25/04/24 - 14:34 pm


Автор Тема: Агафонов Валерий  (Прочитано 565 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27430
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Агафонов Валерий
« : 18 Август 2019, 10:49:19 »


Мария Леонидовна Коноплина с детьми - Нинель и Валерием. Примерно 1949 год.







Валерий Агафонов - артист ансамбля братьев Вангелевских "Земфира". 1967 г.



На концерте в обществе "Знание". Вильнюс, 1980 (?).







ВАЛЕРИЙ АГАФОНОВ- "КАПРИЗНАЯ , УПРЯМАЯ". (романс).

АГАФОНОВ ВАЛЕРИЙ БОРИСОВИЧ (10.03.1941-1984) - исполнитель песен и романсов родился и всю жизнь прожил в Ленинграде. Отец - Агафонов Борис Лукич, мать - Коноплина Мария Леонидовна. 1949 году пошел в школу, но не закончил ее, поступил в ремесленное училище № 63 и одновременно учился в школе рабочей молодежи, которую окончил в 1963 году. После окончания училища (где познакомился с Юрием Борисовым) недолгое время работал шлифовальщиком, но по состоянию здоровья ушел оттуда. И поступил в Ленинградский театральный институт имени Островского на должность рабочего сцены, затем работал там же, осветителем, а впоследствии радистом постановочной части. Посещал курсы Института театра в качестве вольного слушателя, работал в Алтайской филармонии и Русском театре Вильнюса. Пел в ресторане "Астория" в Ленинграде, под псевдонимом Ковач выступал в цыганском ансамбле с исполнением таборных песен. Снялся в двух кинофильмах: "Чистые озера" и "Личной безопасности не гарантирую". В 1980 году Валерий Агафонов стал артистом Ленконцерта, выступал с песнями и романсами. Умер от порока сердца. На фирме "Мелодия" в 1985-1991 годах было выпущено пять дисков с песнями в исполнении Валерия Агафонова. В 2003 году в С.-Петербурге была установлена мемориальная доска памяти певца. К сожалению, известность, успех, слава пришли к Валерию Агафонову только в последний год жизни, жизни, совсем не похожей на обычную дорогу музыкально одаренного человека. Не было у него за плечами ни музыкального училища, ни консерватории. К раскрытию своей творческой личности, к осознанию своего предназначения и места в искусстве Агафонов шел долго и путем далеко не накатанным. Коренной ленинградец, детство которого прошло в блокаду в большой коммунальной квартире, Валерий первые уроки игры на гитаре получил от соседа по «коммуналке». И потом всю жизнь не переставал учиться. Выучил нотную гра моту, научился играть на рояле, а гитарой овладел так свободно, что не только блистательно аккомпанировал себе, но и работал над произведениями для концертной гитары Вила Лобоса — увы, выступить с этой программой он уже не успел. Валерий Агафонов не имел диплома об окончании высшего учебного заведения, но дилетантом он не был. Богатейшие природные данные, очень требовательное отношение к себе, огромный труд помогли артисту стать высоким профессионалом. Биография Валерия Агафонова пестра. Некоторое время он был вольнослушателем в Академии художеств, потом в Театральном институте на курсе В. В. Меркурьева. Вечером учился, а днем здесь же работал электриком. В памяти сохранились импровизационные концерты, когда мы, студенты, свободные от репетиций, лекций, показов, собирались под институтской лестницей и никому не известный тогда вольнослушатель-электрик пел нам песни и романсы, аккомпанируя себе на гитаре. А вскоре, оставив Театральный институт, Валерий уже поет русские песни и романсы для зарубежных посетителей ресторана «Астория». Затем он становится актером Вильнюсского русского драматического театра, снимается в фильмах «Путина» и «Личной безопасности не гарантирую...», под псевдонимом Ковач выступает в цыганском ансамбле с исполнением цыганских таборных песен. С 1980 года Валерий Борисович Агафонов — артист Ленконцерта, организации, занимающейся прокатом талантов и мало озабоченной проблемами их творческого роста. Но, благодаря переполняющей его жажде творчества, Валерий не только много концертирует, но и постоянно расширяет свой репертуар, совершенствует мастерство. Программы его концертов состоят из русских бытовых и классических романсов, цыганских песен и так называемых цыганских романсов. Избранному жанру он остается верен даже тогда, когда в Ленконцерте ему предлагают приготовить программу из произведений советских композиторов. Валерий соглашается и выбирает произведения, стилизованные под старинные романсы. Так в его репертуаре появляется романс В. Баснера «Целую ночь», написанный для телефильма «Дни Турбиных» в духе старинного русского романса. В работе над произведениями, в выборе ре­ пертуара Валерий Агафонов отталкивался прежде всего от слова, поэтической основы романса. Вот почему в его репертуаре была программа романсов на стихи поэтов пушкинской поры, поэтов начала XX века — Н. Гумилева, А. Ахматовой, А. Блока. Высокая поэзия была представлена, осмыслена и донесена до слушателя этим замечательным певцом. Необходимо отметить чрезвычайно редкое и ценное качество, которым обладал Валерий Агафонов, — у него было безукоризненное чувство стиля. Исполняя романс на стихи Пушкина, певец погружает нас в атмосферу пушкинского времени, цыганская песня переносит нас в многоцветье цыганского табора, романсы же из репертуара А. Вертинского отнюдь не имитация манеры великого мастера, но исполнены в его стиле с привнесением своего личного отношения к произведению. Думается, что сегодняшний интерес к твор­ честву Агафонова — это, прежде всего, интерес к глубокому, тонкому интерпретатору русского романса, жанра, чрезвычайно сложного при всей его кажущейся легкости и доступности. Этот жанр требует от исполнителя помимо певческих данных большой культуры, артистизма, прекрасного знания музыкальной литературы, тонкого чувства эпохи, времени. Богатство красок, тончайшая интонационная филигрань, великолепная дикция, глубокое ос мысление романса отличают творчество Валерия Агафонова. При этом, не форсируя голос, он демонстрирует совершенное владение им, красоту тембра. Романсы в исполнении Агафонова подобны живописным миниатюрам — они лаконичны, точны, ярки. В них оживают надежды, переживания, радости и страдания давным-давно живших людей, между которыми возникали и рвались нити сердечной близости. Артист своим удивительным мастерством заставляет нас сострадать сегодня вновь этим давно прошедшим драмам и разбитым некогда сердцам. Благоговейное отношение к любимому жанру сказалось и в том, что у Агафонова была целая картотека русского романса с обязательным указанием автора слов и музыки, имена которых он отыскивал с завидным упорством. Это ли не говорит о большой любви и благодарности певца искусству прошлых лет, давшему ему чудесную возможность выразить в наши дни свои мысли и чувства. Открытия, которые подарил нам Валерий Агафонов, не ограничивались вещами забытыми или малоизвестными. Благодаря своей исполнительской манере, чуждой аффектированному чувству, надрыву, полной внутреннего драматизма, внешней сдержанности при большой духовной наполненности, артисту удалось вернуть первозданную чистоту и прелесть хорошо известным «запетым» романсам. Знаменитые «Хризантемы», «Изумруд», «Пара гнедых», «Мы вышли в сад» и многие другие зазвучали в его исполнении с новой силой и обаянием. Человек широких интересов и разносторонних способностей, В. Агафонов пробовал и сам писать музыку. Его романс — «Ты поила коня» на стихи С. Есенина — включен в эту пластинку. «Еще не раз вы вспомните меня и весь мой мир, взволнованный и странный» — эти гумилевские строчки стали названием пластинки. Мы возвращаемся к искусству Валерия Агафонова вновь и вновь, мы познаем его мир, масштаб его творческой личности, его такое своеобразное исполнение и толкование русского романса. Использованы материалы Михаила Дюкова и Наталии Вайнберг.

1.     Песни сердца. Диск-гигант   1986 -         
2.    Песни сердца 2                          1987   
3.  Вторят сердцу цыганские струны. 1988 -   
4.    Белая песня                          1989   
5.  Ещё не раз Вы вспомните меня.  1990
6.    С концертов клуба песни «Восток»                          1991   
7.   Вам девятнадцать лет   1998
8.    Романс. Избранное                          1999   
9.    Еще не раз вы вспомните меня                          2003   
10.    Я вас любил                          2003   
11.    Очи черные                          2004   
12.    За кордоном – любовь                          2004

Агафонов Валерий 1986 - Песни сердца. Диск-гигант С60 23375 007 (320)
Агафонов Валерий 1987 - Песни сердца 2 (LP) (320)
Агафонов Валерий 1988 - Вторят сердцу цыганские струны. LP С60 27403 004 (320)
Агафонов Валерий 1989 - Белая песня (LP) (320)
Агафонов Валерий 1990 - Ещё не раз Вы вспомните меня. LP С60 30079 002 (320)
Агафонов Валерий 1991 - Концерт в клубе Восток (LP) (256)
Агафонов Валерий 1998 - Вам девятнадцать лет (CD) (320)
Агафонов Валерий 1999 - Романс. Избранное (CD) (320)
Агафонов Валерий 2003 - Я вас любил (CD) (320)
Агафонов Валерий 2004 - За кордоном - любовь (CD) (320)
Агафонов Валерий 2004 - Очи черные (CD) (320)
Агафонов Валерий 2005 - Ещё не раз вы вспомните меня (CD) (320)
................................
Валерий Агафонов: поцелованный Богом

В пору эстрадного срама, разгула отвратительных псевдозвезд, несущих нам отраженный свет тлетворного Запада, то, что случилось на Моховой, 32, нынче, пятого сентября, невольно радует, трогает, утешает. И хоть мемориальную доску со словами «Здесь с 1941 по 1984 год жил выдающийся исполнитель русских романсов В.Б.Агафонов» часто обходят вниманием экскурсоводы, она собрала свыше тысячи горожан. Лестница здания до 4-го этажа утопала в экспозициях и портретах певца, а свечи вдоль ее стен казались огнем благоговейного почитания российского гения.
 
Как все прекрасное в нашей странной стране, митинг-концерт в честь 20-летия со дня смерти Валерия Борисовича Агафонова проходил потаенно, камерно. Афиша, расклеенная по городу агентством «Русская музыка», нас приглашала оригинально: «Концерт на лестнице. Вход свободный». «Свободным» вход быть не мог уже до начала торжеств. Люди заполнили лестницу, тротуар Моховой, толпа собралась и в сквере, что через улицу. И там букеты цветов. Море цветов. И там благоуханнее и светлее букетов лица людей – очень старых и совсем молодых, нарядных и в обветшалой одежде, такие разные лица, но их роднит лишь одно – одухотворенность российской высокой интеллигентности.
 
Концерт… Шел чистый голос певца, и не беда (хоть и стыдно), что в век сверхтехники мемориал Агафонова власти не удостоили: не разрешили питать динамики сквера от городской электросети. Несут канистры с горючим. Шумит, работая здесь автономно, чей-то притащенный бензодвигатель. Его шума не замечаешь. Не замечаешь никого, ничего, когда звучит «Капризная, упрямая» и ряд других шедевров этого певца.
 
Слово берут знакомые, друзья и почитатели его щедрого таланта. Лариса Дмитриева, ныне заслуженная артистка России, – дочь воспитателя детского сада, где рос болезненный скромный мальчик Валера. Помнит она, как поражали талантливость, чуткость и доброта этого необычного ребенка. Об исключительной простоте, душевном даре и щедрости Валерия Агафонова говорят и певица, друг семьи Ольга Барсова, и товарищ молодых лет киноактер Александр Булгаков, и лауреат международных конкурсов вокалистов Ирина Скорик, и многие другие.
 
Трудно сложилась жизнь великого артиста. Отец погиб на ленинградском фронте в 41-м, когда Валерий только что родился. Страшный диагноз – врожденный двойной порок сердца – в те годы был безнадежно неизлечим… Потом блокада, военное лихолетье. Ремесленное училище, ранний труд. Рабочий парень не расстается с гитарой. Играть и петь его никто не учил. Медицинский недопуск – всюду, и об него разбиваются мечты Валерия о театре, о сцене. «Какая сцена – под Богом ходит», – говорит о несчастном юноше кое-кто. Но не учитывает, что ходит-то поцелованный Богом избранник. Зато это понимают немногие, такие как народный артист СССР В.Меркурьев или профессор Академии художеств А.Мыльников. Они поддерживают увлечения Агафонова живописью, театром, но видят, что таланты редкого юноши бледнеют в сравнении с его исключительным вокальным даром. Голос поставлен самой природой, и Агафонов с гитарой – вскоре желанный гость и нужный сердцу сюрприз в кругу питерской интеллигенции.
 
Не отшумели еще овации этой интеллигенции на концертах А.Н. Вертинского, его считают непревзойдЈнным, но вот явился другой. И тоже русский романс, и те же темы, однако новая, совсем иная тональность. Вертинский и Агафонов равновелики и в то же время противоположны в своих концепциях восприятия мира. Противоположны, как ум и сердце. Мы можем плакать вместе с Вертинским, если поет он, что бывает отвержен, смешон, комичен, но тут же успокоит нас, и мы с ним вместе встанем на пьедестал и юмора над собой, и незыблемой мощи самоконтроля. Совсем иной Агафонов: он сгорает в моменте. Сердце его огромно, жертвенно и открыто, трепетно и ранимо, беспомощно, невзыскательно. Оно не ищет защиты разума и не нуждается в нем. И почитатели новаторства Вертинского стали больны Агафоновым! Это была не измена, а обновление. «Пани Ирэна» Вертинского и «Вам 19 лет» Агафонова, «Прощальный ужин» у первого и «Капризная» у второго – все эти параллели пересечься не могут и не должны.
 
И жаль, что этого, в частности, пока не понял наш молодой и талантливый О. Погудин, великолепный романс которого сегодня мечется в тщетных попытках вобрать концепции и Вертинского, и Агафонова.
 
Валерию Агафонову не грозила дисгармония дара. Он уникален. Он популярен, прекрасен, всеми любим. Эпоха Аллы Пугачевой и битлов в какой-то мере, Высоцкого с дальним прицелом на социальную перестройку, Валерия Агафонова не пускает в эфир (диск его дали на радио спустя три года после его смерти), но это не заботит артиста, он безотказно поет в Барнауле и в Вильнюсе, в «Ленконцерте» и в больничной палате, где ему часто приходилось лежать, поет он всякому, кто рвется слушать его, кому он нужен и кем любим. И люди рвутся, чтоб так же ясно сгореть в моменте. Такое можно испытать, лишь слушая Агафонова. А без него – не можем мы, не дано… «Это поет само сердце, открытое, нежнее, удивительно чистое и доброе», – писала об Агафонове заслуженная артистка РСФСР Е.В.Лисецкая.
 
А сердце было больное. И потому 20 лет назад, когда немолодой, внешне неприметный, в общем-то, некрасивый человек за полчаса до концерта сел в ленинградский автобус, чтоб подарить землякам еще один час ярчайшего, беспримерного чуда – сердце ему сказало «Прощай». А может, и не сказало, простилось молча. Только тот человек накренился набок, осел в толпе. Пьян? Нет, нисколько. Его поддержали, автобус остановился, вызвали скорую. Врач не ошибся в диагнозе: «К моргу. Он мертв»…
 
— Это же Агафонов, – узнали многие пассажиры. – Нет, с ним бывает. Это пройдет, он запоет. Он часто пел и в больнице, даже в реанимации.
 
Концерт тот не состоялся. Но Агафонов поет! Тому свидетели – многолюдье на Моховой, концерт в его детском скверике 5 сентября. Диск Агафонова бессмертен, он вертится и звучит, покуда вертится наша Земля. Он вместе с нами, нужный и добрый, не стареющий и вечно живой.
 
Шапки прочь, эстрадная шантрапа!
 
Эфир, очистись!

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27430
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Агафонов Валерий
« Ответ #1 : 22 Август 2020, 14:21:09 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика