20/04/24 - 17:56 pm


Автор Тема: Бендюков Юрий.  (Прочитано 608 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Бендюков Юрий.
« : 30 Сентябрь 2019, 15:57:02 »














Декабрь 1996.Владимир Хаскин, Юрий Бендюков, Юрий Лорес. [Фото из архивов Дивногорского КСП (Красноярский край).


Юрий Бендюков и Владимир Хаскин. [Фото из архивов Дивногорского КСП (Красноярский край).


Юрий Бендюков и Владимир Хаскин. [Фото из архивов Дивногорского КСП (Красноярский край).

Юрий Бендюков - "Свет погасим у свечи"


(род. 22.03.1946, ум. 27.08.2010)

Бендюков Юрий Павлович ("Бен"). [Россия, Красноярский край, Красноярск] (род. 22.03.1946, ум. 27.08.2010)

Бендюков Юрий Павлович ("Бен") родился 22 марта 1946 года в Ширяевском районе Одесской области. Младенцем "уехал" в Китай, в двухлетнем возрасте привезен был в Красноярск, где и прожил всю жизнь. Умер 27 августа 2010 года...

Закончил училище искусств по двум специальностям — руководитель народного коллектива и преподаватель гитары.

Песни писал с 1961 года на свои стихи. В том же году впервые взялся за изготовление гитар.

Полностью свою собственнную гитару сделал в 1967 году.

Гитарный мастер — в этом качестве известен не менее, чем автор песен
.....................................................................
Его гитара проживет сто лет .

Когда на концерте в красноярском Доме офицеров, где звучали две акустические гитары, отключились микрофоны, одна из них "онемела" уже для четвертого ряда, другую было слышно в конце зала. Второй была гитара Бена — мастера Юрия Бендюкова.

 Его квартира напоминает музыкальную мастерскую. Впрочем, почему напоминает? Она ею и является: кругом в строгом порядке покоятся всевозможные инструменты, станки, заготовки, чертежи, схемы, полу готовые изделия. А всё остальное — шкафы и прочие диваны — лишь для обеспечения нормальной жизнедеятельности и в строгих пределах, чтоб не мешать священнодействию. (Еле удержался от постановки последнего слова в кавычки — они здесь лишние.)

 Вам легко поверить, например, в такое: для сбора материала на одну гитару надо перетаскать многие тонны груза? Пробираясь по чащобам, буреломам и лесным пожарищам, сначала отыскать нужную породу дерева, потом волочить на себе, обрабатывать, шлифовать...

 Об отсутствии у мастера-кустаря транспорта, заготовительного, сушильного, первообработочного и прочих цехов вы, вероятно, догадываетесь. Однажды он надорвался. Физически – "руки полетели", врачи прописали покой. Попробовал, – стало хуже. Тогда вспомнил свой годами выработанный принцип: "По утрам умываться потом". Гантели и эспандеры в квартире-мастерской много места не занимают, основной деятельности не мешают. Полегчало. Ещё помогло общение с природой, походы на Столбы.

 Не забыли столбисты старшего поколения, как в 60-е годы сбегались на клич: "Бен пришёл!" И он пел свои песни, аккомпанируя на чужой гитаре, томимый её несовершенством. 35 лет из 52 прожитых он создаёт свой инструмент. Расчетливо и интуитивно продвигаясь к цели, освоил профессии слесаря, сварщика, настройщика рояля, инженера-конструктора... Когда понял, что музыкальный мастер, чтобы не быть обычным ремесленником, должен профессионально владеть гитарой, закончил училище искусств. Вот тогда его гитара стала "подавать голос".

 А чтобы инструмент запел (не заскрипел и не зашептал до четвёртого ряда), много ему надо. Наборная верхняя дека — в центре очень плотный материал, по краям помягче — из ели и пихты, нижняя дека и обечайка — из берёзы. Нужен клён, желателен палисандр, глазковый кап со ствола берёзы... Что ещё? Одержимость, фантазия, поиск, творчество, чутьё, готовность вскочить среди ночи и записать очередную идею.

 Годы ушли на поиск внутренней конструкции верхней деки. Не задумывались, почему скрипка живёт сотни лет, а гитара от силы два десятка? Имеется в виду полноценная жизнь звучащего инструмента. Секрет в форме. Сама выпуклая конструкция скрипки работает на прочность, а плоская гитара долго не выдерживает нагрузки натянутых струн.

 У Юрия целый альбом исчерчен схемами — он ищет точки приложения пружин для продления жизни инструмента. Похоже, ещё несколько раз придётся вскочить среди ночи, и оптимальное решение будет найдено.

 Разработаны разные конструкции гитар, они имеют имена: Анастасия, Мария, Катерина. У каждой своя форма, свой объём, свой звук. Есть, например, такая характеристика звучания инструмента, как полётность, — насколько далеко слышен звук, именно это ощутила публика в Доме офицеров. А ещё звук обладает тембровой насыщенностью, продолжительностью. И далеко не всё можно рассчитать — на помощь приходит интуиция, вдохновение. Великие слова поэта о том, что искусство "...не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра", нельзя, конечно, понимать буквально — всё необходимо.

 Гитара Бендюкова звучит от Магадана до Бреста и дальше. Её полюбил замечательный музыкант Евгений Стародумов, её увёз на землю обетованную популярный бард Евгений Клячкин, её встречали наши туристы в Германии (для специалиста распознать её не трудно — розетка вроде личного клейма мастера). Думают ли там, что слушают звучание сибирской тайги, которая дарит Юрию материал?

 Тайга подарила ему большее. Когда его трёхмесячной дочке врачи не оставили надежды, он взял её в сплав по Мане. 25 дней на плоту, спасаясь воздухом и ягодой-брусникой, ребёнок вернулся к жизни.

 Самому тоже неоднократно приходилось выкарабкиваться. И не только после упомянутого надрыва при заготовке сырья (до сих пор руки не набрали былой мощи) или после падения с обледенелого Авиатора, что на Перьях. Не всегда есть средства для довольно дорогостоящего производства, не всегда имеется спрос на изделия. Но силы, в конце концов, находятся. И уже делана гитара, которая, по утверждению мастера, проживёт сто лет! Поживём, послушаем...
................................................
ФА (глава из эссе "Семь нот")

Передачу об этом человеке я мечтаю сделать давно. Без малого тридцать лет поют его песни — на Столбах, в геологических партиях, студенческих общагах. Поют, порой даже не зная, кто автор. Вот уже что точно все знают — так это его гитары.

 Юрия Бендюкова друзья зовут просто Бен. А гитары он стал делать примерно тогда же, когда начал сочинять песни. Иметь его гитару считается престижным: она легкая, как пушинка с хорошим тембром. Несколько лет назад на одном из фестивалей Юра подарил мне свою гитару, и я до сих пор не могу придти в себя от этого. Я же семиструнник, играю на ширпотребовской древней гитаре фабрики Луначарского. Юрин инструмент для меня — как японский телевизор для кроманьонца. Но такова, видимо, сила таланта, вложенного в бездушную вроде деревяшку: моя дочь, которая была совсем маленькой, когда я принес домой подарок, прилепилась к беновской гитаре, несколько лет тенькала на ней и сейчас вполне прилично с нотами разбирает любой аккомпанемент. Не было у нее учителей — была беновская гитара. Как вышло, что она стала разговаривать с дочерью на обоим им понятном языке, а меня обошла — тайна. Мистика...

Не заблудись в глуши моей души

Меж грез, надежд и разочарований,

Но в чудном храме встреч и расставаний

Ты от меня отречься не спеши.

 Чужая душа — потемки, но хорошая песня высветит ее — да и своя душа понятнее станет. Видимо, поэтому авторская песня и объединяет людей сильнее привычных формальных уз — работы, семьи, профессии. Она — что-то вроде масонского знака, по которому узнается свой. И не важно, сколько ему лет, какое образование, где работает. Юра рассказал, как в 1968 году на фестивале авторской песни в Новосибирске познакомился с Галичем. Вот уж совершенно разные люди: провинциальный сибирский парнишка — и драматург, сценарист, поэт, чья трагическая судьба уже предугадывалась... А там, на фестивале, Галич все окликал Юру: то гитару настроить, то еще зачем-нибудь. Только Юра меня предупредил: не вздумай фантазировать, что-де мы с Галичем только вдвоем и были не разлей вода. Галича осаждали все, и со всеми он был внимателен и душевен. Просто ему гитара Юры понравилась (точнее это была гитара Коли Еремина), он на ней и играл. Может, поэтому они как-то вместе и держались, особенно во время выступлений.

 Я смертельно завидую Бену за это знакомство. Тем более завидую, что в 1968 году у нас в Свердловске был свой фестиваль, где меня "запретили". Ах, как бы славно я рассказал это Александру Аркадьевичу! Не пришлось. Но наверное, Судьба знает, что делает. Если говорить о некоем энергетическом посыле, который дает встреча с талантливым поэтом, то Юре такой посыл был нужнее, чем мне. Ведь взяться в сущности мальчишке за работу, посильную Мастеру... Начать с нуля и добиться, чтобы твою гитару знали и в Ленинграде, и в Свердловске, и в Норильске, и в Хабаровске... А если принять во внимание, что в прошлые годы Юра делал это чуть ли не нелегально, у нас же имелась совершенно определенная установка по поводу частнопредпринимательской деятельности... Статья даже была в Уголовном Кодексе. Помню недоумение в его глазах, когда я в те годы предложил сделать телепередачу о его гитарах. Учитывая, что это предложение исходило от работника милиции, ситуация выглядела в высшей степени пикантной. Тогда я этого не понимал, да и сейчас, откровенно сказать, не могу постигнуть. Ведь инструмент, материал, сушка, сборка — все это делал — один. На кухне! День за днем, год за годом. Кому гитара — забава, Юре — крест. А ведь жизнь у гитары короткая, 5-6 лет. У Юры же есть инструменты, которым уже 14-17 лет. Он как-то мне долго объяснял про свои конструктивные изменения. К счастью, я ничего не понял. Но вот один разговор запомнил.

 — Почему, как ты думаешь, скрипки Страдивари, Гварнери живы до сих пор, и даже играют на них — а вот гитар с тех времен не сохранилось?

 — Мастера делали, — брякнул я первое, что пришло в голову.

 — Что ж, по-твоему — гитарные мастера хуже были? Нет, брат, тут дело в другом: у скрипки натяжение струн на деку доходит до тридцати килограммов, а у гитары — свыше семидесяти. Не выдерживает дерево. Вот я, считай, всю жизнь и пытаюсь эту загадку решить.

 Сейчас, слава Богу, Бен решает ее вполне легально. Он официально признанный гитарный мастер. А, кроме того — академический советник красноярской секции Сибирского отделения Академии наук России. Когда я спросил, что он там делает, в Академии, он усмехнулся:

 — То же, что и раньше — гитары.

 А песни что ж? Пишет он и песни, только вот редко. И выступает тоже редко. Авторская песня требует от человека одного — молодости. Неважно, сколько тебе лет, чем ты занимаешься: делаешь гитары или в бухгалтерии сводишь авансовые отчеты. Ты должен быть молодым. Гитары Бена, его песни — это символ его молодости. А то, что ему 48 лет, так это так — арифметика. Когда-то Юра написал "Капитана".

 Капитан покинул судно,

Капитану очень трудно,

И звучит на корабле: "Отдать швартовы!"

Пыхнув трубкой прогоревшей,

Лет на десять постаревший,

Капитан уходит улочкой портовой...

 Со временем нам придется повторить путь Юриного героя. Думаю, однако, что Бену до этого еще далеко: в апреле у него родилась дочка, Анастасия, а на последнем концерте Юра вышел с новой гитарой и спел кучу новых песен. Боюсь, что теперь он опять надолго исчезнет с горизонта. Но это ничего не значит. Он непременно появится — с новой гитарой, новыми песнями... А может, чем черт не шутит, опять на крестины позовет.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Бендюков Юрий.
« Ответ #1 : 23 Август 2020, 15:53:54 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика