Алик Ошмянский (Фарбер). Одесса, 1973 г.
Алик Ошмянский (Фарбер). Канада, 1975 г.
Алик Ошмянский(Фарбер) - Денежки
Алик Ошмянский родился в 1944-м году в г. Одессе. Он закончил музыкальную школу для особо-одаренных детей им. профессора Столярского, школу, которую закончили Давид Ойстрах, и Эмиль Гилельс. Своё музыкальное образование он продолжил в Одесской Консерватории и закончил ее с дипломом концертного исполнителя по классу баяна. Мама певца 27 лет работала в одесской оперете и Алик с детства был погружен в музыкально-артистический мир. Его друзьями были такие звезды опереты как Михаил Водяной и Семен Крупник. Приятельствовал он и с Аликом Беренсоном.
К моменту эмиграции Ошмянский являлся руководителем оркестра Дворца бракосочетаний. Алик был руководителем многих эстрадных ансамблей и в том числе, музыкальным руководителем Тульского цыганского ансамбля, где родилась его любовь к песне. Он пел в Монреале, Риме и Берлине. Эмигрировать ему предложил его друг-скрипач Яков Лихтман, позднее написавший музыку к песне "Финские цыганки", вошедшую в 1-й альбом музыканта. По словам самого Ошмянского, у него не было ни экономических ни политических причин для эмиграции. Ему было интересно посмотреть мир, к тому же, будучи выпускником известнейшей музыкальной школы им.Столярского и одесской консерватории, он был уверен в своем профессионализме. Отгуляв октябрьские праздники,в 1975 году, Ошмянскй начинает путь эмигранта.
Первую работу он находит еще в Италии, куда все эмигранты попадали до отъезда в Израиль или США. Затем была Канада. Виннипег - первый канадский город Алика. Через год его приглашают в Торонто, в русский ресторан "Доктор Живаго". Позднее была работа в ресторане "Распутин" и переезд в Монреаль. В 1981 году он уезжает в Лос-Анджелес, где и живет по сей день. На 200-летие Одессы Алик Ошмянский, по приглашению своих старых товарищей Романа Карцева и Михаила Жванецкого, приезжал в родной город.Там им было записано 2 песни и сняты клипы на них. У Алика 2 сына, старший живет в Канаде и занимается бизнесом, младший великолепный музыкант-кларнетист. Удивительно, но сыновья Алика помимо того, что прекрасно говорят по-русски, еще и блестяще разбираются в русской музыке, любят ее. В этом заслуга отца. Он привил своим детям вкус и понятие о достойном. Алик часами может рассказывать о Петре Лещенко (его любимом певце), Юрии Морфеси, Сокольском, Рубашкине...
У него собрана уникальная коллекция песен и романсов. В Лос-Анджелесе Ошмянский восстребован. Как известного музыканта его приглашают для организации крупных торжеств и party. К сожалению, из-за занятости у него нет в планах записи нового диска,но надеемся, что это произойдет. Его репертуар очень обширен: его теплые, задушевные, веселые и шуточные песни близки и понятны людям всех национальностей. В Советском Союзе был известен под псевдонимом Алик Фарбер.
Максим Кравчинский.
Ошмянский Алик 1970-е - Чёрные глаза (320)Ошмянский Алик 1972 - Денежки (320)Ошмянский Алик 1978 - From Alex with Love (320)Ошмянский Алик 1978 - Оdessа-мама (320)..............................
Без малого сорок лет он живет в Лос-Анджелесе, а когда-то жил в Одессе, где его знал каждый, ведь выпускник знаменитой школы Столярского Алик Ошмянский руководил ансамблем главного городского дворца бракосочетаний, а по вечерам еще здорово пел в приморских ресторанах «Аидише мама», «Соломона Пляра», «Алешу Рыжего» и еще много разных песен, которые впитал с самого детства с молоком матери, солистки театра музыкальной комедии.
Из-за обширного знания репертуара и умения блестяще, с непередаваемым одесским колоритом исполнить любую песню, и произошла в жизни Алика эта уникальная история.
«Одесса вообще самый музыкальный город, который я знаю, – неторопливо начал рассказ Ошмянский. – Мы жили в коммуналке, в самом центре – угол Карла Маркса и Дерибасовской. Весной и летом из каждого окна неслись звуки гитары, баяна, звучали патефоны, потом стали появляться магнитофоны. У нас в квартире жила соседка-портниха, тетя Аня, очень бедная женщина, вечно в штопаных чулках, такая скромная. Но у нее единственной в нашей коммуналке был трофейный патефон и пластинки Лещенко. Раз в год, на ее день рождения, приходили гости, и они ставили этого запрещенного певца. Я всегда очень ждал этот день, чтобы насладиться его голосом. Так я впервые и услышал Петра Лещенко, кстати.
Период, начиная с конца 50-х годов, я называю «вторым НЭПом». По какому-то гласному или негласному разрешению властей люди получили возможность заниматься небольшим бизнесом: открывались цеха, учреждались артели… Договаривались с колхозами, продавали излишки продукции, производили разный ширпотреб.
Помнишь эти щетки из конского волоса? Про них потом песенку сочинили:
Щеточки, щеточки – мой папа говорит:
Кто придумал щеточки, тот точно был аид.
Весело, щеточки, с вами мне сейчас,
Памятник тому поставлю, кто придумал вас.
К чему я веду? У народа появились лишние деньги. Где их можно было потратить в то время? В кабаках, конечно. Приходили деловые, «катеньку» в оркестр: «Пару гнедых!» Давай! Сыграй для души!» И понеслось. Гуляли от души, с размахом. Одесса – портовый город. Когда моряки китобойной флотилии «Слава» возвращались из похода, они швыряли бабки налево-направо. Вино лилось, женщины смеялись, столы ломились. На следующий день весь Привоз был завален заграничными шмотками, косметикой, пластинками…
Второй момент, характерный для тех вольных лет, – возникновение настоящего культа свадеб в Одессе. Сто человек гостей – это минимум. Такая свадьба считалась скромной. Родители невесты, жениха из кожи вон лезли, старались пригласить лучших музыкантов. Все ребята играли на таких мероприятиях: Алик Берисон, «Бородачи», «Гномы», я со своим оркестром, конечно. Мы работали минимум четыре свадьбы в неделю, заняты были на год вперед. Люди назначали торжество на тот день, когда я свободен. Такая была популярность.
Пели все, что гости пожелали. Для музыканта ведь катастрофа, когда его просят сыграть какую-то композицию, а он говорит: «Я ее не знаю!». Этого абсолютно нельзя допускать. Все, полная потеря репутации. Знаешь, не знаешь – играй, импровизируй. Если ты не знаешь, то кто-то из ребят в ансамбле должен был знать наверняка. Тут же напел тебе на ухо, и все – звучит нужная тема. У нас репертуар насчитывал больше тысячи песен, которые мы могли сыграть на раз. И еще столько же было в тетрадках. Джаз, блюз, эстраду, рок-н-ролл, блатняк – все делали на раз.
Были лагерные песни, блатные, одесские. Кстати, в настоящих одесских вещах никогда не услышишь матерных выражений; неграмотность языка, возможно, нарочитую, можно уловить, но нецензурные слова – исключено. «Школа бальных танцев», «Денежки», «Сонечкины именины», «Жил на свете Хаим» – все написано с юмором, интеллигентно. Музыкальной основой для большинства классических одесских песен стали старинные популярные еврейские мелодии, так называемые фрейлехсы (веселый танец (идиш). – М.К.) Они даже не имели названий, музыканты садились, и руководитель оркестра говорил: «Играем фрейлехс № 57!» И звучало: «Жил на свете Хаим, никем не замечаем…» Потом кто-то придумал тексты под них.
В 60-е годы по всему Союзу гремел Одесский театр музыкальной комедии.
В труппе собрались очень талантливые артисты: Миша Водяной, Сема Крупник, Юра Дынов, да и моя мама проработала там почти тридцать лет. На гастролях в разных городах, как это обычно бывает, после завершения выступлений проводился праздничный вечер.
И вот однажды, после серии аншлаговых спектаклей в Москве, ведущих артистов труппы приглашают на торжественный прием в Кремль, плавно перетекающий в банкет, и концерт с участием солисток кордебалета.
На этом приеме присутствовал член ЦК КПСС по фамилии Полянский.
Не помню, кем он был, но пост занимал серьезный, потому что даже сама Фурцева[51] ему подчинялась. А в Одесской оперетте служил такой артист Семен Крупник (1928–2008). Сема был большой карьерист, из тех, кто всегда старается быть поближе к начальству, где, как говорят в Одессе, можно что-нибудь «споймать». Неудивительно, что в тот вечер он оказался за столом рядом с Полянским. Застолье есть застолье – атмосфера расслабленная, все довольны, пьют, веселятся. Полянский разоткровенничался, сказал, что очень любит блатные, нэпманские песенки, и спросил, не знает ли Крупник какого-нибудь парня, кто бы их здорово исполнял. «Я дам команду, организую студию. А вы, по возможности, запишите что-нибудь интересное, из старенького», – ласково приказал подвыпивший чиновник. Сема взял под козырек. В тот же вечер он звонит мне и возбужденным голосом говорит: «Алик, я только что говорил с членом ЦК! Есть просьба – надо срочно собрать ребят и записать программу одесских песен! Не волнуйся, студия будет предоставлена». Я чуть со стула не упал – какая студия в то время, конец 60-х годов. Даже такие люди, как Высоцкий, писались тогда дома на магнитофон, а тут студия, да еще для подобного репертуара… На следующий день Крупник первым самолетом прилетел в Одессу и снова звонит мне: «Собрал команду? Срочно, Аленька, я не шучу, это просьба из ЦК партии!» Как назло, по каким-то причинам обычного состава моего коллектива не оказалось на месте, пришлось брать тех, кто под рукой. В итоге на записи звучат «скрипка, бубен и утюг».
Приехали рано утром, заспанные еще, в студию какого-то ДК, и я с ходу записываю двадцать одну песню, а двадцать вторую – «Школа Соломона Кляра» – записывает Сема Крупник. Ставит, так сказать, виртуальный автограф на пленке, и она в этот же день отправляется в Москву. Все бы ничего, но у режиссера, кто сидел за пультом, осталась своя копия, которая уже на следующий день оказалась у коллекционеров. Многие из них не только собирали, но и продавали ленты. И тут в руки к этим людям попадает запись одесских песен, выполненная на профессиональном уровне, с хорошим звуком, без шипения и скрипа. Конечно, ее моментально растиражировали и стали продавать. Да еще на коробке писали мою настоящую фамилию. Я когда узнал – разволновался страшно. Пришел к людям, кто торговал этими катушками, и говорю: «Ребята! Мне неприятности не нужны! Меня уже и так затаскали из-за того, что я пел еврейские песни в ресторане, а тут еще пришьют исполнение хулиганских вещей. Уберите мою фамилию! Вообще не пишите ее никак! Я автор и имею на это все права!» Они, надо сказать, пошли навстречу и по неведомым мне причинам обозвали меня Фарбером. Так и появился Алик Фарбер.
Эти события происходили в самом конце 60-х годов».