Thomas Quasthoff - Georgia on my mind
Томас Квастхофф
День рождения: 09.11.1959 года
Хильдесхайм, Германия
Прославился во многом благодаря исполнению романтических немецких песен-'lied'; позже зарекомендовал себя довольно талантливым исполнителем барочных кантат Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach) и сольных джазовых импровизаций.
Родился Квастхофф в Хильдесхайме (Hildesheim). Мать его во время беременности принимала талидомид – его ей прописали в качестве противорвотного, дабы помочь справиться с утренними приступами. К сожалению, лекарство это имело целый ряд неприятных побочных эффектов – и часть их ударила в первую очередь по Томасу. Он так и не вырос выше 134 сантиметров; рук у него практически не было – кисти росли буквально из плеч.
Разумеется, инвалидность существенно усложнила Томасу жизнь. Именно из-за инвалидности Квастхоффа не приняли в Консерваторию Ганновера (Hanover) – музыкальные способности Томаса уже к тому времени весьма и весьма впечатляли. Квастхофф, однако, зря страдать не стал и переключился на пение; продвигал его талант в массы Себастьян Пешко (Sebastian Peschko).
Секреты вокального мастерства Томас постигал под началом у частного преподавателя; известно также, что минимум три года Квастхофф изучал право. Некоторое время Томас проработал на радио и занимался озвучиванием телепрограмм.
Профессионально заниматься музыкой Квастхофф начал в 1988-м – именно тогда ему удалось выиграть международный музыкальный конкурс ARD в Мюнхене (Munich). Помимо прочего, пение Томаса пришлось по вкусу немецкому баритону Дитриху Фишер-Дискау (Dietrich Fischer-Dieskau).
В 1995-м Квастхофф дебютировал в Америке – на орегонский Фестиваль Баха (Oregon Bach Festival) его пригласил художественный руководитель проекта Гельмут Риллинг (Helmuth Rilling).
В 1998-м Томас солировал в показанной на очередном фестивале Баха 'Credo' Кшиштофа Пендерецкого (Krzyztof Penderecki); позже запись этого выступления получила 'Грэмми' (Grammy Award) как 'лучшая хоровая запись'.
В 2003-ем Квастхофф впервые выступил на оперных подмостках, сыграв дона Фернандо в 'Фиделио' ('Fidelio'), шедшем в рамках очередного Зальцбургского фестиваля (Salzburg Festival).
В сентябре 2004-го Томас дебютировал с Симфоническим оркестром Сан-Франциско (San Francisco Symphony).
Собственную 'Грэмми' – в категории 'Лучшая классическая вокальная партия' – Квастхофф получил еще в 2000-м; принесло ему эту награду совместное с меццо-сопрано Анне Софи фон Оттер (Anne Sofie von Otter) исполнение немецкой песни 'Волшебный рожок мальчика' ('Des Knaben Wunderhorn') Густава Малера (Gustav Mahler); аккомпанировал им оркестр Берлинской филармонии (Berlin Philharmonic) под управлением Клаудио Аббадо (Claudio Abbado).
Вторую 'Грэмми' – в той же категории – Томас получил в 2004-м; на сей раз комитету премии понравилось исполнение одного из 'lied' Франца Шуберта (Franz Schubert). Интересно, что и в этот раз Квастхофф выступал вместе с фон Оттер, а дирижировал аккомпанировавшим им Европейским камерным оркестром (Chamber Orchestra of Europe) все тот же Аббадо.
В 2006-м Томас получил третью 'Грэмми'; на сей раз, впрочем, ни фон Оттер, ни Аббадо не имели к ней ни малейшего отношения.
Известно, что записи песен Брамса (Johannes Brahms), Листа (Franz Liszt) и Шуберта в исполнении Квастхоффа под аккомпанемент фортепиано Юстуса Зейена (Justus Zeyen) номинировались на 'Грэмми' в 2000-м и 2001-м. Записывался Томас в компании 'Deutsche Grammophon'.
Вся эта активная сценическая деятельность, как ни странно, занимает лишь второе место в жизни Квастхоффа; в первую очередь Томас считает себя преподавателем вокального мастерства. Работает Квастхофф на данный момент в Берлине (Berlin).
.....................................
То́мас Ква́стхофф (нем. Thomas Quasthoff; род. 9 ноября 1959, Хильдесхайм, Германия) — немецкий оперный, камерный и джазовый певец (бас-баритон). Инвалид от рождения.
В результате употребления матерью Квастхоффа во время беременности препарата талидомида, родился с тяжелейшей патологией: кисти рук находятся у основания плечей, были деформированы ноги. Рост Квастхоффа остановился на 134 см.
В 1972 году Квастхофф начал заниматься вокалом в Ганновере у профессора Ш.Леманн, а также брать уроки истории и теории музыки. Закончив юридический факультет Ганноверского университета, работал диктором на Северо-Германском радио.
Дебютировал как певец в 1988 году, в 1995 году впервые выступил в США (на Баховском фестивале в Орегоне), в опере — на Пасхальном фестивале (Зальцбург) в 2003 году, в «Фиделио» Бетховена. Выступал в Венской государственной опере.
Квастхофф концертирует во многих странах мира, в том числе и в России, по большей части с камерным репертуаром. В 1999 году исполнение Квастхоффом вокального цикла «Зимний путь» Шуберта в Карнеги-Холл (Нью-Йорк) было очень высоко оценено критикой, после чего его выступления в Карнеги-Холл стали регулярными.
Работал с такими дирижёрами, как Клаудио Аббадо, Саймон Рэттл, Даниэль Баренбойм, Владимир Спиваков, и многими другими.
Томас Квастхофф преподаёт в Музыкальном университете имени Х.Эйслера (Берлин). С 2003 года он патронирует Нижнесаксонский фонд «Дети Чернобыля».
Томаса Квастхоффа часто сравнивают с Дитрихом Фишером-Дискау. Журналист и писатель Соломон Волков рассказывал в одной из передач на «Радио Свобода»:
Когда я приехал в Нью-Йорк, то самым популярным исполнителем немецких песен (Шуберт, Шуман, Брамс) был знаменитый Фишер-Дискау. На его записях мы в России росли, мы понимали, что такое Шуберт, как его нужно исполнять, слушая Фишера-Дискау. Так вот функцией этого Фишера-Дискау, любимца публики и знаменосца классической немецкой песни, сегодня является немецкий баритон Томас Квастхофф, который так же популярен и обожаем… Голос изумительный, артист он потрясающий. Это действительно эквивалент Фишеру-Дискау.
Награды и премии
1988 — Музыкальный конкурс ARD (Мюнхен, I премия)
1996 — Премия имени Д. Д. Шостаковича
1996 — Премия Эдинбургского фестиваля
1997 — Орден «За мужество» III степени (Украина)
1999 — Премия «Грэмми» за запись вокального цикла Г.Малера «Волшебный рог мальчика»
1999 — Премия «Грэмми» за запись вокальных произведений Шуберта
2004 — премия «Квадрига» с формулировкой «Аура мастерства»
2005 — Орден «За заслуги» (Германия)
1999 — Премия «Грэмми» за запись кантат Баха
2006 — Европейская премия за выдающееся достижения в музыке
2007 — Премия ECHO Klassik
2009 — Золотая Медаль Лондонского Королевского Филармонического Общества (Великобритания)
2009 — Музыкальная премия имени Г. Фон Караяна
Дискография
1994 — «Душа философа, или Орфей и Эвридика», дирижёр Леопольд Хагер (Креонт)
1995 — «Фиделио», дирижёр Колин Дэвис (Фернандо)
1996 — «Геновева», дирижёр Николаус Арнонкур (Драго)
2003 — «Фиделио», дирижёр Саймон Рэттл (Фернандо)
2005 — Шуберт «Зимний путь», Даниэль Баренбойм (фортепиано)
Thomas Quasthoff - Georgia on my mind Thomas Quasthoff & Daniel Barenboim performs Gute Nacht of Schubert's Winterreise