29/03/24 - 10:25 am


Автор Тема: Gong (Гонг) группа  (Прочитано 568 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Gong (Гонг) группа
« : 10 Март 2020, 14:49:26 »









Gong - Magdalene



Gong — рок-группа, играющая прогрессивный рок, музыку коллектива называют также космическим роком. Была сформирована в 1967 году во Франции австралийским музыкантом Дэвидом Алленом.


С самого начала Гонг стал исполнять очень сложные композиции, в которых в равной степени присутствуют элементы арт-рока, джаза, западно-европейского фольклора, фоном для которых служат эффектные синтезаторные импровизации. В текстовом отношении композиции Гонга представляют собой нечто среднее между поэзией битников и «мифологией» хиппи, по сей день являясь одним из лучших образцов стихосложения в рок-музыке.


Состав группы был интернационален и часто менялся. За время существования в группе принимали участие музыканты, чьё творчество оказало огромное влияние на всех современных исполнителей, работающих на стыке джаз- и авангардного арт-рока: Стив Хиллидж, Дидье Малерб, Тим Блейк.


Состав
Дэвид Аллен (англ. Daevid Allen) — вокалист, исполнитель, гитарист, автор (1967-1975, 1991-2001, 2003–2006, 2007, с 2008–)
Fabio Golfetti — гитары (2007, с 2012–)
Dave Sturt — бас-гитара (с 2009–)
Orlando Allen — ударные (2003-2004, с 2012–)
Дидье Малерб (фр. Didier Malherbe) — саксофонист, флейтист (1969-1977)
Kavus Torabi — гитары (с 2013–)
Жиль Смит (фр. Gilli Smyth) — вокалистка (1967-1973, 1974, 1994-2001, 2004-2006, 2008–2013)
Пьер Мерлен (ум. 3 мая 2005) — ударные (1973-1974, 1975-1976)


Дискография
Magick Brother, Mystic Sister (1969)
Est-ce-que je suis (1970)
Camembert Electrique (1971)
Continental Circus (1971)
Obsolete (1971)
Flying Teapot (трилогия Radio Gnome, часть 1) (1973)
Angel's Egg (трилогия Radio Gnome, часть 2) (1974)
You (трилогия Radio Gnome, часть 3) (1974)
Shamal (1976)
Gazeuse! (1977)
Gong Est Morte, Vive Gong (1977)
Live Etc. (1977)
Expresso II (1977)
Fairy Tales (1978)
The History & Mystery of the Planet Gong (1989)
Shapeshifter (1992)
Tree in Fish (1994)
Camembert Eclectique (1995)
25th Birthday Party (1995)
A Sprinkling of Clouds (1997)
Family Jewels (1998)
Zero to Infinity (2000)
OK Friends (2002)
Acidmotherhood (2004)
2032 (2009)
I See You (2014)
.................................
Евгений В. ХАРИТОНОВ


 НА ПЛАНЕТЕ ГОНГ


 В истории современной музыки немного  найдется  европейских коллективов, чье творчество отмечено революционностью музыкальных идей – так уж сложилось, что все основополагающие приемы и стили были разработаны английскими рок-музыкантами. Французская группа “Gong” - редкий пример европейского влияния на мировую рок-джаз культуру. 


 Говоря о творчестве этого замечательного коллектива, музыкальные критики, как правило, оказываются в тупике, пытаясь опеределить жанровую принадлежность “Gong”. И в самом деле, издания, посвященные джазу, называют “Gong” ярким явлением авангардного джаза 70-х, рок-журналисты определяют музыку французов как экзотический арт-рок с примесью джаза, а эстетствующие адепты авангарда и вовсе причислили группу к «ликам святых», как революционеров интеллектуального авангарда в музыке. В одном правы критики: “Gong” – группа из числа музыкальных революционеров.  Пожалуй, ни одному другому коллективу не удалось сплести столь изящный и причудливый венок из  традиций  европейской классики и джаза, прошить все это нитями психоделического авангарда и раскрасить его красками театра абсурда и поэзии битников.


Творческая лаборатория под именем “Gong” по существу была самой настоящей «кузнецей кадров» – такое количество «старших и младших научных работников», т.е. музыкантов, оттачивало свое мастерство в ее рядах! Имена большинства из них ныне вызывают благоговейный трепет у правоверных поклонников интеллектуальных форм современной музыки. Назовем хотя бы некоторых  из них: гитаристы-виртуозы Дэвид Аллен (ex-«Soft Mashine”), Стив Хилледж (так же – “Egg”, “Caravan” и многие другие), Аллан Холдсворт (так же – “Soft Mashine”, “UK”, “Bruford Band” и другие), бывший гитарист “The Rolling Stones” Мик Тэйлор и не менее именитый композитор-мультиинструменталист Майк Олдфилд, бас-гитаристы Майк Хоулетт и Хэнсворд Роуи,  джазовый ударник-виртуоз Пьер Мерлен,  мастера черно-белых клавиш Тим Блэйк (так же – “Hawkwind”) и Мирелль Бауер, джазовый саксофонист/флейтист Дидье Малерб и многие-многие другие – всего более 30 инструменталистов!


Уже по перечисленным именам нетрудно догадаться, что группа французская лишь по месту прописки, тогда как состав ее всегда был интернациональным.


Группа появилась на свет в 1969 г. в Париже. Ее основатель – австралиец по рождению, выпускник Кентерберийского колледжа искусств (Англия), гитарист и один из ярчайших рок-поэтов 60-70-х Дэвид Аллен. Его музыкальная карьера началась еще  в 1966 г. в составе знаменитой джаз-роковой группы “Soft Mashine”. Но еще до выхода дебютного альбома Аллен покинул ансамбль и обосновался в Париже, где решил посвятить себя литературному труду и даже издал несколько поэтических сборников.


В 1969 г. он познакомился с певицей и убежденной кришнаиткой Жиль Смит. И вскоре дуэт Аллен - Смит превратился в  достопримечательность местной андеграундной сцены, а первый успех был закреплен выпуском диска “Magick Brother” (1969). К 1970-му г. дуэт  трансформировался собственно в группу “Gong”, а в первый состав, кроме Аллена и Смит, вошли так же Дидье Малерб по прозвищу “Bloom” (саксофон, флейта), кстати, единственный музыкант, прошедший практически весь путь группы;  Кристиан Титч (бас, гитара) и барабанщик Пип Пайл (позже он объявится в джаз-роковых составах “Hatfield & North” и “National Health”).


В таком составе были изданы первые альбомы группы -  “Est-ce-que je suis” (1970) и “Camembert electrique” (1971). Музыка этих программ представляла собой композиционно сложный психоделический рок с элементами авангардного джаза, жесткой гитарой и вокальной клоунадой. Будущий фирменный звук “Gong”, основанный на синтезе арт-рока и джазовой импровизации, здесь едва угадывался.  Однако эти весьма экзотические диски обратили на себя внимание слушателей. Привлекали внимания и не менее экзотические мистико-космические тексты песен, повествующие о главном персонаже всего творчества группы – Планете Гонг и ее обитателях.


Вскоре группа приобрела поистине культовый статус в среде парижских интеллектуалов, а авангардный режиссер Жером Ляпперусаз пригласил музыкантов написать саундтрек к его фильму «Континентальный цирк». Диск с музыкой  - “Continental circus” - был издан в 1972 г., после чего группу покидают Пип Пайл и Кристиан Титч. Зато им на смену пришли сразу четыре новых музыканта – один из лучших гитаристов джаз-рока Стив Хилледж, клавишник Тим Блэйк, бас-гитарист Франкоиз Мозе и ударник Лаурье Аллен.  Столь серьезная пересменка в составе пошла только на пользу группе. Вышедший в 1973 г. альбом “Flying Teapot” открыл вереницу чудесных программ 1973-1976 гг., каждая из которых претендовала на статус шедевра рок-музыки.  “Flying teapot” и последующий диск “Angel’s egg” (1974) представили слушателям гремучую смесь из структур виртуознейшего симфо-арт-рока и джазовой импровизации с примесью авангарда, западноевропейского фольклора и ориенталистики – очень сложная, заводная и сумасшедше-веселая музыка, необычная, но моментально приковывающая к себе внимание. Теперь популярность коллектива вышла за границы континентальной Европы и приобрела международные масштабы. Критики  определяли жанр группы как art-n-jazz, даже как «космический симфо-рок», но, на мой взгляд, в случае с “Gong” эти определения не дают реального представления о фантастической музыке французского коллектива.


Появление в группе выпускника Страсбургской консерватории, ударника Пьера Мерлена и бас-гитариста Майка Хоулетта направило группу на еще большее сближение джаза с европейской классикой в пользу последней. Правда, на волне успеха группу покидают ее основатели Д.Аллен и Ж.Смит, чтобы заняться сольной карьерой. К счастью, на музыке это никак не отразилось. И если программа 1973 г. была просто великолепной, то альбомы “You” (1974) и особенно “Shamal” (1976) иначе как сверхшедеврами не назовешь. Музыка стала глубже, а граница, разделяющая территории джазовой импровизации, углубленной развернутости, эпичности  арт-рока и эстетского хулиганства авангарда стала совсем прозрачной – полное впечатление даже не дуэли, а диалога жанров, завораживающего, умного.


В 1975 г. ради сольной группу оставил и Стив Хилледж. Кстати, не в пример Аллену и другим участникам коллектива, пытавшимся выступать самостоятельно, сольное творчество Хилледжа не менее значительно в истории рок-музыки, чем “Gong” – отменного качества пограничный арт-н-джаз. А записывать альбомы ему помогали опять же члены основной группы – Хаулетт, Малерб, Мерлен.


Что касается собственно “Gong”, очевидный лидер периода 1976-1981 гг. – ударник Пьер Мерлен, всегда тяготевший больше к джазу, что и нашло отражение на следующем альбоме группы – “Gazeuse!” (1976), записанном вместе с присоединившимся к группе именитым джаз-роковым гитаристом Алланом Холдсвортом.  Результат – техничный,  мелодичный, хотя и не слишком глубокомысленный  джаз-фьюжн с вкраплениями роковых структур.


Эта программа оказалась последней с участием единственного к тому моменту старожила группы Малерба. Покинув коллектив, он присоединился к ансамблю бывшей участницы “Gong” Жиль Смит “Mother Gong”, начинавшего с психоделического авангарда в духе ранних “Gong” и в конечном итоге скатившегося в откровенную попсу;  затем создал свой, увы, недолговечный проект “Bloom” (Bloom – прозвище Малерба), в которой удачно попытался развить классические идеи альбома “Shamal”. И уже в конце 80-х Малерб «всплыл» в одной из реинкарнаций “Gong”, но об этом несколько позже.


Итак, последний «классический» состав выглядел следующим образом: Пьер Мерлен (ударные), его брат Бенит Мерлен (перкуссия), Хэнсворт Роуи (бас-гитара), Аллан Холдсворт (гитара), Мик Тэйлор (ex-“The Rolling Stones”; гитара), Мирель Бауер (клавишные, перкуссия), плюс сессионные музыканты. На какое-то время в группу вернулся даже Аллен, у которого не слишком удачно сложилась сольная карьера, но из-за творческих разногласий и неразберихи, охватившей коллектив,  к концу 1977 г. вновь покинул ансамбль, перебрался на время в США, где создал в пику группе Мерлена два “гонговских”  проекта под своим началом  - “Planet Gong” и “New York Gong”. По правде говоря, первый из них автор этих строк не слышал, а вот музыка "New York Gong" представляла собой какую-то безликую, американизированную кашицу из припанкованной “новой волны”. Поэтому Мерлен оказался едва ли не единственным последовательным  продолжателем «гонговский» традиций.


 Впрочем, после альбома “Gazeuse!” и в самом деле можно было предположить, что  мерленовский “Gong” окончательно обосновался в тенетах коммерческого джаз-рока. Но так предполагать – значит, не знать экспериментальную натуру музыкантов коллектива. Попробуйте обнаружить в их дискографии 1973-1980 гг. два стилистически одинаковых альбома – не выйдет.  То, что было явлено на следующей программе – “Expresso-II” (1978) – нельзя назвать даже просто джаз-роком.  Перед нами - инструментальный хард-н-джаз очень высокой пробы с мощными ударными и гитарно-клавишными аранжировками. Иначе говоря, на событийно развивающемся пространстве хард-рока плетет свой причудливый рисунок импровизационный джаз.


 Во избежание судебных разбирательств относительно прав на название “Gong”, Мерлен и К° отныне стали работать под титулом “Pierre Merlen’s Gong”, что, однако, не убавило популярности группе, по-прежнему воспринимаемой поклонниками как “тот самый” “Gong” (Думаю, что отчасти это связано с тем, что Аллен и Смит писали свои проекты на небольших независимых лейблах, в то время как команда Мерлена перешла под крышу солидной международной корпорации “Arista”).


Под «новым» именем “Gong” Мерлена выпустили великолепный (возможно, лучший в дискографии Мерленовского «Гонга») альбом “Downwind” (1979), в записи которого приняли участие знаменитый мультинструменталист Майк Олдфилд (гитара, клавишные) и его брат Терри (духовые). Это была на редкость удачная попытка Мерлена (основного автора 1976-1981 гг.) примирить в себе упертого джазмена и воспитанника классической консерваторской школы. “Downwind” – это вдумчивый, интеллигентный диалог (а не перебранка, как это часто встречается у иных групп) классического арт-рока (первая часть диска) и джаза (соответственно, вторая). А ярчайшим примером синтеза двух жанров стала заглавная 13-минутная композиция “Downwind” – фонтан музыкальной фантазии, взметающийся к небу и рассыпающийся брызгами прекраснейших мелодических ходов; вы моментально оказываетесь в плену завораживающих звуков гитары Олдфилда, пускаетесь в “языческий пляс” под чудесное сумасшествие барабанной дуэли Мерлена с самим собой, несетесь по стремительному течению развивающейся мелодии... И вдруг течение замедляет бег – именно в тот самый момент, когда вы меньше всего этого ожидаете, и вас, все еще возбужденного, нежно обволакивает размеренная джазовая импровизация. Диалог закончен, стороны пришли, что называется, к консенсусу. The End. Прекрасная работа, послушайте ее – она придется по душе как любителям качественной рок-музыки, так и ценителям джаза и классического наследия. Тем более, что все это есть на диске.


Однако на последовавших перед официальным распадом альбомах “Time is the key” (1979), “Jingo” (1979) и “Leave at open” (1981) группа снова отошла от структур арт-рока, исполняя неизменно качественный импровизационный джаз-фьюжн с незначительными, но всегда «вкусными» заходами на территории классического рока  (в основном в аранжировках гитарных партий).


В 1981 г. по взаимному соглашению группа была расформирована, а название изъято из употребления. Как оказалось, ненадолго. Во-первых, все это время продолжали активную творческую деятельность всевозможные побочные «дети» “Gong” (все они перечислены в дискографии), в состав которых входили участники классической группы.  Большое количество «гонгов» вносило, конечно, сумятицу в ряды поклонников группы, но был и несомненный плюс: как уже говорилось выше, “Gong” с самого начала были творческой лабораторией, осваивавшей и сближавшей различные стили и жанров.


Наряду с активно музицировавшими в 1980-е “New York Gong” (Аллен и сессионные музыканты) и “Mother Gong” (Смит, Малерб, Пайл, Титч) в 1986 г. вернулась на сцену и команда “Pierre Moerlen’s Gong”.  Так или иначе, активная и часто пересекающаяся творческая деятельность этих осколков явно вела к воссоединению классического состава “Gong”. Которое и случилось в 1990 г. На концертных площадках  впервые за последние 10 лет появилась команда под старым названием (в смысле, без всяких приставок, вроде “Mother-“, “New York-“ и т.п.) в составе ветеранов: Дэвид Аллен, Дидье Малерб, Майк Хоулетт, Пип Пайл, Жиль Смит, плюс новые музыканты Грэхам Кларк (струнные) и Шималь Майтра (перкуссия).  Первым подтверждением долгосрочного возвращения группы стал альбом “Angels Agg. Part. 2” (1991) – продолжение знаменитой программы 1974 г. А в 1992 г. вышел великолепный  72-минутный альбом “Shapeshifter”, пронизанный духом классического “Gong”, ненавязчиво разбавленного  восточной интонацией, - если бы не использование в записи новых технологий и наличия хулиганской композиции в жанре… авангардного техно “Dog-O-Matic”,  запросто можно было бы принять программу за неизданный своевременно  материал года эдак 1973-го или 1974-го. Отличная работа, 72 минуты диска слушаются на едином дыхании.


Жиль Смит параллельно продолжала работать со своим проектом “Mother Gong” (совершенно не понятно – зачем?), зато к воссоединившейся группе неожиданно присоединился  (правда, не на постоянной основе) прежний «соперник» Аллена П.Мерлен – последнее важное звено в механизме гениальной группы.


Участники поздних составов “Gong” – Хэнсвор Роуи, Аллан Холдсворт, Бон Лозага и Бенин Мерлен – тоже не сидели без дела и в 1994 г. организовали свой «гонговский» проект под названием “GongZilla” и взялись за развитие идей альбома “Expresso-II”, т.е. отменный инструментальный приджазованный хард-рок.


Что же касается собственно “Gong”, довольно долго после “Shapeshifter” не появлялись новые программы, группа радовала поклонников в основном сборниками “Best of” и изданием редких записей.  Новый полновесный альбом вышел лишь в 2000 г. И снова это была продукция отменного качества, подтвердившая, что у этих музыкантов в запасе еще ой как много свежих идей! А те, кому посчастливилось услышать живую работу этих старичков на их концертном диске 2000 г. “Live to infinitea”, могли убедиться, что обитатели славной планеты Гонг и сегодня, спустя 30 с лишним лет, остаются  все той же группой «не от мира сего», чье влияние на музыкантов, работающих на стыке джаза и авангардного арт-рока, трудно переоценить.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Gong (Гонг) группа
« Ответ #1 : 05 Сентябрь 2020, 16:15:00 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика