29/03/24 - 15:23 pm


Автор Тема: Литвиненко Анна  (Прочитано 724 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Литвиненко Анна
« : 15 Февраль 2020, 18:34:19 »







Анна Литвиненко- Таёжный вальс



Анна Павловна Литвиненко народная артистка России,


доцент кафедры сольного народного пения РАМ им. Гнесиных.


 Одна из самых известных и популярных в России певиц народного жанра.


 Родилась 27 декабря 1952 года в кубанской станице Абадзехская.
 
17-летней девочкой приехала покорять Москву.


Народная артистка СССР Александра Васильевна Прокошина, встретив


в музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова Анну Литвиненко,


настоятельно посоветовала учиться пению,


дала приют и покровительство в Москве будущей поистине народной певице.


 В 1973 году Анна Литвиненко по конкурсу поступила


в Государственный русский народный хор им М. Пятницкого,


с 1978 года и по настоящее время является солисткой Москонцерта.


 Дипломант Всероссийского конкурса исполнителей народной песни 1979 года,


лауреат I Московского конкурса артистов эстрады 1979 года,
автор и ведущая радиопередачи "Музыкальный теремок" с 1985 по 1995 годы.
В 1994 году Анне Литвиненко присвоено звание заслуженной артистки России,


позже она стала народной артисткой.


 За более чем 30-летнюю творческую деятельность певица выступала


на самых престижных сценах России,


много раз Анна Литвиненко достойно представляла российское искусство за рубежом:


ей аплодировали слушатели более 50 стран мира.


 Репертуар певицы широк и многообразен.


Голос Анны Литвиненко хорошо знаком слушателям


по радиопередачам и телевизионным фильмам.


Ее природное обаяние и артистичность позволяют каждую песню,


каждый романс сыграть как маленький спектакль.


Именно Анна Литвиненко нашла возможность исполнения русских романсов


в манере, приближенной к народной.


 Певица произвела более 300 записей в фонды Всесоюзного радио,


ею выпущены пластинки, диски с записями народных песен и романсов.




Более 20 лет продолжается семейное творческое содружество Анны Литвиненко


с композитором Валерием Калистратовым - заслуженным деятелем искусств России, профессором Московской консерватории имени П.И. Чайковского.
..............................
Анна Литвиненко


Заслуженная артистка России


- Обычно мы, журналисты, представляя артистов, говорим: «гости Кубани». Но Вас мы рады приветствовать на родной кубанской земле.


- Да, детство мое прошло на Кубани. Родилась я в станице Абадзехской. Правда, в Абадзехской жила не долго. Когда появилась на свет младшая сестренка – Галя (нас ведь четыре сестры: Татьяна, Ольга, я и Галина), мы несколько раз переезжали и наконец обосновались в Ярославской станице. Отец очень любил музыку, играл на баяне и очень хотел, чтобы все мы обязательно учились в музыкальной школе. И поэтому за двадцать километров в станицу Лабинскую (ныне это город Лабинск) после уроков в общеобразовательной школе, ездили в школу музыкальную. Год так промучились – очень сложно было. А потом переехали в Белореченск.
Анна Литвиненко - певица, заслуженная артистка России, солистка хора имени Пятницкого и солистка «Москонцерта», исполнительница русских народных песен и песен советских композиторов, ученица Александры Прокошиной и Валентины Клодниной
Можно сказать, детство мое закончилось в Белореченске. В этом городе я окончила десятилетку, там была хорошая музыкальная школа. Пять лет я занималась по классу баяна. Много участвовала в самодеятельности. Мы с сестрами любили петь. С детства, я вспоминаю бабушку - бабу Нюру. Когда она приглашала нас к себе в Абадзехскую, говорила: «Девки, вы без концертной программы не приезжайте!» И вот мы: Оля - на баяне, я – пою, Таня – акробатические этюды показывает. И стихи читали, и «Казачок» танцевали. А бабушка возила нас и в Леспромхоз, и в детские сады, и школы. И везде мы давали концерты. Так что, можно сказать, бабушка была нашим первым продюсером. Ей очень нравилось, что мы любим петь. И она говорила: «Девки, вы у меня будете артистками».


- Так, собственно, и произошло. Первая рецензия на Ваше выступление была опубликована еще здесь, на Кубани…


- Местные газеты писали о моих выступлениях, о моих первых артистических успехах. Тогда мне шестнадцать лет было. Я оканчивала десятый класс. И вот на зимних каникулах мама повезла меня в Москву на прослушивание в училище имени Ипполитова-Иванова…


- Встреча с Александрой Прокошиной во многом повлияла на Вашу творческую судьбу…


- Когда мы приехали, у студентов шла зимняя сессия. Все педагоги были заняты и директор училища (она вела сольное народное пение) отказалась меня слушать. А Александра Васильевна Прокошина тоже пришла на экзамены, увидела нас. Ведь она сама непростой судьбы. В 14 лет чуть ли не пешком из Калужской области пришла на прослушивание в хор имени Пятницкого. Ее снаряжали всей деревней. И она очень чутко отнеслась к нам: послушав мое пение, сказала, чтобы я обязательно приезжала поступать в училище, даже оставила свой адрес. И летом мы с мамой останавливались у нее дома. Так что она была первым моим педагогом.


Судьба ее сложилась не очень отрадно. Вскоре она заболела, ушла из училища, уехала в Кировскую область и вела там народный хор. А заканчивала я училище в классе Валентины Ефремовны Клодниной. Это была тоже очень известная артистка. Она в свое время пела «Ой, туманы мои, растуманы», песни военных лет – пела с хором имени Пятницкого, была солисткой хора.


- На пластинках её имя встречается не раз…


- Знаменитый дуэт был: Прокошина – Клоднина. Помните песню «На закате ходит парень»? У Александры Васильевны, например,визитная карточка - песня «Вдоль деревни». Вот так и началась моя московская жизнь. Но, естественно, я Кубань не забывала и каждый год и даже, по возможности, несколько раз в год я приезжала на Кубань. А потом стала работать в хоре имени Пятницкого.


- Вы были солисткой хора…


- Я была солисткой хора имени Пятницкого в течение пяти лет. Началась гастрольная жизнь. Поездок много было. И по стране – тогда Советскому Союзу, и за рубеж. В основном доверяли частушки, хотя лирика мне тоже удавалась, но считали, что частушки в моем исполнении слишком хороши. На частушках я и базировалась. Но мечта была: петь побольше сольных песен. И я решила сделать ответственный шаг - уйти из хора на эстраду.


Пришла в «Москонцерт», прослушалась и уехала с хором в Белоруссию на гастроли. Оттуда звоню, а меня поздравляют, говорят: «Вы приняты в штат на московскую эстраду». С большим волнением восприняла эту новость. Ведь опыта сольной работы практически не было. И все-таки я рискнула. Прикрепили меня к режиссеру и педагогу по вокалу. У меня тогда образование было лишь училищное, не было еще в то время в институте отделения сольного народного пения. И я считаю, что мне повезло. Со мною занимались замечательные педагоги. К сожалению, их уже нет в живых. Это Мария Ефимовна Агапова и Валентина Николаевна Гринченко. Это, как говорится, мои крестные мамы. Ставили мне концертные программы и готовили меня к конкурсам.


Первый конкурс, в котором я участвовала, проходил в 1978 году Ленинграде – конкурс артистов эстрады. Жюри возглавлял Аркадий Райкин. Я получила диплом – первая моя награда в качестве эстрадной артистки. А через год - в 1979-ом проходил Первый московский конкурс артистов эстрады. Председатель жюри - Людмила Георгиевна Зыкина. Я никогда не забуду, как на сцене Театра Эстрады Людмила Георгиевна вручала мне первую премию - Гран-при этого конкурса.


И вот начались сольные концерты. Я исколесила, можно сказать, весь мир: и Америка (даже несколько раз), и Австралия, Япония, и европейские страны - Италия, Англия, Франция, Скандинавские государства, и Африканский континент. Мне было интересно мир посмотреть: как там живут люди и как они воспринимают нашу русскую песню. И я могу сказать, что воспринимали прекрасно!


- А первые записи на пластинках вышли, когда Вы работали от «Мосэстрады»?


- Самые первые записи я сделала еще до хора имени Пятницкого. Композитор Эдуард Ханок написал песню «Мне красивого не надо, я красивая сама». Было это в 1971 году. Я исполнила эту песню в новогоднем «Голубом огоньке» с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Бориса Карамышева. А потом вышла пластиночка «Песни на стихи Михаила Танича». И мне приятно, что на ней я в одной кампании с Иосифом Кобзоном, Эдуардом Хилем и Майей Кристалинской. Для меня, в то время еще совсем девчонки, это был просто невероятный подарок!


- Вы стали известной артисткой, оправдали надежды родителей и бабушки. Впрочем, не подвели и сестры. Одна из них, я знаю, пела в Кубанском казачьем хоре, другая – преподавала музыку в детском саду…


- Татьяна десять лет проработала в Кубанском казачьем хоре. Это прекрасный коллектив, который я очень люблю. Коллектив, который сохраняет традиции народной музыки Кубани. И когда я на своей московской кухне что-то готовлю, (у меня постоянно работает радио) и слышу записи Кубанского казачьего хора, я не сдерживаю слез - у меня возникает такое ностальгическое чувство... Дай Бог, чтобы этот коллектив процветал.


А Татьяна ушла из хора, потому что у нее подрастали трое детей, и ей было сложно. Просто так сложились обстоятельства. Сейчас мы все четверо в Москве. Я часто приглашаю сестер в свои сольные концерты, и мы поем вместе ансамблем. Ольга долгое время работала в Белореченске в детском саду. Сейчас она в школе, также преподает пение детям. Ее очень там ценят. Она и на баяне играет, и поет, и еще параллельно работает в школе искусств, ведет фольклорную группу. Галина окончила институт имени Гнесиных. Собственно, пошла по моим стопам (в 1985 году я окончила этот вуз и осталась на преподавательской работе). Но Галя, два года проработав в Сыктывкарской филармонии, сейчас не выступает сольно, поет вместе с нами в ансамбле. А еще часто берет гитару и музицирует… У меня же не только продолжается концертная деятельность. У меня много талантливых студентов, которые стали лауреатами различных конкурсов.


- Вы входите в состав жюри конкурсов русской песни. Кто сейчас приходит на эстраду исполнять народную музыку – новые поколения артистов? Сегодня, честно говоря, много псевдорусского, псевдонародного, музыка без народных корней. Сохраняется ли исконная традиция исполнения? Есть ли возможность у действительно талантливых молодых исполнителей заявить о себе на современной эстраде?


- Буквально недавно я входила в жюри конкурса имени Ольги Васильевны Ковалевой. Председателем жюри была Надежда Бабкина. С удовольствием слушала молодых исполнителей из Ханты-Мансийска, Новосибирска, Красноярска, Кемерово, Саратова и других городов. И этот конкурс показал, что народная песня не умирает в своем исконном понимании, когда она целомудренна, когда в ней присутствуют и душевность и проникновенность. И всё это чувствовалось в исполнении молодых.


Конечно, жизнь не стоит на месте. И молодые девочки вносят свое дыхание в песню. Они, конечно, могут петь, нарочно подражая старушкам (что иногда бывает в фольклорных коллективах), Но они – молодые и они поют так, как чувствуют, так, как понимают песню, но в тоже время сохраняется народная основа песни. И это замечательно.


- В Вашем репертуаре помимо народной музыки всегда были и авторские произведения. Расскажите о музыке Валерия Калистратова и о самом человеке.


- Об этом человеке… Вы знаете, о муже говорить очень сложно. Расскажу, как мы познакомились. В свое время часто проходили фестивали советской музыки. Я работала с такими прекрасными композиторами, как Серафим Сергеевич Туликов, Эдуард Савельевич Колмановский, Евгений Николаевич Птичкин, Александр Петрович Аверкин… Можно назвать еще многих композиторов, песни которых я пела в их авторских концертах. Евгений Дмитриевич Дога, например, до сих пор меня постоянно приглашает в свои концерты.


Так вот, в Днепропетровске в 1981 году как раз проходил фестиваль советской музыки, и я исполняла песни Серафима Туликова. А Евгений Дога приехал в паре с молодым композитором Валерием Калистратовым. Валерий Юрьевич руководил группой артистов, мы с ней ездили по Днепропетровской области. И вот я стала замечать, что он как-то по особенному на меня смотрит, с пристальным вниманием следит из–за кулис как я пою. А потом стал ухаживать. И по приезде в Москву, вскоре пришел с огромным букетом ко мне домой. Было это неожиданно, очень трогательно и красиво. Сел за рояль, пел мне свои песни. Весь вечер пел. И покорил меня. Он не только талантливый композитор, но и большой знаток музыки.


Мы часто ходим в Большой зал консерватории, в театры. Благодаря Валерию Калистратову я не замкнулась на каком-то одном, узком восприятии народной песни, открыла для себя много новой музыки. И народную песню сегодня я уже немножко иначе преподношу слушателям, с какими-то новыми оттенками, интонациями. И, конечно же, благодаря Валерию Юрьевичу, я познакомилась со многими музыкантами и композиторами, которые специально для меня писали вокальные произведения - очень сложные в современном прочтении.


Я спела вокальный цикл Владимира Беляева (воронежского композитора) на стихи Александра Прокофьева «По Заречной стороне», записан он с оркестром народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Николая Некрасова. По этой вокальной композиции был даже снят телефильм. Алла Сивашова посвятила мне вокальный цикл «Страдания». Он также записан на радио с оркестром Николая Некрасова. Игорь Якушенко – прекрасный композитор, к сожалению, ушедший из жизни сочинил вокальный цикл для хора и солистки. Впервые я его исполнила с хором Владимира Минина в Большом зале консерватории.


Так что я не замыкаюсь только на одной русской песне. Я сейчас очень увлечена романсом. Потому что романс только с возрастом начинаешь понимать, осознавать, пропускать через себя. Романс – это мини-спектакль. Я стараюсь передавать слушателям настроение романса не только интонациями, но и в костюмах отражать его. Потому что облик исполнителя всегда воспринимается в целом: и исполнение, и костюм, и аккомпанемент соответствующий.


- Где-то мы с Вами даже коллеги. Работа на радио Вам знакома не понаслышке: не только как певице, записывающейся в студии. Вы когда-то вели программу на «Радио 1»…


- К сожалению, «Радио 1» закрыли, Народную редакцию просто разогнали. А в свое время мы с поэтом Виктором Федоровичем Боковым начинали передачу «Музыкальный терем-теремок» и я была ее постоянной ведущей, приглашала интересных музыкантов, композиторов, поэтов, исполнителей и вели такие задушевные беседы об их творчестве!


Но, увы, сегодня все это почему-то оказалось ненужным. Впрочем, мы до сих пор с Виктором Федоровичем и его супругой Алевтиной Ивановной большие друзья. Я часто бываю у них на даче в Переделкино. Валерий Калистратов написал несколько песен на стихи Виктора Бокова. И если у него бывают творческие встречи, то я непременно участвую в них.


Сегодня проблема: сделать новые записи, выпустить диск. У меня огромный репертуар, но компакт-дисков по пальцам пересчитать. Одна австрийская фирма предложила мне записать романсы и у меня вышел диск «Мы вместе вновь», который даже не появился в России. Его продали за рубежом. Наградили меня авторскими подарочными экземплярами и всё. Надо искать, как говорится, богатого дядю, который бы дал деньги. А я человек не очень пробивной и не умею за себя особенно постоять, просто занимаюсь делом, которое я очень люблю.


Слава Богу, в России много замечательных оркестров. Я выступаю с национальным оркестром имени Осипова под руководством Николая Калинина. С ним я много гастролировала по России и за рубеж выезжала. Была и в Швейцарии, и в Голландии. Я еще хочу сказать о великолепном оркестре «Виртуозы Кубани» под управлением Анатолия Винокура, с которым я уже во второй раз выступаю. И у меня осталось очень приятное впечатление от работы с ним. Челябинский муниципальный оркестр замечательный, Петрозаводский, Смоленский. В Казани, в Кемерово, в Чебоксарах прекрасные оркестры, в Череповце, в Новосибирске - оркестр радио. Я хочу сказать, что интерес к народному музыке, к романсу не угасает и публика приходит – любит живые выступления с оркестрами.


- Программа концерта, с которой Вы выступаете в Краснодаре, называется «Пою тебе, моя Кубань». В неё включены песни Григория Пономаренко. Творчество Григория Федоровича почти четверть века было связано с Кубанью…


- С Григорием Федоровичем мы были очень дружны, и я вспоминаю фестиваль «Кубанская музыкальная весна», когда мы выступали в Анапе – я пела в авторских концертах Григория Пономаренко. То были незабываемые времена. А в этой программе я исполняю «А где мне взять такую песню» и «Оренбургский пуховый платок» - песню, которую я посвящаю моей маме. Она несколько месяцев назад ушла из жизни. Я переживаю ее потерю, и каждый день по несколько раз вспоминаю мамочку. Потерять самого близкого человека - это очень тяжелая утрата.…Но я как бы постоянно ощущаю присутствие мамы, что она рядом где-то, видит нас, помогает с небес и это успокаивает.

И еще вспоминаю, где-то в семидесятых, когда я только пришла в «Москонцерт», только начинала выступать сольно, Григорий Федорович Пономаренко приезжал в Москву, разыскали они с Вероникой меня и подарили новые песни. Я их с удовольствием пела и даже вышла пластиночка «Песни Григория Пономаренко на стихи Виктора Дюнина». Очень красивые песни – «Ты о чем грустишь, рябина», «Тополиная метель», «Сегодня по утру» и «Свадьба». Песни эти в моем репертуаре и по сей день.

Виталий Гапоненко, май 2001 год.



Анна Литвиненко- У церкви стояла карета Russian Folk Song


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Литвиненко Анна
« Ответ #1 : 16 Июнь 2020, 14:18:36 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика