29/03/24 - 14:57 pm


Автор Тема: Дёмин, Александр  (Прочитано 614 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Дёмин, Александр
« : 10 Апрель 2021, 07:47:03 »












Александр Демин - Несколько советов


Александр Алексеевич Дёмин (17 сентября 1961, Владивосток, СССР — 14 ноября 2002, там же, Россия) — советский и российский рок-музыкант, поэт, автор и исполнитель блюзов. Обладатель звания «Открытие года» на «Рок-параде» в Комсомольске-на-Амуре (1988), лауреат всесоюзного фестиваля «Рок-лидер» (1988) и литературной премии «Самородок-2015».

Александр Дёмин родился во Владивостоке в 1961 году. Окончил отделение японской филологии восточного факультета ДВГУ. Первую свою песню написал в 1978 году во время учебы на первом курсе университета. В 1979 году написал цикл из 15 песен под названием «Страна Дураков», некоторые из которых вошли в будущие альбомы. Во время работы в дальневосточном пароходстве в одном из рейсов познакомился с чернокожим музыкантом, который обучил его игре на губной гармонике, впоследствии она стала постоянным музыкальным инструментом Дёмина.

C 1986 года выступает на фестивалях неформальных молодежных творческих объединений. В 1987 году накопившийся за многие годы материал оформился в концертную программу «Закрытый город». В 1988 году Дёмин получил звание «Открытие года» за программу «Грязные блюзы» на «Рок-параде» в Комсомольске-на-Амуре и стал лауреатом всесоюзного фестиваля «Рок-лидер» в Иркутске. В 1990 году выступает на фестивале «Рок-Акустика» в Череповце и совместно с группой Зоопарк записывает альбом «Заткнись и танцуй».

Для текстов Дёмина характерно обилие литературных реминисценций (чаще всего-Кортасар, Дилан, Сэлинджер, литература «разбитого поколения»), наложенных на реалии города, каким видят его сам Дёмин и его современники. Критики отмечали, что у Дёмина есть «то, чего нет пока больше ни у кого в городе: умение пощекотать и мозги снобов, и руки экстремистов, и уши подростков».

В постперестроечные 1990-е годы Дёмин практически отошёл от музыки, занимаясь переводами с японского и английского. В 1999 году снялся для программы ТРК «Владивосток» о владивостокском роке «Настоящее совершенное». 11 марта 2000 года участвовал в совместном концерте бывших участников группы Зоопарк, и группы Заповедник, на памятном концерте М. Науменко в ДК Горбунова. В 2001 году записал студийный альбом «В предложенных условиях». Умер при невыясненных обстоятельствах во Владивостоке в 2002 году.

Наследие
Несмотря на нерегулярные выступления, влияние его творчества на всю дальневосточную рок-сцену было огромным. Журналисты называют Дёмина одним из лучших блюзменов страны и сравнивают его с Майком Науменко, Бобом Диланом и Уистеном Хью Оденом. Проводились памятные концерты во Владивостоке и Москве.

В 2008 году студией Отделение «Выход» выпущен последний альбом Дёмина «Грязные блюзы». Музыкальный критик журнала Rolling Stone Андрей Бухарин написал, что издание альбома одного из «потерянных звеньев» русского рока можно только приветствовать, и заметил, что Александр Дёмин и Майк Науменко очень дружили и даже их жизненные пути закончились примерно одинаково, хотя и с разницей в одиннадцать лет.

Издано несколько сборников стихов и рисунков Дёмина.

В 2015 году Дёмин посмертно был удостоен литературной премии «Самородок-2015».

Дискография
Aльбомы

1987 — «Закрытый город»
1988 — «Тактика выжженной земли»
1990 — «Заткнись и танцуй, Часть 1» (совместно с группой «Зоопарк»)
2001 — «В предложенных условиях»
2008 — «Грязные блюзы»
.....................................
Один из самых эрудированных отечественных рок-поэтов (Александр окончил отделение японской филологии восточного факультета Дальневосточного университета), заброшенный на самый дальний конец страны от "исконных" рок-столиц, создавший свой собственный стиль блюза - "доверительно-разговорный", с мощной интеллектуальной подкладкой "правдоискательства" и редкой для наших краёв натурально негритянской губной гармошкой, Александр Дёмин записал всего несколько альбомов, однако влияние его на дальневосточную и российскую интеллектуально-блюзовую сцены до сих пор велико.
По его собственным воспоминаниям, первая песня была написана им в 1978 году, во время учёбы на первом курсе ДВГУ (из интервью 1987 года:
"К: А что была за песня, помнишь?
Д: Помню, очень неприличная. Я писал тогда такие полублатные дела. А по-настоящему… В 79-м долго лежал в больнице, вышел и сразу довольно быстро написал целый цикл "Страна Дураков" из пятнадцать вещей, некоторые пою до сих пор.")
Широкой публике Александр становится известен с 1986 года, после выступлений на фестивалях неформальных молодежных творческих объединений. Периодически создавая электрические проекты (типа совместных концертов с Третьей Стражей в 1987 году или выступления в Комсомольске-на Амуре весной 1988 года с Бедными Людьми)), Дёмин оставался "героем-одиночкой", без увлечений сценическими эффектами, целиком полагавшимся на свои тексты, гитару и губную гармошку.
Извилистая дорожка блюзового музыканта в январе 1990 года привела Александра в ленинградскую студию, на запись совместного с группой Зоопарк альбома. Сам Майк не смог принять участие в процессе из-за не кстати обваренной ноги... Спустя годы 11 марта 2000 года Дёма сыграет с музыкантами Зоопарка (с сыном Майка на барабанах) на концерте памяти Майка Науменко.
В 90-х Александр практически отходит от музыки, занимается переводами с японского и английского.
15 ноября 2002 года Александр Дёмин умер.

===========
Я вчера шпану из подъезда прогнал. Сидели, курили, никого не трогали. Зачем я их? Неужели стареем? Короче, выгнал я их из подъезда, потом иду по улице и думаю: "они- то просто сидели и курили, а мы на гитарах играли, магнитофон не выключался, кончались батарейки и мы кидали их об пол, считалось, это это может продлить им жизнь"... И вот однажды, я уже не помню кто, да это и не важно, то ли брат у кого-то из армии вернулся, так научил, в общем, кто-то сыграл песню:

"Почему у отца даже во сне
Челюсти крепко сжаты?
Поразмышляй над этим, пацан
Но не спрашивай у пионервожатой"

И тут что-то случилось. Нет, мы уже не были такими наивными, и музыки переслушали множество, но вся ТА музыка -- она казалась далекой, скрывалась в недосягаемых для нас сферах, хоть и близкая по духу, твоя, и лучше всего остального но -- далеко. А здесь -- обычные аккорды, дворовая манера, но -- наше. Сыгранное прямо на твоих глазах. На следующий день слова были переписаны, аккорды зарисованы.
Загадка: вроде бы я уже слышал и ДДТ и, естественно, БГ ("Музыкальный ринг", как некий поворот в сознании), но именно эта песня показалась по-настоящему настоящей. Почему так? Может известную роль сыграло то, что услышал я ее не из магнитофона, а "живьем", оттого, что сам еще учился в школе, оттого, что на дворе стоял 1988 год. И хватало себя увидеть мир, в котором мы жили. Ту ложь и лицемерие. Тоска по честности и активное нежелание входить в тот взрослый мир, который нас окружал.
Руки давно чесались показывать фиги. Теперь желание обретало идеологическую базу.
В словах был протест. А протест образца 88 года -- модная и заразительная штука. Отлученный за подростковый нонконформизм (длинные волосы и принципиальный отказ стрелять в тире, воспринятый как вызов, а на самом деле мне, близорукому и не носившему в школе очков, было бы позорно отстреляться хуже девушек) и изгнанный лысым партийцем-военруком с урока НВП, я вспоминал строки этой песни и, сидя на подоконнике, чувствовал себя на своем месте.
Иногда мне кажется, что я так до сих пор и сижу на том подоконнике…
На таком специальном блюзовом подоконнике.
Я пытался сочинить новые куплеты.
Я даже не знал, кто автор этой песни. И как она звучала в оригинале... И тот, кто сыграл ее нам, тоже не знал автора песни... "Какой-то чувак из Владивостока", -- отвечал он.
"Какого-то чувака" звали Александр Дёмин. Это имя соседствовало на кассетном вкладыше с названием альбома -- "Тактика выжженной земли", пришедшем ко мне спустя два или три года. Я, таким образом, дождался. Представляя себе, как могут звучать эти блюзы, я был склонен видеть их в достаточно скупой аранжировке, исполняемые небрежным, ленивым голосом. Так оно и случилось. Дёма на некоторое время стал "героем номер один". Затмив самого Майка. Майка, который в моем личном "топе" всегда был, и, похоже, останется "намбер ван".
Не лишенному снобистского флера, мне нравилось поражать знакомых знанием имен, пристрастием к музыке, о которой у нас знали единицы. Когда из каждого чайника драл глотку Летов, я слушал "Враг общества номер один", "Мне холодно", "Слишком долго здесь". Суховатое, ироничное пение Дёмы мне было ближе звериной непримиримости Егора…
В его словах не было революций, но присутствовало то, что мне более дорого: чувство собственного достоинства, искусство оставаться собой в любых условиях (И, видимо, не случайно название одной из программ Александра -- "В предложенных условиях"), которое неизбежно приводило к созерцательному неучастию.
"Но я не умею ставить пломбы
В сгнившие до основания зубы..."
Это было важно тогда. И, как оказалось, не менее важно и сейчас...
…И когда я набрел на стихи Дёмы в Сети, я поежился от нахлынувшего удовольствия.
"Каждый сам выбирает свой яд,
И, похоже, что я уже выбрал свой…"

Но что может быть слаще яда свободы, которая ветром дует сквозь строки?
Рафинированные эстеты, гурманы буквоедства, будут, подозреваю, только посмеиваться над неточными рифмами, с видимым удовольствием морщиться от нестройных слов дёминых блюзов. Но это все такие пустяки. Разговоры об изысках уместны там, где говорить больше не о чем.
Миры блюзов Александра Дёмина -- одна из немногих и редких попыток перевести на русский классический блюз. Но перевести не слова, а дух. Основная смысловая нагрузка, на мой взгляд, ложится не на музыку, не на слова, а на интонацию, которая чувствуется и без музыки. Даже когда просто читаешь текст с листа. Бадди Гай из Приморья... Бо Диддли бухты Золотой Рог...
Но с другой стороны, зачем объяснять блюз в прозе?
Присаживайтесь на мой подоконник, послушаем вместе… Только пиво не забудьте. Блюз без пива, все равно, что "Playboy" без картинок…
…Я из Сибири, жить здесь — ощутимый груз,
Мне не надо хрипеть через весь Союз,
Я пьянею без водки, когда слышу фузз,
Дёма (здесь вот так примерно — та-та-та-та-та-та-та-ТАУ!), подари мне свой блюз…

И кто здесь сказал "грязные блюзы"? Кстати, почему, может объяснит мне кто-нибудь, наконец, почему, если блюзы, то обязательно "грязные", а если ноты, то обязательно "чистые"? Но "грязные блюзы" звучит лучше и правильней. Блюзы, они и должны быть "грязными". Как руки после тяжелой работы.

***
О Дёме писать бесполезно -- это то вещество, на котором проверяются все писатели. Проверившись, они либо незамедлительно обламываются на банальные грубости, либо воспаряют мыслью, стремясь превзойти самих себя, не замутненных тенью мысли, в нагромождении всяческих глупостей одна на другую. У Дёмы уже целая библиотека метафор и сравнений -- от моряка с гитарой до русского Дилана, Наполеона ДВ-рока -- это помимо упоминаний о черном спортивном костюме, фуражке со звездой и невыразительном лице...
Самую человеческую же рецензию на Дёму написал пластиковый человек в 4-м номере нашего журнала.
...Этот кусок несколько так вводит в атмосферу программы Дёмина, составленной из того же самого материала, -- и это настораживает... В записи, которую сам Дёма называет бутлегом, Макар добился некоторой степени приемлемости Дёмы для славного нашего Общества №1 и его масс-медии: запись подойдет для любого радио, звучание нивелировано, обрезаны занозы и зазубренные края дёминого голоса, а гитара задвинута куда-то в угол, уступая место электропиано и разным синтезаторным штруням. Но, втиснутая в прокрустовы ритмы драм-машины, осталась боль -- и тоска. Хотя кишки и убраны с подноса (а их хватает на каждом живом дёмином концерте), angst все же ощущается в напряженных структурах стиха и мелодических линиях.
Сам материал по своему характеру таков, что его, наверное, не сможет испохабить никакая электроника. Дёма останется Дёмой даже в Гонконге, и Тактика -- как и всегда -- в положительном смысле заряжает очень сильно и резонирует в голове множеством добрых (и злых) ассоциаций. Альбюом очень архетипичен и целен, и я напрочь отказываюсь понимать тех, кто хочет в нем вычленять компоненты и анализировать на уровне здесь похоже на "Кино", а здесь -- голимый попс. Говорить, что в этом альбоме нет драйва, и спрашивать, зачем это Дёме понадобилось вообще, -- все равно, что развалившись в кресле у лазерной аудиотехники, утверждать, что Джон Леннон двадцать лет назад спел Working Class Hero с недостаточным чувством: там, мол, слишком отлакированная аранжировка... You"re still fucking peasants as far as I can see...
Cамое глубокое суждение об этой записи я услышал от дёминых старых друзей. Которым она тоже не понравилась. Но по другим причинам: претензия была не к данной пленке, и в этом я с ними готов согласиться. Сам Дёма сейчас, очевидно, находится в наибанальнейшем творческом тупике, о чем свидетельствует последняя записанная им песня -- Знамена Имеют Свойство Чернеть, уже не из Тактики, а из новой программы под названием Капитуляция (Дёма торопился ее записать, пока знамена не почернели).
...Хотя блюз универсален и вездеходен, та колея, по которой на нем сейчас едет Дёма, ему явно узка -- к тому же, есть опасения, что в скором будущем она вполне может вывезти его куда- нибудь не туда... В общем, оставьте Дёму в покое. R.I.P. (Rock In Рeace, в смысле...)

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Дёмин, Александр
« Ответ #1 : 21 Май 2021, 06:55:56 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика