18/04/24 - 08:26 am


Автор Тема: Спиридонов (Комар)Александр.  (Прочитано 1264 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27434
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Спиридонов (Комар)Александр.
« : 24 Февраль 2020, 17:11:10 »











Александр Спиридонов (Комар) с женой и дочерью. Воронеж, начало 80-х годов.















КОМАР. Мне грустно на тебя смотреть


08.04.1948 - 17.04.1996

Мечтал я с детства стать артистом,
 Но не сбылась моя мечта.
 В конце концов, рецидивистом
 Юристы сделали меня»
 
Александр Спиридонов
 
О жизни и непростой судьбе этого человека можно писать отдельную книгу. Александр Спиридонов, более известный как Комар, — личность уникальная. О нем, исполнителе городского романса, старых арестантских и уличных песен, ходили легенды еще в далекие 60-70-е годы, когда голос Комара можно было услышать с катушечных магнитофонов и транзисторных приемников на «радиохулиганской» волне. Его по праву можно назвать культовой фигурой андеграунда тех лет. Как певец он был настолько индивидуален, что спутать его ни с кем нельзя. Жизненный путь артиста вместил в себя многое.

Родился Александр в Воронеже в1948 году, в многодетной семье. Он рано остался без отца и одно время воспитывался в интернате. Способности к музыке стали проявляться у мальчика с детства — уже в шесть лет Саша подбирал на слух мелодии на гармошке. Как позже рассказывала его мать, эту гармошку он упросил её купить на толкучке, куда они понесли продавать вещи, оставшиеся после гибели мужа. На деньги, в которых так нуждалась большая семья, и был куплен тот самый первый инструмент будущего самобытного музыканта и певца. Мать всегда поощряла и поддерживала увлечение сына музыкой, не жалея для этого сил и средств. Как она вспоминала, ей часто приходилось отпрашиваться с работы, лишь бы помочь маленькому Сашке дотащить до ворот музыкальной школы неподъемный в его годы баян. Кстати, свое прозвище досталось ему из трудного детства. За малый рост и худобу мать называла его ласково Комариком. Так и пошло с тех пор: Комарик, Комар. Затем было суворовское училище, где он играл на кларнете в военном оркестре. И кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба Александра, если бы училище не расформировали, а родня не побоялась бы отпустить мальчишку в другой город. К шестнадцати годам к нему пришло серьезное увлечение гитарой. По соседству жили цыгане, где Саша был за своего, у них он и получил первые уроки игры на семиструнке. Совсем как в известной песне на стихи М. Танича: «…а на гитаре научился у цыгана». Юноша оказался способным и, по словам очевидцев, он быстро превзошел своих учителей. Первые записи Комара относятся ко второй половине 60-х годов. Слава пришла к нему мгновенно, в первую очередь, благодаря его самобытности. Помимо прекрасных вокальных данных, тёплого душевного баритона, у него была и своя, особая манера игры на гитаре, — так называемый «рисуночный» стиль аккомпанемента. Любая исполненная им песня буквально изукрашена проигрышами и импровизациями. Слушая записи «подпольного барда», трудно поверить, что поет и играет обыкновенный дворовый паренек, а не артист-профессионал. Благодаря оригинальной технике, подаче и неподражаемому голосу, он мог буквально возвысить любой, подчас абсолютно примитивный текст. Диапазон песен, которые пел Комар, очень широк: это и старинные романсы, и песни Александра Вертинского и Вадима Козина, и цыганские напевы… Были у Комара и песни собственного сочинения.

Нелегкий этап жизни начинается одновременно с приходом к молодому исполнителю первой славы. «Этап» в данном случае можно трактовать и в ином смысле, хорошо известном всем гражданам СССР задолго до появления песни Михаила Круга про тот самый, который «из Твери во Владимирский централ». Наш герой впервые отбыл «по этапу» двадцати неполных лет, в 1968 году. Вместо армии он попал в места заключения. Причина была пустячной: пел ночью во дворе под гитару, а соседи вызвали милицию. Приехали «слуги закона», в грубой форме осекли паренька, заставляя прекратить игру. Гитарист был парнем с норовом, гордым. Не сдержался – ответил. Срок дали небольшой, но лиха беда начало… Не успел освободиться – посадили снова, на этот раз за нарушение режима надзора. Обязанный после первой судимости находиться после 21.00 по месту прописки, в тот вечер Сашка Комар мирно сидел на лавочке аккурат у собственного дома. Когда к нему в очередной раз нагрянули с проверкой «люди в погонах», то…его демонстративно «не заметили», заходя в подъезд. Итог – второй срок. В 70-е годы Александр Спиридонов, по прозвищу Комар, стал известной в Воронеже личностью. Записи его песен пользовались огромной популярностью, хотя личных подробностей о нём самом в ту пору известно было немного. Часто можно было встретить катушку, подписанную, например, Сергей Комаров. Ну, раз Комар – значит наверняка Комаров. Логично… А записывался он много и охотно, часто вместе со своим другом, талантливым музыкантом и певцом Сергеем Прохоровым. У верного товарища имелся дорогой полупрофессиональный магнитофон «Тембр», позволявший делать столь модную тогда реверберацию и другие эффекты. Товарищи пропадали буквально день и ночь в этой самодеятельной студии, записывая себя, экспериментируя со звуком. Записывали «самородка» и многочисленные приятели. Некоторые «концерты» носили спонтанный характер, то есть появлялись, выражаясь протокольным языком, «во время совместного распития спиртных напитков». Устраивались импровизированные «творческие вечера» где угодно: на кухне, во дворе, или, например, в пустующем гараже… Использовали все, в том числе примитивные переносные магнитофоны, качество записи, естественно, оставляло желать лучшего, но хозяин какой-нибудь «Весны» или «Романтики» был рад безмерно. Как же! Посчастливилось записать самого Комара! Его ухитрялись записывать, даже в «местах не столь отдаленных». Существует запись концерта, сделанная в лагере в середине 70-х одним прапорщиком — поклонником творчества певца. На пленке музыкант исполняет в сопровождении созданного им лагерного ансамбля популярные песни 30-40-х годов. На те застойно-застольные года приходится и пик расцвета радиохулиганства в СССР, уникального явления, не имеющего аналогов в мире. Надо сказать, что в то время транзисторный приемник, в силу относительной дешевизны, был самым распространенным в народе бытовым прибором. Радиохулиганы или, как их ещё называли в народе, «любители» являлись некой предтечей современных FM – станций. Деятельность этих первопроходцев была тогда запрещённой и уголовно наказуемой. На телевидении и радио царил официоз, а тут стоило включить приёмник на средних волнах, упереться настройкой в левый угол шкалы, и можно было услышать любую музыку. Записи зарубежных рок-групп, полузапрещённого Высоцкого, отечественные ВИА… У себя на родине, в Воронеже, верхние строчки всех, выражаясь современным языком, хит-парадов прочно удерживал Комар. Каждая новая запись моментально появлялась в эфире самодеятельной музыкальной программы какого-нибудь «Ребуса» или «Демона», а аудитория у этих «вольных радистов» была огромна, и это помогало популярности «барда в законе» в отдельно взятом регионе. Именно в Воронеже и области записи музыканта получили самое большое распространение. Но почему при таком колоссальном количестве материала и высочайшем мастерстве исполнения Комар не достиг всесоюзной известности? Как, например, Северный? Ответ прост. Не попал он в руки «косарей», настоящих подпольных импресарио, таких как С. Маклаков, В. Коцышевский или С. Ерусланов. Не было в то время в Воронеже «писарей» такого уровня. Хорошо это или плохо? Наверное, всё-таки плохо. Так и остался он широко известным, но в основном в родных краях. Есть и еще один важный момент в творчестве этого самобытного артиста: это не были финансовые отношения. Певцу денег не платили, на тиражировании его песен не зарабатывали. Такие уж были нравы в провинции. В отношениях между коллекционерами чаще всего всё сводилось или к обмену («я тебе свежую запись Комара, а ты мне SPACE, который давно ищу»), или же расчёт производился «жидкой валютой». Желающий приобрести новую запись тащил в дом ее обладателю свой магнитофон и энное количество спиртного. Начиналась перезапись, в ходе которой за бутылкой бежал уже сам хозяин, а заканчивалось все зачастую грандиозной попойкой с участием подоспевших товарищей. Мой друг Миша Афанасьев однажды обнаружил в разросшейся в процессе такой «перезаписи» компании …самого Комара, который, сняв со стены гитару хозяина, уселся на подоконник раскрытого окна и добрых пару часов услаждал слух собравшихся во дворе туземцев. В начале 70-х годов по «Голосу Америки» прозвучала песня «Колыма» в исполнении «барда из захолустного российского города» — именно так обозвали Воронеж. После этого компетентные органы взялись за Спиридонова всерьёз. Внесла свою лепту и местная пресса. «Нам мешают жить пресловутые «комары» и им подобные», — писалось в одной из газет в статье о радиохулиганстве. Комара часто вызывают на профилактические беседы в милицию, некоторые из которых, по свидетельству матери певца, сводились к банальным избиениям. Хватало прессинга и на бытовом уровне. Например, стоило ему устроиться на работу (как правило, водителем), тут же следовала своеобразная реакция правоохранителей. Выражалось это в наведения справок и роспуске порочащих сведений. В итоге он вынужден был увольняться. На новом месте работы случалось то же самое. А там не за горами маячил и очередной срок… Воронежский журналист Евгений Шкрыкин так описывал этот период жизни Комара: «Он входил в пике замкнутого круга, из которого выбраться у него не хватало сил, да и, видимо, уже и желания. Тюремная среда принимала его, давала возможность для утверждения и самореализации, а вольная – отторгала, запрещала, подавляла. И в этом был трагизм его тогдашнего положения».
 
Наверняка вы не раз слышали выражение: «Да за это ж надо канделябром по голове!» Сейчас мы расскажем вам, откуда оно взялось. Помните старинный романс на стихи А. Дельвига: «Соловей мой! Соловей!»? Музыку к нему написал композитор – любитель, гусар и храбрец Александр Александрович Алябьев, слывший записным кутилой, ловеласом и игроком. Ранней весной 1825 года он приехал поиграть в карты «на крупный куш» в дом одного господина, известного в обществе под кличкой Калмык. Соперником композитора за зеленым сукном оказался помещик Времев. В тот вечер Алябьеву очень везло. Спустя какое-то время разозлившийся противник обвинил Алябьева в шулерстве: «Здесь наверняка играют, у вас баламут подтасован!» Баламут – это шулерский прием в карточных играх. Услышав оскорбление, Алябьев, недолго думая, обрушил на голову помещика тяжелый подсвечник и попал прямо в висок. Через несколько дней Времев скончался. «Везучий» игрок был арестован по обвинению в убийстве, лишен всех чинов, наград, дворянства и приговорен к сибирской ссылке. Однако присутствия духа он не потерял и, находясь в застенках Петропавловской крепости, в 1827 году сочинил знаменитого «Соловья». Так что получается, что легендарный «Соловей» — это, по сути, тюремная лирика.
 Позже мы поговорим о карточных шулерах, к которым взрывной Алябьев ни в коем случае не принадлежал – вот они-то, начиная с древних времен, считались очень опасными преступниками и частенько отправлялись не в тюрьму, а сразу на виселицу. Кстати, самым веселым способом шулерства, на наш взгляд, был «музыкальный». Наводчиком служил скрипач, который, свободно перемещаясь со скрипкой по игорному заведению, мог подсмотреть и с помощью определенных музыкальных сигналов сообщить шулерам информацию о картах соперников.

В 1984 году Александр освободился в последний раз. Едва оказавшись на воле, у одного из близких друзей артист записал 90-минутный альбом под условным названием «Для интимного круга». Первая часть заканчивалась песней Вертинского «Безноженька», которую он прокомментировал как «любимую песню Нестора Ивановича Махно». И тут же добавил со смешливыми нотками в голосе: «Эти песни для вас спел Сашка Комарик, вернувшийся из дикого, таёжного края…» Действительно, последний срок он «тянул» на далёком Севере в Коми АССР, далеко от благодатного Черноземья. Интересная деталь: Комар сидел в лагере, в котором в 60-е годы проходил срочную службу охранником Сергей Довлатов. Через год, в 1985-м, он записывает ещё один концерт. В последних работах поклонники услышали несколько другого Комара. Эти песни отличает, в первую очередь, приличное качество записи. По-прежнему виртуозно звучит гитара, но стал жёстче голос. С этого времени у Александра Спиридонова наступает время творческого застоя. Он прекращает записываться, о нём потихоньку начинают забывать поклонники его таланта. К этому времени у него появилась семья — после первого неудачного брака он, наконец, обрел личное счастье. Встрече Александра со второй женой Мариной предшествовала романтическая история. Однажды он пел в школе, и ему понравилась одна девушка. Чувство было взаимным, их не остановила даже разница в возрасте (он был старше на 14 лет). И, несмотря на сопротивление её родителей, не горевших желанием видеть в зятьях личность с репутацией уголовника, они расписались. Комар зажил нормальной человеческой жизнью. В семье царила любовь и гармония, и вскоре Александр стал отцом троих детей. Случалось, он по старой памяти поигрывал на гитаре в компаниях, соседям или продавщицам близлежащего магазинчика, но по большому счёту творчество отошло на второй план. Однако в самом конце 80-х друг певца, известный в Воронеже бизнесмен Александр Кокин, решил вернуть Комару былую славу. Способствовали тому и перемены в стране: некогда запрещённый жанр вышел из подполья и был признан неотъемлемой частью российского фольклора. Пользуясь обширными связями, Кокин знакомил с песнями Комара некоторых известных музыкантов, получая самые восторженные отзывы. К нему проявлял интерес Стас Намин, под эгидой его творческого центра планировался настоящий проект — с записью диска, концертными поездками по зонам, где отбывал наказание Александр, и прочими мероприятиями для вывода исполнителя на серьезный уровень. В то же время состоялось знакомство Комара с поэтом и рок-музыкантом Юрием Шевчуком — давним товарищем Кокина. Шевчук, восхищённый талантом Комара, был готов со своей стороны способствовать его продвижению и раскрутке.
 Но, увы, грандиозным планам не суждено было осуществиться. В 1992 году в дом Александра Спиридонова пришла беда: умерла от рака любимая жена Марина. Потеря любимого человека выбила Комара из колеи: он страшно запил. Потом добавились и наркотики. Детей забрала бабушка, квартира постепенно превратилась в притон. Наступила чёрная безысходность. Его пытались лечить, Александр Кокин обращался к специалистам. Комар прошел детоксикацию в хорошей клинике, врачи чистили, меняли ему кровь и плазму. Однако нужного результата добиться не удалось: периоды ремиссии длились недолго. Но и эти короткие недели просветлений не проходили даром. Комар был одержим идеей выпустить диск со своими песнями. В качестве аккомпаниатора он приглашает И. Е. Безгина, знаменитого воронежского гитарного мастера, музыканта и композитора. Они часто репетируют вдвоём. В очередной приезд в Воронеж группы «ДДТ» Юрий Шевчук предоставляет Комару возможность перед концертом группы спеть несколько песен. Рок-музыкант так описывал этот концерт: «Я помню, как, стоя за кулисами, он страшно нервничал. Спросил: «Какую песню мне спеть?» Я говорю: «Спой про жизнь, как ты её понимаешь и чувствуешь…» «Так они у меня все про жизнь… Что же их все петь, что ли?» — отвечает. Ведущий объявил его настоящее имя: «Сейчас перед вами выступит ваш земляк Александр Спиридонов». Публика притихла в недоумении, они не поняли, кто это. А когда сказали: «Встречайте! На сцене – Комар!» Толпа пришла в неистовство… Его узнали. И вот представьте себе: стадион, рок-концерт, рёв гитар, весь этот грохот времени, ритм ХХ века, лязг его… И Комар с гитарой, в простеньком таком свитерке… Он насколько был человек другого мира, что ли… Спел несколько песен времён 60-70-х годов, очень простых, со всей их эстетикой дворовой. И они совершенно не противоречили ультрасовременному рок-н-роллу, никаким электрогитарам с «фузами», никаким бешеным барабанам… Зал ревел в восторге, его вызывали на «бис». Он долго потом не мог успокоиться, всё спрашивал меня после концерта: «Ну, как… нормально?» В 1994 году на местном телевидении сняли передачу с участием Комара. Пытались организовывать ему сольные концерты. Но, к сожалению, все мероприятия, как назло, совпадали с началом очередного «штопора». Сохранились записи того периода, где хорошо заметна смертельная усталость, обреченность в голосе. Но Комар был не из тех, кто пасует от неудач. Он не сдавался и совершил попытку кардинально поменять свою жизнь. Хотел сменить место жительства, продать квартиру и перебраться к матери в деревню, построить свой дом, где можно было бы спокойно заниматься творчеством. Первые шаги для этого были сделаны: получен задаток за квартиру, завезены материалы для строительства…
 
Всё закончилось в теплую весеннюю ночь на Страстную пятницу.
 «Убит бард в законе»- так называлась заметка в газете «Труд», в которой сообщалось, что в ночь на 19 апреля 1996 года «в результате побоев, нанесенных неизвестными, во дворе своего дома скончался Александр Спиридонов, музыкант, певец, известный под псевдонимом Комар…» «Неизвестные» быстро стали известными. Певца, вышедшего ночью в коммерческий ларёк, забили до смерти два отморозка. Причиной была внезапно возникшая ссора. Пропали и деньги, тот самый задаток за квартиру. Поразительный факт: убийцы прекрасно знали, кем был Саша Комар! Но, что поделать… беспредел, ставший к тому времени нормой жизни, подразумевал другие ценности и не признавал никаких авторитетов. Правда, до поры до времени… Один из задержанных так и не дожил до суда, скончавшись в СИЗО при невыясненных обстоятельствах, судьба второго также оказалась незавидной. Вот так нелепо закончился жизненный путь настоящего самородка, талантливого музыканта, композитора и исполнителя, простого русского парня Александра Спиридонова, по прозвищу Сашка Комар… «В песнях Комара, какие бы они подчас угловатыми ни были, есть жизнь и судьба человека… В них внутренняя правда, внутренний свет. Это действительно настоящее, природное творчество», — откликнулся на гибель коллеги Юрий Шевчук. Наверное, лучше и точнее не скажешь. Сегодня, благодаря многочисленным поклонникам певца, настоящим энтузиастам, найдена и восстановлена большая часть записей. Сразу в нескольких городах проходят съемки документальных фильмов о судьбе самобытного артиста. Что ж, лучше поздно, чем никогда…

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27434
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Спиридонов (Комар)Александр.
« Ответ #1 : 24 Февраль 2020, 17:11:53 »
Из радиопередачи посвященной Александру Спиридонову

Александр Спиридонов, или как все его звали – Комар - личность легендарная. О нем, исполнителе арестантских и уличных песен, ходили легенды еще в далеких 60-х - 70-х годах, когда песни Комара звучали с катушечных магнитофонов и транзисторных приемников на радиохулиганской волне. А. Спиридонов - исполнитель самобытный. Его песни – не поза, не игра в блатняк, это от души и сердца, это его способ постижения мира. Много написано о Комаре в местной прессе, но мы сегодня увидим А.Спиридонова глазами его поклонника ,коллекционера его записей Леонида Шумовского. Л.Шумовский: « Был такой магнитофонный бум, покупали все магнитофоны…. У меня купил брат двоюродный магнитофон и сказал: «Поеду я записывать нашего воронежского Высоцкого». Я говорю: « Неужели такой есть?» - « Привезу – послушаешь». Было мне тогда 16 лет. Я послушал: «Это какой–то артист поет». Это действительно меня поразило! Голос такой, трагический, мужественный. Во- вторых, гитара необыкновенная, перед каждой песней вступление необычное… Самое главное: никто не знал кто это, все в записях ходило. А потом я с ним познакомился.

Корреспондент: - Как это произошло, первая встреча?
Леонид Шумовский: – Я с армии пришел, мне уже 20 лет было. Мой брат уже хорошо его знал, он договорился его записать, и мы поехали.
Кор. – Со свом магнитофончиком? Он пел, а вы записывали?
Л.Ш. – Конечно! Он с удовольствием пел…
Кор. - Магнитофончик бытовой?
Л.Ш. - Да, «Комета – 201»… Я слушал его – поражен был просто! Он старше меня был, на 7 лет. Человек был очень простой, очень контактный, веселый. Кто его знал, никто не мог о нем сказать плохого слова. Мог последнее отдать, очень простой был, добрый. Квартира – такая, «хрущевка»… Ну, как в те времена жили? Мы все так жили… Рядом птичий базар был. Я любитель птиц, ходил туда и обязательно его видел.
Кор. – Он тоже ходил на птичий базар?
Л.Ш. – Ну он же музыкант был! Он очень любил слушать птиц. Он любую музыку мог слушать. Ведь он начинал играть мальчишкой, 6 лет ему было, мать гармошку купила. Потом в суворовском училище, в военном оркестре на кларнете играл. Потом гитара его очень сильно заинтересовала, он ее взял в руки лет в 15-16. Рядом жили цыгане, он начал играть на гитаре и через полгода превзошел их. Цыганка одна ему сказала: « Хорошо ты поешь, играешь. Вот, одну песню тебе выучить, и ты всю жизнь ее можешь петь, и никогда никому она не надоест». И она напела « Бирюзовы, вы златы колечки…», а он ей подыграл. Потом встал на колено и руку ей поцеловал.
Кор. – И пел он эту песню?
Л.Ш. – Пел он ее до самого конца жизни. У меня даже есть последние записи, где он ее поет. Но голос уже очень усталый. Хотя песня веселая, беззаботная. Когда мы с ним первый раз встретились, он ко мне как- то расположился сразу, мы разговорились, он стал про отца своего рассказывать…
Кор. – Он же в интернате воспитывался?
Л.Ш. – Да. Потому, что когда ему было 4 года, отец трагически погиб. Их осталось три сестры и он четвертый. Было очень трудно. Но в интернате он недолго побыл, его потом мать забрала. Он в интернате, кстати, познакомился с Прохоровым Сергеем, и они потом дружили всю жизнь, до самой смерти Прохорова. Много пели, играли…

Некоторые песни он потом не пел. Как он мне лично говорил « Эту песню я не пою потому, что Сергей ее лучше поет». У них обоих такие голоса были! Как их называли: Комар - трагический баритон, Сергей - лирический тенор. Потом Сергей купил магнитофон «Тембр» и они пропадали у него. Он жил от – дельно, они приходили к нему и записывались, записывались… Они были очень близкие друзья, всем делились, все друг о друге знали. В те времена был расцвет радиохулиганства. На этих средних волнах можно было услышать все – от « Биттлз» до Комара. Тогда модно было пройти по городу с транзисторным приемником или магнитофоном переносным. И вот идут они с Сергеем, гуляют, и часто кто- то идет навстречу, с приемником, и звучат их песни. Они подходят : «Это ерунда, мы можем лучше спеть». А те злятся, они же не знают кто перед ними. Приходилось и убегать им иногда. Они потом рассказывали, смеялись. Конечно, мечтали о славе…
Кор. – А как Прохоров погиб?
Л.Ш. – Да он не погиб, у него было очень больное сердце. И в 77-м году произошла внезапная остановка. Это сильно Комара поразило, он даже потом вспоминать не хотел об этом.
Кор. – Откуда произошло это прозвище – Комар?
Л.Ш. – Тут ничего обидного нет, он знал, что его так зовут. Он в детстве был маленького роста, худенький, времена голодные были. Мать его жалела больше всех, говорила: « Что же ты, комарик, не вырастешь у меня никак…». Так оттуда и пошло, на всю жизнь остался Комаром.
Кор. – Молодой человек, так и не окончивший суворовское училище, вместо службы в армии попадает в места заключения…
Л.Ш. – Он в армию собирался, и во дворе напоследок решил поиграть, попеть. Кому- то из соседей не понравилось, они вызвали милицию. С ним очень грубо обошлись, он не сдержался, ответил…
Кор. – То есть это первая его судимость?
Л.Ш. – Да, в 66- м году это было. Потом освободился в 68-м, вроде старался устроиться куда–то. У него была одна профессия, он шофером был всегда. А в то время за ним надзор был, он же только освободился, должен в семь часов дома находиться. И вышел такой случай: пришли с проверкой из милиции, а он в это время сидел во дворе, с женой разговаривал. Они прошли демонстративно мимо, поднялись к нему, посмотрели, что его нет дома, хотя видели его во дворе, спустились, скрутили ему руки и опять срок…
Кор. – Серьезных преступлений он не совершал?
Л.Ш. – Конечно нет. Он никого не убил, не ограбил…
Кор. – Стоило один раз попасть и завертелось…
Л.Ш. – Да, милиция не давала проходу.
Кор. – С другой стороны то, что он исполнял, на милицию эти песни тоже определенное влияние оказывали?
Л.Ш. – Конечно. Вызывали его. А тем более, он пел много старинных, лагерных песен, Галича, Высоцкого. Вот допустим песня « Знай, что Россия вся - это концлагерь большой…». Он пел эту песню. В то время часто по «Голосу Америки» передавали песни под гитару. И самое главное, в начале они говорили: « Песни передаются без ведома автора». Песни разные: и Галич и Окуджава. Я записывал даже.
Кор.- И Комар туда попал?
Л.Ш. – Совершенно верно! И перед этим сказали: « Эту песню мы услышали в одном из захолустных городов России. На «захолустный» мы конечно возмутились. Но что Комар туда попал! Песня была «Колыма». «Будь проклята ты Колыма» - вот эта песня. Я много слушал подобных записей, у меня целая коллекция есть, но лучше Комара я не слышал.
Кор. – Такие песни поют по- другому, не так как он…
Л.Ш. – Конечно! Видно, что человек с душой поет, старается. Я могу такой случай рассказать. В трамвае два парня слушали записи Комара, песню «Девушка в синем берете». И вдруг к ним подошла пожилая женщина, слушала, плакала, не отпускала их, хотя им нужно выходить было. Может, что вспомнила, может что-то похожее было и у нее в жизни… Сколько он слез видел, когда люди плакали, слушая его.
Кор. – В общей сложности он четыре раза сидел?
Л.Ш.– Да нет, он сидел пять раз. Лет десять там провел.
Кор. – Пишут, что там у него был ансамбль, он там выступал… Л. Ш. – Да, у меня даже есть запись, правда она не очень хорошего качества. Он там пел песни Козина, Вертинского, Петра Лещенко. Оркестр подобрался очень похожий, если послушаешь, можно подумать запись 30-х годов. А записывал это один прапорщик, очень большой поклонник. Он лично все это записал и вынес оттуда кассету.
Кор. – Уникальная запись!
Л.Ш. – Конечно. Это было в Кривоборье в 74-м году.
Кор. – Леонид, а вот был у него другой период, когда он резко изменил свою жизнь. После этого он не сидел больше?
Л.Ш. – Последний раз он освободился, у него уже трое детей было от второго брака. У него была очень большая любовь, он очень любил свою жену. Первый брак был неудачный.
Кор. – Какая-то романтическая история второго брака….
Л.Ш. – Он выступал в школе и ему понравилась очень одна девушка. Она была намного моложе, на 14 лет. Она была в 10-м классе, а ему было 30. Они влюбились друг в друга. Он ей сколько песен спел! Ее родители были категорически против, но они все-таки зарегистрировались
Кор. – Это был счастливый брак?
Л.Ш. - Я думаю, да. Что бы ни было, он всегда стремился к семье, к детям. Детей он очень любил. Жили хорошо, он работал, открыл мастерскую небольшую, ремонтировал машины. Все нормально было. Его узнали уже известные музыканты: Макаревич, Шевчук. Они когда приезжали в Воронеж, их познакомили с Комаром. И они говорили, как и я: «Ничего подобного раньше не слышали». Считали его своим другом. Я видел плакат группы ДДТ с надписью: «Нашему другу - Саше Комару».

В 92-м году, на выступлении в «Юбилейном», Шевчук пригласил и его. Когда он объявил: « А сейчас, перед вами выступит ваш земляк Александр Спиридонов!», в зале стояло безмолвие. Никто не знает Александра Спиридонова. Но стоило ему сказать: «Вы что, Комара не знаете!?» Зал «взорвался». Он спел 5 песен. Действительно артист, пел невозмутимо, его не смутила ни сцена, ни зрители. Даже когда лопнула лампа, около ног в метре упала, он глазом не повел, продолжал петь.
Кор.– Легенды ходят о знакомстве Комара и с Макаревичем?
Л.Ш. - Легенда такая: он его записал, то, что ему очень нравилось. Затем водил к Стасу Намину. Они его слушали, даже предлагали гастроли в США. Он отказался.
Кор.- Почему?
Л.Ш. - Не знаю.
Кор. – А сейчас есть легенда, что песню «Осень» Шевчуку подсказал Комар.
Л.Ш. - Вполне возможно.
Кор.- Может, какой ход подсказал или тему, а может и песню написал.
Л.Ш. - Конечно. Они много времени вместе проводили, очень ценили друг друга. У них и характеры похожи были.
Кор.- Сейчас можно отделить песни, которые написал сам Александр, от тех, что он просто исполнил в своей манере?
Л.Ш. - Очень трудно. Он постоянно работал над собой. У меня некоторых песен, например: « Осень», «Тихая ночь» по 10- 15 вариантов разных исполнений. Чувствуется, что над каждой песней человек работал.
Кор.- Он никогда не акцентировал внимание на том, что это - моя песня, это - не моя?
Л.Ш. - Он никогда об этом не говорил, просто пел и передавал те чувства, что были в этой песне. Я, например, считаю, что «Тихая ночь стоит за окном»- его песня. Хотя никто, даже родственники, не знают. Говорят: « Да, он писал, сочинял…». Он жене своей письма в стихах по нескольку листов присылал.
Кор.- Смерть жены - это тоже какой- то поворотный пункт в его судьбе?
Л.Ш. - Да, он не просто в шоке был, он не мог спать, не мог ничего делать… Начал сильно пить, пошли наркотики… Тяжело переживал. У меня есть последняя запись, те же песни, что он раньше пел. Но когда слушаешь эту запись, видно, что поет смертельно усталый человек.
Кор.- А было ему тогда всего лет 45?
Л.Ш. - Да, в 94-м году это было. Жена перед смертью никого кроме него не узнавала, даже детей. Когда умирала, его обняла, так и умерла…
Кор. - И вот мы подошли к последнему периоду жизни нашего героя Александра Спиридонова.
Л.Ш. - Он продолжал ремонтировать машины. Ну, срывы у него бывали… Ему тяжело очень было, он стал никому не не нужен. Потом у него идея появилась, он хотел записать свой диск. Как-то ему предложили выступить в «Доме актера». Уже заготовили афиши, но опять что- то случилось…
Кор.- Он репетировал с музыкантами, со скрипкой, с аккордеоном?
Л.Ш. - Да. Кстати, на аккордеоне он прекрасно играл. Еще ему предлагали в Москве сняться. Как раз об Иване Егоровиче Берзине ( знаменитый гитарный мастер из Воронежа) документальный фильм снимали, туда должны были войти несколько песен Комара, что- то из биографии. Потом он собирался в Питер ехать, его позвал Шевчук, был готов предоставить ему лучшую студию…

Он собирался строить дом рядом с матерью, завез уже материалы. Хотел переехать из своего района, от этой жизни… Квартиру решил продать, получил задаток. Съездил к матери. Приехал, по пути домой забежал в магазин. А там местные, так сказать, знакомые у него всегда просили на выпивку. Так и на этот раз. Он достал пачку денег (задаток за квартиру), дал им сколько- то, что- то купил себе. Ему кассир осторожно так говорит: « Ты что делаешь, такие деньги показываешь!» А он: « Кого мне бояться, я всю жизнь тут живу, всех знаю». И ушел. А после, пришли к нему друзья, он в то время не выпивал, ну а тут решил вина сухого выпить… А потом пошел к киоску… Ну, а там … одни говорят одно, другие - другое. Там было несколько человек, пьяные. Как они говорили, он им что-то сказал такое… Я сомневаюсь: человек он был очень деликатный, не мог он ничего сказать оскорбительного, тем более знал все «законы». Вот не ответить он, действительно, не мог. В общем, это был только повод, тем более знали, что у него деньги.
Кор.- И деньги пропали? Мало того, что его жестоко избили…
Л.Ш. - Конечно. А избили не просто жестоко, его зверски убивали. Многие слышали, никто не обратил внимания, не позвонил…
Кор.- А почему так?
Л.Ш. - Трудно сказать… Может, боялись, темно уже было… Он всю ночь пролежал там, стонал. Хотя соседи видели, но почему не вышли, трудно сказать… И самое главное: это было в страстную пятницу, все куличи пекли, яйца красили…
Кор.-Так закончилась короткая и трудная жизнь Комара - Александра Спиридонова.

Рассказал нам о ней поклонник его творчества, коллекционер записей Леонид Шумовский.


Корреспондент - От себя хочу добавить, что ублюдков, убивших Александра, довольно быстро нашли. Один и ночи не прожил в СИЗО - отправили в «мир иной», другой вроде был в бегах – нашли. Он, как водится, все стал валить на покойного подельника, дали вроде 8 лет. И еще. Сказать, что Комар записывался много - не сказать ничего. Записывался он очень много. Помимо каких-то согласованных заранее, упорядоченных альбомов, много спонтанных. Есть даже «гаражные» записи! Как рассказывал мне один очевидец: « Сидим в гараже, бухаем. Появилась гитара, Комар начал петь, кто-то сбегал за магнитофоном, принес что-то типа «Весны» или «Воронежа», и пошло-поехало… Записали пару кассет МК-60. Собрать и систематизировать, я думаю, не получится даже половину. Мне удалось достать семь кассет с записями разных лет: 60-х, 70-х, 90-х. Пробел только с 80-ми. Будем искать….
Юрий.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27434
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Спиридонов (Комар)Александр.
« Ответ #2 : 24 Февраль 2020, 17:12:33 »
«Комар – птица певчая»

Отчего-то в жизни случается так, что история героя начинается после его ухода. У широкой аудитории пробуждается интерес к обстоятельствам его жизни (с одной стороны, возможно, благодаря бескорыстным подвижникам, с другой – когорте, «несшей бревно на субботнике»), реставрируются и издаются записи, пишутся книги. Если начинать с конца, то наша история будет выглядеть так:

Сообщение ИТАР-ТАСС от 18 апреля 1996 года
17 апреля в Воронеже в результате побоев, нанесенных неизвестными, у подъезда своего дома скончался 48-летний Александр Спиридонов. Он более известен как гитарист и легендарный автор и исполнитель блатных песен по кличке Комар. В прошлом у Комара четыре судимости, полученные в бесшабашной юности. Последний раз он пошел по этапу 12 лет назад из-за драки в пивной. Вернулся, "завязал", повторно женился, родились трое детей, но четыре года назад жена умерла от рака.

В конце 1960-х или в самом начале 1970-х годов в Воронеже среди коллекционеров появились записи человека, которого очень скоро слушатели окрестили «воронежским Высоцким». Пел, он может быть, и не с таким надрывом, но играл на гитаре потрясающе…. Во всяком случает, есть примерная дата – 1971-72 год, когда по рукам воронежцев и не только, загуляли записи этого исполнителя. У тогдашнего слушателя возникало ощущение (да и первые слухи были таковы), что этот парень прошел сталинские лагеря, откуда и привез свой репертуар, сидел много и серьезно, и хорошо знает, о чем поет. Звали этого исполнителя Саша Комар (в миру – Александр Спиридонов)…. Как теперь рассказывают, первые свои записи он делал на магнитофон «Тембр» (без всяких микшерских пультов, техника это позволяла) у своего приятеля Сергея Прохорова, с которым иногда и пел. А самому Комару тогда было чуть за двадцать.
Принято считать, что три певца оказали влияние (в вокальном и исполнительском смысле) на Александра Комара – это Александр Вертинский, Вадим Козин и Петр Лещенко. Наверное, это имеет какое-то под собой основание – песни в их исполнении довольно часто звучали в послевоенном СССР во дворах и из окон соседей с пластинок на «ребрах» и тех трофейных, которые привезли с войны солдаты-победители. Влияние на творчество Комара оказало, в первую очередь то, что еще были живы те люди, которые помнили песни времен Октябрьской революции, песни Одессы и времен НЭПа, песни узников. Все это передавалось народом, старательно переписывалось из тетрадки в тетрадку и пелось. Чуть позже были пластинки с цыганскими песнями, запрещенные песни в исполнении Леонида Утесова, романсы под гитару Ивана Козловского, Николая Сличенко. В общем, кто что достанет. Конец 1950-х – еще не остыли раны войны. Еще на улицах можно было увидеть бывших урок-солдат, инвалидов без рук и ног, которые зарабатывали на хлеб песнями. Возможно, что эти песни тоже слышал Саша Комар и они оказали влияние на него и его манеру пения.
Следую отступление, чтобы потом не возвращаться к этой теме: история и жизнь Комара – это сплав легенд и слухов, где правда, а где красивая выдумка, дабы прикрыть быт, пока не совсем понятно. Будем надеяться, что когда-нибудь мы узнаем и всю правду о музыканте и исполнителе Саше Комаре. А ведь в категории песен старого блата Комар занимал и занимает заслуженно самую высокую ступеньку, наряду с такими певцами и исполнителями как Аркадий Северный, Владимир Высоцкий, Слава Вольный, Дина Верни. А это, как бы кому-то не хотелось, все равно неотъемлемая часть русской национальной культуры.

Легенда первая
 Саше Спиридонову было тогда лет шесть. Они с матерью пошли на рынок – надо было купить ему пальто. И там увидели инвалида, который продавал гармошку, а чтобы показать товар лицом – играл на ней…. Мальчик не мог оторваться от этого зрелища, вцепился в мать и просил купить эту самую гармошку. Мать ему пыталась объяснить, что нет у нее столько денег. Инвалид же, то ли чтоб раззадорить паренька, то ли по доброте душевной, дал парнишке на ней поиграть. Мать объясняла, что денег нет, что кушать надо…. Рядом стоял человек, послушал он, как мальчик подбирает мелодию, дал матери недостающую сумму денег и она купила сыну инструмент. Уже к вечеру он подобрал на слух «Катюшу» и играл. С гармошкой Саша потом долго не расставался.Как-то так повелось, что издавна путают бардов, авторов-исполнителей и исполнителей. Бард, по правде говоря, человек, играющий на одной струне, как акын, нашедший свое место. Что в творчестве Комара главное – каждый найдет и определит для себя сам. Для кого-то он гитарист и музыкант, аранжировщик высокого класса, талантливый самоучка, для кого-то – самобытный певец и исполнитель. Казало бы, всего одна гитара (а в течение жизни Комар играл то на шестиструнной, то на семиструнной гитаре) без оркестров и примочек, а что он на ней выдавал, какие песни и романсы! И совершенно не обязательно, что это был дворовый блат, которым часто всех так пугают. Пожалуй никого песни в исполнении Комара не оставляют равнодушным и по сей день. Как бы ни относились к музыкальной составляющей записей Комара профессионалы, им, несомненно, имеет смысл поучиться у него технике игры на гитаре.
Фирменная «мулька», как теперь говорят, Комара – длинные проигрыши перед песнями. Это – попытка показать свои возможности, как гитариста. Кто-то (возможно, и цыгане) показал парню уникальную технику игры на гитаре, которую Комар применял, судя по записям, всю свою жизнь. В основном, это были минорные аккорды с необыкновенно красивыми гитарными украшениями, которые придавали неповторимую звучность его песням. Голос хорошо поставленный. Да и талант исполнителя – в 24 года Комара пел так, как поет взрослый, умудренный жизнью человек. Ритм песен был выдержан очень четко. Что тоже давало преимущество, перед другими исполнителями. Да и слушать его было приятно - спокойная не жесткая манера исполнения. Но самое интересное в песнях Комара наряду с замечательной гитарной техникой было то, что Комар мог за счет определенных интонаций блатных песен мог сделать, практически, из любой эстрадной песни или романса красивую блатную песню. А это очень близко народу, как и необычно. Преподносилось это очень мягко, практически незаметно. И это был один из двух секретов необыкновенности Комара: красивая гитарная техника и своеобразный узнаваемый блатной тембр голоса.

Легенда вторая
 Из рассказа Леонида Шумовского, воронежского коллекционера, журналиста и друга Комара: «В суворовском училище, в военном оркестре на кларнете играл. Лет в 15-16 его очень заинтересовала гитара и он освоил ее. Рядом жили цыгане, Комар начал играть на гитаре и через полгода по технике превзошел их. Цыганка одна ему сказала: « Хорошо ты так поешь, играешь. Одну песню тебе надо выучить, и всю жизнь ее можешь петь, никогда никому не надоест». Она напела ему «Бирюзовы вы златы колечки…», он ей подыграл сразу же. Потом встал на колено и руку ей поцеловал. Пел он ее до самого конца жизни. У меня даже есть последние записи, где он ее поет, а голос уже усталый. Хотя песня веселая, беззаботная».Уже много позднее, когда собирались материалы для фильма о жизни воронежского исполнителя, рассказывал Юрий Шевчук, который был дружен с Комаром и состоялось их совместное выступление в 1992 году в Питере, рассказывал: «Ехали мы как-то ночью на машине, а по радио играл Сантана, я решил подначить Комара, мол, так ты не сможешь? А он спокойно так мне, останови машину, на ходу неудобно подбирать. Не прошло и десяти минут, как Комар уже играл эту мелодию, но по-своему, со своими ходами и примочками».
Сейчас мало кто такое может сделать, сейчас за исполнителя думает аранжировщик и продюсер… Но вернемся к Комару. Была средняя школа, потом он недоучился в суворовском училище, ну, так вот получилось и…. В первый раз Александр попал в места не столь отдаленные, как теперь говорят, по глупости – на собственных проводах в Армию. В 1966 году слишком громко попел во дворе, соседи вызвали милицию и… «Все позади и КПЗ, и суд…». Вот вам и школа жизни, вот отсюда и репертуар, хотя будет глубокой ошибкой говорить о Комаре, как об исполнителе блатных песен, у него как раз больше романсов и той самой лирики, которая трогает струны души. В репертуаре Александра Комара были песни из репертуара Александра Вертинского, Петра Лещенко, Вадима Козина, огромное количество старых романсов и городских песен, которые редко теперь исполняются, а некоторые вообще забыты.Есть в репертуаре Комара песня «Мне хочется друга», написал ее ленинградский поэт-песенник Владимир Раменский, она часто исполнялась Аркадием Северным, широко разошлась по стране на магнитофонных пленках. Пел ее и Комар… Еще в детстве, а точнее, в интернате, где он был некоторое время, Александр познакомился с Сергеем Прохоровым. С Сергеем они потом дружили всю жизнь, до самой смерти Прохорова, вместе пели, когда Сергей купил магнитофон «Тембр», вместе они много записывались. Говорили, что Комар - трагический баритон, Сергей - лирический тенор. В 1977 году у Сергея остановилось сердце, и что-то сломалось внутри Комара, надломилось, после этого он не пел некоторые песни и вообще не говорил о Прохорове.
В 1970-е годы в тогдашнем СССР расцвело такое уникальное и уже ушедшее явление, как радиохулиганство. Заключалось оно в том, что радиолюбители, работающие на коротких волнах, общались друг с другом, но еще и крутили в эфире разную музыку, иногда и сами что-то пели, репертуар был огромен: от эстрадных песен до пресловутого блатняка. В те годы Комар выходил в эфир через радиолюбителя Виталия Худякова, позывной "Алмаз". Известность Комара не ограничивалась пределами Воронежа, рассказывают, что его записи прокручивали в эфире радиостанции «Голос Америки». Прозвучал даже почти антисоветский «Ванинский порт». К чести ведущих, была сделана оговорка, что песни передаются без ведома автора, а сам он живет в неком захолустном городке. Говорят, что Комар был жутко обижен, родной Воронеж захолустьем он не считал, его знали в городе по записям, голос звучал из окон квартир, правда, слава эта была подпольная. Оговорка певца не спасла, а только привлекла внимание к его персоне.
Но все когда-то заканчивается, кончился и срок Комара и - «на свободу с чистой совестью». Работал шофером, пел для друзей, очень охотно записывался.Приведу одну из версий концертов и записей Комара, не скажу, что самая правильная и точная, но приближенная к реальности, вот она….

1968 г. Девушка в синем берете
1968 г. Девушка из Нагасаки
Спиридонов Александр (Комар) 1968 - Падает снег (320)
1970 г. Мы с тобой случайно встретились
1970 г. Александр Вятский уроженец
1970 г. На скамейке в саду
1970 г. Тихая ночь стоит за окном
1970 г. Я не знаю, что ты мне напишешь
1973 г. Гоп-со-Смыком
1973 г. Кабальеро
1973 г. Освободился брат Алёха
1973 г. Разбудил меня стон
1974 г. Бабочка
1974 г. Бабье лето
1974 г. Брошка
1974 г. Клёны
1974 г. Колокольчики-бубенчики
1974 г. На скамейке в саду
1974 г. Прощай, Ирина
1974 г. Пьяный концерт
1974 г. Пять алых роз
1974 г. У Шумовского
1974 г. Чиримэ
1982 г. Вот всходит утром луч
1982 г. Пролетел над Землёй
1984 г. Камерный концерт
1985 г. Дружба
1985 г. Чужая милая
1993 г. Вспоминая жизнь свою прошедшую
1993 г. Пиковая дама
1994 г. Репетиция (Последний концерт)

Легенда третья
 Говорят, что году в 1974-ом в местечке Кривоборье, находясь в очередной раз в заключении, Комар сделал запись с оркестром. Репертуар был лирический, в основном из песен Вадима Козина, Александра Вертинского, Петра Лещенко. В состав оркестра вошли рояль, гитара, баян. Слушая запись, можно было подумать, что это записано в 1930-х годах. А записывал один прапорщик, очень большой поклонник Комара. Он же потом и кассету с записью из лагеря вынес. Если проанализировать даты записей концертов и перерывы между ними, то объяснение будет простое…. Сидел, правда, перерыв между 1985 и 1993 годами – это был период устроенности и семьи. Иногда судили, как это иногда говорят «ни за что» (опять из рассказов Леонида Шумовского):
«Потом освободился в 1968-м, вроде старался устроиться куда–то. У него была одна профессия, он шофером был всегда. А в то время за ним надзор был, он же только освободился, должен в семь часов дома находиться. Наглядный случай – случай: пришли с проверкой из милиции, Комар в это время сидел во дворе, с женой разговаривал. Они прошли, нарочито не глядя, мимо, поднялись в квартиру. Убедились, что его нет дома, хотя видели его во дворе, спустились, скрутили руки и на том основании, что его не было дома, опять дали срок…» Александр Спиридонов сидел пять раз, в общей сложности десять лет провел в тюрьме, но когда освободился в последний раз, то решил «завязать». К тому времени у него было уже трое детей от второго брака. Это была большая любовь, которая изменила его жизнь. Еще в школе он выступал на вечере, и ему очень понравилась девушка. Она была моложе его на 14 лет, училась в 10-м классе. А Комару было 30, но это была любовь с первого взгляда. Ее родители были категорически против, но они все-таки зарегистрировались. Это был счастливый брак, несмотря на все внешние жизненные перипетии. Он присылал из лагеря жене письма со стихами, она его ждала….
Счастью пришел конец, когда в 1994 году после тяжелой болезни жена умерла и…. Ему было очень тяжело, он стал никому не нужен. Человек в тяжелые моменты ищет забвения, Александр находил его в спиртном, как это нередко бывает, случались срывы, но в какой-то момент он решил остановиться и взять себя в руки, все же трое детей рядом. У него идея записать свой диск, ведь записей было много, но все больше по квартирам и друзьям. Даже был предложение выступить в «Доме актера» Воронежа, заготовили афиши, но что-то не получилось… Приглашали в Москву, предлагали сняться в документальном фильме об Иване Егоровиче Берзине (знаменитый гитарный мастер из Воронежа). Дальше были большие планы поехать в Питер. Пригласил Юрий Шевчук, нашел студию для первой профессиональной записи альбома. Комар собирался построить новый дом рядом с домом своей матери, хотел переехать из своего района, подальше от старой жизни… Квартиру решил продать, получил задаток.
По дороге домой забежал в магазин…. Дальше рассказывает Леонид Шумовской:
«А там местные ребята, попросили у Комара на выпивку. Он достал пачку денег, дал им, что-то купил себе. Ему кассир осторожно говорит: «Ты что делаешь, такие деньги показываешь!» А он: «Кого мне бояться, я всю жизнь тут живу, всех знаю». Потом… одни говорят одно, другие - другое. Там было несколько человек, пьяные. В общем, они знали, что у него деньги. Комара избили не просто жестоко, его зверски убивали. Многие слышали, никто не обратил внимания, не позвонил… Он всю ночь пролежал там, стонал. Хотя соседи видели, но почему не вышли, трудно сказать…. Случилось это в страстную пятницу, все куличи пекли, яйца красили…
Есть и другая версия событий, ее недавно обнародовали на одном из сайтов некий житель Воронежа:
А погиб Александр Спиридонов глупо. В кафе на улице Леваневского (оно стоит до сих пор у круга слева) у него произошла ссора из-за денег и его стали избивать, а закончили уже на улице обломками шифера. Избитый он пытался добраться до дома, но все посчитали его пьяным и не помогли, и он умер.

Легенда четвертая и пятая
 Когда в конце 1980-х организовывалась группа «Лесоповал», то Михаил Танич приглашал Комара, но Александр отказался.
И еще одна из самых красивых легенд про Комара, говорят, что именно он подсказал Юрию Шевчуку идею песни «Осень», но сам он ушел весной…. Вот, собственно, и все, мы вернулись к тому, с чего и начали. Где начинается легенда про Комара, где она заканчивается, стоит ли сейчас об этом говорить? Комар ушел в небо, как улетел…. Кстати, прозвище свое он получил еще в детстве от матери, она все боялась, что он не вырастет, маленьким был и худеньким…. «Комариком» все звала.
Человек не умирает, он просто уходит. Он жив, пока о нем помнят и крутятся ленты с песнями и звучит голос…. Комар собирался записывать свой первый профессиональный диск с Иваном Егоровичем Безгиным, но судьба распорядилась по иному. Похоронен он в Липецкой области. Осталось очень много несистематизированных и разрозненных записей, издавать их придет и свой черед, будем надеяться. О Комаре снят фильм, возможно, что мы его когда-нибудь увидим.
И последнее. Людей, что убили Александра Комара, довольно быстро нашли. Один и ночи не прожил в СИЗО - придушили. Жестоко, но вот так. Другой долго был в бегах, когда его нашли. Он все стал валить на покойного подельника, ему дали 8 лет.

То, что было потом…
В 2001-2002 годах в Воронеже Андрей Спиридонов, сын Комара, издал серию кассет с наиболее качественными записями концертов, в том числе самых первых. Гором раньше группа «Старые кореша» записала альбом «Комару посвящается…», туда вошли песни из репертуара в современной обработке, альбом имел хождение у коллекционеров и любителей. Ранее, году в 1996-1997, Сергей Иваньщиков в домашней студии записал гитарный альбом «Памяти Комара и Сергея Прохорова».
Сняты рабочие материалы документального фильма о Комаре, идет монтаж. О певце рассказывают Иван Безгин, Юрий Шевчук, воронежский журналист Леонид Шумовский и другие.
В 2008 году к 60-летию со дня рождения певца калининградский автор-исполнитель Евгений Любимцев записал диск «Памяти Комара (Александра Спиридонова)». Диск гитарный акустический – собственное осмысление и видение дворовой классики. Не попытка повтора или подражания, а собственное прочтение.
Михаил Дюков, 2008 г.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27434
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Спиридонов (Комар)Александр.
« Ответ #3 : 27 Июль 2020, 15:14:14 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика