29/03/24 - 01:55 am


Автор Тема: Аманова, Роза  (Прочитано 1222 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Аманова, Роза
« : 24 Август 2019, 16:41:10 »
















Роза Аманова - Ак куу


Роза Аманова (род. 23 февраля 1973, с. Токтогул Джалал-Абадской области, Кыргызстан) — народная артистка Кыргызской Республики, лауреат кыргызской государственной премии им. Токтогула, член Союза композиторов КР, председатель Фонда кыргызской традиционной музыки, кандидат искусствоведческих наук в области кыргызской народной-профессиональной традиционной музыки, этномузыковед, профессор, знаменитая кыргызская певица, единственная из женщин — «дастанчы» (сказительница народных фольклорных произведений — дастан), композитор, комузистка, победитель множества государственных и международных конкурсов.

После окончания средней школы, училась в музыкальном училище им. Муратаалы Куренкеева в г. Бишкек, а позже и в Национальной консерватории. По специализации Роза Аманова является комузистом. Певицей стала после знакомства с выдающимися акынами как Эстебес Турсуналиев, Асек Жумабаев, Болуш Мадазимов, кроме того повлияло творческое воспитание её родителей.
Ранние произведения

Первыми произведениями, которыми Роза Аманова начала свой профессиональный путь, были: «Өрүк комуз», «Ооган ыйы», «Ынтымак», «Арманда кетти бир ак куу», «Ала-Тоо көрккө келбейт эл болбосо», «Карлыгач». Всеобщую славу певице принесла песня автора на слова А. Омурканова «Мен сени сагынгым келет», на которую был снят одноименный клип. Кроме того она исполняла множества песен именитых авторов Кыргызстана под сопровождением комуза («Омурлук жарга», «Элегия», «Дил билет», «Дайның барбы?», «Эстей жүр», «Кандай жансың?», «Айыбым жок», «Эне бешик», «Жандай көргөн адамым», «Ак калпакчан бирөө бар»), которые очень хорошо распространились среди народа и даже исполняются другими певцами и по сей день.
Дастаны и комуз

Роза Асановна внесла большой вклад в кыргызскую традиционную музыку (в частности дастанов). На праздновании 500-летия героя кыргызского эпоса «Курманбек», который никогда ранее никем не исполнялся в полной вариации, она сумела спеть весь эпос целиком в сопровождении комуза. Особенностью исполнения Розы Амановой является то, что она пела, изменяя мелодию под каждый персонаж эпоса «Курманбек». После эпос был записан на 5 CD дисках, содержащие 58 сюжетных тем. Кроме того известны в её исполнении малые эпосы и дастаны: «Олжобай менен Кишимжан», «Ак бала», «Саринжи Бөкөй» и т. д. Роза Аманова известна ещё как выдающаяся комузистка, в её исполнении есть и другие произведения выдающихся композиторов-комузистов: «Маш ботой», «Кыз кербез» Атая Огонбаева; «Кара озгөй» Ниязаалы; «Чайкама», «Чоң кербез» Токтогула Сатылганова; «Жеңиш», «Боз Салкын» Ыбырая Туманова; «Жаш кербез» Карамолдо Орозова и т. д.
Современные произведения

В последнее время певица занимается преподавательской деятельностью. В 1998 году поступив в аспирантуру в казахскую Национальную консерваторию им. Курмангазы, в 2006 году защищает кандидатскую диссертацию по теме: «Традиционная музыка кыргызов». В 2006—2012 гг в свет вышли её новые песни «Алматыга бараткан кыз»; песни кыргызов Китая «Бактылуу жашай берели», «Жаштык кездин даяны», «Ак бала»; песня казахских авторов Б. Эсебаева и Н. Арапбаева (в переводе А. Рыскулова) «Ак куу» (известен одноименный клип); произведение Ж. Кочкорова на стихи А. Бегимкуловой «Онорду сүйгондордун эсиндемин»; песня Р. Амановой на стихи Б. Чотуровой «Мен да сенин таалайыңа жазылгамын»; песня А. Ормонбекова «Жаштык ыры» и т. д. и новые дастаны «Кылым дастаны» (сл. И. Гилязеддинова, муз. Б. Токтобаева) в память жертв сталинской репрессии 1936—1938 гг; плачь «Энелердин ыйы» (на слова Г. Момуновой) в память погибших 7 апреля 2010 года; «Кайран эл» в память событий 1916 года, «Замана» и «Курманжандын кошогу» в честь празднования 200-летия алайской царицы — Курманжан датка.
Преподавательская деятельность

Роза Аманова долгое время работала директором консерватории Кыргызско-турецкого университета «Манас». За это время она вырастила много учеников, которые стали победителями различных конкурсов (Мээрим Карыпова, Элзар Осконбаева и др.), с некоторыми из своих воспитанниц Роза Асановна создала группу «Маржан», которая исполняет кыргызские народные песни, дастаны вместе с Розой Амановой на различных концертах и фестивалях. Певица активно сотрудничает с зарубежными деятелями культуры, поэтому в её репертуаре встречаются казахские, турецкие произведения и песни кыргызов Китая.
......................
Типичная картинка. В Большом зале филармонии был аншлаг. Исполнительница, играя на комузе, пела народные и собственного сочинения песни. Громкие овации не утихали. По просьбе зрителей выступления были продлены еще на один день.
    Народная артистка Кыргызстана Роза Аманова выступала во многих странах мира, в том числе Индии, США, Турции, Франции.
    О величественном звучании комуза, народных песнях она может рассказывать часами. У нее один из самых больших видео– и аудиоархивов традиционного музыкального искусства. Десятки записей, сделанных во время экспедиций, а также уникальные копии.
    Эту коллекцию Аманова собирала для того, чтобы сохранить наследие, которое ей особенно дорого. Дедушка Розы по материнской линии, прозванный в народе Сологой (Левша), был учеником Токтогула Сатылганова. И хотя он умер рано, его дочь Маржанкуль, женщина без образования, продолжила дело отца, старательно воспитывала у своей дочери Розы любовь к традиционному искусству: учила играть на комузе, рассказывала легенды, пела кошоки — плачи–причитания в свадебных и похоронных обрядах. С детства девочка приобщалась к народной культуре, традициям, обрядам.
    — “Если когда–нибудь во сне увидишь старика–сказителя или дедушку, играющего на музыкальном инструменте, обязательно скажи мне”, — наставляла мама, — рассказывает Роза Аманова. — И когда однажды мне приснился старец, играющий на комузе, мать обрадовалась: “Наверное, будешь комузисткой!”. И чтобы сбылся сон, тут же замесила тесто на семь лепешек и прочитала молитву.
    В детстве мама запрещала Розе даже смотреть телевизор, объясняя это тем, что он будет отвлекать от занятий на комузе.
    Роза успешно окончила музыкальное училище по классу домбры у педагога Орунтаева, потом — Национальную консерваторию по классу комуза у доцента заслуженного деятеля культуры Калыйбека Жекшенова. Выступала на концертах, исполняя песни и дастаны под аккомпанемент комуза, завоевывала премии имени Сарыкунана Дыйканбай уулу и Алымкула Усенбаева.
    В Казахстане она совершенствовалась на кафедре народного пения. Там она была открыта в 1979 году, а у нас такой кафедры до сих пор нет.
    — Естественно, у казахов была возможность изучить жанровые особенности традиционной музыки кочевников, поскольку у них исследование было поставлено правильно: теория сочеталась с практикой, — рассказывает Аманова. — Как–то тамошние ученые меня спросили, есть ли у нас народно–профессиональные песни. Я напела несколько. “Знаем, что среди вашего народа есть одаренные личности, у вас есть один из шедевров мирового искусства — эпос “Манас”. Но все это фольклор, а покажите нам народно–профессиональные”. Мне нечего было сказать.
    Тогда–то, возможно, и решила заняться исследованием. — Еще лет десять назад все наше творчество называли фольклором, — поясняет Аманова. — В народно–профессиональных же песнях надо уметь передать особенности народного исполнения, придерживаться стиля. Словом, отношение к ним должно быть не любительское, а профессиональное.
    — “Зачем вам нужно заниматься наукой, вы же певица? — спросила меня профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы доктор искусствоведения Саида Елеманова. — Играете только распевные мелодии. Вот и пойте на тоях. Этномузыковед не исполнитель, он исследователь”.
    — Однако внутренний голос говорил мне, что я и исследовательской деятельностью заниматься могу, — вспоминает Роза Асановна. — Спустя время Елеманова, ставшая затем научным руководителем, призналась, что те страшилки были всего лишь педагогическим приемом.
    Первое задание наставника было таким: найти носителей традиционной музыки и записать фольклорные материалы.
    — Раньше мы, молодые, слушали комузистов и манасчы по радио и не знали, какие они на самом деле. Вот посмотрите, — открыла она на компьютере черно–белую видеозапись, — как играет комузчу Асек Жумабаев. У него даже выражение лица особенное! Его исполнительская манера просто поражала: 45 лет он проработал в театре оперы и балета, побывал с концертами в более 40 странах, завоевывал Гран–при на фестивалях. А, знаете, даже не имел профессионального образования. Талантливый человек.
    Это запись 60–х годов, здесь он совсем молодой. Когда я разыскала его, он уже был на пенсии, но еще работал. Вместе с ним и выдающимся комузистом ХХ века народным артистом КР, лауреатом Государственной премии имени Токтогула Болушом Мадазимовым мы дали 43 концерта в нашей республике и в Алматы.
    А до этого Роза месяц жила у Мадазимова в селе Кара–Суу Ошской области, слушала и записывала его исполнение на комузе. Оно, по ее словам, у него особое, характерное для южнорегионального стиля. А какие он использовал музыкально–выразительные средства! Словами не передашь.
    Роза побывала во многих уголках страны. Однако встреча с родственником ученика Токтогула Коргола Досуева ей запомнилась особо.
    Однажды ранним утром она приехала в село Чон–Арык Токтогульского района собрать наследие великого акына Коргола. Но, походив по селу целый день, уставшая, она собралась уезжать домой ни с чем: никто из жителей не смог рассказать о мастере. И вот на окраине встретила аксакала. “Ну как, кызым, дела?” — окликнул он. Поначалу старик боялся что–либо говорить перед камерой. Но, узнав, что девушка проделала большой путь, чтобы собрать материалы об акыне для науки, разговорился. Ночевала она в его доме с многодетной семьей, он спел и дастан “Ак бала”. И вот Аманова впервые в 2004 году исполнила на сцене “Ак балу”. Были овации!
    — Традиционная музыка рождалась веками, впитывала язык и душу народа. С возрастом человек тянется к ней. Ведь она обладает той генетической информацией, которая окрыляет человека, возвышает его духовно и эстетически, — уверена исследовательница. — Недавно к нам с Алая приехала исполнительница кошоков. Раньше мы таких мелодий не слышали. Находка! В 2003 году с коллегой, заведующим кафедрой Национальной консерватории Кыдырбеком Кайкиевым, ездили в Кызылсуу–Кыргызскую автономную область Китая, привезли богатый материал — записи исполнения тамошних кыргызов. Вернувшись в Кыргызстан, сделали аранжировку.
    — Народное творчество перекочевало в город, но тут не сразу нашло своих поклонников. И сейчас оно под угрозой исчезновения, — считает артистка. — Беда в том, что народное творчество устное, не фиксированное. Мы с коллегами из нашей консерватории создали фонд традиционной музыки еще в 2004 году, есть еще такие энтузиасты, записываем мелодии. Но этим нужно заниматься планомерно, на государственном уровне. Пока нет такой программы, народ постепенно теряет наследие. Асек Жумабаев, Эстебес Турсуналиев, Тууганбай Абдиев, Аширали Айталиев уже ушли от нас. С их помощью можно было исследовать многие направления музыки.

Анастасия ХОДЫКИНА.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Аманова, Роза
« Ответ #1 : 22 Август 2020, 15:13:38 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика