28/03/24 - 11:50 am


Автор Тема: Айгуль ВИА  (Прочитано 703 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Айгуль ВИА
« : 08 Август 2019, 16:33:33 »































ВИА АЙГУЛЬ 2014 .

Алм-Ата. Казахская ССР.

         Первый женский ВИА в Казахской ССР был создан из девушек-студенток Казахского государственного женского педагогического института. В переводе "Айгуль" означает "Лунный цветок". Этот поэтичный образ точно отражал тогдашний возраст и состояние духа участниц этого необычного коллектива. Молодые, красивые, самозабвенно увлеченные своим искусством, они являли собой молодость страны, молодость Казахстана. И, подобно нежному, прекрасному цветку, раскрывались во время многочисленных выступлений на публике их замечательные дарования.
          За всю историю ВИА "Айгуль" в нем работали не так много человек - всего 12. Организовал коллектив и был его бессменным руководителем академик Высшей школы, доктор педагогических наук, профессор Балтабаев Марат Хамитович. Находясь под впечатлением очень популярного тогда фильма "В джазе только девушки" с Мерилин Монро, М.Балтабаев решил создать свой казахский джаз-бэнд. Идея дать имя "Айгуль" будущему ансамблю принадлежала ему, и он написал песню с таким же названием, которая стала гимном коллектива. Все выступления ансамбля начинались именно с нее.
          "Айгуль" создавал маленькие шедевры, сочетающие в себе народные национальные традиции и современность. Достигалось это широким диапазоном подбора музыкальных инструментов, среди которых древняя домбра и ультрасовременный электроорган, полузабытый шан-кобыз и электрогитара. Синтез старого и нового находил свое выражение, прежде всего, в умении передавать народные мелодии современным музыкальным языком. Таковы отличительные тенденции ансамбля "Айгуль", придавшие ему неповторимость и особую привлекательность. Быстро завоевав признание у себя в республике, "Айгуль" объездил с концертами весь Казахстан, Советский Союз и десятки стран мира. Горячо встречали его зрители ГДР, Югославии, Польши, Франции, Японии, Египта, Монголии.
          В 1969 году ВИА "Айгуль" стал лауреатом Всесоюзного телевизионного конкурса "Алло, мы ищем таланты", в 1975 - удостоен звания "Народный художественный коллектив", а в 1977 году ансамбль стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
         По окончании института участницы ВИА "Айгуль" играли вместе еще 8-9 лет. Но поскольку ВИА был самодеятельным, то с приходом семейных и профессиональных забот ансамбль перестал существовать.
         Осенью 2007 года, в канун празднования 60-летия родного Казахского государственного женского педагогического института, ВИА "Айгуль" был возрожден в следующем составе: Сахипжамал Узакбаева (ритм-гитара), Галина Карамолдаева (соло-гитара, солистка), Айгерим Даирбаева (бас-гитара), Менсулу Искакова (саксофон), Акмарал Артыкова (синтезатор), Гулзада Бектеолова (ударные), Роза Ерназарова (солистка) и Карлыгаш Муртазина (солистка).
         В 2009 году ансамбль отметил свой 40-летний юбилей большим концертов в Алма-Ате.
 ........................
Вокалистка ансамбля Галина КАРАМОЛДАЕВА: «Я никогда не стремилась решить свои личные проблемы, используя имя ансамбля»

22 октября 2009
 
8 марта 1969 года. Этот день до сих пор памятен представителям старшего поколения, чья молодость пришлась на 60–70-е годы. Именно в этот день взошла звезда ставшего впоследствии знаменитым вокально-инструментального ансамбля «Айгуль». Этот коллектив состоял из красавиц известного ЖенПИ, при одном упоминании о котором загорались глаза почти всех парней тогдашнего Алматы. Именно в этом учебном заведении группа студенток музыкального факультета и выпускник Киевского музыкального училища Марат БАЛТАБАЕВ основали этот первый в республике девичий творческий коллектив. Песни в исполнении артисток быстро приобрели популярность, они стали звучать по радио, на телевидении. Благодаря ансамблю казахскую национальную музыку узнали в ближнем и дальнем зарубежье. В 1975 году ансамбль гастролировал в Японии, затем в Германии, Польше, Франции…

Прошли годы. Долгих 20 лет «Айгуль» не показывался на сцене. За эти годы в Казахстане поклонники часто вспоминали наполненные ярким национальным колоритом лиричные песни ансамбля. В 2004 году на телеканале «Казахстан-1» показали выступление группы в его прежнем составе, и с тех пор члены коллектива, вернувшиеся после долгого отсутствия на эстраду, радуют своих поклонников. В этом году в связи с 40-летием со дня основания ансамбля члены коллектива решили объехать с концертами все области республики. Один из таких концертов прошел недавно в Атырау.

«КОЛОНКУ ИЗГОТАВЛИВАЛИ... ИЗ СТАРОГО ПАТЕФОНА»

После концерта мы побеседовали с Галиной КАРАМОЛДАЕВОЙ, которая самой первой пришла в ансамбль.
– Галина, для читателей газеты небезынтересна история любимого ансамбля. И первый вопрос – почему ансамбль назвали «Айгуль»?
– Первые наши концерты в Доме школьников в Алматы проходили в течение четырех дней – 5, 6, 7 и 8 марта 1969 года. Было решено, что Международный женский день 8 Марта станет днем основания нашего ансамбля. Так вот, в том концерте принимал участие тогдашний первый секретарь Центрального комитета комсомола Казахстана Озбекали Жанибеков. После концерта он сказал: «Появление такого замечательного девичьего ансамбля – радостное событие в культурной и духовной жизни страны. И название творческого коллектива должно быть соответствующее. А что если, к примеру, соединить луну, светящуюся на небе, и цветок, украшающий землю, и назвать его “Айгуль? Да и вы сами, я вижу, девушки луноликие и благоухающие, как цветы”, – сказал он. Все девчата во главе с художественным руководителем Маратом ага дружно поддержали это предложение....
– Кстати, несколько слов о Марате Балтабаеве.
– В то время, когда мы впервые встретились с ним, Марат ага уже окончил Киевское музыкальное училище и учился в Московском институте искусств. Но любовь к родной земле, к песням привела его в Алматы. И что интересно, работа подвернулась ему не где-нибудь, а в самом ЖенПИ! Талантливый молодой музыкант, мечтавший до этого собрать из студентов какого-нибудь учебного заведения ансамбль, который бы стал воплощением лучших традиций казахской народной музыки, попал в институт, где учились одни девушки. Однако в этом были и свои положительные моменты. Своим тонким организаторским чутьем он уловил, что создание ансамбля, состоящего исключительно из девушек, будет новым, неожиданным и оригинальным музыкальным проектом.
Это была эпоха дефицита. Помнится, как Марат ага сбился с ног в поисках колонок для усиления звука. Тогда он раздобыл где-то два стареньких патефона, на корпус которых электрики установили всё необходимое оборудование. Затем с помощью обычной проволоки Марат ага подсоединил это ноу-хау к гитарам и промежуточному стабилизатору.
Ансамблю удалось поднять престиж казахских песен, интерес к которым среди слушателей заметно снизился. Песни “Каракозайым”, “Алуызыл тас”, “Гулдерайым”, зазвучавшие по-новому под аккомпанемент гитар, подарили народу огромное духовное наслаждение. В то время нелегким делом оказалось найти и возродить народные инструменты – шанкобыз, шертер, дауылпаз и продемонстрировать перед публикой их своеобразное звучание в сочетании с современными инструментами – гитарой, саксофоном. Ансамблю “Айгуль” удалось на сцене воплотить в реальность все эти казавшиеся тогда сумасбродными идеи.

У КАЗАХОВ КРУГ В ОСОБОМ ПОЧЕТЕ

– Во время выступления на сцене вы упомянули о том, как на гастролях во Франции вы научили французов казахскому слову “донгелек”. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом забавном случае...
– С удовольствием. Французы тогда нас очень тепло принимали. В парижской газете “Авангард” были опубликованы такие строки: “До чего же мелодичны казахские песни!” Перед нашим отбытием на Родину французы попросили: “Научите нас хотя бы одному казахскому слову”. Тогда Марат ага довольно неожиданно предложил им: “Выучите слово “донгелек”. Потому что у казахов все круглое – и хлеб, и горшок, в котором его выпекают, и юрта, и лицо старца, восседающего на почетном месте в этой самой юрте, и тюбетейка на его голове, и накрытый, уставленный яствами стол. Да что там толковать, круглые у нас и казаны, и блюдца, и даже наши сердца. Мы были поражены находчивостью Марата ага. Французам очень понравилось предложенное нами слово, и они без конца повторяли его. Надеюсь, они не забыли его до сих пор.
– Галина, говорят, что во время вашего посещения Японии в 1975 году вершины знаменитой Фудзиямы, которые большую часть времени не видны из-за облаков, вдруг заблистали всеми своими яркими красками...
– Это действительно удивительная история. Интересный случай произошел до этого в аэропорту Токио, когда мы только сошли с трапа самолета. Те люди, которые должны были встретить нас, прошли мимо, не обратив на нас никакого внимания. Через некоторое время, немного оглядевшись по сторонам, они приблизились к нам и спросили: «Извините, вы приехали из Советского Союза?». Наша переводчица ответила утвердительно. Тогда японцы, немного смутившись, признались: «Еще раз просим прощения, мы, глядя на ваш внешний вид, подумали, что вы японские девушки. Вы сильно походите на них». А когда позже они повезли нас показать Фудзияму, облака на самом деле рассеялись, и засверкало солнце. Тогда японцы сказали: «Фудзияма еще ни к кому, кроме вас, не была так благосклонна!»

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА СЦЕНУ

– Ваши поклонники сильно скучали по вас. Чем было вызвано ваше столь длительное отсутствие?
– Подобные вопросы вызывают у нас сильное волнение и душевный трепет. Мы благодарны своим преданным слушателям. Возвращение на сцену – радостное событие не только для наших зрителей, но и для нас самих. Инициатором возрождения коллектива стала ректор Казахского женского педагогического университета (ЖенПУ) Шамша БЕРКИМБАЕВА. Как-то она встретилась с нашим нынешним художественным руководителем Сакыпжамал УЗАКБАЕВОЙ и заверила ее, что окажет всяческую поддержку, если ансамбль вернется на музыкальную сцену. После этого мы решили рискнуть и приступили к репетициям. В свой репертуар включили появившиеся на свет сорок лет тому назад и прозвучавшие сегодня песни «Гульдерайым», «Тек кана кыздар», «Камажай», «Каракозайым», «Алматынын алмасы», «Баринен де сен сулу» и другие. На шестидесятилетнем юбилее ЖенПУ, празднование которого состоялось на сцене Дворца Республики, Шамша апай завела задушевный, волнующий разговор о нашем ансамбле. Затем мы вышли на сцену и исполнили четыре песни. Именно тогда и состоялось возвращение ансамбля “Айгуль” после двадцатилетнего (с 1985 года) перерыва.
– Читателей интересует вопрос, откуда родом артистки, где они сейчас работают, чем занимаются?
– Сама я из Джамбульской области, родилась в Кордайском районе, росла в Чуйском. В 1967 году поступила в ЖенПИ. Ныне являюсь доцентом ставшего для меня уже родным ЖенПУ. Сакыпжымал Узакбаева из Семипалатинска. Сейчас она академик Международной Академии педагогических наук, доктор педагогических наук. Айгерим Дайырбаева уроженка Усть-Каменогорска, на сегодняшний день работает специалистом в отделе информационной аналитики Парламента РК. Менсулу Искакова, приехавшая в свое время из Саратова, ныне доцент ЖенПУ, кандидат педагогических наук. Вокалистка ансамбля Роза Ерназарова из Кызылорды, доцент в пединституте имени Коркыт ата. Акмарал Артыкова – алматинка, ныне преподает в ЖенПУ. Вокалистка Карлыгаш Муртазина из Семипалатинска, сейчас режиссер телерадиокорпорации «Казахстан-1». Все мы работники культуры РК.

«СЛУЖЕНЬЕ МУЗ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ…»
– А были случаи, когда вы, пользуясь известностью и славой ансамбля «Айгуль», пытались решить свои личные проблемы?
– Все наши девчата очень скромные и порой даже стесняются признаться в том, что они из ансамбля «Айгуль». Лично я ни разу не пыталась решить свои проблемы за счет высокого авторитета ансамбля. Иногда некоторые узнают меня и предлагают свою помощь, от которой я, как правило, отказываюсь, потому что считаю, что я должна быть наравне со всеми.
– А как “Айгуль” относится к зарабатыванию денег на свадьбах?
– Лично я категорически против этого, ибо искусство – святое понятие. Если меня попросят, я, конечно, спою парочку песен. Но не за деньги, а чтобы не обидеть людей, не испортить им хорошее настроение.
На шумных свадьбах мало кто вникает в смысл песен. Песни в исполнении нашего ансамбля не для пьяных застолий. По возможности стараемся не принимать приглашения на различные торжества. Наши песни, появившиеся в 70-ые годы, сейчас превратились в ретро-шлягеры. Выпустили CD-диск с этими песнями, небольшую книгу об истории создания ансамбля. Сегодня вот выступили с концертом, посвященным 40-летию ансамбля, перед вашей публикой. Оказалось, в Атырау умеют ценить настоящее искусство. У этого чудесного драматического театра имени Махамбета какая-то особенная священная аура. Пусть Аллах и впредь ниспошлет нам лишь радостные встречи!
– Благодарю вас за беседу, Галина!

Беседовал Тарас НАУРЫЗАЛИ

Онлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Айгуль ВИА
« Ответ #1 : 22 Август 2020, 14:34:55 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика