28/04/24 - 01:42 am


Автор Тема: Тюрьма Тегель.  (Прочитано 387 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27439
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Тюрьма Тегель.
« : 18 Сентябрь 2019, 16:32:29 »






Тюрьма "Тегель" в Берлине знаменита своим контингентом. Среди 1700 узников подавляющее большинство - рецидивисты, отбывающие срок за убийства, разбой, насилие и иные тяжкие преступления. В тюремном "интернационале" почти 40 процентов иностранцев - граждан 66 стран, в том числе, к сожалению, и россиян. По немецким законам все осужденные обязаны работать. Многие этого хотят, но рабочих мест пока хватает лишь для каждого второго. Высокий уровень безработицы - пожалуй, то немногое, что есть общего в местах заключения в Германии и России.

Около 400 обитателей "Тегеля" заняты на внутренних работах - они уборщики, повара, прачки, парикмахеры. Четверо трудятся журналистами, выпуская газету "Просвет". Остальные заключенные выполняют заказы с воли - изготовляют металлические стулья для столовых, стальные шкафы и простенькие сейфы для офисов, пекут лепешки, иногда поставляют торты, пирожные, прочие кондитерские изделия.

Администрация тюрьмы "Тегель" ищет пути для создания рабочих мест и получения дополнительных доходов. Скоро к казенным деньгам добавятся частные инвестиции. Управление юстиции поддержало решение администрации "Тегеля" открыть внутри тюрьмы несколько филиалов частных предприятий. Уже в этом году восемь фирм оснастят цеха за колючей проволокой своим оборудованием, выделят оборотные средства. Одна из них инвестирует миллион евро, открывая 120 рабочих мест. Зэки будут в три смены чистить картошку для производства высококачественного картофеля-фри и пюре, поскольку ручная очистка гораздо лучше механической или химической. Другая фирма налаживает выпуск овощных суповых наборов, новая пекарня готова выдавать ежедневно 35 тысяч лепешек.

Интерес частных предпринимателей к тюремному бизнесу легко объясним: зэку не только платят в 10 раз меньше, чем вольному рабочему, но и инвестор освобождается от очень серьезных расходов по всем видам социального страхования. Он не вносит за наемного рабочего-зэка отчислений ни в больничную кассу, ни в пенсионный фонд, поскольку у узника нет права на пособие по безработице и пенсию. Да и других льгот для предпринимателя немало: например, заболевшего работника без всяких хлопот заменяет другой осужденный. Главный же недостаток тюремного производства в том, что многие заключенные не обладают высокой квалификацией, так как не обрели ее в своей вольной жизни и часто вообще до тюрьмы нигде не работали. Тем не менее, все учтено и подсчитано: себе в убыток немецкий инвестор не станет вкладывать деньги.

Источник: Еженедельная газета "Труд"
.......................................................
Вся жизнь – тюрьма

JVA (Justizvollzugsanstalt) Tegel – крупнейшая в Германии тюрьма. 1600 заключенных, 960 сотрудников, 6 отдельных корпусов. Здесь есть все: своя газета, школа, мастерские, страница в Интернете , даже театр. Ханс-Йоахим Нойбауэр – журналист, драматург, автор книг по истории театра и масс-медиа, подготовил к печати книгу на основе своих бесед с заключенными Тегельской тюрьмы. Журналист «Русской Германии» встретился с Х.-Й. Нойбауэром для того, чтобы поговорить о его книге и работе в тюремном театре.

– Как ты попал в тюрьму?

– В 1997 году я начал работать в театральном проекте «aufBruch». Эта группа работает в тегельской тюрьме, ставит спектакли, причем всю закулисную работу делают профессионалы с воли, а на сцене играют заключенные. Только на женские роли приходится приглашать актрис с воли, так как тюрьма мужская. Спектакли проходят как в тюрьме, так и на выезде. Я написал для проекта несколько пьес и принял участие в постановках на правах сорежиссера. Так я попал в тюрьму.

Когда идешь в тюрьму, всегда испытываешь то же гнетущее чувство, что и в первый раз. Ты заходишь в пропускник, сдаешь свой паспорт. Иногда доброжелательные сотрудники тюрьмы обыскивают на предмет недозволенного.

Тегель – в некотором смысле идеально-типическая тюрьма, здесь есть все, что только может быть. Она подразделяется на шесть корпусов. В каждом свой режим. Заключенные распределяются по корпусам в зависимости от совершенного правонарушения, срока заключения, особенностей поведения. У нас в театре играли в основном люди из корпусов №5 и 6 – с большими сроками – и люди из социально-терапевтического корпуса №4. Как правило, у больших сроков режим довольно мягкий, – чтобы не накапливать пар под крышкой. Там у многих есть радио, телевизоры, одиночные камеры. Огромная и очень важная привилегия – свидания. Кто особо преуспел, тому дают свидания с женой или подругой в отдельной комнате с кушеткой. Это, конечно, очень слабые намеки на свободу, но все же. Как известно, немецкая тюрьма руководствуется Законом о порядке отбывания наказания. Этот закон предусматривает максимальное приближение условий отбывания наказания к условиям жизни на свободе. Только так можно сохранить человека для общества, а ведь это – одна из задач уголовного наказания.

В тюрьме все построено на иерархии ценностей, а основная ценность – это привилегии. Поскольку многие вещи регулируются привилегиями, существует строжайший контроль, причем со стороны самих заключенных – они внимательнейшим образом отслеживают, кому какой достался сладкий или не очень кусок. Тюремное начальство даже жалуется на то, что среди заключенных слабая солидарность – они друг на друга стучат, жалуются. Зато очень редки случаи насилия заключенных друг против друга – они сами за собой следят, и не нарушают порядок, потому что каждый боится вылететь из своего корпуса и попасть в другой, с худшим режимом, лишиться нагретого местечка.

Я слышал, что в одном из корпусов есть пять так называемых «генералов», которые контролируют торговлю деньгами и наркотиками. У них есть офицеры, у офицеров – солдаты. Естественно, и деньги, и наркотики запрещены. Но на самом деле в тюрьме есть все. Алкоголь, конечно, тоже. По хорошим гостиничным ценам: бутылка виски – 100 марок, бутылка пива – 10. Какими путями все это попадает куда надо, никто не знает. Деньгами заключенные не располагают, а расчеты за всякие нелегальные приобретения производятся через банковские счета, которыми управляет кто-то из близких на воле.

– А как насчет работы?

– Примерно половина заключенных работает. Тюрьма в известной мере находится на самообеспечении: все обслуживание производится силами заключенных, и все равно многие, кто хотел бы работать, не имеют такой возможности. Есть мастерские: столярная, наборная, переплетная, седельная. Есть каменщики, слесари, пекари, конечно, повара. Всевозможные посыльные и разносчики, водители автобуса, который ездит по территории тюрьмы. Есть очень уважаемые люди – сантехники. Сантехник – это круто, ему всюду есть доступ, он в курсе всех дел.

Еще есть собственная школа, где многие доучиваются, получают аттестат, иностранцы учат немецкий. Любимый спорт – настольный теннис. Есть и качалка, для многих это основное занятие, называется «жрать железо». Действительно заметно обилие накачанных типов. Но много и наоборот, совершенно опустившихся и распустившихся. Очень любопытно, как они одеваются, бывают очень причудливые варианты. Вещи, естественно, свои. Арестантам полагается нательное и постельное белье, но они стараются им не пользоваться, потому что это считается унизительным. Вообще разрешено иметь довольно много своих вещей, но и это служит рычагом раздачи привилегий или наказаний. Например, если у тебя есть радио, и ты что-нибудь натворил, то его могут у тебя отнять. А потом опять вернуть, если заслужишь.

Или такая вещь, как электрический выключатель. В самом старом корпусе – тюрьме в 1998 году исполнилось сто лет – так там в камерах нет выключателей. Зато хотя бы можно вывернуть лампочку. А то я слышал, в других тюрьмах свет выключают только по режиму.

– А как выглядит режим?

– Смотря по тому, в каком ты корпусе, и где ты работаешь. У пекарей, например, подъем в четыре утра. А так – обычно в полседьмого, и тогда сотрудники заходят в камеру, и каждый заключенный должен дать знак. Это называется «контроль живых». На обед все опять в своих камерах, и опять проверка. Потом еще один рабочий блок, и вечером свободное время. Кому разрешено – может гулять во дворе. В разных корпусах – разный режим, и разное по длительности время, когда все должны быть по камерам. Бывает так называемый «долгий режим», когда все по камерам с субботы до понедельника – такое может быть, например, в праздник.

– Так как же работает в тюрьме театр?

– Обыкновенно. Театральная группа под руководством режиссера Роланда Бруза и художника Хольгера Зюрба объявила о намерении ставить спектакли силами заключенных. Мы сами не ставили никаких условий, мы были готовы принять любого. Тем не менее, не каждый мог войти в тюремную труппу: иногда были возражения по соображениям безопасности со стороны начальства, а с отдельными лицами сами заключенные отказывались играть. В основном они возражали против преступников на сексуальной почве и растлителями малолетних. Я помню, как один такой целый год все старался добиться, чтобы его приняли в труппу. В результате у нас работали наркодилеры, преступники на почве наркотиков, мошенники, грабители, кто угодно. Легко и приятно с ними не было никогда. Случались и очень жесткие конфликты.

Но первое и главное, чему я научился, это скромности, даже смирению. Бывают люди с ужасными исковерканными судьбами. Это, конечно, ничего не извиняет. Просто становится понятно, насколько, например, мне повезло. Много я видел там и вполне приличных людей. Соскользнуть из нормальности в преступность – страшно просто. Поэтому и мысли нет о каком-то моральном превосходстве. Другое дело, что, конечно, там были люди, мне лично глубоко неприятные. Но до того я пять лет преподавал в университете, и должен сказать, разницы никакой не вижу.

Тюремный театр – это лучшее подтверждение тезиса о том, что театр в тюрьме невозможен. В тюрьме нет свободы, значит, не может быть искусства. Пьесы, которые я написал специально для тюремного театра, на другой сцене с другим коллективом идти не могли бы. Мы «обыгрывали» тюрьму в каждой пьесе. Нам важно было нарушить ожидания вольного зрителя, который приходил посмотреть на представление с настоящими зэками. Мы в каждом спектакле ломали эту установку на войеризм.

Например, в «Разбойниках» Шиллера прерывали в произвольном месте действие спектакля и устраивали перекличку среди актеров. Или мы в начале представления объявляли: сегодня в нашем спектакле не будет Карла фон Мора, потому что исполнителя этой роли перевели на строгий режим. А на представлении по роману Альфреда Дёблина «Берлин Александерплац» в перерыве занятые в спектакле заключенные показывали зрителям фиктивные диапозитивы со зловещими комментариями: мол, вот здесь вы видите мою тетушку, еще до того, как я ее укокошил. Кто-то верил и пугался, кто-то что-то понимал.

– Получается, это ты нашел себе игрушку – ах, какие интересные парадоксы, какой абсурд весь этот тюремный театр. А заодно и заключенные рады любому развлечению?

– Конечно, нет. Я относился к этому серьезно. К этому нужно относиться серьезно. Для меня было важно следующее: приходит зритель как в зоопарк, смотреть убийцу в роли Франца фон Мора. Экзотика. А мы этому заключенному на сцене даем защиту роли. Он играет, и это его наглухо защищает от постороннего взгляда. И даже если он выходит из роли и откликается на перекличке – он все равно играет. Он в роли, даже когда он играет себя. Это было очень важно, в отсутствии свободы, там, где по определению невозможна игра, все-таки создать это утопическое пространство свободы и игры. Мне, во всяком случае, это было важно. Обыграть и переиграть тюрьму.

– Страшно добровольно ходить в тюрьму?

– Меня в тюрьму завело сильное любопытство. Ведь тюрьма просто переполнена историями, и она же – место Великого Безмолвия. Страха нет, но очень тягостно. Тяжело вдыхать тюремный воздух и видеть тех, кто там живет. И это чувство не проходит, я не люблю туда ходить. Тюрьма – по настоящему неприятное место.

Беседу вела Люба ГУРОВА.

No comments for this topic.
 

Яндекс.Метрика