19/04/24 - 04:04 am


Автор Тема: Аксёнов Игорь.  (Прочитано 526 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27436
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Аксёнов Игорь.
« : 13 Август 2019, 16:07:22 »
















Концерт Игоря Аксёнова в Твери .


Аксенов Игорь Иванович. [Россия, Тверская область, Тверь] (род. 12.06.1961)

Игорь Иванович Аксенов г.Тверь - Поэт, композитор, исполнитель. Автор музыки к художественным и неигровым кинофильмам, а также к телевизионным и радиопроектам. Журналист, директор «Тверь Авторадио». По образованию историк, по роду занятий звукорежиссер. Игорь Аксенов записал четыре пластинки – "Вот тебе рай", «Гамлет», «Фирс», "Порядок слов". Выпустил книгу стихов "Структура мира". В 2007 году Игорь Аксенов стал лауреатом "Золотой тыквы" в номинации "Поэзия". Игорь Аксенов является автором музыки многих телевизионных и радиопередач.
..........................
Поэт и композитор из Твери Игорь Аксёнов: «Чтобы не травмировать публику, чужие песни я петь не буду»

 В библиотеке имени Горького состоится долгожданный концерт известного барда

- Мои друзья, назовем их так, чтобы никого не делить на друзей и недрузей, меня часто спрашивают: «Почему ты так мало выступаешь?» Я отвечаю: «Ну вот так, да, мало выступаю». А они: «Это надо исправлять...» - «Ну да, согласен, надо исправлять...» Такой диалог может длиться годами, пока не появляется какой-то человек, который идет в конкретный зал, а потом сообщает мне: «У тебя, мой друг Аксёнов, 29 сентября в «Горьковке» концерт».

Именно с этого и началось наше интервью с поэтом, композитором и исполнителем Игорем Аксёновым. Автор музыки к художественным и неигровым кинофильмам, а также к телевизионным и радиопроектам. Журналист, заместитель директора тверской редакции радио «Комсомольская правда», историк по образованию, звукорежиссер по роду занятий... Он и вправду редко выступает. Пожалуй, даже слишком редко.

На этот раз тем самым инициативным человеком оказалась детская писательница Александра Клюшина. Давняя хорошая знакомая Игоря, услышав как-то на радио «Комсомольская правда» программу «Хрустальный кляп», решила во что бы то ни стало встретиться, напомнить о себе и напомнить Игорю о том, что пора все-таки появиться на публике.

- Программу я назвал «Эти и Другие песни». Почему так? У меня вообще была давняя мечта о концерте, где бы я пел чужие песни, а мои пели бы другие люди. Можно сказать, что эта мечта осуществилась. Правда, чужие песни я петь не буду, чтобы не травмировать публику, а попытаюсь исполнить свои. В то же время я обратился к ребятам, коллегам и друзьям с предложением что-то исполнить из моего репертуара. Таким образом, концерт будет состоять из двух отделений: моего и всех тех, кто придет на концерт.

- В концертной афише ты представлен как поэт, композитор, исполнитель. Как ты позиционируешь себя сам? Ты - это кто?

- Я думаю, что достаточно, чтобы каждый себя ассоциировал со своим именем. Ты - Ирина Тарасова. Я - Игорь Аксёнов. Я учился в университете, я бомжевал, я преподавал в сельхозинституте историю партии, я работал учителем, я продавал люстры, я был директором, затем редактором «Комсомольской правды» в Твери, но я всегда старался оставаться собой. А что касается творчества, то я не музыкант и не исполнитель, наверное... Ты часто видела музыкантов, у которых вместо 10 работает 7 пальцев и которые вынуждены при этом играть на гитаре? Я музыкант? Нет! Ты часто видела певцов, которые нигде не учились, и у них нет голоса? Нет! Поэтому я автор в первую очередь, который всегда пытался восполнить пространство, незанятое в моей душе еще никем.
 
- Уже можно сказать, кто точно выступит на концерте?

- Кто точно?! Даже я неточно буду! - ошарашивает Игорь, и только спустя секунду я понимаю, что это была шутка, особая шутка Аксёнова... Увидев, что до меня дошло, Игорь сразу становится серьезным и как ни в чем не бывало продолжает: - Поп-этно певица Любомира пожелала исполнить мою песню. Причем она позвонила и попросила разрешения включить ее в свой репертуар. Я за такие вещи очень «за», поэтому, конечно, согласился. Далее Сергей Локтев с группой «ИНТРОМИР» пообещал что-то сделать. Оксана Сюткина, участница «Хрустального кляпа», высказала желание, Игорь Евдокимов, группа «Дежавю», Олег Зинченко...

- И ты уже знаешь, кто что исполнит?

- Нет, специально не уточняю. Пусть будет сюрприз. Некоторые волнуются, а как же, Игорь Иванович, вдруг, что не так? Меня кстати часто называют Игорь Иванович, - вдруг уточняет Аксёнов.

- И?.. - Пытаюсь узнать его мнение.

- Я считаю, что это справедливо как с той, так и с другой стороны, - вновь спускает с небес на землю собеседник. – И, кстати, волноваться никому не нужно. Как бы вы ни старались, ребята, если вы сейчас читаете эту статью, несмотря на то, что у вас прекрасные голоса или музыканты, вы все равно это не сделаете лучше, чем я. Потому что я автор. А значит, я не обязан уметь играть, уметь петь, я обязан представить песни такими, какие они есть.

При этих словах надо было видеть глаза Аксёнова - интервью его искренне веселило.

Уже прощаясь с Игорем, вдруг замечаю непривычную озадаченность в его глазах.

- Если честно, когда все только намечалось, я думал, это будет такой небольшой, домашний концерт. После разговора с тобой уже в этом сомневаюсь, - глядя сквозь меня вдруг уронил Игорь Иванович.

Я ничего не ответила, но подумала... Зная Игоря, его странно дергающее за душу творчество, заставляющее страдать или верить во что-то несбыточное, я тоже в этом сомневаюсь... Должно получиться круто!
.....................................
Я бард

В литературной Твери состоялось событие знаковое – книгу стихов наконец-то выпустил мой коллега-журналист Игорь Аксенов. Правда, в коротеньком предисловии от автора сказано: «Под этой обложкой собраны слова песен. Песни написаны в период с 1983 по две тысячи, может быть, второй или третий год. Большая часть – запоем с 90-го по 93-й».

Насколько мне известно, Игорь уже перешагнул рубеж 45 лет. И это – первая книга. Пример всем юным стихослагателям, что мнят себя гениями и выпускают поспешно не просто «сырые», а никакие поэтические сборники, появления которых в более зрелые лета, быть может, будут стыдиться. Если дорастут до поэтической зрелости.

Примечательна сама история появления у меня этого сборника. Это не подарок автора, хотя мы знакомы со времени издания первого музыкального сборника его песен. Они были записаны в 2000 году на студии «Остров» в Москве у Евгения Слабикова, который и сам пишет песни, правда, как композитор - на чужие стихи. С тех пор Игорь Аксенов записал еще три пластинки – «Гамлет», «Фирс» и четвертую, названия которой не знаю. А сообщил мне, что книгу стихов Игоря можно купить в Твери в киосках «Союзпечати», другой поэт – Святослав Михня. Настоящие поэты не ревнивые. Наоборот, они радуются каждому свежему поэтическому слову.

Книга меня откровенно порадовала. Большую часть текстов как песен я не слышала, потому и читала их как стихотворения. Песенный ритм и музыкальность в них очень чувствуются, но это не умаляет их достоинств. Стихи остаются стихами. Их можно воспринимать и без аккомпанемента.

Я бард.

Как тысячи подобных мне,

я воздух пью, не чтоб дышать,

а петь.

Сто крат

сжигал я пальцы на струне,

а между пальцев таял снег –

я бард.

В стране,

где если бьют, так до крови,

а если пьют, так до зари, -

зима.

В зиме,

где только через сотни лет

заметят наш упрямый след, -

я бард.

Эта декларация, объясняющая, как талантливые люди попадают в авторскую песню. Или в поэзию.

Разбирать настоящую поэзию я не умею и не собираюсь. Неожиданные метафоры, новые рифмы, сложные ритмы – все в книге есть. Философские размышления, жизненные зарисовки, трагические выводы/ Знаю еще, что в книге Аксенова не только много грусти, порой безысходной, но находится место и оптимизму.

И каждый божий день с утра

одно нам только и дано,

что солнце входит в каждый дом,

и, будто красная икра,

его веселые лучи

намазаны на бутерброд,

а за окном водоворот

людской одежды волочит,

и плотно ввинчены дожди

в асфальт и там погребены,

нам не узнать, какие сны

им снятся там,

а впереди так много солнц

и так прозрачны утра.

По некоторым сведениям, книга Игоря Аксенова номинирована на литературную премию «Золотая тыква» в разделе «поэзия». Результаты будут объявлены завтра, 22 декабря. Если бы я входила в жюри (хотя бы как один из лауреатов «Золотой тыквы»), я непременно отдала бы эту премию Игорю. Ну а пока обещаю публикацию стихов из этого сборника в нашей с вами любимой рубрике «Часть речи».

 Автор: Елена Васильчук.
/////////////////////////////

                    Игорь  Аксёнов   
 
 2001 г.

Интервью для газеты. Полный вариант без корректировки журналиста.

 Краткое досье

 Игорь Аксёнов. Возраст переходный – 40 лет. Историк по образованию. Пишет песни лет двадцать. Стал относиться к ним со всей строгостью последние четыре года. Наивысшим пиком творчества считает период с 1989 по 1993 годы. Сочиняет музыку на собственные тексты. Песни разноплановы и по музыкальным, и по литературным стилям. Образы ассоциативны и зримы. Очевидна философская наполненность песен. Ярко выраженная эмоциональность самобытно сочетается с мягкостью и сдержанностью манеры исполнения. В творчестве отсутствуют признаки вторичности, что и обуславливает непреходящий интерес к его созданиям.

 Вы пишете песни с 1983 года. Процесс творчества предполагает непрерывное развитие и самой творческой личности. Как эволюционировало Ваше творческое кредо? Что для вас важнее: построение собственного мира и его экспансия на окружающий, т.е. самореализация, или попытка понять содержание окружающего мира, т.е. поиск вечных истин?

- Я ожидал пошлых вопросов, но не до такой же степени!

Начнем с того, что я слабо представляю себе, что такое творчество, совсем не

врубаюсь в понятие кредо,  и покрываюсь пятнами при только мысли о том, что всё это барахло еще может эволюционировать. Я нормальный человек. Может быть, мне немножко больше, чем необходимо, нравится русский язык. Случилось так (за много веков до моего рождения), что русский язык очень певучий. Слово, сказанное нараспев, завораживает. Когда этих слов несколько, они очаровывают. Когда их закольцовываешь в стих, у простаков съезжает крыша, а автор этого безобразия становится обладателем мощнейшего оружия, которое поражает всю нервную систему сначала одного, а потом и остальных слушателей. Способность придумывать красивые слова и перекладывать их на музыку (равно, как умение смешать краски и положить их на полотно, отсечь от камня лишнее) иногда называют даром. Это удобно для лентяев. Есть дар  зашибись, нет ну и хрен с ним. Придумать, смешать и отсечь это только первая, самая легкая работа. Потом надо жить в соответствии с придуманным, да еще не дай бог озвученным на людях. Я благодарю судьбу за то, что она дала мне возможность сказать от своего имени: давно я другим прощаю то, за что себя ненавижу, и теперь ничего в жизни мне не сделать без оглядки на эти слова. Это помогает оставаться нормальным человеком, но и требовать от других того же. По-вашему выходит, что моё творческое кредо эволюционирует в сторону построения собственного мира и его экспансии на мир окружающий, а сам я самореализуюсь, чёрт Вас дери!

 Каким Вы видите идеальное состояние для творчества? Что, на Ваш взгляд, может являться основной мотивацией для создания песен, проще говоря, как рождаются песни?

- Будем говорить проще. Сначала появляется предчувствие. Предчувствие обретает ритм. Тогда становится понятно, какая рождается песня  веселая/ грустная, быстрая/медленная, громкая/тихая и т.п. Никаких слов, никакой музыки  только жуткое биение внутри и невыносимое желание избавиться. Избавление приходит, когда предчувствие (или чувства) удается выразить словами и музыкой. Всё.

      Любое состояние, в котором написаны песни, которые не стыдно петь, является идеальным состоянием для творчества.

В своих песнях Вы зачастую тяготеете к историческим, литературным и даже библейским персонажам. У вас вышли два альбома "Гамлет" и "Фирс". Почему такие названия? Имеет ли каждый из альбомов собственную концепцию?

- Насчет персонажей  это Вам так кажется. Просто те или иные имена у Вас на слуху, и Вы легко выделяете этих  полпотов-ланцелотов из общего ряда. Есть песня, где рядом муха и Ленин. Все спрашивают, почему Ленин, почему с квадратной головой. Его узнают, им интересуются. А рядом - муха спит, она бледна, она на целый мир одна!!! Никому не дозволено быть рядом, когда вырывается из уст вздох: все зря. Страшно умирать с таким приговором. Отсюда попытка уговорить смерть: и не подохнуть в ноябре, и никогда не умереть. Не надо ничего, только бы жить, жрать, брать, врать, и цель одна, она ясна  сидеть, пердеть, в окно глядеть и ждать, когда придет весна.

Об альбомах. Сначала один хороший человек в финансово-административном порядке заставил меня записать несколько песен на студии «Остров» в Москве. Возникла необходимость как-то систематизировать материал. Сложилась концепция «Песен о времени». Песня «Розенкранц и Гильденстерн» претендовала на право заглавной песни проекта. Засекайте логику: песни о времени  время - годы  лета  гам лет  Розен- Гильден  Гамлет. К тому же нет такого актера, который не мечтал сыграть Гамлета. И я его сыграл в гамме лет, в гаме лет. В своем «Гамлете». Раз пошла такая пьянка, пришлось в этой плоскости искать лейблы для следующих проектов «Песен о времени». В этом году вышел «Фирс». Сейчас я втихаря в домашней студии готовлю демо-версию третьего альбома, который назову «Шариков».

Почти в каждой третьей Вашей песне звучит тема зимы. "Нас всех однажды в плен взяла метель" и "мы одной зимой выжжены, срезаны, ранены»  в этих строчках угадывается примирение с неодолимым драматизмом земной жизни и некая общность. В других строчках  "холода как капкан, в холода не взлететь"  зима ассоциируется с безнадежностью, и, наконец,  откровенно отождествляется со смертью в словах "о смысле смерти и зимы". Образ зимы, расцвеченный разными красками,

  один из Ваших любимых?

- Отнесем это к недочетам. Недостаточно работает наш бард над поиском свежих образов. Повторяется, склеротик. Эксплуатирует штампы. Был не прав. Обещает исправиться.

 У нас получается очень серьезное философское интервью. Давайте несколько

приземлимся и поговорим о людях. С одной стороны, Вы не безызвестный публике бард со стажем, с другой Вы только начали публиковаться. Вас запрещали. Не смущает мысль, что Ваши песни устарели, у них чуждые молодому поколению тональность и видеоряд. Тот, кто выбирает Pepsi, не сможет эмоционально "отрезонировать" на Ваше творчество.

- Большинство песен, вошедших в «Гамлет» и «Фирс» были написаны лет 10-15 назад. Поначалу это смущало. Но работа началась, песни пелись и пелись. На аранжировку приходили музыканты, люди тоже не глухие. Приходил Дихтер, приходил Луферов, Андрей Козловский  ребята прямые. Полное отсутствие с их стороны реакции на «душок». Козловский возмущался по поводу недоделанного рок-н-ролла в «Головокружении». Слова, говорил хорошие, а рок-н-ролл недоношенный. Дихтер, наверное, так и живет в заблуждении, что Ваш покорный слуга  новая ветвь андеграунда. Дихтеру просто не повезло. Мы долго, сводили «Маклая», а мэтр всегда приходил на месте, где про «блядки».

Конечно, стареет все, даже сeквойя. Но, к счастью, родная речь живет дольше человека. И чувства человека, выраженные в речи, при определенном стечении обстоятельств сохраняют свежесть. Про pepsi я тоже могу поговорить, но в рекламном блоке и за большие деньги.

 Это интервью проводится перед Вашим, концертом. Есть ли у Вас какие-то особые ритуальные способы подготовки к выходу на публику или приметы хотя бы?

- Примет нет. Есть одна морока. Если бы я знал, что песни, которые сочинил, придется исполнять на публике, я бы крепко подумал прежде чем хвататься за перо и гриф. Перед концертом приходится переписывать все слова, чтобы они были перед носом, иначе непременно собьюсь. Наконец, я умудрился повредить палец на левой руке. И его уже не исправить. Аккомпанемент с такими конечностями выходит более, чем скромным. Поэтому на предстоящем концерте над аудиторией будет поставлен эксперимент. Попытаюсь работать под минуса.

 У Вас есть превосходная баллада "О чем молчит поверженный дракон?", и, на мой взгляд, очень простые, и одновременно емкие строчки из нее:

Зачем ты вышел в полночь, Ланцелот, -

Хватает смерти при дворе Артура,

Косая смерть кривит в усмешке рот

И смерть косая требует натуры

Все тот же двор, все тот неспешный пир,

Все те же кубки пенные дымятся,

Чуть больше лет, чуть больше черных дыр,

Чуть больше слез и пушечного мяса.

Все те же пальцы, мертвы и бледны,

Вонзают спицы в глотку трубадура,

Все также спится, также снятся сны

За Ланцелота королю Артуру?

 Люди не меняются с течением веков. Все на земле повторяется не однажды и возвращается на круги своя. Зачем писать песни, если попытки изменить первородную человеческую сущность с помощью поэтического слова еще ни разу не увенчались успехом. Развивается лишь цивилизация потребления, а мы также порочны и беспомощны, как и тысячи лет назад??

- Это идеальная бактериальная среда для закаливания души. Нельзя безоговорочно принимать правила, по которым живут люди. Очень много плохого. Сплетни, интриги, шкурничество, враньё, некорректность раздражают каждый день. Надо стараться быть очень сильным и немного святым. У некоторых получается. Можно выбрать отдельный путь, написать отдельную биографию. Такое дано немногим. И это справедливо. Не может быть двух Галичей, Башлачевых, Высоцких, Бродских.

Они не повторятся никогда. Все повторится  войны, обман, любовь, снег, дождь, смерть и даже жизнь. На это добро спрос будет всегда. Его будут хватать, делить, давать в долг, зарывать на черный день. Но ощущение неполноценности и толчеи будет мучить всегда. До тех пор, пока на бумаге, пусть даже только для себя, не попытаешься сформулировать смысл своего присутствия в этом мире или хотя бы свои чувства. Именно из этих формулировок слагаются те настоящие жизни, о которых я говорил. Очень дорогое, но единственное достойное человека занятие.

Это моё мнение, но другого у меня нет.

 P.S. Откроем маленький секрет читателю. Корреспондент не знаком с бардом Игорем Аксёновым и никогда его не видел. Просто записи с песнями были любезно предоставлены бардом для интервью. А само интервью, ввиду большой загруженности главного редактора двух тверских СМИ, все того же Игоря Аксёнова, в наш компьютеризированный век состоялось с помощью электронной почты. Возможно, брать интервью по почте также глупо, как и писать музыку по телефону. Но не менее безнадежно расчленять творчество любого автора на отдельные составляющие. И чтобы почувствовать настоящее "очарование", его нужно воспринимать цельно, со всеми переливами света и тени в неразделимой совокупности. Да, честно признаем, что электронная переписка не лучший способ познакомиться. Но тем заманчивей представляется встреча с героем этого интервью. Итак, до встречи на концерте!

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27436
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Аксёнов Игорь.
« Ответ #1 : 22 Август 2020, 14:46:24 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика