30/04/24 - 22:52 pm


Автор Тема: Соловецкая монастырская тюрьма.  (Прочитано 325 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27432
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Соловецкая монастырская тюрьма.
« : 19 Август 2019, 15:24:02 »
Соловецкая тюрьма — политическая и церковная тюрьма, которая существовала с XVI до начала XX века на базе Соловецкого монастыря. По причине удалённости и труднодоступности Соловков светские и духовные власти считали монастырь особенно надёжным местом заключения. Официально закрыта в 1883 году.

Постройки

Посадить его в Головленковскую тюрьму вечно и пребывати ему в некоей келии молчательной во все дни живота и никого к нему не допускать, ниже его не выпускать никуда же, но точно затворену и зоточену быть, в молчании каяться о прелести живота своего и питаему быть хлебом слезным.

Выдержка из приговора

Камеры в монастырских башнях и стенах Соловецкого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. В верхних этажах Головленковской башни Соловецкого монастыря камеры были ещё теснее: 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В камере нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии.

В башне Соловецкого монастыря, носившей название Корожня, тюремные кельи были устроены на каждом этаже. Это были маленькие и тёмные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь.

Тюрьма Соловецкого монастыря постоянно расширялась. В 1798 г. под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 г. для узников построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.

Известные узники

По разным подсчётам, со времён Ивана Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников:
Одним из первых соловецких узников был сторонник нестяжательного движения Сильван, умерший в монастыре в конце 20-х гг. XVI столетия. В середине того же века на Соловки был сослан бывший игумен Троице-Сергиева монастыря нестяжатель Артемий, активно ратовавший за небогатую церковь и сознательное постижение религиозного учения.
В 1554 г. в Соловецкую тюрьму были брошены участники антицерковного движения, возглавлявшегося Матвеем Башкиным. Церковный собор 1554 г. приговорил Башкина к сожжению, а его соучастников к заточению в «молчательные кельи» с «великой крепостью».
В начале XVII века в обители провёл шесть лет крещёный татарский царевич, слуга Ивана Грозного, а одно время даже его соправитель, князь Симеон Бекбулатович.
Некоторое время в качестве заключённого здесь находился автор известного «Сказания» о событиях Смутного времени Авраамий (Палицын). Прощённый, он с почётом был захоронен у собора Преображения Господня.
Во второй половине XVII века за несогласие с никоновскими реформами сюда были сосланы управляющий печатным двором князь Львов и бывший царский любимец архимандрит подмосковного Саввино-Сторожевского монастыря Никанор, принявшие впоследствии активное участие в соловецком восстании.
Участники крестьянской войны под предводительством Степана Разина, сотники Исачко Воронин и Сашко Васильев были брошены в Головленковскую тюрьму Соловецкого монастыря. Во время соловецкого восстания они приняли в нём активное участие.

В XVIII веке в обитель стали поступать заключённые по решению Синода и Тайной канцелярии:
С 1701 г. в Головленковой башне монастыря содержались единомышленники Григория Талицкого — тамбовский епископ Игнатий, поп Иванов и др.
В 1721 г. в Соловецкую земляную тюрьму был заключён Федот Костромин, обвинённый в произнесении «непристойных слов» против царя Петра I. Он умер в тюрьме.
Из числа петровских сподвижников здесь закончил свою жизнь первый граф Толстой. Девять лет ссылки здесь провёл член Верховного тайного совета князь Василий Долгорукий.
В 1752 г. за «важную вину» против царской власти в Соловецкую тюрьму был сослан навечно крестьянин Василий Щербаков.
В Соловецкой тюрьме закончил свою жизнь самозванец Тимофей Курдинов, называвший себя принцем Иоанном и пытавшийся вызвать народное возмущение.
В 1744 г. в Соловецкую тюрьму попал Афанасий Белокопытов, обвинённый в «непокорстве» православной церкви.
В 1786 г. среди узников Соловецкой тюрьмы были принявшие православие еврей Павел Федоров и перс Александр Михайлов. Опасаясь, как бы новообращённые не вернулись к вере своих отцов, Синод распорядился заключить их до самой смерти в монастырскую тюрьму.

Во второй половине XVIII века число заключаемых в монастыри стало сокращаться. По ведомости 1786 г. в Соловецкой тюрьме содержались всего 16 заключённых. С последней четверти 18-го века основной контингент заточённых уже составляли «преступники по делам Веры»: старообрядцы разных толков (т. н. «лица, приверженные расколу»), скопцы, хлысты, субботники и другие.
В 1776 г., после уничтожения Запорожской Сечи, в Соловецкий монастырь отправлен ее последний атаман Пётр Калнышевский, где он провёл около 26 лет в холодной камере размером 1 на 2 м. После помилования императором Александром Пётр Калнишевский в предположительном возрасте 110 лет, будучи практически слепым, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре, где скончался через 2 года (в 1803 году).
В 1815 г. в монастырь был заключён агент наполеоновской разведки Август Турнель. В 1820 г. его перевели в Архангельск.
В 1812 г. в тюрьму Соловецкого монастыря был помещён «приверженный к расколу» Семён Шубин. Он пробыл в заключении 63 года и, несмотря на увещевания монахов, не изменил своих взглядов. В 1874 г. в возрасте 88 лет его разбил паралич, и на следующий год он скончался.
В 1818 г. в тюрьму был помещён скопец Антон Дмитриев, кастрировавший себя и своего помещика. Он пробыл в заточении 60 календарных лет. В 1878 г. он был помилован, но попросил власти не выдворять его из монастыря. Вплоть до самой смерти в 1880 г. он жил при монастыре в гостинице для паломников.
В начале 1830 г. на основании секретного предписания А. Х. Бенкендорфа в Соловецкую тюрьму был помещён иеромонах Иероним. Официально его ни в чём не обвиняли, и было объявлено, что он выехал с паломнической миссией в Святую землю, в Иерусалим. Более двух лет он пробыл в соловецкой тюрьме, прозванной «Голгофская каланча». Преследование Иеронима властью было вызвано интригами «масонской партии» при императорском дворе, которая стремилась изолировать архимандрита Фотия, настоятеля Юрьевского монастыря. Благодаря заступничеству Фотия в 1832 г. Иероним был освобождён из заключения. Но, восхищённый красотой северной природы, он решил поселиться на Соловках, где прожил до своей смерти в 1847 г.
В 1821 году в Соловецкую тюрьму на 15 лет был заключён солдат Иван Кузнецов за пропаганду раскола среди солдат.
В 1830 году за составление «воззвания к народу» был заключён на Соловки крепостной философ Фёдор Подшивалов.
В Соловецкую тюрьму из Красноярска был переведён декабрист Ф. П. Шаховской, после того как он заболел там психическим расстройством. Сюда же были посажены участники тайного общества, студенты московского университета Николай Попов и Михаил Критский, сочувствовавшие декабристам.

Последние узники



Одна из башен монастыря в 1915 г., сфотографированная С. М. Прокудиным-Горским
Режим в Соловецкой тюрьме был настолько суров, что в 1835 г. правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников. Проводивший ревизию жандармский полковник Озерецковский был вынужден признать, что узники Соловецкой тюрьмы несли наказание, значительно превышавшее их вины. В результате ревизии некоторые узники были освобождены, других из монастырской тюрьмы перевели в обычные кельи. Облегчение режима продолжалось, однако недолго. Камеры Соловецкой тюрьмы вскоре вновь заполнились узниками:
Находившийся в ссылке в Петрозаводске студент Киевского университета Св. Владимира, член Кирилло-Мефодиевского братства Георгий Андрузский, после произведённого в марте 1850 года обыска, во время которого у него были изъяты «наброски конституции республики», был арестован и заключён в тюрьму Соловецкого монастыря, где находился до лета 1854 года. Губернатор Н. Е. Писарев доносил шефу жандармов графу А. Ф. Орлову: «Андрузский, как упорный малоросс, остался при тех же нелепых и преступных мыслях, которые обнаруживал в учреждённой в 1847 году под начальством Вашим комиссии, в которой я имел честь находиться».
В 1857 г. за «противозаконные по расколу проступки» в тюрьму попал самарский мещанин Лазарь Шепелев. Он вскоре умер. В 1859 г. в Соловецкую тюрьму был заключён под строгий надзор капитан артиллерии Николай Ильин — основатель религиозной секты. Он провёл в монастырских тюрьмах 20 лет.
В 1869 г. в эту же тюрьму посадили лидера секты прыгунов Максима Рудомёткина. Он пробыл в суровом одиночном заключении 9 лет, после чего был переведён в Суздальскую монастырскую тюрьму, где и скончался.
В 1867—1881 гг. в тюрьме Соловецкого монастыря содержался Адриан Пушкин, который выдвинул самобытную концепцию объединения мировых церквей.
В Соловецкой тюрьме содержались рабочие Яков Потапов и Матвей Григорьев, осуждённые на пять лет монастырской тюрьмы «для исправления их нравственности и утверждения в правилах христианского долга» за антиправительственную демонстрацию 6 декабря 1876 г. на Казанской площади в Петербурге.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви.

No comments for this topic.
 

Яндекс.Метрика