Галька», С. Монюшко
 Елецкий — «Пиковая дама», П. И. Чайковский
 Валентин — «Фауст», Ш. Гуно
 
Донецкий оперный театр (1956—1960)
 Валентин — «Фауст», Ш. Гуно
 Лисницкий — «Тихий Дон», И. Дзержинский
 Онегин — «Евгений Онегин», П. И. Чайковский
 Фигаро — «Севильский цирюльник», Дж. Россини
 Сильвио — «Паяцы», Р. Леонковалло
 Жермон — «Травиата», Дж. Верди
 Елецкий — «Пиковая дама», П. И. Чайковский
 Ренато — «Бал-маскарад», Дж. Верди
 
Киевский театр оперы и балета (1961—1975)
 Фигаро — «Севильский цирюльник», Дж. Россини
 Ренато — «Бал-маскарад», Дж. Верди
 Валентин — «Фауст», Ш. Гуно
 Алеко — «Алеко», С. В. Рахманинов
 Эскамильо — «Кармен», Ж. Бизе
 Щорс — «Полководец», Б. Лятошинский
 Максим — «Арсенал», Г. Майборода
 Султан — «Запорожец за Дунаем», Н. Лысенко
 Папагено — «Волшебная флейта», В. А. Моцарт
 Граф ди Луна — «Трубадур», Дж. Верди
 Роберт — «Иоланта», П. И. Чайковский
 
Большой театр (1971, 1975—1986)
 Онегин — «Евгений Онегин», П. И. Чайковский
 Граф ди Луна — «Трубадур», Дж. Верди
 Фигаро — «Севильский цирюльник», Дж. Россини
 Валентин — «Фауст», Ш. Гуно
 Жермон — «Травиата», Дж. Верди
 Тараш — «Похищение луны», О. Тактакишвили
 Эскамильо — «Кармен», Ж. Бизе
 Рамиро — «Испанский час», М. Равель
 Роберт — «Иоланта», П. И. Чайковский
 Дон Карлос — «Обручение в монастыре», С. С. Прокофьев
 Шарплес — «Чио-Чио-сан», Дж. Пуччини
 
Песни.
 
А я всю жизнь искал тебя (Я. Френкель — В. Харитонов)
 В мире есть красавица одна (Э. Шантармай — Н. Кархулеску)
 Весёлый марш (В. Шаинский — В. Харитонов)
 Голос Родины, голос России (А. Пахмутова — С. Гребенников, Н. Добронравов)
 Голубая тайга (А. Бабаджанян — Г. Регистан)
 Горячий снег (А. Пахмутова — М. Львов)
 Давным-давно (Т. Хренников — А. Гладков)
 Дивные очи (Л. Денца — С. Уколов)
 Дивный город (А. Долуханян — М. Лисянский)
 Если отец герой (А. Пахмутова — С. Гребенников, Н. Добронравов)
 Если я заболею] (Д. Тухманов — Я. Смеляков)
 Живут Магелланы в России (Я. Френкель — М. Танич)
 Журавли (Я. Френкель — Р. Гамзатов)
 Звёзды (Б. Терентьев — С. Островой)
 Звёзды над тайгой (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
 Земля, где родился и рос (К. Хачатурян — И. Шаферан)
 Земля моя добрая (Е. Птичкин — С. Островой)
 Зимняя любовь (А. Бабаджанян — Р. Рождественский)
 Имя твоё (А. Журбин — Р. Рождественский)
 Кактус (А. Долуханян — Н. Доризо)
 Катари (С. Кардильо — Р. Кордиферро)
 Когда прощаюсь я с тобой (О. Фельцман — Н. Олев)
 Колыбельная (А. Долуханян — Ю. Каменецкий)
 Королева (Г. Подэльский — С. Есенин)
 ЛЭП-500 (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
 Любимой (Э. Колмановский — Е. Евтушенко)
 Любимые женщины (С. Туликов — М. Пляцковский)
 Маленькая баллада (Ю. Мейтус — Р. Бернс)
 Марекьяре (Тости — Т. Джакомо)
 Мелодия (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
 Метеленки (Я. Френкель — К. Ваншенкин)
 Мне дарила Россия (П. Аедоницкий — И. Шаферан)
 Море зовёт (А. Бабаджанян — Г. Регистан)
 Моя любимая (М. Блантер — Е. Долматовский)
 Моя Москва (И. Дунаевский — С. Агранян, М. Лисянский)
 Мы учим летать самолёты (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
 
На безымянной высоте (В. Баснер — М. Матусовский)
 Не назову тебя красавицей (Л. Афанасьев — Л. Завальнюк)
 Небо зовёт (С. Туликов — В. Татаринов)
 Незабытая песня (М. Блантер — М. Матусовский)
 Обнимая небо (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
 Песенка Лепелетье (Т. Хренников — А. Гладков)
 Песни рождаются сами (П. Аедоницкий — Л. Завальнюк)
 Песня о неоткрытых островах (И. Шамо — Л. Смирнов)
 Письмо матери (В. Липатов — С. Есенин)
 Пока я помню, я живу (А. Бабаджанян — Р. Рождественский)
 Помнишь порою ночною (Г. Гот — А. Ф.)
 Последний десант (В. Махлянкин — С. Гребенников)
 Приходи (О. Фельцман — В. Харитонов, И. Шаферан)
 Прощайте, скалистые горы (Е. Жарковский — Н. Букин)
 Пушки молчат дальнобойные (М. Блантер — М. Матусовский)
 Родина — весна моя (С. Туликов — Н. Добронравов)
 Русское поле (Я. Френкель — И. Гофф)
 Свет вечного огня (Г. Мовсесян — Р. Рождественский)
 Семёновна (Е. Барыбин — Ю. Погорельский)
 Серенада Дон Кихота (Д. Кабалевский — С. Богомазов)
 Серенада Клаудио (Т. Хренников — П. Антокольский)
 Синева (В. Гамалия — Р. Рождественский)
 Слышишь, Париж (А. Островский — Л. Ошанин)
 Старые слова (О. Фельцман — Р. Рождественский)
 Твоя нежность (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
 Три минуты молчанья (О. Фельцман — Н. Олев)
 Три товарища (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
 Ты такая как все (Л. Завальнюк — Л. Афанасьев)
 Хотят ли русские войны (Э. Колмановский — Е. Евтушенко)
 Шагают ребята (О. Фельцман — Н. Олев)
 Я люблю тебя, жизнь (Э. Колмановский — К. Ваншенкин)
 Я люблю тебя, Россия (Д. Тухманов — М. Ножкин)
 Жди меня (М. Блантер — К. Симонов)
 Звёздное счастье (О. Строк — А. Горохов)
 Орлята учатся летать (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
 Усталая подлодка (А. Пахмутова — С. Гребенников, Н. Добронравов)
 
Песни, сочинённые и исполненные Ю. Гуляевым.
 Берегите друзей (Р. Гамзатов)
 В ночи стелится трава-мурава (Ю. Рыбчинский)
 Воспоминание о полковом оркестре (Р. Рождественский)
 Дорогая, сядем рядом (С. Есенин)
 Звёздный час (Ю. Рыбчинский)
 Мне сегодня всё равно (Г. Регистан)
 Над окошком месяц (С. Есенин)
 О, как хочется жить (Г. Регистан)
 Поздняя любовь (А. Дементьев)
 Посвящение (Р. Рождественский)
 Только теперь (М. Лисянский)
 Желаю Вам (Р. Рождественский)
 Нам рано на покой (Р. Рождественский)
 
В.ц. «Созвездие Гагарина» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
 Запевала звёздных дорог
 Знаете каким он парнем был
 Как нас Юра в полёт провожал
 Смоленская дорога
 Созвездие Гагарина
 
Русские народные песни.
 Бывали дни весёлые
 Вдоль да по речке
 Вдоль по Питерской
 Всю то я Вселенную проехал
 Из-за острова на стрежень (Д. Садовников)
 Кабы Волга-матушка
 Меж высоких хлебов (Н. Некрасов)
 Не велят Маше
 Песня бобыля (И. Никитин)
 Прощай, радость
 Ревела буря (К. Рылеев)
 Среди долины ровныя (С. Давыдов — А. Мерзляков)
 Тонкая рябина
 Утёс
 Эх, Настасья
 Эх ты, Ванька
 
Романсы.
 
Ах, ты ночь ли, ноченька (М. Глинка — А. Дельвиг)
 Ах, я влюблён в одни глаза (А. Виленский — А. Щепкина-Куперник)
 Азра (А. Рубинштейн — Г. Гейне)
 Бубенцы (Н. Бакалейников — А. Кусиков)
 В крови горит огонь желанья (М. Глинка — А. Пушкин)
 Весенние воды (С. Рахманинов — Ф. Тютчев)
 Влюблен я, дева-красота (А. Даргомыжский — Н. Языков)
 Всё отнял у меня (С. Рахманинов — Ф. Тютчев)
 Вчера мы встретились (С. Рахманинов — Я. Полонский)
 Выхожу один я на дорогу (Е. Шашина — М. Лермонтов)
 Гуде вiтер вельми в полi (М. Глинка — В. Забила)
 Есть на Волге утёс (А. Рашевская — А. Навроцкий)
 Жаворонок (М. Глинка — Н. Кукольник)
 Жалобно стонет (Д. Михайлов — А. Пугачёв)
 За окном в тени мелькает (П. Чайковский — Я. Полонский)
 Забыли Вы (А. Оппель — П. Козлов)
 Закатилось солнце (П. Чайковский — Д. Ратгауз)
 Зашумела, разгулялась (В. Соколов — И. Никитин)
 Здесь хорошо (С. Рахманинов — Г. Галина)
 К Молли (М. Глинка — Н. Кукольник)
 К ней (М. Глинка — А. Мицкевич)
 Как мне больно (С. Рахманинов — Г. Галина)
 Как сладко с тобою мне быть (М. Глинка — Н. Рындин)
 Колокольчики мои (П. Булахов — А. Толстой)
 Коль любить (Р. Глиэр — А. Толстой)
 Метелица (А. Варламов — П. Глебов)
 Мне грустно (А. Даргомыжский — М. Лермонтов)
 Моя милая (А. Дюбюк — С. Писарев)
 Мы сидели с тобой (П. Чайковский — Д. Ратгауз)
 На нивы жёлтые (П. Чайковский — А. Толстой)
 Не верь мне, друг (С. Рахманинов — А. Толстой)
 Не ветер, вея с высоты (Н. Римский-Корсаков — А. Толстой)
 Не лукавьте (А. Дюбюк)
 Не может быть (С. Рахманинов — А. Майков)
 Не пой, красавица, при мне (С. Рахманинов — А. Пушкин)
 Не пробуждай (П. Булахов — ?)
 Но это только сон (Д. Колишевский)
 О, если б знали Вы (П. Чайковский — А. Плещеев)
 О, если б мог выразить в звуке (Д. Малашкин — Г. Лишин)
 О нет, молю, не уходи (С. Рахманинов — Д. Мережковский)
 Островок (С. Рахманинов — П. Шелли/К. Бальмонт)
 Отрывок из Мюссе (С. Рахманинов — А. Апухтин)
 Отчего (П. Чайковский — Д. Ратгауз)
 Песня ямщика (А. Гурилёв — К. Бахтурин)
 Письмо к Станиславскому (С. Рахманинов)
 Победитель (М. Глинка — В. Жуковский)
 Прелестные глазки (П. Булахов)
 Признание (М. Глинка — А. Пушкин)
 Проходит всё (С. Рахманинов — Д. Ратгауз)
 Разлюбила красна-девица (А. Бородин — А. Виноградов)
 Свадьба (А. Даргомыжский — А. Тимофеев)
 Свидание (П. Булахов — Н. Греков)
 Северная звезда (М. Глинка — Е. Растопчина)
 Сердце-игрушка (А. Гурилёв — Э. Губер)
 Скажи, зачем (М. Глинка — С. Голицын)
 Слушайте, если хотите (Н. Шишкин — А. Денисьев)
 Снова пою (Д. Ботари — обр. и р.т. В. Семёнов)
 Соловей (П. Чайковский — А. Пушкин)
 Средь шумного бала (П. Чайковский — А. Толстой)
 Степь да степь (С. Садовский — И. Суриков)
 Страшная минута (П. Чайковский)
 Ты помнишь ли вечер (С. Рахманинов — А. Толстой)
 Утро туманное (Э. Абаза — И. Тургенев)
 Фальшивая нота (А. Бородин)
 Хотел бы в единое слово (П. Чайковский — Л. Мей)
 Хризантемы (Н. Харито — В. Шумский)
 Что так усиленно сердце (С. Рахманинов — А. Апухтин)
 Юноша и дева (А. Даргомыжский — А. Пушкин)
 Я встретил Вас (В. Шереметьев — Ф. Тютчев)
 Я знал её милым ребёнком (А. Титов — Д. Минаев)
 Я люблю Вас так безумно (Я. Пригожий — Ю. Адамович)
 Я не пророк (С. Рахманинов — А. Круглов)
 Я опять одинок (С. Рахманинов — Е. Шевченко)
 Я помню чудное мгновение (М. Глинка — А. Пушкин)
 Дискография.
 
При жизни издано более 25 грампластинок
 1967 — Юрий Гуляев поёт песни Александры Пахмутовой (фирма «Мелодия»)
 1970—1971 — Созвездие Гагарина
 1990 — Двойная грампластинка-гигант «Желаю Вам» Юрий Гуляев
 1994 — «Он вас любил» (русские романсы)
 1995 — «Эх, Настасья» (русские песни)
 1995 — «Романсы С. В. Рахманинова, М. И. Глинки»
 1996 — «Романсы П. И. Чайковского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. Н. Римского-Корсакова»
 1996 — Арии из опер
 1995 — Любимые мелодии
 1995 — «Наша военная молодость» (сборник песен о войне)
 1996 — «Дивлюсь я на небо» (украинские песни)
 1996 — «Желаю Вам»
 1995 — «Сборник романсов и песен»
 «Желаю Вам», композитор Юрий Гуляев (составитель Юрий Гуляев-младший, изд-во «Композитор»)
 2005 — «Юрий Гуляев. Избранное. К 75-летию со дня рождения»
 
Фильмография.
 1961 — «Украинская рапсодия» — Вадим Чайка
 1967 — «Пополам»
 1969 — «Похищение» — Гуляев
 1972 — «Евгений Онегин» (фрагменты), телефильм. «Экран», реж. Л. Сандлер
 1973 — «Три эскиза к портрету Ю. Гуляева», телефильм. «Экран», реж. Т. Успенская
 «Созвездие Гагарина», фильм-концерт.
 1979 — «Поёт Юрий Гуляев», фильм-концерт. 2 части
 1990 — «Монологи о Юрии Гуляеве», документальный фильм. «Союзтелефильм», реж. Г. Бабушкин
 2005 — «„Желаю Вам…“ Юрий Гуляев». Телестудия ТВЦ, реж. Ю. Мамин
 2009 — «Неоконченная песня», документальный фильм
 
Фестивали.
 «Крымские зори» — 1973
 «Белые ночи». Ленинград — 1975
 «Огни магистралей» (БАМ) −1975
 Первый фестиваль русского искусства в Японии — 1975
 «Мерцишор» — Кишинёв — 1978
 «Московские звёзды — Берлину» — 1978
 «Красная гвоздика» — Иваново −1981
 «Белая акация» — Одесса — 1981
 Удмуртия, Ижевск, фестиваль П. И. Чайковского — 1983
 «Мастера искусств — мастерам труда». Курганская область 1984
 «Московские звёзды» Москва — 1983
 
Гастроли в СССР и за рубежом.
 
Помимо СССР, гастролировал в Австрии, Швейцарии, Бельгии, Франции, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, ГДР, Канаде, США, на Кубе, в Польше, Югославии, Японии и других странах.
 
Награды.
 1959 — золотая медаль Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (номинация — сольное пение). Вена
 1960 — заслуженный артист Украинской ССР
 1965 — народный артист Украинской ССР
 1968 — народный артист СССР
 1971 — орден Трудового Красного Знамени
 1975 — Государственная премия СССР
 1975 — орден Дружбы народов
 2005 — Почётный гражданин г. Тюмени
 
Память.
 Именем Юрия Гуляева названы:
 Улицы в Донецке и Тюмени
 Концертный зал Тюменской филармонии
 Музей Юрия Гуляева в Донецке
 Малая планета «Юрий Гуляев» (2001)
 
С 1993 г. проводится Всероссийский конкурс оперных певцов им. Ю. Гуляева в Тюмени.

Гуляев Юрий 1969 - Русские народные песни. Диск-гигант СМ-01811-2 (320)
Гуляев Юрий 1967 - Песни Александры Пахмутовой (192)
Гуляев Юрий 2007 - Любимые мелодии (320)
Гуляев Юрий 2009 - Звёзды советской эстрады (320)
Гуляев Юрий 2009 - Золотая коллекция ретро (320)
..............
Лауреат Государственной премии СССР (за исполнение концертных программ)
Народный артист СССР (1968)
Лауреат Государственной премии СССР (1975)


Юрий Гуляев родился 9 сентября 1930 года в Тюмени. Огромное влияние на Юрия оказала его мама, Вера Федоровна. Она знала и любила музыку, сама хорошо пела. Юрий с детства заучивал песни и романсы, которые звучали на пластинках, с которых звучали голоса Ляли Черной, Вари Паниной, Тамары Церетели, и Сергея Яковлевича Лемешева, которого он боготворил с детства.                                                 
После десятилетки Гуляев поступил в Свердловский медицинский институт. Там принимал активное участие в художественной самодеятельности и ему посоветовали учиться пению профессионально.


Юрий поступил в Свердловскую консерваторию, но учеба чуть не завершилась сильным психологическим стрессом. Педагог неправильно определил его голос. Из-за широкого диапазона, позволяющего брать высокое теноровое «до», его, баритона, учили как тенора. Поэтому голосовые связки у юноши быстро уставали. Профессор Фрида Образцовская поняла, в чем дело, и взяла Гуляева на пятом курсе в свой класс. Она так его прекрасно подготовила, что Юрию Гуляеву после выпуска предложили сразу стать солистом Свердловской оперы.


Проработав год в Сведловске, молодой певец переехал в Донецк. Это было в 1956 году.  А в 1959 году  29-летний  Юрий  Гуляев  получил  золотую медаль на соревновании  вокалистов  в рамках  Всемирного  фестиваля  молодежи и студентов, проходившего в Вене.


   В. В. Барсова, входившая в жюри отборочного прослушивания претендентов на поездку в австрийскую столицу, сказала о Гуляеве: «Это будущий великий певец». А в 1960 году состоялась Декада украинского искусства в Москве. Счастливый случай позволил молодому артисту блеснуть во всей красе. Очевидец и лучший друг Юрия Гуляева, народный артист Украины, дирижер Вадим Гнедаш рассказывал.
— После концерта пригласили всю нашу украинскую делегацию на банкет на Воробьевых горах к Хрущеву. Поскольку гостей было очень много, все перебрались в большой зал. Его перегораживал стол с закусками, за которым стояли артисты и гости. Пиршествовало все политбюро во главе с Хрущевым. На банкете присутствовали тогдашние партийные чины: Ворошилов, Буденный, Брежнев. Они зазывали к своему столу артистов, чтобы те в микрофон пели. Фортепиано в этом зале не было. Сначала Николай Ворвулев спел песню без аккомпанемента, потом еще кто-то... Хозяева не очень довольны... Вдруг слышу разговор: Иван Семенович Козловский говорит: «Я позвоню знакомому баянисту, чтобы он выручил». Приехал баянист через 15 минут, но он по слуху не умел играть. Тогда секретарь ЦК Украины Скаба подозвал Гуляева, с которым был хорошо знаком, и предложил стать аккомпаниатором. И вот Юра, солист оперы, берет баян и без нот, по слуху (а он у него был отменный), сначала аккомпанировал себе, а потом всем украинским артистам. И уже до конца вечера он не снимал с плеч баян. Ворошилов, который прекрасно знал романсы, все время контролировал Юру, чтобы он куплеты не пропускал. После того «концерта» 26-летнему Гуляеву присвоили звание заслуженного артиста Украины и предложили переехать в Киев...


На сцене Национальной оперы Украины певец стал настоящей звездой. Он уверенно входил в баритоновый репертуар, начиная с Моралеса в «Кармен» и доходя до Елецкого в «Пиковой даме», Валентина в «Фаусте», - партий, которые потом будут спеты им в Большом театре.


 У него было много товарищей, среди которых Е. Чавдар, Б. Гмыря, Л. Руденко, Е. Червонюк, Б. Руденко, В. Третьяк, «голосовые» коллеги Д. Гнатюк, А. Мокренко и многие другие. С этим периодом у Юрия Александровича будет очень много связано. Он исполнял свыше десяти оперных партий, в числе которых Фигаро, Валентин (прошедший с Гуляевым от Донецкой оперы до Большого), так и не увиденный москвичами Папагено из «Волшебной флейты» Моцарта. В активе Гуляева были концертные программы, работа в студиях грамзаписи, звание народного артиста СССР в то время, когда ему не было еще сорока лет. И первый выход на сцену главного театра страны в 1971 году.


 Мы были дублерами, — вспоминал народный артист СССР Анатолий Мокренко. — Пели один и тот же репертуар в театре. Когда я, молодой певец, пришел в Киевскую оперу, то Юрий Гуляев и Дмитрий Гнатюк были уже очень популярными артистами. Они хотели выступать не только в нашем театре, но и петь в концертах, ездить на гастроли, поэтому мое появление в труппе они приняли очень хорошо. Я вспоминаю, как впервые его услышал в партии Валентина в опере «Фауст». У Юры был лирический баритон, и его голос был очень красив. Мы, баритоны, никогда не ссорились, не интриговали, а жили дружно. Знали, что всегда можем подстраховать друг друга.


Гуляев на сцене казался рубахой-парнем, а на самом деле он был тонкий лирик. Трепетно относился он к своей матери, что был патриотом родного города — Тюмени. Часто туда ездил. Он был замечательным товарищем и человеком слова. Открытый, улыбчивый, но не допускал панибратства. Юра прекрасно знал поэзию, виртуозно играл на баяне, без акцента пел по-украински, сам сочинял музыку. На концертах публика его не отпускала, пока певец не исполнит «Знаете, каким он парнем был» Александры Пахмутовой и «Романтики», «Бригантина» Игоря Шамо. Он блестяще пел романсы, арии, народные песни.


Поводом для отъезда Гуляева в Москву стала разгромная рецензия в одной из киевских газет после премьеры «Евгения Онегина». Критик ополчился не только на Ирину Молостову, поставившую эту оперу Чайковского, но и на исполнителя главной роли — Юрия Гуляева. Певец очень переживал, что его трактовку образа рецензент не понял. Юра был творческой натурой и болезненно переносил несправедливость. И он решил доказать, что станет звездой в Большом театре. Во всяком случае, с переездом в Россию он чаще стал сниматься на Центральном телевидении, звучать по радио. А мы, в Киеве, потеряли великолепного певца. Был у Юрия еще один личный повод перебраться в Москву. У Гуляева единственный сын, которого тоже звали Юрой, был тяжело болен (инвалид с детства). Ради него певец уехал, т. к. в столице ему обещали помочь с лечением ребенка. Юра обожал сына, страдал из-за него...».


  После приезда в Москву Юрий Гуляев полгода жил в гостиницах... В перерывах между концертами и спектаклями делал записи на Всесоюзном радио. Но счастья Москва певцу, как рассказывают его друзья, не принесла. В то время в Большом театре была огромная труппа, а солистов, которые ногами открывают двери в высокие кабинеты, девать было некуда. По три года в очереди стояли, чтобы на сцену выйти. А тут еще чужак появился... Начались интриги, ролей удалось сыграть немного. Он стал больше выступать с концертами, объездил весь СССР. Именно Гуляев был первым исполнителем многих эстрадных песен... Но Гуляева стало подводить здоровье: разыгралась астма, мучившая Юрия Александровича еще в Киеве.


Концертная деятельность принесла певцу широкую известность. Зрителей покоряли его теплый и богатый по тембру баритон, незаурядная внешность, обаятельная улыбка. Репертуар Гуляева составляли народные песни («Вдоль по улице метелица метет», «Дывлюсь я на небо»), русские романсы («Средь шумного бала», «Не лукавьте», «Не пробуждай воспоминаний»), зарубежная классика (Шуман, Григ) и, конечно, современная песня.


    В 1968 году появился музыкально-вокальный цикл песен Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова «Созвездие Гагарина», в который вошли песни «Знаете, каким он парнем был», «Как нас Юра в полет провожал», «Запевала звездных дорог». Песня «Знаете, каким он парнем был» навсегда стала визитной карточкой Гуляева, как и песни «Русское поле», «На безымянной высоте».
   Целый цикл произведений написал для него Микаэл Таривердиев. Так же  Гуляев  исполнял  песни  Т. Хренникова,   Г. Свиридова,   Д. Шостаковича,   Д. Кабалевского. Юрий Гуляев и сам написал несколько десятков песен, наиболее известные из них - «Воспоминания о полевом оркестре», «Желаю Вам» на стихи Роберта Рождественского и цикл песен на стихи Сергея Есенина («Под окошком месяц», «Дорогая, сядем рядом»).


 Гуляев много гастролировал в США, Канаде, Франции, Японии, Бельгии и на Кубе. Друзья и знакомые Юрия Александровича рассказывали, что он никогда не страдал «звездной» болезнью. Став знаменитым певцом, он охотно общался с молодыми, просил у коллег совета, как спеть ту или иную музыкальную фразу. Хотя при этом мог дать в каком-нибудь городе бывшего СССР пятнадцать концертов подряд на стадионе в 15 тысяч зрителей, и каждый день были аншлаги.
Юрий Гуляев обладал красивым голосом, музыкальной культурой. Стремление передать мысль песни, её поэтический образ, внимание к слову, благородный темперамент и выразительность — характерные черты его манеры исполнения.
Александра Пахмутова говорила о певце: «Юру отличает большое уважение к герою песни, в его исполнении это всегда человек высоко интеллектуальный и исключительно богатый душой, а, по-моему, именно в этом — существо облика нашего молодого современника…».
У Юрия Александровича были золотые руки. Он мог смастерить проигрыватель для грампластинок и тумбочку под него, разобрать ли и собрать по винтику автомашину. Многим певец казался улыбчивым, счастливым и беззаботным человеком.
Но в соперничестве, пусть и негласном, со многими другими первоклассными баритонами ему приходилось весьма нелегко. Певец, по его собственному признанию, любил представить, "…"показать" весь характер сразу". Однако это не означало, что исполнитель "обрушивался" на слушателя, не давая ему возможности и вникнуть в происходящее на сцене. Речь шла о намерении с самого начала обозначить и выделить наиболее важные черты персонажа.
Это был неординарный человек и легендарный певец.
Став солистом Большого театра, Гуляев выступал с Лемешевым. Об их необыкновенно теплых, дружеских отношениях рассказала вдова певца Лариса Гуляева. Однажды был такой случай. Закончился художественный совет, все артисты разъезжались из театра, а про Лемешева в суете забыли. Он стоит один... Юрий Александрович не знал, как поступить. Подойти – вроде неудобно. Потом подошел и спросил: «Можно, Сергей Яковлевич, я вас до дома довезу?» Лемешев благодарно улыбнулся: «Да, большое спасибо, Юрочка!»
Все, кто близко знал Юрия Гуляева, утверждают, что он был напрочь лишен зависти, напротив, умел радоваться за своих коллег. Необыкновенно красивый внешне, Юрий Гуляев умел вести себя как лорд и при этом никогда не довлел над людьми. Все чувствовали себя с ним на равных. Он легко находил общий язык с каждым, ему не важно было, кто перед ним, уборщица или министр культуры. Когда ему сказали, что Фурцева недовольна тем, что Гуляев поет «Семеновну» с эстрадным ансамблем, он напрямую выразил свое отношение: «Дура ваша Фурцева».


  На досуге его любимыми занятиями были шахматы и игра на пианино. Гуляев сам сочинял музыку, причем был очень строг по отношению к себе. Он говорил: «Если композитору достаточно написать на тройку – это будет моей пятеркой, но если я напишу на пятерку, это будет всего лишь тройка». Из писателей больше всех любил Чехова и Есенина. Гуляев любил водить машину.
Он умер, сидя за рулем. Выезжал из гаража и почувствовал себя плохо. Ему показалось, что начался приступ астмы, и он вытащил из кармана алупент. Но это была не астма, а сердце. Смерть наступила почти мгновенно.
    Каким образом могло получиться так, что не встретилось ни одной - по крайней мере, выполненной в студии и изданной официально, - полной оперной записи с его участием? Сейчас остается лишь недоумевать по этому поводу. Многих партий он так и не спел.
Очень многое сделал для памяти этого замечательного человека Фонд русской классики его имени при активнейшем участии жены певца Ларисы Максимовны. Ее незаменимая поддержка сопутствовала Юрию Александровичу многие годы. А так же сына Юрия Гуляева-младшего, и спонсорских организаций.


 После смерти Гуляева издавались его записи, расширялась его дискография, выходили печатные материалы.


"…Как ужасно непростительно мы в будничной суете невнимательны друг к другу", - писала И. К. Архипова, вспоминая о Юрии Гуляеве.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Гуляев Юрий
« Ответ #1 : 09 Май 2020, 15:25:15 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика